УДК 002.6
ББК 65.050.2
Б88
Броадбент, Марианна.
Б88
CIO – новый лидер. Постановка задач и достижение целей [Электронный
ресурс] / М. Броадбент, Э. Китцис ; пер. с англ. — 2-е изд.(эл.). — Электрон.
текстовые дан. (1 файл pdf : 290 с.). — М. : Компания АйТи ; ДМК Пресс,
2018. — (БизнесПро). — Систем. требования: Adobe Reader XI либо Adobe
Digital Editions 4.5 ; экран 10".
ISBN 978-5-93700-036-1
Книга «CIO – новый лидер» объясняет, почему в настоящее время технологии
играют основную роль в производстве каждого продукта и предоставления услуги, что
означает новый лидер и как стать таким лидером. Главная цель авторов книги – помочь
директорам информационной службы (CIO) выбрать правильный путь. Книга предназначена
для руководителей ИТ-подразделений, которые стремятся стать лидерами в
преддверии изменения роли информационных технологий и не согласны со своим
нынешним положением.
Руководители информационных служб должны осознать, какова их позиция
УДК 002.6
ББК 65.050.2
Деривативное электронное издание на основе печатного издания: CIO – новый лидер.
Постановка задач и достижение целей / М. Броадбент, Э. Китцис ; пер. с англ. —
сегодня, как она будет видоизменяться, какие новые приоритеты нужно поставить и
какие действия предстоит совершить, чтобы действительно стать новым лидером.
М. : Компания АйТи ; ДМК Пресс, 2014. — (БизнесПро). — 288 с. — ISBN
5-98453-023-6.
В соответствии со ст. 1299 и 1301 ГК РФ при устранении ограничений, установленных техническими
средствами защиты авторских прав, правообладатель вправе требовать от нарушителя
возмещения убытков или выплаты компенсации.
ISBN 1-59139-577-1 (англ.)
ISBN 978-5-93700-036-1
© Copyright by Harvard Business Review Press, 2004
© ДМК Пресс, 2014
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ: ПЕРЕКРЕСТКИ .............................................................12
Впереди перепутье ..............................................................................14
«Масштаб и конфигурация» CIO .......................................................15
Кто должен прочесть эту книгу и как ее следует читать ......................16
Чего нет в этой книге ..........................................................................16
Десять новых приоритетов CIOлидера ..............................................17
Некоторые предостережения ..............................................................19
ГЛАВА 1. ОСНОВА ВСЕГО: ЛИДЕРСТВО ...................................21
Лидерство в компании строится на доверии ....................................... 24
Лидерство и управление – это не одно и то же ..................................27
Составные части лидерства................................................................. 29
Видение.............................................................................................29
Убеждение ......................................................................................... 29
Построение взаимоотношений ...........................................................30
Лидерство через влияние ....................................................................32
Осознайте, что у вас и у ваших коллег разные типы личности ......................33
Разработайте различные типы лидерства для разных ситуаций .....................34
Две формы лидерства CIO .................................................................. 35
ЧАСТЬ I. ВНУТРЕННЕЕ ЛИДЕРСТВО...........................................37
ГЛАВА 2. ПОЙМИТЕ ОСНОВЫ БИЗНЕСА
ВАШЕЙ КОМПАНИИ........................................................................ 38
Знание своей компании ......................................................................39
Знайте вашу отрасль индустрии и конкурентную ситуацию .......................... 39
Знайте основы бизнеса или операционной деятельности вашей компании ......41
Будьте в курсе того, что может повлиять на вашу отрасль индустрии
и вашу компанию ................................................................................45
Стр.4
4 CIO – новый лидер
Общайтесь с теми, кто принимает решение ....................................... 46
Хорошо знайте ваших ЗЛ ..................................................................... 47
Сегментируйте своих ЗЛ ...................................................................... 49
Управляйте направленностью ЗЛ ........................................................... 50
Выберите правильные тактики управления .............................................. 53
Научитесь влиять на различные типы людей ............................................. 54
Работа с CEO и CFO ........................................................................... 55
ГЛАВА 3. СОЗДАЙТЕ СВОЕ ВИДЕНИЕ .......................................61
Сетевая эра .........................................................................................61
Компания, работающая в реальном времени...................................... 64
Избегайте «цикла развития технологий» ........................................... 66
Систематический подход к построению вашего видения .................... 68
Управление через максимы сплетает воедино стратегии бизнеса
и ИТ .................................................................................................... 72
ГЛАВА 4. ОСОЗНАЙТЕ ПЕРСПЕКТИВЫ ТЕХНОЛОГИЧНОЙ
КОМПАНИИ ....................................................................................... 72
Четко сформулируйте ваши бизнесмаксимы ..................................... 74
Шесть категорий бизнесмаксим ............................................................ 75
Определите, объясните и проверьте ИТмаксимы для вашей
компании ............................................................................................. 79
ИТмаксимы выявляют информационное и технологическое содержание
бизнесмаксим .................................................................................... 79
Реальные примеры перевода бизнесмаксим в ИТмаксимы ........................ 80
Некоторые примеры ИТмаксим ............................................................ 82
Разработка максим: процедурный подход ........................................... 85
Используйте ИТмаксимы, чтобы определить стратегии развития
инфраструктуры и общих услуг ........................................................... 86
Как проследить историю создания
бизнес и ИТмаксим .......................................................................... 88
ГЛАВА 5. СОЗДАЙТЕ ЯСНОЕ И АДЕКВАТНОЕ
РУКОВОДСТВО ИТ........................................................................... 90
Почему необходимы сильные системы ИТруководства .....................91
Шесть параметров эффективного ИТруководства ............................ 92
Четко различаемые бизнесстратегии ..................................................... 93
Четкие бизнесцели для инвестиций в ИТ ................................................ 93
Участие руководителей компании в ИТруководстве .................................. 93
Стабильное ИТруководство с небольшими изменениями из года в год .......... 94
Учет возражений ................................................................................. 94
Стр.5
Содержание 5
Формализация способов коммуникаций ................................................... 94
Три главных элемента ИТруководства ..............................................95
Сферы ..............................................................................................95
Стиль руководства ...............................................................................96
Механизмы руководства .......................................................................97
Создайте специальную матрицу, чтобы понять,
как выглядит ваше ИТруководство сегодня ...................................... 99
Оценивайте необходимые перемены в руководстве..........................101
Осознайте ориентацию вашего бизнеса .................................................102
Постарайтесь установить соответствие руководства с бизнесориентацией ..103
Что работает и что не работает .........................................................106
Право принятия решений только в ИТ или только в бизнесподразделениях
не работает ......................................................................................106
Принятие решений, которое тесно связывает
руководителей бизнеса и технологий, работает хорошо ............................107
Четыре механизма руководства, имеющих лучший результат .....................107
Группа ИТруководства очень важна для принятия решений
в области инфраструктуры и архитектуры ..............................................108
ГЛАВА 6. СПЛЕТАЙТЕ ВОЕДИНО ИТ
И БИЗНЕССТРАТЕГИИ ................................................................109
Создавайте и внедряйте ИТстратегию
на основе руководства.......................................................................109
Сделайте ваш ИТпортфель центром ИТстратегии ........................114
Шаг 1: определите инициативы ............................................................114
Шаг 2: оцените инициативы ................................................................115
Шаг 3: приоритеты инициатив и баланс портфеля ...................................118
Шаг 4: соотнесения инициатив с ресурсами ............................................119
Шаг 5: управляйте своим портфелем активно .........................................119
Создайте целый портфель возможных источников финансирования ....121
Возможности внутреннего финансирования ...........................................122
Возможности внешнего финансирования ...............................................123
Принятие решения о том, какая модель финансирования соответствует
вашим ИТинициативам .....................................................................125
Создание и поддержка ИТстратегии в AXA .....................................127
Критические факторы успеха для приоритетов в сфере инвестиций .....128
Выделяйте достаточные ресурсы для поддержки процесса .........................128
Убедитесь, что процесс организован и поддерживается ............................128
Убедитесь в объективности процесса ....................................................129
Стр.6
6 CIO – новый лидер
Поддерживайте коммуникационные и обучающие программы ....................129
Поддерживайте решения, принимаемые с помощью специальных средств.... 129
Ценность процесса руководства для отбора инициатив ....................130
Определение возможностей, основанных на ИТ .............................. 130
Процесс ITO на практике....................................................................132
Генерация ITO, как часть обдуманного процесса .....................................134
Разрабатывайте ITO при помощи процессов «чувствуй и отвечай» .............135
Передавайте ITO с реальным чувством собственности ............................. 135
Стержневая роль CIOлидера в ITO...................................................... 136
ЧАСТЬ II. ВНЕШНЕЕ ЛИДЕРСТВО .............................................139
ГЛАВА 7. СОЗДАЙТЕ НОВЫЙ ИТДЕПАРТАМЕНТ.................. 140
История информационных систем организаций ...............................141
Облегченная ИС: конвергенция организационных тенденций в ИС..... 143
Работа на основе процессов: путь к облегченной ИС .......................146
Менеджеры взаимоотношений – ключ к работе на основе процессов .........148
Работа на основе процессов на практике: Anglo Platinum..........................149
Стратегическое распределение ИТуслуг .........................................151
Определите, что вы не можете отдать на аутсорсинг: пять важнейших задач,
которые каждая ИТгруппа должна держать в своих руках ........................152
Диагностика распределения услуг ........................................................153
Оцените и выберите оптимальный путь предоставления услуги .................. 154
Создавайте гибкие контракты для поставки ИТуслуг и управляйте ими ...... 157
Как научиться управлять распределением услуг ......................................159
Переход от распределения услуг к стратегическому их распределению:
PariMutuel Urbain ............................................................................ 159
Переведите ИС на прозрачное финансирование ..............................161
