Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 543606)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента
Уважаемые СТУДЕНТЫ и СОТРУДНИКИ ВУЗов, использующие нашу ЭБС. Рекомендуем использовать новую версию сайта.

Спиноза и проблема выражения (750,00 руб.)

0   0
Первый авторДелёз Жиль
АвторыСвирский Я. И., Ин-т философии РАН
ИздательствоМ.: Ин-т общегуманит. исследований
Страниц323
ID702820
АннотацияКрупнейший философ ХХ века Жиль Делёз снискал себе славу виртуозного интерпретатора и деконструктора текстов, составляющих «золотой фонд» мировой философии. Вниманию читателей предлагается перевод одного из главных историко-философских произведений Делёза, посвященного творчеству великого философа — Бенедикта Спинозы. Нетрадиционное прочтение спинозистских текстов позволяет не только по-новому взглянуть на творчество нидерландского мыслителя, но и глубже проникнуть в весьма непростой понятийный аппарат философствования самого Делёза, а также полнее ощутить то, что Лиотар в свое время назвал «состоянием постмодерна».
Кому рекомендованоКнига рассчитана на философов, культурологов, преподавателей вузов, аспирантов и студентов, а также всех, кто интересуется современной философской мыслью.
ISBN978-5-94193-834-6
УДК1(091)
ББК87.3
Делёз, Ж. Спиноза и проблема выражения = Spinoza et le probleme de l’expression [Электронный ресурс] / пер.: Я.И. Свирский, Ин-т философии РАН, Ж. Делёз .— Эл. изд. — М. : Ин-т общегуманит. исследований, 2016 .— 323 с. — (Философская библиотека) .— Пер. с фр.; Деривативное эл. изд. на основе печ. изд. (М.: Ин-т общегуманит. исследований, 2014); Электрон. текстовые дан. (1 файл pdf : 323 с.); Систем. требования: Adobe Reader XI либо Adobe Digital Editions 4.5 ; экран 10" .— ISBN 978-5-94193-834-6 .— Режим доступа: https://rucont.ru/efd/702820

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Спиноза_и_проблема_выражения__Ин-т_философии_РАН.pdf
Стр.5
Стр.316
Стр.317
Стр.318
Стр.319
Стр.320
Стр.321
Спиноза_и_проблема_выражения__Ин-т_философии_РАН.pdf
УДК 615.8 ББК 53.57 Д18 УЧРЕЖДЕНИЕ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК ИНСТИТУТ ФИЛОСОФИИ РАН Д18 Делёз, Ж. Спиноза и проблема выражения [Электронный ресурс] / Ж. Делёз ; ditions 4.5 ; экран 10". г [Пер. с фр., ред. и заключительная статья д. филос. наук Я. И. СвирcкоEиотека). — Систем. требования: Adobe Reader XI либо Adobe Digital о]. — Эл. изд. — Электрон. текстовые дан. (1 файл pdf : 323 с.). — М. : л Институт общегуманитарных исследований, 2016. — (Философская бибISBN 978-5-94193-834-6 Крупнейший философ ХХ века Жиль Делёз снискал себе славу виртуозного в интерпретатора и деконструктора текстов, составляющих «золотой фонд» мироиой философии. Вниманию читателей предлагается перевод одного из главных г сторико-философских произведений Делёза, посвященного творчеству великото философа — Бенедикта Спинозы. Нетрадиционное прочтение спинозистских гекстов позволяет не только по-новому взглянуть на творчество нидерландскофо мыслителя, но и глубже проникнуть в весьма непростой понятийный аппарат в илософствования самого Делёза, а также полнее ощутить то, что Лиотар в свое ремя назвал «состоянием постмодерна». Книга рассчитана на философов, культурологов, преподавателей вузов, аспиыслью. БК 53.57 мрантов и студентов, а также всех, кто интересуется