ISSN 2500-297X
УДК 37:159.9
3.2020
Издается с 2001 г.
Издатель
и учредитель:
Московский
педагогический
государственный
университет
Выходит 4 раза в год
Свидетельство
о регистрации СМИ:
ПИ № ФС 77–67764
от 17.11.2016 г.
Адрес редакции:
109240, Москва,
ул. В. Радищевская,
д. 16–18, каб. 223
Журнал входит в Перечень ведущих
рецензируемых научных журналов
и изданий ВАК РФ:
Педагогические науки
13.00.01 – Общая педагогика, история
педагогики и образования
13.00.08 – Теория и методика
Психологические науки
13.00.02 – Теория и методика обучения
и воспитания
профессионального образования
19.00.01 – Общая психология, психология
личности, история психологии
19.00.07 – Педагогическая психология
ПЕДАГОГИКА
И ПСИХОЛОГИЯ
ОБРАЗОВАНИЯ
16+
Сайт журнала: pp-obr.ru
E-mail: izdat_mgopu@mail.ru
Подписной индекс журнала по Объединенному каталогу
«Пресса России» – 85003
© МПГУ, 2020
Стр.2
ISSN 2500-297X
3.2020
The Founder
and Publisher:
Moscow Pedagogical
State University
Mass media
registration
certificate
ПИ № ФС 77-67769
as of 17.11.2016
Editorial office:
Moscow, Russia,
Verhnyaya
Radishchevskaya str.,
16–18, room 223,
109240
The journal is included in the list
of the leading peer-reviewed scholarly
journals the Higher Attestation
Commission of The Ministry of Science
and Higher Education of the Russian
Federation recommended to PhD
candidates and those working
for their habilitation who wish to publish
the results of their research
The journal has been published
since 2001
The journal is published 4 times a year
E-mail: izdat_mgopu@mail.ru
Information on journal
can be accessed via: pp-obr.ru
PEDAGOGY
AND PSYCHOLOGY
OF EDUCATION
© МPGU, 2020
Стр.3
Редакционная коллегия
А.А. Вербицкий – академик РАО, д-р пед. наук, канд. психол. наук, профессор; профессор кафедры
психологии труда и психологического консультирования факультета педагогики и психологии Московского
педагогического государственного университета (главный редактор).
Ю.Л. Кофейникова – канд. психол. наук; доцент кафедры психологии труда и психологического
консультирования факультета педагогики и психологии Московского педагогического государственного
университета (заместитель главного редактора).
Э.В. Лихачева – канд. психол. наук; заведующая кафедрой общей психологии и психологии труда
факультета психологии и педагогики Российского нового университета (ответственный секретарь).
А.Ф. Ануфриев – д-р психол. наук, профессор; профессор кафедры психологии труда и психологического
консультирования факультета педагогики и психологии Московского педагогического государственного
университета.
В.А. Барабанщиков – д-р психол. наук, профессор; директор Института экспериментальной психологии
Московского государственного психолого-педагогического университета.
Ю.В. Варданян – д-р пед. наук, профессор;
государственного педагогического института имени М.Е. Евсевьева, г. Саранск, Республика Мордовия.
заведующая кафедрой психологии Мордовского
Е.Е. Дурнева – канд. пед. наук; руководитель Научно-исследовательского центра моделирования
квалификаций Корпоративного университета ПАО «Татнефть», г. Альметьевск, Татарстан.
О.Л. Жук – д-р пед. наук, профессор (ВАК Беларуси); заведующая кафедрой педагогики и проблем
развития образования Белорусского государственного университета, г. Минск, Республика Беларусь.
Ш.М. Каланова – д-р пед. наук, канд. хим. наук, профессор (ВАК Казахстана); Президент Независимого
казахстанского агентства по обеспечению качества в образовании, г. Астана, Республика Казахстан.
Н.Б. Карабущенко – д-р психол. наук; заведующая кафедрой психологии и педагогики Российского
университета дружбы народов, г. Москва.
В.В. Кондратьев – д-р пед. наук, профессор; директор Центра подготовки и повышения квалификации
преподавателей вузов Поволжья и Урала, заведующий кафедрой методологии инженерной деятельности
Казанского национального исследовательского технологического университета.
О.Н. Олейникова – д-р пед. наук, профессор; генеральный директор АНО «Центр изучения проблем
профессионального образования», г. Москва.
О.С. Орлова – д-р пед. наук, профессор; главный научный сотрудник Научно-клинического центра
оториноларингологии ФМБА России, г. Москва.
М.И. Розенова – д-р психол. наук, профессор; профессор кафедры научных основ экстремальной
психологии факультета «Экстремальная психология» Московского государственного психологопедагогического
университета.
К.М. Романов – д-р психол. наук; профессор кафедры психологии Историко-социологического института
Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарева, г. Саранск.
А.И. Савенков – д-р психол. наук, д-р пед. наук, профессор; директор Института педагогики и психологии
образования Московского городского педагогического университета.
В.И. Слободчиков – член-корр. РАО, д-р психол. наук, профессор; руководитель научного направления
антропологического образования Института изучения детства, семьи и воспитания РАО, г. Москва.
Э. Харрис – профессор факультета образования и профессионального развития Университета Хаддерсфилд,
г. Хаддерсфилд, Великобритания.
М.А. Чошанов – д-р пед. наук; профессор отделения STEM-образования,
Техасский университет в Эль-Пасо, США.
Колледж образования,
Стр.4
Editorial Board
Andrey А. Verbitsky – member of the Russian Academy of Education, Dr. Hab. in Education, PhD
in Рsychology; Professor of the Department of Labor Рsychology and Сounseling Faculty of Pedagogy and Psychology,
Moscow Pedagogical State University (editor-in-chief).
Yulia L. Kofeynikova – PhD in Psychology; Associate Professor of the Department of Labor Рsychology
and Сounseling Faculty of Pedagogy and Psychology, Moscow Pedagogical State University (deputy editor).
Elvira V. Likhachevа – PhD in Psychology; Head of the Department of Psychological and Pedagogical
Education of the Faculty of Psychology and Pedagogy, Russian New University (Executive Secretary).
Alexander F. Anoufriev – Dr. Hab. in Psychology; Professor of the Department of Labor Рsychology and Сounseling
of the Faculty of Pedagogy and Psychology, Moscow Pedagogical State University.
Vladimir А. Barabanschikov – Dr. Hab. in Psychology; Head of the Laboratory of Сognitive Рrocesses and Мathematical
Рsychology, Institute of Psychology of the Russian Academy of Education.
Sholpan M. Calanova – Dr. Hab. in Education, PhD in Сhemistry; President, Independent Kazakhstan Agency
for Quality Assurance in Education; Member of the Executive Committee, international organization “IREG – International
Observatory on Academic Ranking and Excellence", Astana, Republic of Kazakhstan.
Anne Harris – PhD in Education; Head of Division and Director of the International School of Education and
Professional Development, University of Huddersfield.
Elena E. Durneva – PhD in Education; Head of the Research Center for Modeling Qualifications, Corporate University
of PJSC Tatneft.
Natalia B. Karabushchenko – Dr. Hab. in Psychology; Head of the Department of Psychology and Pedagogy,
RUDN-University.
Vladimir V. Kondratyev – Dr. Hab. in Education; Director of the Center for Training and Retraining of Teachers,
High Schools of Volga and the Urals; Head of the Department of Мethodology, Kazan National Research
Technological University.
Olga N. Oleynikova – Dr. Hab. in Education; Director, Center for the Study of Vocational Education.
Olga S. Orlova – Dr. Hab. in Education; Chief Researcher, Research and Clinical Center of Otorhinolaryngology
of Federal Medical-Biological Agency of Russia, Moscow.
