Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 520961)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента
Уважаемые СТУДЕНТЫ и СОТРУДНИКИ ВУЗов, использующие нашу ЭБС. Рекомендуем использовать новую версию сайта.

Живое предание. Православие в современности (270,00 руб.)

0   0
Первый авторБулгаков Сергей Николаевич
АвторыКарташёв Антон Владимирович, Зеньковский Василий Васильевич, Федотов Георгий Петрович
ИздательствоМ.: Свято-Филаретовский православно-христианский институт
Страниц228
ID698215
АннотацияСборник «Живое предание» содержит статьи выдающихся русских богословов, был издан в Париже в 1937. Авторы статей: Прот. С. Булгаков, А. Карташев, И. Лаговский, прот. В. Зеньковский, прот. Н. Афанасьев, В. Ильин, Г. Федотов, Л. Зандер, архим. Киприан, архим. Кассиан, Б. Сове.
ISBN978-5-89100-011-3
Булгаков, С.Н. Живое предание. Православие в современности [Электронный ресурс] / А. В. Карташёв, В. В. Зеньковский, Г. П. Федотов, С.Н. Булгаков .— М. : Свято-Филаретовский православно-христианский институт, 1997 .— 228 с. — ISBN 978-5-89100-011-3 .— Режим доступа: https://rucont.ru/efd/698215

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Живое_предание._Православие_в_современности.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Живое_предание._Православие_в_современности.pdf
Свято-Филаретовская московская высшая православно-христианская школа iti"G06 ПР6jlПН"6 Православие в современности Москва 1997
Стр.1
ББК 86.3 По благословению святейшего Патриарха московского и всея Руси Алексия 11 Живое предание. Православие в современности. - М.: Свято-Филаретовская московская высшая православно-христианская школа, 1997. 228 с. © Текст YMCA-PRESS, 1937 ISBN 5-89100-011-3 © Свято-Филаретовская московская высшая православно-христианская школа, 1997
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ Предисловие ........................................................................................ 5 Прот. Сергий Булгаков. Догмат и догматика ................................. 8 А. Карташев. Свобода научно-богословских исследований и церковный авторитет .................................................................... 26 И. Лаговский. Возвращение в отчий дом ....................................... 46 В. В. ЗеньковскиЙ. Проблема космоса в христианстве .................. 71 Н. Н. Афа1lасьев. Неизменное и временное в церковных канонах ....................................................................... 92 Владимир Ильиll. О творчестве ...................................................... 11 О Г Федотов. Древо на камне ......................................................... 125 Л. За1lдер. "И согласно славим всесвятаго Духа" ...................... 136 Apxи~a1lдpит Киnриаll. Левитство и пророчество как типы пастырствования ........................................................... 159 Архu.~а1lдрит Кассиаll. Церковное предание и Новозаветная наука .................................................................... 174 Б. Сове. Евхаристия в древней Церкви и современная практика ................................................................ 194 Об авторах ...................................................................................... 223
Стр.3
"Предаllие Церкви - это свидетельство Церкви ". Apxuм. Киприан (Керн) Сборник "Живое Предание", со статьями выдающихся русских богословов, "в изгнании сущих", был издан в Париже в 1937 году. Сейчас, более чем через полвека, он печатается в России, преодолевающей последствия "вавилонского плена" безбожия, а значит - бездуховности и бескультурности. Вновь начинают звучать ранее запретные темы, - запретные уже потому, что они выходили за рамки пресловутых "кадила и кропила", будили мысль, требовали углубления в православную веру и утверждения вправославной жизни. Переиздание Свято-Филаретовской школой настоящего сборника предполагает не только знакомство с выдающимися текстами, давно ставшими библиографической редкостью (тираж пари жского издания был весьма незначителен). Проблемы, поднятые авторами сборника, требуют продолжить их изучение, и главное для нас - развить предложенную тематику применительно к нашей постсоветской, но не постхристианской эпохе. Издатели надеются, что этой цели послужит и организованная Свято-Филаретовской школой конференция "Живое Предание" (Москва, октябрь 1997 г.), получившая, как и переиздание сборника, благословение Святейшего Патриарха.
Стр.4
ПРЕДИСЛОВИЕ Живое предание, - таково знамя, под которым выступает здесь группа русских православных богословов, ощутивших потребность соединиться в этом сборнике для того, чтобы сообща, каждый в своей области, выразить одно общее устремление. Все они чувствуют потребность пред лицом Церкви сказать, как понимается и осуществляется ими верность преданию черкав/юму, которое является для них незыблемым камнем исповедания веры. В этом также выражается потребность осознать свой общий путь в церковном служении, установить основные принципы того богословского мировоззрения, которое проявляется в методологии и проблематике в разных областях богословского труда и исследованиях. Согласно заданию сборника, отдельные статьи составлены кратко и по возможности доступно, но принадлежат перу ответственных работников в области православного богословия, которые чувствуют долг и потребность в настоящий час свидетельствовать о своем богословском "уповании", каждый на своем собственном языке и по близкому для него вопросу. При этом приходится касаться и таких вопросов, по которым до сих пор не существует сложившегося мнения, как, например, о христианской культуре, творчестве и строительстве и Т.П. В таких случаях находят для себя выражение только личные мнения отдельных авторов. Учение Церкви содержится в nредаllИИ, понимаемом в широком смысле, т. е. со включением всего писанного Слова Божия, Св. Библии, а далее и всей богодохновенной жизни Церкви. Предание есть все, чему Церковь учит и чем она живет, самая жизнь Церкви, которая познается и раскрывается в многообразных ее гранях. Быть верным преданию и значит жить в Церкви. Поэтому для каждого христианина - для богослова и небогослова одинаково - имеет силу самоочевидности заповедь, выраженная апостолом: "Итак, братия, стойте и деРJ/сите предание" (2 Фес. 2, 15). Но в исполнении этой заповеди пред каждым отдельным христианином, как и пред всякой исторической эпохой, возникает вопрос, что для них значит дерJ/camb предание, и как его держать? Руководящая мысль для ответа на этот вопрос дана в других словах того же апостола: Бог "дал нам 5
Стр.5
• Предисловие способность быть служителями Нового Завета, не буквы, 110 духа, потому что буква убuваеm, а дух :жuвотворuт" (2 Кор. 3, 6). "Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода. Мы же все открытым лицом, как в зеркале, взирая на Славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа" (там же, 17-18). Предание не есть "каменная скрижаль" или "смертоносные буквы, начертанные на камнях", "но плотяные скрижали сердца" (там же, 3, 7,). Оно есть живое u в lIас, с нами и нами живущее предание. Его нельзя заключить в непроницаемый сосуд для хранения, как это представляется нужным некоторым его ревнителям, ибо оно действует в нас, как закваска вечности, квасящая тесто времени, "доколе не вскисло все" (Мф. 13,33). Поэтому и известная максима Викентия Лиринского в Commonitorium, свидетельствующая как будто о неподвижной неизменности предания: quod ubique, quod semper, quod аЬ omnibus creditum est, * может быть применена не в отношении к наличному содержанию предания во все времена (что явно противоречило бы истории разных догматических эпох), но лишь к живущему в нем духу: omnia fere universaliter comprehendit. ** Охранительство в богословии, притязающее на блюдение depositum fidei*** в неизменности, на самом деле является не консерватизмом, но чрезвычайно активным движением, однако, не вместе со временем, но против него. Оно не замечает, что каждая эпоха имеет свой собственный стиль, и потому для каждой эпохи является неизбежной самостоятельная транспозиция или перевод на свой язык, активное дер:жаlluе предания. И поэтому стремление к хранению истины во гробе с кустодиею является "суетным и ложным", и, самое главное, не является вовсе хранением, но умерщвлением предания. Неподвижность богословской мысли, поскольку она не есть просто ее леность, является утопией, ибо то, что жизненно и современно для одной эпохи, становится анахронизмом или лицемерием для другой, фактически есть особый вид дурного модернизма навыворот. В принятии предания необходима искренность и не должно быть места стилизации, которая вообще есть худший вид обмана и самообмана. Церковь есть организм богочеловеческий, в котором полнота и неизменность божественной истины раскрывается в че* во что верили всегда, все и повсюду (ют.) ** (который) обнимает почти все целиком (.1а/1l.) *** хранилище веры (лат.) 6
Стр.6
Предисловие • ловеческой истории со всей ограниченностью и относительностью каждой из ее эпох. Предание раскрывается в истории, оно как бы переводится на язык разных ее эпох, и каждая из них, приемлющая его активно, хранит его творчески, ибо предание есть столько же факт, сколько и акт, столько же статика, сколько и динамика. Поэтому в уразумении предания в богословии всегда должно быть дано место исследованию и про верке, - не самого предания, но нашего его разумения. Не сказано ли об апостолах: "тогда отверз им (Иисус) ум к уразумению Писаний" (Мк. 24, 25), и еще: "слухом услышите и не уразумеете, и глазами смотреть будете и не увидите" (Ис. 6, 9; Мф. 13, 14; Мк. 4, 12; лк. 8, 10)? Поэтому и в жизни, и в мысли предания различимы: внутреннее и внешнее, безусловное и исторически относительное. Это не есть релятивизм, который именно абсолютизирует относительное, не различая в нем вечное от исторически условного. Конечно, это различение есть трудная и ответственная, но совершенно неустранимая задача богословия. Мало того. Предание не только хранится, но и творится, ибо живет. Каждая эпоха имеет свой характер, будучи поставлена пред своими нуждами, и в своей особой проблематике таит свое собственное постижение Откровения, ищет для него церковного осознания и оправдания, в такой же мере, как и осуждения, ибо христианскому сознанию свойственно не просто склоняться пред фактом, но вопрошать об его смысле и ценности, искать правого жизненного пути. И в смелости и искренности богословской мысли, которая ищет этого правого пути при свете веры, проявляется особая, творческая верность преданию. Эту-то верность живому и в нас живущему преданию приносят Церкви участники этого сборника, как дар любви, правдивости и свободы чад Божиих в смирении пред единой и неведомой человеку Истиной, но и в сознании всей ответственности ее искания.
Стр.7

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически