Т.А. Бондарь, И.Ю. Захарова,
И.С. Константинова, М.А. Посицельская,
А.Е. Рязанова, М.В. Яремчук
Подготовка к школе
детей с нарушениями
эмоционально-волевой сферы:
от индивидуальных занятий
к обучению в классе
7-е издание, электронное
Москва
«Теревинф»
2020
Стр.4
УДК 376.1
ББК 74.3
Б81
Б81
Бондарь, Татьяна Алексеевна и др.
Подготовка к школе детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы: от
индивидуальных занятий к обучению в классе / Т. А. Бондарь и др. — 7-е изд.,
эл. — Москва : Теревинф, 2020. — 1 файл pdf : 289 с. — (Опыт работы Центра
лечебной педагогики). — Систем. требования: Adobe Reader XI либо Adobe Digital
Editions 4.5 ; экран 10". — Текст : электронный.
ISBN 978-5-4212-0618-7
В книге рассказывается, как подготовить к школе детей с расстройствами аутистического
спектра, нарушениями сенсорной интеграции, ЗПР, СДВГ, множественными нарушениями
развития и др. Без специальной подготовки такие дети не могут налаживать
отношения с другими детьми и взрослыми, им сложно принимать правила школьной жизни.
Средовой подход, сложившийся в Центре лечебной педагогики, позволяет провести
ребенка с нарушениями общения по пути от индивидуальных занятий к полноценному
участию в жизни группы и в дальнейшем – школьного класса.
В книге подробно описываются этапы введения детей в группу; рассказывается, из
каких занятий складывается день; приводятся общие законы построения занятий, позволяющие
шаг за шагом включить ребенка с проблемами поведения в достаточно разнообразные
среды – урока, перемены, музыкального занятия и т.д. Большое внимание уделено
трудностям, возникающим в процессе работы, и путям их преодоления.
Для учителей, психологов, педагогов, воспитателей детских садов, специалистов психолого-педагогических
центров и других организаций, работающих с детьми с нарушениями
развития.
УДК 376.1
ББК 74.3
Электронное издание на основе печатного издания: Подготовка к школе детей с нарушениями
эмоционально-волевой сферы: от индивидуальных занятий к обучению в классе / Т. А. Бондарь
и др.] — 6-е изд., испр. и доп. — Москва : Теревинф, 2019. — (Опыт работы Центра лечебной
педагогики). — 288 с. — ISBN 978-5-4212-0602-6. — Текст : непосредственный.
В соответствии со ст. 1299 и 1301 ГК РФ при устранении ограничений, установленных техническими
средствами защиты авторских прав, правообладатель вправе требовать от нарушителя возмещения
убытков или выплаты компенсации.
ISBN 978-5-4212-0618-7
© Авторский коллектив, 2011
© Авторский коллектив, дополнение
и переработка, 2019
© Теревинф, 2019
Стр.5
69. Федеральный государственный образовательный стандарт
начального общего образования. [Электронный ресурс] //
URL: https://fgos.ru/LMS/wm/wm_fgos.php?id=nach
70. Фромм э. Искусство любить: Исследование природы любви.
– М.: Педагогика, 1990.
71. хёйзинГА й. Homo ludens (Человек играющий). – СПб.:
Азбука, 2007.
72. хольЦ р. Помощь детям с церебральным параличом. – М.:
Теревинф, 2007.
73. ЦукермАн Г.А. Виды общения в обучении. – Томск: Пеленг,
1993.
74. ЦыГАнок А.А., виноГрАдовА А.л., констАнтиновА и.с. Развитие
базовых познавательных функций с помощью адаптивно-игровых
занятий. – М.: Теревинф, 2018.
75. ЦыГАнок А.А., Гордон е.б. Коррекция пространственных
представлений у детей // Особый ребенок: Исследования и
опыт помощи: Сборник. – М.: Теревинф, 1999. – Вып. 2. –
С. 103–110.
76. шАрГородскАя л.в. Формирование и развитие предметнопрактической
деятельности на индивидуальных занятиях.
– М.: Теревинф, 2018.
77. Эмоциональное и познавательное развитие ребенка на музыкальных
занятиях / Под ред. Ю.В. Липес. – М.: Теревинф,
2018.
78. ЮхАнссон и. Особое детство. – М.: Теревинф, 2018.
Стр.284
284
Содержание
Предисловие ........................................................................ 5
Использование средового подхода
в процессе интеграции .......................................................6
Создание группы подготовки к школе и ее работа .............7
Занятия и среды в системе подготовки к школе .................9
11 Использование средового подхода
в процессе интеграции
Введение ........................................................................... 12
Цель работы ...........................................................................16
Задачи курса подготовки к школе ......................................17
Критерии готовности к школе .............................................19
Формы работы .......................................................................20
Средовой подход ............................................................... 24
Среда как система отношений ............................................26
Виды сред с точки зрения структурированности ..............35
Возможности адаптации к среде .........................................37
Пример среды: школа ...........................................................51
Заключение ...........................................................................55
Интеграционный маршрут .................................................. 57
83 Создание группы подготовки
к школе и ее работа
Распределение детей по группам........................................ 84
Роли взрослых во время групповых занятий ....................... 95
Административная структура .............................................99
Структура отношений взрослых и детей
(социальные роли) ..........................................................106
Стр.285
Межличностные роли взрослых
по отношению к детям ....................................................111
Педсоветы ............................................................................111
Проблемы поведения ....................................................... 115
Агрессия и агрессивное поведение ...................................119
Агрессивные действия взрослых .......................................148
Структура группового дня ................................................ 152
Групповые занятия .............................................................153
Индивидуальные занятия ..................................................155
Сочетание групповых и индивидуальных занятий ........156
Консультации врачей .........................................................160
Помощь семье ......................................................................163
169 Занятия и среды в системе
подготовки к школе
Свободная игра на перемене ........................................... 170
Игровое занятие «Круг» ................................................... 176
Урок ................................................................................ 183
Физкультура .................................................................... 205
Музыкальное занятие ...................................................... 211
Танцы .............................................................................. 222
Одевание ........................................................................ 227
234 Послесловие. Приложения.
Литература
Послесловие .................................................................... 235
Примеры расписаний групп подготовки к школе ............... 237
Этапы интеграции ребенка с помощью
средового подхода ....................................................... 244
Н.Л. Моргун. Подготовка к обучению в школе детей
с особенностями эмоционально-волевой сферы ............246
История Кирюши: анализ индивидуального случая ........... 271
Литература ...................................................................... 278
Стр.286