Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Психология развития и возрастная психология (235,00 руб.)

0   0
Первый авторБолотова А. К.
АвторыМолчанова О. Н., Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики»
ИздательствоМ.: Изд. дом Высшей школы экономики
Страниц528
ID703406
АннотацияУчебник содержит системное изложение базового курса «Психология развития», в котором представлены понятийный аппарат и основные, ставшие уже классическими теории и подходы к проблеме психического развития в отечественной и зарубежной психологии. Отличительная особенность данного учебника в том, что в нем наиболее полно представлены все возрастные этапы и особенности развития от пренатального периода до поздней взрослости, включая танатологию. Собранный воедино учебный материал является логическим продолжением «Хрестоматии по психологии развития» и содержит необходимый методический инструментарий, применяемый для диагностики психического развития. Актуальность выхода нового учебника определяется настоятельной необходимостью подготовки грамотных практических психологов для нужд социальной сферы, бизнес-практики, методического обеспечения консультативной работы.
Кем рекомендованоСоветом по психологии УМО по классическому университетскому образованию в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальностям психологии
Кому рекомендованоУчебник предназначен для студентов, аспирантов и слушателей психологических отделений университетов, будущих педагогов и социальных работников.
ISBN978-5-7598-1442-9
УДК159.92(075.8)
ББК88.37я73
Болотова, А.К. Психология развития и возрастная психология : учебник / О.Н. Молчанова; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики»; А.К. Болотова .— 2-е изд. (эл.) .— Москва : Изд. дом Высшей школы экономики, 2019 .— 528 с. — (Учебники Высшей школы экономики) .— Деривативное эл. изд. на основе печ. изд. (М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2012); Электрон. текстовые дан. (1 файл pdf : 528 с.); Систем. требования: Adobe Reader XI либо Adobe Digital Editions 4.5 ; экран 10" .— ISBN 978-5-7598-1442-9 .— URL: https://rucont.ru/efd/703406 (дата обращения: 26.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Психология_развития_и_возрастная_психология__учеб._пособие.pdf
УДК 159.92(075) ББК 88.37я7 Б79 доктор психологических наук, профессор А. И. Подольский доктор психологических наук, профессор В. П. Зинченко Р е ц е н з е н т ы: Б79 Болотова, А. К., Молчанова О. Н. А. Психология развития и возрастная психология [Электронный ресурс] : учеб. пособие / 0". ISBN 978-5-7598-1442-9 Учебник содержит системное изложение базового курса «Психология развития», в котором представлены развития в отечественной и зарубежной психологии. Отличительная особенность данного учебника в том, что понятийный аппарат и основные, ставшие уже классическими теории и подходы к проблеме психического д в нем наиболее полно представлены все возрастные этапы и особенности развития от пренатального периода продолжением «Хрестоматии по психологии развития» и со поздней взрослости, включая танатологию. Собранный воедино учебный материал является логическим К. Болотова, О. Н. Молчанова ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — 2-е изд. (эл.). — Электрон. текстовые дан. (1 файл pdf : 528 с.). — М. : Изд. дом Высшей школы эконобо Adobe Digital Editions 4.5 ; экран 1мики, 2019. — (Учебники Высшей школы экономики). — Систем. требования: Adobe Reader XI литарий, применяемый для диагностики психического развития.одержит необходимый методический инструменАктуальность выхода нового учебника определяется настоятельной необходимостью подготовки грамотных т практических психологов для нужд социальной сферы, бизнес-практики, методического обеспечения консульдля университетов, будущих педагогов и социальных работников.ативной работы. Учебн студентов, аспирантов и слушателей психологических отделений ик предназначен УДК 159.92(075) ББК 88.37я7 Деривативное электронное издание на основе печатного издания: Психология развития и возрастная психология д [Текст] : учеб. пособие / А. К. Болотова, О. Н. Молчанова ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — М. : Изд. ом Высшей школы экономики, 2012. — 526 с. — (Учебники Высшей школы экономики). — ISBN 978-5-7598-0731-5. щВ соответствии со ст. 1299 и 1301 ГК РФ при устранении ограничений, установленных техническими средствами зас иты авторских прав, правообладатель вправе требовать от нарушителя возмещения убытков или выплаты компенации. ISBN 978-5-7598-1442-9 ©© Болотова А. К., 2012 © Молчанова О. Н., 2012 В Оформление. Издательский дом ысшей школы экономики, 2012
Стр.5
ОГЛАВЛЕНИЕ Введение ............................................................................................................................................. 8 ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ ................... 11 Глава 1. Введение в психологию развития .......................................................................... 13 1.1. Определение предмета. Основные понятия .................................................. 13 1.2. Стратегии изучения развития ........................................................................... 18 1.3. Общие методы, используемые в психологии развития .............................. 23 1.4. Этика научного исследования ........................................................................... 27 Контрольные вопросы ................................................................................................ 30 Тестовые задания .......................................................................................................... 31 Рекомендуемая литература ........................................................................................ 32 Глава 2. Теории онтогенетического развития человека ................................................. 33 2.1. Исторические основы и главные проблемы психологии развития ......... 33 2.2. Теории развития: биологический подход ....................................................... 36 2.3. Поведенческий подход: теории научения ...................................................... 47 2.4. Психоаналитический подход ............................................................................. 54 2.5. Когнитивно-генетический подход ................................................................... 69 2.6. Контекстуальный подход ................................................................................... 