Свято-Филаретовская
московская высшая православно-христианская школа
iti"G06 ПР6jlПН"6
Православие в современности
Москва
1997
Стр.1
ББК 86.3
По благословению святейшего Патриарха
московского и всея Руси Алексия 11
Живое предание. Православие в современности. - М.: Свято-Филаретовская
московская высшая православно-христианская школа, 1997.
228 с.
© Текст YMCA-PRESS, 1937
ISBN 5-89100-011-3
© Свято-Филаретовская московская высшая
православно-христианская школа, 1997
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие ........................................................................................ 5
Прот. Сергий Булгаков. Догмат и догматика ................................. 8
А. Карташев. Свобода научно-богословских исследований
и церковный авторитет .................................................................... 26
И. Лаговский. Возвращение в отчий дом ....................................... 46
В. В. ЗеньковскиЙ. Проблема космоса в христианстве .................. 71
Н. Н. Афа1lасьев. Неизменное и временное
в церковных канонах ....................................................................... 92
Владимир Ильиll. О творчестве ...................................................... 11 О
Г Федотов. Древо на камне ......................................................... 125
Л. За1lдер. "И согласно славим всесвятаго Духа" ...................... 136
Apxи~a1lдpит Киnриаll. Левитство и пророчество
как типы пастырствования ........................................................... 159
Архu.~а1lдрит Кассиаll. Церковное предание
и Новозаветная наука .................................................................... 174
Б. Сове. Евхаристия в древней Церкви
и современная практика ................................................................ 194
Об авторах ...................................................................................... 223
Стр.3
"Предаllие Церкви - это свидетельство Церкви ".
Apxuм. Киприан (Керн)
Сборник "Живое Предание", со статьями выдающихся русских
богословов, "в изгнании сущих", был издан в Париже в 1937 году.
Сейчас, более чем через полвека, он печатается в России, преодолевающей
последствия "вавилонского плена" безбожия, а значит
- бездуховности и бескультурности. Вновь начинают звучать
ранее запретные темы,
- запретные уже потому, что они выходили
за рамки пресловутых "кадила и кропила", будили мысль, требовали
углубления в православную веру и утверждения вправославной
жизни.
Переиздание Свято-Филаретовской школой настоящего сборника
предполагает не только знакомство с выдающимися текстами,
давно ставшими библиографической редкостью (тираж пари жского
издания был весьма незначителен). Проблемы, поднятые авторами
сборника, требуют продолжить их изучение, и главное для
нас - развить предложенную тематику применительно к нашей
постсоветской, но не постхристианской эпохе. Издатели надеются,
что этой цели послужит и организованная Свято-Филаретовской
школой конференция "Живое Предание" (Москва, октябрь 1997 г.),
получившая, как и переиздание сборника, благословение Святейшего
Патриарха.
Стр.4
ПРЕДИСЛОВИЕ
Живое предание, - таково знамя, под которым выступает здесь
группа русских православных богословов, ощутивших потребность
соединиться в этом сборнике для того, чтобы сообща, каждый в
своей области, выразить одно общее устремление. Все они чувствуют
потребность пред лицом Церкви сказать, как понимается и осуществляется
ими верность преданию черкав/юму, которое является
для них незыблемым камнем исповедания веры. В этом также выражается
потребность осознать свой общий путь в церковном служении,
установить основные принципы того богословского мировоззрения,
которое проявляется в методологии и проблематике в
разных областях богословского труда и исследованиях. Согласно
заданию сборника, отдельные статьи составлены кратко и по возможности
доступно, но принадлежат перу ответственных работников
в области православного богословия, которые чувствуют долг
и потребность в настоящий час свидетельствовать о своем богословском
"уповании", каждый на своем собственном языке и по
близкому для него вопросу. При этом приходится касаться и таких
вопросов, по которым до сих пор не существует сложившегося
мнения, как, например, о христианской культуре, творчестве и строительстве
и Т.П. В таких случаях находят для себя выражение только
личные мнения отдельных авторов.
Учение Церкви содержится в nредаllИИ, понимаемом в широком
смысле, т. е. со включением всего писанного Слова Божия, Св. Библии,
а далее и всей богодохновенной жизни Церкви. Предание есть
все, чему Церковь учит и чем она живет, самая жизнь Церкви, которая
познается и раскрывается в многообразных ее гранях. Быть верным
преданию и значит жить в Церкви. Поэтому для каждого христианина
- для богослова и небогослова одинаково - имеет силу
самоочевидности заповедь, выраженная апостолом: "Итак, братия,
стойте и деРJ/сите предание" (2 Фес. 2, 15). Но в исполнении этой
заповеди пред каждым отдельным христианином, как и пред всякой
исторической эпохой, возникает вопрос, что для них значит дерJ/camb
предание, и как его держать? Руководящая мысль для ответа
на этот вопрос дана в других словах того же апостола: Бог "дал нам
5
Стр.5
•
Предисловие
способность быть служителями Нового Завета, не буквы, 110 духа,
потому что буква убuваеm, а дух :жuвотворuт" (2 Кор. 3, 6). "Господь
есть Дух; а где Дух Господень, там свобода. Мы же все открытым
лицом, как в зеркале, взирая на Славу Господню, преображаемся
в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа" (там
же, 17-18). Предание не есть "каменная скрижаль" или "смертоносные
буквы, начертанные на камнях", "но плотяные скрижали сердца"
(там же, 3, 7,). Оно есть живое u в lIас, с нами и нами живущее
предание. Его нельзя заключить в непроницаемый сосуд для хранения,
как это представляется нужным некоторым его ревнителям, ибо
оно действует в нас, как закваска вечности, квасящая тесто времени,
"доколе не вскисло все" (Мф. 13,33). Поэтому и известная максима
Викентия Лиринского в Commonitorium, свидетельствующая
как будто о неподвижной неизменности предания: quod ubique, quod
semper, quod аЬ omnibus creditum est, * может быть применена не в
отношении к наличному содержанию предания во все времена (что
явно противоречило бы истории разных догматических эпох), но
лишь к живущему в нем духу: omnia fere universaliter comprehendit. **
Охранительство в богословии, притязающее на блюдение depositum
fidei*** в неизменности, на самом деле является не консерватизмом,
но чрезвычайно активным движением, однако, не вместе со временем,
но против него. Оно не замечает, что каждая эпоха имеет свой
собственный стиль, и потому для каждой эпохи является неизбежной
самостоятельная транспозиция или перевод на свой язык, активное
дер:жаlluе предания. И поэтому стремление к хранению истины
во гробе с кустодиею является "суетным и ложным", и, самое
главное, не является вовсе хранением, но умерщвлением предания.
Неподвижность богословской мысли, поскольку она не есть просто
ее леность, является утопией, ибо то, что жизненно и современно
для одной эпохи, становится анахронизмом или лицемерием для
другой, фактически есть особый вид дурного модернизма навыворот.
В принятии предания необходима искренность и не должно
быть места стилизации, которая вообще есть худший вид обмана и
самообмана. Церковь есть организм богочеловеческий, в котором
полнота и неизменность божественной истины раскрывается в че*
во
что верили всегда, все и повсюду (ют.)
** (который) обнимает почти все целиком (.1а/1l.)
*** хранилище веры (лат.)
6
Стр.6
Предисловие
•
ловеческой истории со всей ограниченностью и относительностью
каждой из ее эпох. Предание раскрывается в истории, оно как бы
переводится на язык разных ее эпох, и каждая из них, приемлющая
его активно, хранит его творчески, ибо предание есть столько же
факт, сколько и акт, столько же статика, сколько и динамика.
Поэтому в уразумении предания в богословии всегда должно быть
дано место исследованию и про верке,
- не самого предания, но
нашего его разумения. Не сказано ли об апостолах: "тогда отверз
им (Иисус) ум к уразумению Писаний" (Мк. 24, 25), и еще: "слухом
услышите и не уразумеете, и глазами смотреть будете и не увидите"
(Ис. 6, 9; Мф. 13, 14; Мк. 4, 12; лк. 8, 10)? Поэтому и в жизни, и в
мысли предания различимы: внутреннее и внешнее, безусловное и
исторически относительное. Это не есть релятивизм, который именно
абсолютизирует относительное, не различая в нем вечное от
исторически условного. Конечно, это различение есть трудная и
ответственная, но совершенно неустранимая задача богословия.
Мало того. Предание не только хранится, но и творится, ибо живет.
Каждая эпоха имеет свой характер, будучи поставлена пред
своими нуждами, и в своей особой проблематике таит свое собственное
постижение Откровения, ищет для него церковного осознания
и оправдания, в такой же мере, как и осуждения, ибо христианскому
сознанию свойственно не просто склоняться пред фактом, но
вопрошать об его смысле и ценности, искать правого жизненного
пути. И в смелости и искренности богословской мысли, которая
ищет этого правого пути при свете веры, проявляется особая, творческая
верность преданию. Эту-то верность живому и в нас живущему
преданию приносят Церкви участники этого сборника, как
дар любви, правдивости и свободы чад Божиих в смирении пред
единой и неведомой человеку Истиной, но и в сознании всей ответственности
ее искания.
Стр.7