современной философской БУДК 615.8 вДеривативное электронное издание на основе печатного издания: Спиноза и проблема сыражения / Ж. Делёз ; [Пер. с фр., ред. и заключительная статья д. филос. наук Я. И. Свирокого]. — М. : Институт общегуманитарных исследований, 2014. — (Философская библитека). — 320 c. — ISBN 978-5-88230-387-6. нВ соответствии со ст. 1299 и 1301 ГК РФ при устранении ограничений, установленных техрическими средствами защиты авторских прав, правообладатель вправе требовать от наушителя возмещения убытков или выплаты компенсации. ISBN 978-5-94193-834-6 © Институт общегуманитарных исследований, 2014
Стр.5
Оглавление Введение: роль и важность выражения 6 р Важность слова «выражать» у Спинозы. Его тройственная разработка: выщажать некую сущность, выражать конкретную сущность, выражать сур ествование. — Выразительный характер атрибута, модуса и идеи. — Выуажать: развертывать, или развивать; имплицировать, или свертывать; рсложнять, содержать или понимать. — Лейбниц и Спиноза принимают в часчет идею выражения, дабы преодолеть трудности картезианства. — ПоПему комментаторы почти не поддерживали идею выражения у Спинозы. — ни оочему идея выражения у Спинозы не является ни объектом определения, бъектом доказательства. Выражение и доказательство. Часть первая: триады субстанции ГЛАВА I: Числовое различие и реальное различие 16 сВыражение как триада. Первая триада выражения: субстанция, атрибут, Пущность. озы: не бывает несколько субстанций с одним и тем же атрибутом, числониквое различие никогда не является реальным. — Следствие: реальное различие П ческий смысл. Генезис или конституция субстанции. ение реального различия у Спинозы. и троблема различий у Декарта. — По Декарту существуют субстанции с одним с рем же атрибутом: числовые различия реальны. — И существуют субстанции Спиназными атрибутами: реальные различия являются числовыми. — Теория огда не является числовым. Не бывает несколько субстанций, соответствутиющих разным атрибутам. — У восьми первых теорем Этики не просто гипотеч ротивостояние Спинозы и Декарта с точки зрения теории различия. ЗнаГЛАВА II: Атрибут как выражение 27 ПСтатус атрибута и его выразительный характер. Тексты Краткого трактата. Ароблема божественных имен. — Атрибут, атрибутирование и качество. — нитрибуты суть общие формы в Боге и в «творениях». — Почему такой тезис н сколько не отменяет сущностное различие между Богом и вещами. — Спиции, проза, сторонник однозначности: против двусмысленности, против эминенотив аналогии. — Однозначность атрибутов и божественные имена. юОппозиция атрибутов и свойств. — Три вида свойств. — Свойства не являГЛАВА III: Атрибуты и божественные имена тся выразительными. 37 смНегативная теология и метод аналогии. — Одно и другое подразумевают е смешивания постоянны в теологии. — Оппозиции знака и выражения. ешивание атрибутов со свойствами. Смешивание природы Бога с прокистыми свойствами, смешивание выражения с «откровением». — Почему тау — Выразительные имена и императивные слова. — Атрибуты как чистые смыак разнообразные «выражения» обозначают одну и ту же вещь. Логика Ктверждения. — Реальное различие и утверждение. сла. — Позитивная теология и однозначность. — Формальное различие по Дунсу Скоту и реальное различие по Спинозе. — От однозначности к имманентности.
Стр.316
ГЛАВА IV: Абсолют 51 БРавенство атрибутов. — Бесконечно совершенное и абсолютно бесконечное. с есконечно совершенное как «нерв» картезианских доказательств сущетвования Бога. — Смысл возражений, выдвигаемых против онтологичекского доказательства Декарта. — Лейбниц и Спиноза: недостаточность бесбонечно совершенного. — Спиноза: абсолютно бесконечное как основание песконечно совершенного. — Онтологическое доказательство у Спинозы; —лан начала Этики. — Различия между Кратким трактатом и Этикой. Опр Лейбниц и Спиноза с точки зрения онтологического доказательства. — Вторая триада выражения: совершенное, бесконечное, абсолютное. ГЛАВА V: Способность еделение 6 является реальным определением. 63 орДекарт, обвиняемый в быстроте или легкости. — Формулировка апостерин ного доказательства у Декарта: понятие «легкого». — Количество реаль— Ности или совершенства как нерв апостериорного доказательства у Декарта. едостаточность количества реальности: способность как основание. гуАпостериорное доказательство в Кратком трактате. — Формирование ард мента способности. — Две способности: мыслить и знать, существовать и сействовать. — Апостериорное доказательство в Этике: способность сущеАтвовать, непосредственно рассматриваемое. С способностью. — Слтрибуты: условия, при которых мы приписываем чему-либо способности. — Спучай абсолютно бесконечной субстанции, случай конечного существа. испытывать аффекты. особность и сущность. — Вещи являются модусами, то есть обладают ния: способность и потенция испытывать аффекты. — Третья триада выражеущность как способность, то, чьей сущностью она является, потенция Часть вторая: Параллелизм и имманентность ГЛАВА VI: Выражение в параллелизме 76 еПроизводство как пере-выражение. — Бог производит так, как он постигат себя, Бог производит так, как он существует. — Однозначность причины: Бог есть причина всех вещей в том же смысле, что и причина самого себя. — П Против аналогии. Логика смысла и пере-выражение. орядок производства. — Исключение реальной каузальности между разсными модусами атрибута. — Параллелизм: тождество порядка, тождество соединения, тождество бытия. — Тождество соединения и принцип равенГЛАВА VII: Две способности и идея Бога тва. — Тождество бытия: модус и модификация. — Новая триада выражения: атрибут, модус и изменение. 88 гиСложность доказательства параллелизма: идея и ее объект. — ЭпистемолоЛ ческий параллелизм и онтологический параллелизм. оюбая идея чему-то соответствует: влияние Аристотеля. — Любая вещь соответствует некой идее. — Почему Бог необходимо постигает себя. — «Несбходимость» идеи Бога. — Способность мыслить необходимо равна споДобности существовать и действовать. ве способности и их равенство. — Различие способности и атрибута. —
Стр.317
нАтрибуты и способность существовать. — Атрибут мышления и способ«ость мыслить. — Исток «преимуществ» атрибута мышления. динству какой-либо модификации. Перенос выражения. ГЛАВА VIII: Выражение и идея ТВозможность» идеи Бога. — Почему конечный ум является продуктом. — При преимущества атрибута мышления. лизочему было необходимо проходить через эпистемологический параллек е м. — Одна лишь идея Бога позволяет заключать от единства субстанции 102 вПервый аспект метода, формальное или рефлексивное: идея идеи; идея, разПертываемая нашей способностью понимать. — Форма и рефлексия. нереход ко второму аспекту. — Второй аспект метода, материальное или гещая светическое: содержание истинной идеи; адекватная идея; идея, выражаюою собственную причину. — Адекватная идея и генетическое опретделение. — Роль фикции. — Как генезис ведет нас к идее Бога. — Переход к ажение и репрезентация. деи Бога. ГЛАВА IX: Неадекватное 117 мретьему аспекту: достичь как можно быстрее идеи Бога. — Третий аспект Выретода: единство формы и содержания, духовный автомат, конкатенация. — ниМатериальное определение и формальное определение истины. — Выражеи е, адекватная идея и рефлексивная идея. — Адекватная характеристика пКак мы «обладаем» идеями. — Условия, при которых мы обладаем идеями, не «свозволяют, по-видимому, этим идеям быть адекватными. — В каком смысле ертывать» противопоставляется «выражать». — Неадекватная идея являоется невыразительной. — Проблема Спинозы: как мы доходим до того, что Нбладаем адекватными идеями? — Нечто позитивное в неадекватной идее. к едостаточность ясного и отчетливого. — Ясное и отчетливое служат тольоо узнаванию. — Они пренебрегают достаточным основанием. — Декарт тстанавливается на репрезентативном содержании, он не достигает выразисельного содержания идеи. Он