Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
УДК [159.922.7:373.21.013](07)
ББК 88.611.3я7+74.1я7
Б87
Бриш, Карл
Б87
Теория привязанности и воспитание счастливых людей
ISBN 978-5-4212-0243-1
Книга д-ра Карла Бриша, специалиста в области детской и юношеской
[Электронный ресурс] / Карл Бриш – Эл. изд. – Электрон. текстовые
(1 файл pdf : 210 с.). – М. : Теревинф, 2015. – Систем. требования:
Adobe Reader XI ; экран 10".
психиатрии, автора метода психотерапии, основанного на теории привязанности,
посвящена описанию программы SAFE®. Ее основная цель – развитие
детско-родительской привязанности, компетентности семьи, создание условий
для здорового развития детей. Участвуя в программе SAFE®, родители учатся
лучше понимать эмоциональные потребности детей, чут ко взаимодействовать
с ними. Дети, у которых сложились прочные эмоциональные связи с родителями,
отличаются более социальным поведением, они способны к эмпатии,
творчеству, выносливы и устойчивы в стрессовых ситуациях.
Для родителей и тех, кто только собирается ими стать; для специалистов,
работающих с беременными женщинами и семьями с маленькими детьми:
акушеров и инструкторов по подготовке к родам, консультантов по грудному
вскармливанию, психологов, врачей и медицинских сестер, психотерапевтов,
лечебных педагогов, воспитателей яслей и детских садов, логопедов и др.
УДК [159.922.7:373.21.013](07)
ББК 88.611.3я7+74.1я7
Деривативное электронное издание на основе печатного аналога: Бриш
Карл. Теория привязанности и воспитание счастливых людей / Карл Бриш.
– М.: Теревинф, 2014. – 208 с. ISBN 978-5-4212-0192-2
В соответствии со ст. 1299 и 1301 ГК РФ при устранении ограничений,
установленных техническими средствами защиты авторских прав, правообладатель
вправе требовать от нарушителя возмещения убытков или
выплаты компенсации
ISBN 978-5-4212-0243-1
© 2010 Klett-Cotta - J.G. Cotta’sche
Buchhandlung Nachfolger GmbH, Stuttgart
© Теревинф, 2013
Стр.5
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
Содержание
Предисловие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .10
Что такое эмоциональная связь родителей и детей . . . . . . . . . 14
Жизненно важные потребности детей 17
Прочная эмоциональная связь –
лучшая основа для личностного роста . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25
Эмоциональная связь и выживание 25 . Потребность
в эмоциональной поддержке в ситуациях страха и разлуки
26 . Самый близкий человек 28 . Иерархия взрослых:
«пирамида привязанности» 29 . Система эмоциональных
связей и познание окружающего мира в игре
31 . Система эмоциональных связей и обучение 32 .
Основные предпосылки формирования системы прочных
эмоциональных связей 34 . Разные типы эмоциональных
связей 47 . Характер эмоциональной связи
передается через поколения 62 . Преимущества прочных
эмоциональных связей 63 . Минусы непрочных
эмоциональных связей 67 . Если привязанность не сложилась
68
Беременность и привязанность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 81
Во время беременности 84 . Развитие ребенка в утробе
матери 86 . Дородовая диагностика 91 . Значение идеалов
92 . Какие изменения происходят с будущими родителями
в период ожидания ребенка 96 . Нас трое 97 .
Как снизить напряжение 98
Младенец и его родители. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 101
Активное бодрствование и игра 101 . Baby Talk – язык
детей 102 . Совместная игра 103 . Плач – гарантия выживания
105 . Как успокоить грудного ребенка 108 . Подобающие
способы побуждения и стимуляции 111 . Ритмы
между постоянством и частыми изменениями 113 .
Кормление 114 . Сон и ночное расставание 116 . Приучение
к расставанию на время засыпания 119 . Условия
сна младенца 125 . «Карта погоды» 127 . Разрешите
5
Стр.6
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
представиться? 127 . Счастливые моменты 129 . «Несчастливые»
моменты 130 . Чувство материнства 133 .
Чувство отцовства 134 . Группы для мам и пап 135 .
Малая и большая семьи 136 . Интеграция семьи в другие
социальные группы 139
Родители и грудной ребенок: идеализированные
представления и реальные проблемы . . . . . . . . . . . . . . . . . . .141
Развитие привязанности у ребенка в течение первого
года жизни 141 . Поведение младенцев служит пусковым
механизмом для воспоминаний родителей 143 .
Повторение историй из собственного детства 144 .
Эмоциональная переработка события появления ребенка
на свет 147
Отношения между партнерами . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .152
Отношения между партнерами до родов 152 . Отношения
между партнерами после родов 153
Помощь по уходу за младенцем
и значение расставаний. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .158
Помощники 158 . Няня-бэбиситтер 158 . Частная нянявоспитательница
160 . Ясли 162 . Няня-гувернантка
по программе Au-Pair 166
Круг безопасности и помощь детям
с нарушениями привязанности. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .173
Полный круг безопасности у детей с надежной привязанностью
173 . Как предотвратить возникновение нежелательных
типов привязанности 176 . Проблемы с расставаниями,
гневом, криками, сном и кормле нием 179
Программа SAFE® помогает установить
прочную эмоциональную связь с ребенком . . . . . . . . . . . . . . .195
Для кого предназначены группы SAFE® 195 . Как устроены
группы SAFE® 196 . Обучение ведущих SAFE® 205 .
Исследования эффективности про граммы SAFE® 206 .
Дополнительные SAFE®-программы 207 . Заключение
207
Об авторе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .209
6
Стр.7