УДК 615.8
ББК 53.57
Д18
УЧРЕЖДЕНИЕ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК
ИНСТИТУТ ФИЛОСОФИИ РАН
Д18
Делёз, Ж.
Спиноза и проблема выражения [Электронный ресурс] / Ж. Делёз ;
ditions 4.5 ; экран 10".
г [Пер. с фр., ред. и заключительная статья д. филос. наук Я. И. СвирcкоEиотека).
— Систем. требования: Adobe Reader XI либо Adobe Digital
о]. — Эл. изд. — Электрон. текстовые дан. (1 файл pdf : 323 с.). — М. :
л Институт общегуманитарных исследований, 2016. — (Философская бибISBN
978-5-94193-834-6
Крупнейший философ ХХ века Жиль Делёз снискал себе славу виртуозного
в интерпретатора и деконструктора текстов, составляющих «золотой фонд» мироиой
философии. Вниманию читателей предлагается перевод одного из главных
г сторико-философских произведений Делёза, посвященного творчеству великото
философа — Бенедикта Спинозы. Нетрадиционное прочтение спинозистских
гекстов позволяет не только по-новому взглянуть на творчество нидерландскофо
мыслителя, но и глубже проникнуть в весьма непростой понятийный аппарат
в илософствования самого Делёза, а также полнее ощутить то, что Лиотар в свое
ремя назвал «состоянием постмодерна».
Книга рассчитана на философов, культурологов, преподавателей вузов, аспиыслью.
БК
53.57
мрантов и студентов, а также всех, кто интересуется современной философской
БУДК 615.8
вДеривативное электронное издание на основе печатного издания: Спиноза и проблема
сыражения / Ж. Делёз ; [Пер. с фр., ред. и заключительная статья д. филос. наук Я. И. Свирокого].
— М. : Институт общегуманитарных исследований, 2014. — (Философская библитека).
— 320 c. — ISBN 978-5-88230-387-6.
нВ соответствии со ст. 1299 и 1301 ГК РФ при устранении ограничений, установленных техрическими
средствами защиты авторских прав, правообладатель вправе требовать от наушителя
возмещения убытков или выплаты компенсации.
ISBN 978-5-94193-834-6
© Институт общегуманитарных исследований, 2014
Стр.5
Оглавление
Введение: роль и важность выражения
6
р Важность слова «выражать» у Спинозы. Его тройственная разработка: выщажать
некую сущность, выражать конкретную сущность, выражать сур
ествование. — Выразительный характер атрибута, модуса и идеи. — Выуажать:
развертывать, или развивать; имплицировать, или свертывать;
рсложнять, содержать или понимать. — Лейбниц и Спиноза принимают в
часчет идею выражения, дабы преодолеть трудности картезианства. — ПоПему
комментаторы почти не поддерживали идею выражения у Спинозы. —
ни оочему идея выражения у Спинозы не является ни объектом определения,
бъектом доказательства. Выражение и доказательство.
Часть первая: триады субстанции
ГЛАВА I: Числовое различие и реальное различие
16
сВыражение как триада. Первая триада выражения: субстанция, атрибут,
Пущность.
озы: не бывает несколько субстанций с одним и тем же атрибутом, числониквое
различие никогда не является реальным. — Следствие: реальное различие
П ческий смысл. Генезис или конституция субстанции.
ение реального различия у Спинозы.
и троблема различий у Декарта. — По Декарту существуют субстанции с одним
с рем же атрибутом: числовые различия реальны. — И существуют субстанции
Спиназными атрибутами: реальные различия являются числовыми. — Теория
огда не является числовым. Не бывает несколько субстанций, соответствутиющих
разным атрибутам. — У восьми первых теорем Этики не просто гипотеч
ротивостояние Спинозы и Декарта с точки зрения теории различия. ЗнаГЛАВА
II: Атрибут как выражение
27
ПСтатус атрибута и его выразительный характер. Тексты Краткого трактата.