останавливается на форме психологического ляюознания, он не достигает логической формы. — Ясное и отчетливое позвокритики ясной и отчетливой идеи. ГЛАВА X: Спиноза против Декарта нВ каком смысле метод Декарта является аналитическим. — Недостаточтость такого метода согласно Спинозе. — Синтетический метод. — АристоБель и Спиноза: познавать через причину. — Как познается сама причина. аог как причина самого себя по Декарту: двусмысленность, имманентность, Оналогия. — Бог как причина самого себя по Спинозе: однозначность. — фднозначность и имманентность. — Картезианские аксиомы и их трансормация у Спинозы. ПГЛАВА XI: Имманентность и исторические элементы выражения 139 чироблема участия в неоплатонизме. — Дар и эманация. — Двойное разлит е между эманативной причиной и имманентной причиной. Как в неоплабыонизме имманентная причина присоединяется к эманативной причине: тие или ум. — Complicare-explicare. — Имманентность и принцип равент избегать сущности и причины. — Лейбниц и Спиноза с точки зрения 126
Стр.318
рства. — Идея выражения в эманации. — Идея выражения в творении: выеажение и подобие. — Как в теории творения имманентная причина присоВдиняется к образцовой причине. и эманации. — Оппозиция выражения и знака. — Имманентность: различие и однозначность атрибутов. — Спинозистская теория иерархии. — Выражение и различные смыслы принципа равенства. Часть третья: Теория конечного модуса к коГЛАВА XII: Сущность модуса: переход от бесконечного нСмыслы слова «часть». — Качество, количество, интенсивное и экстенсивСое количество. — Два бесконечных модуса в письме к Мейеру. нченному 155 т ущность модуса как физическая реальность: степень способности или инсенсивное количество. — Статус несуществующего модуса. — Сущность и лиуществование. — Сущность и существование сущности. — Проблема разр чия сущностей модусов. — Теория различия или количественной диффеКенциации. — Производство сущностей: сущность модуса и усложнение. оличественное выражение. ГЛАВА XIII: Существование модуса 164 — ЭкВ чем состоит существование модуса: существование и экстенсивные части. Петствующие самым простым телам. Сость, экстенсивные части. — Законы композиции и разложения связностей. ммысл различия между сущностью и существованием модуса. — Проблеоа различия существующих модусов. — Как существующий модус внешним бразом отличается от атрибута. — Существующий модус и развертывание. ГЛАВА XIV: Что может тело? 178 стенсивное количество, вторая форма количества. — Различие между в количеством и числом. — Простые тела. — Не стоит искать сущности, соотнервая триада выражения в конечном модусе: сущность, характерная связыражение, согласно Спинозе, перестает подчиняться гипотезам творения вВторая триада выражения в конечном модусе: сущность, потенция испытыАать аффекты, аффективные состояния, заполняющие такую потенцию. — Акффективные состояния субстанции и аффективные состояния модуса. — тивные аффективные состояния и пассивные аффективные состояния. и — Аффекты, или чувства. — Мы, по-видимому, обречены на неадекватные ддеи и на пассивные чувства. — Экзистенциальные вариации конечного мовуса. — Активная сила и пассивная сила у Лейбница, способность действоявать и способность страдать у Спинозы. — В чем способность действовать в ляется единственно положительной и реальной. — Физическое вдохновение: наша потенция испытывать аффекты всегда заполнена. — Этическое Кдохновение: мы отделены от того, что мы можем. крритика спинозизма со стороны Лейбница, двойственный характер такой с одлинное противостояние Лейбница и Спинозы: conatus. — Аффективное рас от того, что мы можем. — Выразительная природа: финалистский натуализм или натурализм без конечной цели? итики. — То, что является общим у Лейбница и у Спинозы: проект новоПго натурализма, против Декарта. — Три уровня у Лейбница и у Спинозы. — ностояние как детерминация conatus’а. — В каком смысле страсть отделяет
Стр.319