Определите цену вашей ИТуслуги .......................................................162
Распределение цен для оптимальных решений ........................................ 162
Переход к новой, более компактной ИС организации будет очень непростым ... 163
ГЛАВА 8. СОЗДАЙТЕ ВЫСОКОПРОИЗВОДИТЕЛЬНУЮ
ИТКОМАНДУ..................................................................................165
Используйте ваши собственные способности к лидерству
и развивайте их в своей организации ..................................................... 166
Человеческие качества – основа лидерства ...........................................166
Настоящий лидер удовлетворяет потребности тех, кого ведет за собой ........167
Поймите типы личности ваших сотрудников ...........................................169
Стили лидерства в ИТгруппе ..............................................................169
Развивайте человеческие качества в лидерстве – своем и ваших коллег ...... 170
Стр.7
Содержание 7
Меняя себя, развивайте свою команду: GAO (General Accounting Office –
центральное аудиторское агентство) .....................................................171
Развивайте важнейшие для ИС экспертизы .....................................174
Движение к новым ИТпрофессиям: Unitor ............................................175
Новые экспертизы ИТ ..................................................................................... 176
Анализируйте экспертизы, необходимые для ИТработ ............................177
Ликвидируйте недостатки с помощью набора новых сотрудников
и подготовки старых...........................................................................183
Новые компетенции ИТ в компании, борющейся за выживание: EBRD .......184
ГЛАВА 9. УПРАВЛЯЙТЕ КОМПАНИЕЙ И ИТРИСКАМИ........187
Краткое введение в управление риском ............................................188
Четыре основные стратегии для работы с риском ....................................190
Идентифицируйте риски, анализируйте их, классифицируйте и защищайтесь ...191
Главный приоритет в управлении рисками
у нового CIOлидера: информационная безопасность ......................192
Оптовая торговля в ВТ: управление ИТриском защищает бизнесрепутацию ..193
Разработайте формальную сетевую политику .........................................194
Управляйте процессами безопасности постоянно ....................................195
В обеспечении вашей ИТбезопасности не забывайте об инсайдерах ..........197
Развивайте архитектуру вашей безопасности ..........................................197
Убедитесь, что вы предпринимаете тактические шаги...............................198
Постоянно контролируйте мероприятия по безопасности и их стоимость .....199
ГЛАВА 10. РАССКАЗЫВАЙТЕ О ВАШИХ ДОСТИЖЕНИЯХ.....201
Четко сформулируйте ценность решений для акционеров ............... 202
Три главные проблемы связи ИТ со стоимостью акций ............................. 203
Преодолевая языковый барьер ............................................................ 204
Общайтесь с акционерами при любой возможности ................................. 207
Объединяйте параметры ценности бизнеса и индикаторы
ценности ИТ ...................................................................................... 209
Почему на вопрос о ценности так сложно ответить? .................................210
Фундаментальный подход ....................................................................211
История успеха: Yorkshire Water ...........................................................213
Построение связи ..............................................................................214
Создайте эффективную систему демонстрации достижений .............218
О чем следует докладывать? ................................................................ 220
Доска объявлений типа I: основные показатели работы ИС.......................221
Доска объявлений типа II: показатели, связывающие ИТ с согласованными
бизнесценностями ............................................................................ 224
Стр.8
8 CIO – новый лидер
Сообщение о готовности ИС ............................................................... 226
Доски объявлений за работой .............................................................. 228
ЗАКЛЮЧЕНИЕ: КАК ВСЕ ЭТО СВЕСТИ ВОЕДИНО ................ 230
British Airways используют ИТ для смены структуры издержек
в компании ........................................................................................ 231
Бизнесцель – это полноценный конкурентоспособный сервис ................. 231
Удовлетворение бизнеснужд требует ИТ .............................................. 232
В качестве CIOлидера, работа Коби заключается в координации перемен... 233
Yallourn Energy: выдающаяся ИТорганизация всего за один год ..... 233
Проблемы нового CIO........................................................................ 234
Первые 90 дней: понимание ситуации ................................................... 234
Вторые 90 дней: оценка и проверка ...................................................... 235
Третьи 90 дней: одобрение стратегии и движение вперед .......................... 235
Четвертые 90 дней: организация корпоративной культуры управления ........ 236
Движение вперед: увязывание всего воедино .......................................... 236
Преобразованная ИС Citigroup ведет за собой
бизнесподразделения....................................................................... 236
Измерение результатов и сообщение о них............................................. 237
Лидерство для бизнесподразделений.................................................... 238
ПРИЛОЖЕНИЕ А. КРАТКАЯ ОЦЕНКА ПРЕДПОЧТЕНИЙ
ДЛЯ РАЗНЫХ ТИПОВ ЛИЧНОСТИ ............................................. 239
ПРИЛОЖЕНИЕ В. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТРАТЕГИЙ
И СИНЕРГИЙ ДЛЯ СОЗДАНИЯ МАКСИМ................................. 244
ПРИЛОЖЕНИЕ С. ИТУСЛУГИ.................................................... 247
ПРИЛОЖЕНИЕ D. САМООЦЕНКА НОВОГО CIOЛИДЕРА ..... 252
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ.......................................................... 274
Стр.9