Ароблема божественных имен. — Атрибут, атрибутирование и качество. —
нитрибуты суть общие формы в Боге и в «творениях». — Почему такой тезис
н сколько не отменяет сущностное различие между Богом и вещами. — Спиции,
проза, сторонник однозначности: против двусмысленности, против эминенотив
аналогии. — Однозначность атрибутов и божественные имена.
юОппозиция атрибутов и свойств. — Три вида свойств. — Свойства не являГЛАВА
III: Атрибуты и божественные имена
тся выразительными.
37
смНегативная теология и метод аналогии. — Одно и другое подразумевают
е смешивания постоянны в теологии. — Оппозиции знака и выражения.
ешивание атрибутов со свойствами. Смешивание природы Бога с прокистыми
свойствами, смешивание выражения с «откровением». — Почему тау
— Выразительные имена и императивные слова. — Атрибуты как чистые
смыак разнообразные «выражения» обозначают одну и ту же вещь. Логика
Ктверждения. — Реальное различие и утверждение.
сла. — Позитивная теология и однозначность. — Формальное различие
по Дунсу Скоту и реальное различие по Спинозе. — От однозначности к
имманентности.
Стр.316
ГЛАВА IV: Абсолют
51
БРавенство атрибутов. — Бесконечно совершенное и абсолютно бесконечное.
с есконечно совершенное как «нерв» картезианских доказательств сущетвования
Бога. — Смысл возражений, выдвигаемых против онтологичекского
доказательства Декарта. — Лейбниц и Спиноза: недостаточность бесбонечно
совершенного. — Спиноза: абсолютно бесконечное как основание
песконечно совершенного. — Онтологическое доказательство у Спинозы;
—лан начала Этики. — Различия между Кратким трактатом и Этикой.
Опр Лейбниц и Спиноза с точки зрения онтологического доказательства. —
Вторая триада выражения: совершенное, бесконечное, абсолютное.
ГЛАВА V: Способность
еделение 6 является реальным определением.
63
орДекарт, обвиняемый в быстроте или легкости. — Формулировка апостерин
ного доказательства у Декарта: понятие «легкого». — Количество реаль—
Ности или совершенства как нерв апостериорного доказательства у Декарта.
едостаточность количества реальности: способность как основание.
гуАпостериорное доказательство в Кратком трактате. — Формирование ард
мента способности. — Две способности: мыслить и знать, существовать и
сействовать. — Апостериорное доказательство в Этике: способность сущеАтвовать,
непосредственно рассматриваемое.
С способностью.
— Слтрибуты: условия, при которых мы приписываем чему-либо способности.
— Спучай абсолютно бесконечной субстанции, случай конечного существа.
испытывать аффекты.
особность и сущность. — Вещи являются модусами, то есть обладают
ния: способность и потенция испытывать аффекты. — Третья триада выражеущность
как способность, то, чьей сущностью она является, потенция
Часть вторая: Параллелизм и имманентность
ГЛАВА VI: Выражение в параллелизме
76
еПроизводство как пере-выражение. — Бог производит так, как он постигат
себя, Бог производит так, как он существует. — Однозначность причины:
Бог есть причина всех вещей в том же смысле, что и причина самого себя. —
П Против аналогии. Логика смысла и пере-выражение.
орядок производства. — Исключение реальной каузальности между разсными
модусами атрибута. — Параллелизм: тождество порядка, тождество
соединения, тождество бытия. — Тождество соединения и принцип равенГЛАВА
VII: Две способности и идея Бога
тва. — Тождество бытия: модус и модификация. — Новая триада выражения:
атрибут, модус и изменение.
88
гиСложность доказательства параллелизма: идея и ее объект. — ЭпистемолоЛ
ческий параллелизм и онтологический параллелизм.
оюбая идея чему-то соответствует: влияние Аристотеля. — Любая вещь соответствует
некой идее. — Почему Бог необходимо постигает себя. — «Несбходимость»
идеи Бога. — Способность мыслить необходимо равна споДобности
существовать и действовать.