ГЛАВА XV: Три порядка и проблема зла 195 вFacies totius universi. — В каком смысле две связности могут не скомпоносаться. — Три порядка, соответствующие триаде модуса: порядок сущнонтей, порядок связностей, порядок встреч. — Важность темы непредвиденВой встречи у Спинозы. трастей собирается присоединиться к различию между активными и н пассивными аффективное состояниями. — Встреча между телами, чьи связиходим к тому, чтобы испытывать радостные страсти? мы прости не скомпоновались. — Грустная страсть и состояние природы. — Как лНи добра, ни зла, но хорошее и дурное. — Зло как дурная встреча или разэмысл тезиса: зло есть ничто. — Замена морального противостояния на ГЛАВА XVI: Этическое видение мира 214 с стреча между телами, чьи связности скомпоновались. — Увеличивать споных собность действовать, или помогать ей. — Как различие радостных и грусткожение связности. — Метафора отравления. — В порядке связностей никогда не бывает зла; первая ошибка Блейенберга. — В порядке сущности нипрогда не бывает зла: вторая ошибка Блейенберга. — Зло и порядок встреч; С имер слепца и третья ошибка Блейенберга. тическое различие. сПринцип обратной связи действия и страсти в душе и в теле. — ПротивоЕтояние Спинозы этому принципу: практическое значение параллелизма. г стественное право: власть и право. — Четыре оппозиции естественново права и древнего естественного закона. — Состояние природы и случай встреч. — Разум в своем первом аспекте: усилие, чтобы организовывать встречи. — Этическое различие: разумный, свободный или сильный челосек. — Адам. — Состояние природы и разум. — Необходимость некой инстанции, благоприятствующей усилию разума. — Город: различия и сходЭтва между гражданским состоянием и состоянием разума. этика ставит проблемы в терминах потенции и способности. — Оппозиция ГЛАВА XVII: Общие понятия Сная радость. 231 тики и морали. — Идти до конца в том, что мы можем. — Практическое значение философии. — Разоблачать грусть и ее причины. — Утверждение и радость. дПервый вопрос: Как мы приходим к тому, чтобы испытывать максимум ратывостных страстей? — Второй вопрос: Как мы приходим к тому, чтобы испыать активные аффективные состояния? — Пассивная радость и активлоответствие тел, композиция связностей и общность композиции. — БоПоходим до формирования адекватных идей? — Общее понятие и выражение. их вее или менее общие точки зрения. — Общие понятия: их вариации согласно ми исеобщности. — Общие понятия являются всеобщими, а не абстрактныдеями. — Критика абстрактной идеи. — От Спинозы к Жоффруа СентдИлеру. — Общие понятия необходимо адекватны. — Ответ на вопрос: Как мы орядок формирования общих понятий идет от менее общих к более общим. — Пассивная радость приводит нас к формированию общего понятия. — Разум в своем втором аспекте: формирование общих понятий. — Практический смысл общего понятия: сообщать нам активные радости. — Как,
Стр.320
нначиная с менее общих понятий, мы формируем более общие. — Постигать ГЛАВА XVIII: К третьему роду еизбежную грусть. 246 яниСложность первого рода познания: состояние природы, гражданское состоюВторой род и состояние разума. — Применение общих понятий к существуе, состояние религии. — Знаки и первый род. щим модусам. — Общие понятия так открытие Этики. Предчувствия в Кратком трактате. — Гармония между первым родом познания и вторым. О — Гармония разума и воображения. аставляет нас переходить к третьему. — Общие понятия и общие формы. — Третий род и порядок сущностей. ГЛАВА XIX: Блаженство 259 бщие понятия как условия нашего познания. — От общих понятий к идее з Бога: в каком смысле она применяется ко второму роду, в каком смысле она РТри детерминации третьего рода. — Активные радости третьего рода. вазличие между активной радостью третьего рода и активной радостью дторого. — Идея нас самих. — Побочные аффективные состояния и врожтенные аффективные состояния. — Врожденное второго рода и врожденное рретьего рода. — Бог второго рода и Бог третьего рода. — Третий род и выКажение. т ак мы достигаем третьего рода в ходе нашего существования. — Пределы такого доступа. — Против математической и идеалистической интерпресаций сущности. — Различие по природе между длительностью и вечноттью: критика понятия бессмертия. — Смерть. — Аффективные состояния третьего рода полностью заполняют нашу потенцию испытывать аффекты еолько после смерти. — В каком смысле существование является испытаним: идея спасения у Спинозы. — Интенсивная часть и экстенсивная часть: т их соотносительная значимость с точки зрения выражения. Стать выразиельным. Заключение: Теория выражения у Лейбница и Спинозы (экспрессионизм в философии) 275 смыВыражать: быть, познавать, действовать или производить. — Исторический знусмысленные выражения и аналогия, однозначные выражения и одноаженное. Приложение: Формальный очерк плана Этики и роль схолий в осуществлении этого плана Послесловие переводчика: От управления аффектами к сложностному мышлению 288 299 сл этого понятия. — Смысл, придаваемый ему Лейбницем и Спинозой: дв тройной аспект реакции против Декарта. — Различие Лейбниц-Спиноза: ния: вырачность. — Три фигуры Однозначного по Спинозе. — Парадокс выраже
Стр.321

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически