УДК 159.98
ББК 88.4
Ф789
Ф789
Фопель, Клаус.
Психологичеcкие принципы обучения взрослых. Проведение
воркшопов: семинаров, мастер-классов / К. Фопель ;
пер. с нем. — 3-е изд., эл. — 1 файл pdf : 362 с. — Москва :
Генезис, 2025. — (Все о психологической группе). — Adobe
Reader XI либо Adobe Digital Editions 4.5 ; экран 10". — Текст :
электронный.
ISBN 978-5-98563-746-5
В книге известного немецкого психолога и психотерапевта Клауса
Фопеля представлен широкий спектр практических идей, а также
приемов и техник проведения профессиональных психологических
мастерских, или «воркшопов». Она дает читателю возможность
ознакомиться с основными принципами современной теории
обучения, основанной на результатах новейших исследований мозга;
получить конкретные сведения о том, как организовать «динамическое»
обучение; пополнить свой репертуар десятками кратких
техник интервенции, а также более чем двумя сотнями игр и упражнений;
и наконец, узнать, как можно использовать теорию «семи интеллектов»
Говарда Гарднера для повышения эффективности работы.
Ранее книга издавалась под названием «Эффективный воркшоп».
УДК 159.98
ББК 88.4
Электронное издание на основе печатного издания: Психологичеcкие
принципы обучения взрослых. Проведение воркшопов: семинаров,
мастер-классов / К. Фопель ; пер. с нем. — Москва : Генезис, 2010. — 360 с. —
(Все о психологической группе). — ISBN 978-5-98563-209-5. — Текст :
непосредственный.
В соответствии со ст. 1299 и 1301 ГК РФ при устранении ограничений, установленных
техническими средствами защиты авторских прав, правообладатель вправе требовать
от нарушителя возмещения убытков или выплаты компенсации.
ISBN 978-5-98563-746-5
© Издательство «Генезис», 2003, 2010
Стр.5
когда партнеры вторгаются на нашу территорию и нападают на
нас, и т. д. Если мы хотим в совершенстве овладеть искусством
поддержания баланса в процессе сотрудничества, нам будут осо
бенно полезны упражнения, в которых задействовано тело.
Ниже представлены игры, которые применяются при обуче
нии актеров. Любая театральная постановка — это тонкий про
цесс совместной работы, где актеры должны уметь чувствовать
друг друга. Игры помогут участникам воркшопа стать более чут
кими к межличностному балансу. Их можно время от времени
использовать для «разогрева» или для подготовки к групповой
работе. Они могут также предварять классические формы совме
стной работы при решении задач, требующих высокой степени
готовности к сотрудничеству.
✴
Упражнение 1. «Толкалки»
Это упражнение продемонстрирует участникам, как мож
но применять физическую силу и при этом не брать верх над дру
гими. Иными словами, они узнают, как сотрудничать, постоянно
поддерживая баланс.
Участники разбиваются на пары, смотрят друг на друга, поло
жив руки на плечи партнера. Нужно представить, что на полу
между ними находится воображаемая линия, которую нельзя пе
ресекать. Затем оба начинают с силой давить на плечи друг дру
гу. Если ктото чувствует, что его «противник» слабее, он
несколько уменьшает давление, чтобы не столкнуть партнера, не
выиграть. Если ктото из участников усиливает давление, то вто
рой может сделать то же самое. Цель — применить как можно
бoльшую силу, но до того предела, который может терпеть парт
нер.
Варианты. Участники стоят спина к спине и держат друг дру
га за руки. Оба с силой давят на спину партнера, но так, чтобы не
столкнуть его.
✴
Упражнение 2. «Сиамские близнецы»
Оба партнера оказывают одинаковое давление друг на дру
га и должны синхронизировать его.
Сначала участники разбиваются на пары так, чтобы партнеры
были примерно одинакового роста. Затем они встают спина к спи
не и медленно сгибают колени, пока (все еще спина к спине) не
278
Стр.279
опустятся на пол. После этого начинается самая трудная часть
задания: пары должны одновременно подняться и вернуться в ис
ходную позицию. При этом руки должны быть соединены в обла
сти локтевых сгибов. Некоторым это удается с первого раза,
другие падают и продолжают попытки. Неудача происходит в том
случае, если ктото оказывает более сильное давление, чем парт
нер, если участники не могут найти общий ритм или один из парт
неров пытается поднять другого. Успех возможен только тогда,
когда участникам удается найти баланс, когда оба действуют син
хронно и оказывают одинаковое давление друг на друга.
После короткого обсуждения происходит смена партнеров.
Как правило, это упражнение с одними партнерами получается
лучше, чем с другими.
В заключение проводится обсуждение в кругу. Как можно пе
ренести полученный опыт на другие процессы сотрудничества?