ве способности и их равенство. — Различие способности и атрибута. —
Стр.317
нАтрибуты и способность существовать. — Атрибут мышления и способ«ость
мыслить. — Исток «преимуществ» атрибута мышления.
динству какой-либо модификации. Перенос выражения.
ГЛАВА VIII: Выражение и идея
ТВозможность» идеи Бога. — Почему конечный ум является продуктом. —
При преимущества атрибута мышления.
лизочему было необходимо проходить через эпистемологический параллек
е м. — Одна лишь идея Бога позволяет заключать от единства субстанции
102
вПервый аспект метода, формальное или рефлексивное: идея идеи; идея, разПертываемая
нашей способностью понимать. — Форма и рефлексия.
нереход ко второму аспекту. — Второй аспект метода, материальное или гещая
светическое: содержание истинной идеи; адекватная идея; идея, выражаюою
собственную причину. — Адекватная идея и генетическое опретделение.
— Роль фикции. — Как генезис ведет нас к идее Бога. — Переход к
ажение и репрезентация.
деи Бога.
ГЛАВА IX: Неадекватное
117
мретьему аспекту: достичь как можно быстрее идеи Бога. — Третий аспект
Выретода: единство формы и содержания, духовный автомат, конкатенация. —
ниМатериальное определение и формальное определение истины. — Выражеи
е, адекватная идея и рефлексивная идея. — Адекватная характеристика
пКак мы «обладаем» идеями. — Условия, при которых мы обладаем идеями, не
«свозволяют, по-видимому, этим идеям быть адекватными. — В каком смысле
ертывать» противопоставляется «выражать». — Неадекватная идея являоется
невыразительной. — Проблема Спинозы: как мы доходим до того, что
Нбладаем адекватными идеями? — Нечто позитивное в неадекватной идее.
к едостаточность ясного и отчетливого. — Ясное и отчетливое служат тольоо
узнаванию. — Они пренебрегают достаточным основанием. — Декарт
тстанавливается на репрезентативном содержании, он не достигает выразисельного
содержания идеи. Он останавливается на форме психологического
ляюознания, он не достигает логической формы. — Ясное и отчетливое позвокритики
ясной и отчетливой идеи.
ГЛАВА X: Спиноза против Декарта
нВ каком смысле метод Декарта является аналитическим. — Недостаточтость
такого метода согласно Спинозе. — Синтетический метод. — АристоБель
и Спиноза: познавать через причину. — Как познается сама причина.
аог как причина самого себя по Декарту: двусмысленность, имманентность,
Оналогия. — Бог как причина самого себя по Спинозе: однозначность. —
фднозначность и имманентность. — Картезианские аксиомы и их трансормация
у Спинозы.
ПГЛАВА XI: Имманентность и исторические элементы выражения 139
чироблема участия в неоплатонизме. — Дар и эманация. — Двойное разлит
е между эманативной причиной и имманентной причиной. Как в неоплабыонизме
имманентная причина присоединяется к эманативной причине:
тие или ум. — Complicare-explicare. — Имманентность и принцип равент
избегать сущности и причины. — Лейбниц и Спиноза с точки зрения
126
Стр.318
рства. — Идея выражения в эманации. — Идея выражения в творении: выеажение
и подобие. — Как в теории творения имманентная причина присоВдиняется
к образцовой причине.
и эманации. — Оппозиция выражения и знака. — Имманентность: различие
и однозначность атрибутов. — Спинозистская теория иерархии. — Выражение
и различные смыслы принципа равенства.
Часть третья: Теория конечного модуса
к коГЛАВА XII: Сущность модуса: переход от бесконечного
нСмыслы слова «часть». — Качество, количество, интенсивное и экстенсивСое
количество. — Два бесконечных модуса в письме к Мейеру.