88 2.7. Культурно-исторический поход ....................................................................... 93 2.8. Временной аспект развития личности в онтогенезe ................................. 115 Контрольные вопросы .............................................................................................. 126 Тестовые задания ........................................................................................................ 127 Рекомендуемая литература ...................................................................................... 130 ЧАСТЬ ВТОРАЯ. ПСИХОЛОГИЯ ДЕТСТВА ..................................................................... 133 Глава 3. Пренатальный и перинатальный периоды развития ................................... 135 3.1. Пренатальный период ....................................................................................... 135 3.2. Факторы среды, влияющие на пренатальное развитие ............................ 140 3.3. Перинатальный период ..................................................................................... 148 Контрольные вопросы .............................................................................................. 153 Тестовые задания ........................................................................................................ 153 Рекомендуемая литература ...................................................................................... 154 Глава 4. Младенчество ............................................................................................................. 155 4.1. Кризис новорожденности ................................................................................ 155 4.2. Психосоциальное развитие ............................................................................. 162 4.3. Когнитивное развитие ...................................................................................... 167 4.4. Двигательное развитие ..................................................................................... 174 Контрольные вопросы .............................................................................................. 178 Тестовые задания ........................................................................................................ 178 Рекомендуемая литература ...................................................................................... 180 Глава 5. Раннее детство ........................................................................................................... 181 5.1. Кризис одного года ............................................................................................ 181 5
Стр.6
Оглавление 5.2. Психосоциальное развитие ............................................................................. 183 5.3. Предметная и другие виды деятельности .................................................... 185 5.4. Когнитивное развитие ...................................................................................... 187 К5.5. Личностное развитие ........................................................................................ 195 екомендуемая литература ...................................................................................... 202 Глава 6. Дошкольный возраст ............................................................................................... 203 6.1. Кризис трех лет ................................................................................................... 203 6.2. Психосоциальное развитие ............................................................................. 206 6.3. Сюжетно-ролевая игра и другие виды деятельности дошкольника ........ 211 6.4. Когнитивное развитие ...................................................................................... 222 К6.5. Личностное развитие ........................................................................................ 231 екомендуемая литература ...................................................................................... 238 Тонтрольные вопросы .............................................................................................. 200 Рестовые задания ........................................................................................................ 201 Тонтрольные вопросы .............................................................................................. 236 Рестовые задания ........................................................................................................ 236 Глава 7. Младший школьный возраст ................................................................................ 239 7.1. Кризис семи лет .................................................................................................. 239 7.2. Психосоциальное развитие ............................................................................. 242 7.3. Учебная деятельность ....................................................................................... 245 7.4. Когнитивное развитие ...................................................................................... 249 7.5. Проблема одаренности. Личностное развитие одаренных школьников ........................................... 253 екомендуемая литература ...................................................................................... 264 ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. ПСИХОЛОГИЯ ОТРОЧЕСТВА ............................................................ 265 К7.6. Личностное развитие ........................................................................................ 257 Тонтрольные вопросы .............................................................................................. 262 Рестовые задания ........................................................................................................ 262 Глава 8. Подростковый возраст ............................................................................................ 267 8.1. Подростковый кризис ....................................................................................... 267 8.2. Физическое и психосексуальное развитие .................................................. 269 8.3. Психосоциальное развитие ............................................................................. 273 8.4. Общение и другие виды деятельности подростка ..................................... 277 8.5. Когнитивное развитие ...................................................................................... 281 К8.6. Личностное развитие ........................................................................................ 285 екомендуемая литература ...................................................................................... 293 Тонтрольные вопросы .............................................................................................. 291 Рестовые задания ........................................................................................................ 292 Глава 9. Юношеский возраст ................................................................................................. 294 9.1. Кризис ранней юности ...................................................................................... 294 9.2. Психосоциальное развитие ............................................................................. 295 9.3. Учебно-профессиональная деятельность .................................................... 301 9.4. Когнитивное развитие ...................................................................................... 306 К9.5. Личностное развитие ........................................................................................ 307 екомендуемая литература ...................................................................................... 316 6 Тонтрольные вопросы .............................................................................................. 314 Рестовые задания ........................................................................................................ 314
Стр.7
Оглавление ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ. ПСИХОЛОГИЯ ВЗРОСЛОСТИ ................................................... 317 Глава 10. Введение в психологию взрослости .................................................................... 319 10.1. Общая характеристика развития в период взрослости .......................... 319 10.2. Стадии и кризисы на этапе взрослости: биографический подход ....... 322 10.3. Стадии и кризисы на этапе взрослости: возрастной подход ................. 325 Контрольные вопросы .............................................................................................. 329 Тестовые задания ........................................................................................................ 330 Рекомендуемая литература ...................................................................................... 331 Глава 11. Ранняя взрослость .................................................................................................... 332 11.1. Задачи развития ранней взрослости ............................................................ 332 11.2. Социальный контекст развития: семья и друзья ...................................... 334 11.3. Когнитивное развитие и профессиональная деятельность ................... 339 11.4. Личностное развитие ....................................................................................... 343 Контрольные вопросы .............................................................................................. 347 Тестовые задания ........................................................................................................ 348 Рекомендуемая литература ...................................................................................... 349 Глава 12. Средняя взрослость.................................................................................................. 350 12.1. Задачи развития средней взрослости .......................................................... 350 12.2. Социальный контекст: друзья и семья ........................................................ 352 12.3. Когнитивное развитие и профессиональная деятельность ................... 354 12.4. Личностное развитие ....................................................................................... 360 Контрольные вопросы ............................................................................................. 364 Тестовые задания ........................................................................................................ 364 Рекомендуемая литература ...................................................................................... 365 Глава 13. Поздняя взрослость ................................................................................................. 367 13.1. Общая характеристика позднего возраста ................................................. 367 13.2. Задачи развития поздней взрослости .......................................................... 371 13.3. Физические аспекты старения и проблема здоровья .............................. 373 13.4. Социальный контекст развития: друзья и семья ...................................... 375 13.5. Когнитивные изменения в поздней взрослости ........................................ 379 13.6. Личность и старение ........................................................................................ 389 13.7. Благополучная старость .................................................................................. 397 13.8. Окончание жизненного пути ......................................................................... 402 Контрольные вопросы .............................................................................................. 405 Тестовые задания ........................................................................................................ 406 Рекомендуемая литература ...................................................................................... 406 Глава 14. Диагностика и методы исследования в психологии развития ................... 408 14.1. Диагностика психического развития детей в раннем онтогенезе (до 5 лет) ....................................................................... 408 14.2. Диагностика психологической готовности к школьному обучению ................................................................................... 432 14.3. Методы диагностики интеллектуального развития................................. 451 14.4. Методы диагностики развития личности ................................................... 484 14.5. Методы исследования пожилых людей ....................................................... 510 Литература ..................................................................................................................................... 515 7
Стр.8

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