Один из уроков звучит так: мы не можем сотрудничать со всеми
одинаково успешно. В хорошем процессе сотрудничества каж
дый должен использовать всю свою энергию, сильному трудно
сотрудничать со слабым, потому что сильному приходится сдер
живать себя.
✴
Упражнение 3. Балансирование
В этом упражнении появляется новый элемент, а именно —
доверие. Участники должны не только применять силу, но одно
временно и расслабляться. Упражнение легче выполнить, если
партнеры одного роста.
Участники встают друг напротив друга, так, чтобы они могли
дотронуться кончиками пальцев до плеч партнера. Затем берутся
за руки и подходят друг к другу, пока не соприкоснутся мысками
обуви. Ноги фиксируются в таком положении. Партнеры вытяги
вают руки, отклонившись назад, и, держась за руки, пытаются
найти равновесие. Если им это удается, то руки оказываются пол
ностью вытянутыми, тела отклоняются назад, и участники могут
расслабиться, почувствовав состояние баланса, как на качелях. Это
простая часть упражнения. Затем партнеры пытаются снова най
ти баланс, одновременно меняя положение и занимая различные
позиции — покачиваясь из стороны в сторону, перемещая центр
тяжести вверх и вниз. Если это получается, участники могут по
пробовать проделать то же самое, закрыв глаза.
279
Стр.280
В этом упражнении речь также идет о сотрудничестве, но здесь
тела участников связаны, и нужно уметь расслабиться, чтобы
выполнять различные движения. Это совершенно другая, непри
вычная для многих, форма контроля над телом.
Можно повторить упражнение с другими партнерами, после
каждого «раунда» обмениваясь мнениями в парах. Возможно об
суждение в кругу. Какие идеи можно перенести в повседневную
жизнь?
✴
Упражнение 4. Мяч
Два участника стоят спиной к спине. Между их спинами
находится теннисный мячик. Им нужно будет пройти по комна
те, удерживая мяч. Это задание требует определенной подготов
ки. Для тренировки участники тоже встают спина к спине, но без
мяча. Задача — беседовать друг с другом без слов, только движе
ниями спины. Иногда это вызывает смех. Через дветри минуты
партнеры могут поговорить о своих переживаниях.
Затем все участники встают по двое таким образом, чтобы пары
могли двигаться в одном направлении — так проще избежать
столкновений. Поместив мяч между спинами, они начинают пе
ремещаться по комнате. Главное, чтобы их движения были син
хронными. Если один идет быстрее другого, контакт нарушается
и мяч падает. В этом случае пара возвращается на исходную по
зицию и повторяет упражнение сначала.
Предоставьте участникам возможность самим решать, разго
варивать ли им друг с другом. В конце партнеры обсуждают, чему
они научились в этом упражнении и какое отношение это имеет
к сотрудничеству.
✴
Упражнение 5. Круг узелков
В этом упражнении лучше всего задействовать 8–12 учас
тников. Чтобы подготовить группу, начните с «эластичного»
круга. Участники берутся за руки и образуют правильный круг.
Затем они медленно отходят назад, пока не будут касаться друг
друга кончиками пальцев, ноги при этом продолжают двигать
ся назад. Чтобы найти опору, приходится давить на пальцы парт
нера. Затем выполняется противоположная задача — группа
собирается в центр круга, стараясь занять как можно меньше
места.
280
Стр.281
После этого начинается собственно упражнение: участники
снова берутся за руки и встают в круг. Контакт рук сохраняется
во время всего упражнения. Один из участников начинает делать
первый «узел», выходя вперед и увлекая за собой соседей. Он
может пройти через руки стоящих напротив. Затем следующий
участник делает второй «узел» и т. д., и так до того момента, ког
да никто уже не сумеет сдвинуться с места.
После этого предстоит сложная задача: не разговаривая, груп
па должна «развязать узлы», чтобы каждый вернулся на исход
ную позицию. Это чрезвычайно трудно, потому что необходимо
все время поддерживать контакт рук. Очень редко удается решить
эту проблему, не разжимая рук.
Можно предпринять еще одну попытку, предоставив группе
право самой решить, сколько «узлов» сделать на этот раз — три,
четыре или пять?
Варианты. В маленькой группе из шести участников упраж
нение можно выполнить с закрытыми глазами. Это повышает
концентрацию, но участники должны двигаться очень медленно
и осторожно, чтобы не столкнуться друг с другом.
✴
Упражнение 6. Взаимопомощь
В этом упражнении вновь происходит работа в парах. Учас
тники выполняют воображаемую задачу. Ведущий говорит: «Вам
повезло, вы нашли сокровище. На нем лежит тяжелый кусок ска
лы, который вы можете отодвинуть в сторону только вместе. Если
вы справитесь с этим, сокровище будет вашим. Во время выполне
ния задания нельзя разговаривать. Нужно очень внимательно
смотреть: ведь вам придется не только создать в воображении об
щий “образ” скалы, но и координировать движения. Если вы бу
дете действовать правильно, то почувствуете сильное напряжение.
После того как вы “сдвинете” скалу, вам надо будет “поднять” со
кровище. Никто не знает, какого оно размера, в чем оно находит
ся и т. п. Вам нужно это выяснить. Договоритесь без слов».
60 РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ
281
В этой главе мы обратимся к упражнениям, происхожде
ние которых связано с традицией театра импровизаций. Вот при
мер: перед небольшой командой из 4–5 человек встает опасная
Стр.282
дилемма, касающаяся жизни и смерти. Участники должны най
ти решение, которое позволило бы всем благополучно пережить
трудную ситуацию. У таких «жизненно важных» проблем есть
одно преимущество — трудности вполне наглядны, и совершен
но ясно, в чем состоит проблема. Также ясно, что ее нельзя игно
рировать, необходимо найти решение, и этим занимаются все.
Столь же очевидны и другие важные вопросы:
▼ Когда возникла проблема? Ответ короток и ясен: именно
сейчас. Последствия будут серьезными, если группа не при
дет к разумному совместному решению.
▼ Кто должен заботиться о решении проблемы? На него так
же можно ответить сразу — так как дело касается всех чле
нов команды, все должны участвовать в решении. Только
совместными усилиями команда сможет выйти из «ловуш
ки» судьбы.
▼ Где развертывается проблемная ситуация? Ответ: пробле
ма там, где находится группа. Проблема возникает единожды
и должна быть обязательно разрешена.
▼ Почему проблема имеет значение? Речь идет о жизни и
смерти, и если группа не найдет решения, всем придется доро
го за это заплатить.
▼ Как решить проблему? — самый трудный вопрос. Здесь
принципиально возможно множество ответов. Существует не
сколько разумных и многообещающих путей решения. Груп
па должна попытаться рассмотреть проблему с разных сторон.
Участники не могут изменить ситуацию, но вправе выбирать
стратегию поведения и, подключив воображение, спасти свою
жизнь.
Другими словами, проблемные ситуации способствуют кон
центрации группы на процессе достижения согласия и поиске ре
шения, приемлемого для каждого участника. Все обращаются к
своим знаниям и логическим навыкам. Эти задания интересны
именно потому, что не существует какогото одного оптимально
го решения. Благодаря этому у группы есть определенная степень
свободы. Речь не идет о поиске уже существующего правильного
ответа. Группа может подходить к процессу творчески.
Пусть участники разделятся на команды из 4–5 человек. Дай
те достаточно времени, чтобы участники могли договориться по
282
Стр.283
поводу решения в ходе ролевой игры. Для этого нужно, чтобы
каждый взял на себя определенную роль (придумав имя, возраст,
личный и профессиональный статус).
Для подготовки к ролевой игре можно использовать «разогре
вающее» упражнение: три участника занимают позицию «трех
стороннего зеркала». Оно состоит из части, обращенной прямо к
человеку, и двух частей с левой и правой стороны. Каждая часть
зеркала отражает человека под определенным углом, соответ
ственно каждый из трех участников должен «отражать» свой ра
курс. Все участники по очереди находятся в роли человека,
примеряющего перед зеркалом одежду.
Это упражнение помогает участникам настроиться друг на дру
га, что упрощает последующий процесс сотрудничества. Ниже
приводятся еще несколько упражнений на импровизацию и при
нятие совместного решения.
✴
✴
✴
Упражнение 1. Лавина (четыре участника)
Команда представляет, что находится в горной местности,
в хижине. Только что по радио передали, что существует угроза
схода огромной лавины, которая сметет вашу хижину с лица зем
ли. Чтобы избежать несчастья, у группы есть сани, но в них толь
ко три сидячих места. Как может спастись вся команда?
Упражнение 2. Побег из тюрьмы (пять участников)
Совершено политическое преступление, и вы по ошибке по
пали в тюрьму. Ваши руки в наручниках, на глазах повязка. Кто
то из вас заметил, что дверь камеры не заперта, а охранник,
сидящий перед ней, громко храпит. Как группа может освобо
диться из тюрьмы?
В этой ролевой игре нельзя разговаривать. Договариваться
придется невербально. Неплохо было бы обозначить «камеру»
с помощью реквизита.
Упражнение 3. Тонущий корабль (четыре участника)
Четыре друга находятся на тонущем корабле. Спасательную
лодку нужно спустить на воду через несколько минут, но ураган
столь силен и волны так высоки, что лодка, скорее всего, тоже
пойдет ко дну. Четыре участника — близкие друзья и хотят ос
таться вместе. Что они могут сделать?
283
Стр.284