нченному
155
т ущность модуса как физическая реальность: степень способности или инсенсивное
количество. — Статус несуществующего модуса. — Сущность и
лиуществование. — Сущность и существование сущности. — Проблема разр
чия сущностей модусов. — Теория различия или количественной диффеКенциации.
— Производство сущностей: сущность модуса и усложнение.
оличественное выражение.
ГЛАВА XIII: Существование модуса
164
— ЭкВ чем состоит существование модуса: существование и экстенсивные части.
Петствующие самым простым телам.
Сость, экстенсивные части. — Законы композиции и разложения связностей.
ммысл различия между сущностью и существованием модуса. — Проблеоа
различия существующих модусов. — Как существующий модус внешним
бразом отличается от атрибута. — Существующий модус и развертывание.
ГЛАВА XIV: Что может тело?
178
стенсивное количество, вторая форма количества. — Различие между
в количеством и числом. — Простые тела. — Не стоит искать сущности, соотнервая
триада выражения в конечном модусе: сущность, характерная связыражение,
согласно Спинозе, перестает подчиняться гипотезам творения
вВторая триада выражения в конечном модусе: сущность, потенция испытыАать
аффекты, аффективные состояния, заполняющие такую потенцию. —
Акффективные состояния субстанции и аффективные состояния модуса. —
тивные аффективные состояния и пассивные аффективные состояния.
и — Аффекты, или чувства. — Мы, по-видимому, обречены на неадекватные
ддеи и на пассивные чувства. — Экзистенциальные вариации конечного мовуса.
— Активная сила и пассивная сила у Лейбница, способность действоявать
и способность страдать у Спинозы. — В чем способность действовать
в ляется единственно положительной и реальной. — Физическое вдохновение:
наша потенция испытывать аффекты всегда заполнена. — Этическое
Кдохновение: мы отделены от того, что мы можем.
крритика спинозизма со стороны Лейбница, двойственный характер такой
с одлинное противостояние Лейбница и Спинозы: conatus. — Аффективное
рас от того, что мы можем. — Выразительная природа: финалистский натуализм
или натурализм без конечной цели?
итики. — То, что является общим у Лейбница и у Спинозы: проект новоПго
натурализма, против Декарта. — Три уровня у Лейбница и у Спинозы. —
ностояние как детерминация conatus’а. — В каком смысле страсть отделяет
Стр.319
ГЛАВА XV: Три порядка и проблема зла
195
вFacies totius universi. — В каком смысле две связности могут не скомпоносаться.
— Три порядка, соответствующие триаде модуса: порядок сущнонтей,
порядок связностей, порядок встреч. — Важность темы непредвиденВой
встречи у Спинозы.
трастей собирается присоединиться к различию между активными и
н пассивными аффективное состояниями. — Встреча между телами, чьи связиходим
к тому, чтобы испытывать радостные страсти?
мы прости не скомпоновались. — Грустная страсть и состояние природы. — Как
лНи добра, ни зла, но хорошее и дурное. — Зло как дурная встреча или разэмысл
тезиса: зло есть ничто. — Замена морального противостояния на
ГЛАВА XVI: Этическое видение мира
214
с стреча между телами, чьи связности скомпоновались. — Увеличивать споных
собность действовать, или помогать ей. — Как различие радостных и грусткожение
связности. — Метафора отравления. — В порядке связностей никогда
не бывает зла; первая ошибка Блейенберга. — В порядке сущности нипрогда
не бывает зла: вторая ошибка Блейенберга. — Зло и порядок встреч;
С имер слепца и третья ошибка Блейенберга.
тическое различие.
сПринцип обратной связи действия и страсти в душе и в теле. — ПротивоЕтояние
Спинозы этому принципу: практическое значение параллелизма.
г стественное право: власть и право. — Четыре оппозиции естественново
права и древнего естественного закона. — Состояние природы и случай
встреч. — Разум в своем первом аспекте: усилие, чтобы организовывать
встречи. — Этическое различие: разумный, свободный или сильный челосек.
— Адам. — Состояние природы и разум. — Необходимость некой инстанции,
благоприятствующей усилию разума. — Город: различия и сходЭтва
между гражданским состоянием и состоянием разума.
этика ставит проблемы в терминах потенции и способности. — Оппозиция
ГЛАВА XVII: Общие понятия
Сная радость.
231
тики и морали. — Идти до конца в том, что мы можем. — Практическое
значение философии. — Разоблачать грусть и ее причины. — Утверждение
и радость.
дПервый вопрос: Как мы приходим к тому, чтобы испытывать максимум ратывостных
страстей? — Второй вопрос: Как мы приходим к тому, чтобы испыать
активные аффективные состояния? — Пассивная радость и активлоответствие
тел, композиция связностей и общность композиции. — БоПоходим
до формирования адекватных идей? — Общее понятие и выражение.
их вее или менее общие точки зрения. — Общие понятия: их вариации согласно
ми исеобщности. — Общие понятия являются всеобщими, а не абстрактныдеями.
— Критика абстрактной идеи. — От Спинозы к Жоффруа СентдИлеру.
— Общие понятия необходимо адекватны. — Ответ на вопрос: Как мы
орядок формирования общих понятий идет от менее общих к более общим.
— Пассивная радость приводит нас к формированию общего понятия.
— Разум в своем втором аспекте: формирование общих понятий. — Практический
смысл общего понятия: сообщать нам активные радости. — Как,
Стр.320
нначиная с менее общих понятий, мы формируем более общие. — Постигать
ГЛАВА XVIII: К третьему роду
еизбежную грусть.
246
яниСложность первого рода познания: состояние природы, гражданское состоюВторой
род и состояние разума. — Применение общих понятий к существуе,
состояние религии. — Знаки и первый род.
щим модусам. — Общие понятия так открытие Этики. Предчувствия в
Кратком трактате. — Гармония между первым родом познания и вторым.
О — Гармония разума и воображения.
аставляет нас переходить к третьему. — Общие понятия и общие формы.
— Третий род и порядок сущностей.
ГЛАВА XIX: Блаженство
259
бщие понятия как условия нашего познания. — От общих понятий к идее
з Бога: в каком смысле она применяется ко второму роду, в каком смысле она
РТри детерминации третьего рода. — Активные радости третьего рода.
вазличие между активной радостью третьего рода и активной радостью
дторого. — Идея нас самих. — Побочные аффективные состояния и врожтенные
аффективные состояния. — Врожденное второго рода и врожденное
рретьего рода. — Бог второго рода и Бог третьего рода. — Третий род и выКажение.
т
ак мы достигаем третьего рода в ходе нашего существования. — Пределы
такого доступа. — Против математической и идеалистической интерпресаций
сущности. — Различие по природе между длительностью и вечноттью:
критика понятия бессмертия. — Смерть. — Аффективные состояния
третьего рода полностью заполняют нашу потенцию испытывать аффекты
еолько после смерти. — В каком смысле существование является испытаним:
идея спасения у Спинозы. — Интенсивная часть и экстенсивная часть:
т их соотносительная значимость с точки зрения выражения. Стать выразиельным.
Заключение:
Теория выражения у Лейбница и Спинозы
(экспрессионизм в философии)
275
смыВыражать: быть, познавать, действовать или производить. — Исторический
знусмысленные выражения и аналогия, однозначные выражения и одноаженное.
Приложение:
Формальный очерк плана Этики и роль схолий в
осуществлении этого плана
Послесловие переводчика: От управления аффектами к
сложностному мышлению
288
299
сл этого понятия. — Смысл, придаваемый ему Лейбницем и Спинозой:
дв тройной аспект реакции против Декарта. — Различие Лейбниц-Спиноза:
ния: вырачность. — Три фигуры Однозначного по Спинозе. — Парадокс выраже
Стр.321