Marina I. Rozenova – Dr. Hab. in Psychology; Professor at the Department of Scientific Foundations of Extreme
Psychology of the Faculty of Extreme Psychology, Moscow State University of Psychology & Education.
Konstantin M. Romanov – Dr. Hab. in Psychology; Professor of the Department of Psychology, Mordovia State
University after N.P. Ogarev, Saransk.
Aleksandr I. Savenkov – Dr. Hab. in Psychology, Dr. Hab. in Education; Professor of the Department of Psychology,
Moscow City University.
Viktor I. Slobodchikov – Corresponding Member of Russian Academy of Education, Dr. Hab. in Psychology;
Chief Researcher of the Laboratory of Psychological Anthropology, Institute of Psycho-Pedagogical Problems
of Childhood of the Russian Academy of Education.
Mourat A. Tchoshanov – Dr. Had. in Education; Professor of Mathematics Education, Division of STEM
Education, College of Education, The University of Texas at El Paso, USA.
Yulia V. Vardanyan – Dr. Hab. in Education; Head of the Department of Psychology, Mordovia State Pedagogical
Institute named after M.E. Evsevev, Saransk.
Olga L. Zhuk – Dr. Hab. in Education; Head of the Department of Pedagogy and Problems of Education Development,
Belarusian State University, Minsk, Republic of Belarus.
Стр.5
Содержание
Pedagogy and Psychology of Education. 2020. No. 3
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
И.А. Купцова, А.О. Елизарова
вКультурно-образовательная деятельность
вСтратегии коммуникации с учеником
А.И. Левинзон
образовательных онлайн-курсах для детей . . . . . . . . . . . . . . . 21
автоматически проверяемых
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В.В. Гетьман
Кластеризация системы
А.В. Данилова, А.И. Коробко,
М.Ю. Казарян
основных форм учебного процесса
и релевантных образовательных ресурсов:
анализ запроса студентов медицинского вуза . . . . . . . . . . . . . . 54
М.А. Ерыкина, А.П. Кашперская
Аутентичные французские песни
как средство развития языковой компетенции
студентов-нефилологов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 72
О.В. Сребродольский
Ресурсы правового контекста
профессиональной подготовки бакалавра
психолого-педагогического образования . . . . . . . . . . . . . . . . 90
А.А. Муравьева, О.Н. Олейникова
Компетенции преподавателей вузов:
современные вызовы и смена парадигмы . . . . . . . . . . . . . . . 100
Г.Ф. Хасанова, Л.А. Семенова
Формирование готовности к использованию
открытых образовательных ресурсов у студентов
технологического университета . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 116
структуре детского досуга:
анализ региональных практик . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
Личностно-профессиональное становление педагога
предметной области «Искусство»:
гуманитарно-культурологический аспект . . . . . . . . . . . . . . . . 40
Стр.6
ISSN 2500-297X
Педагогика и психология образования. 2020. № 3
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Разработка и валидизация
шкалы поведенческих индикаторов
для оценки интереса к математике . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 128
Ю.А. Тюменева, А.С. Обухов,
О.Н. Финогенова
Позитивная социализация
М.Е. Романова
в детей старшего дошкольного возраста
процессе развития диалогической речи . . . . . . . . . . . . . . . 147
Формирование грaжданской идентичности
у детей дошкольного возраста . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 159
Е.А. Сорокоумова, Н.Ю. Молостова,
Н.Ю. Шуваевa
Психологические особенности
цифровой активности подростков
на примере социальных сетей:
обзор иностранных исследований . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 173
C.Б. Шубин
6
Содержание
Стр.7
Соntents
Pedagogy and Psychology of Education. 2020. No. 3
THEORY AND METHODS
OF TRAINING AND UPBRINGING
I. Kuptsova, A. Elizarova
Cultural and educational activities
in the structure of children’s leisure:
Analysis of regional practices . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .9
Student communication strategies
in automatically verified
online educational courses for kids . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21
A. Levinzon
THEORY AND METHODS
OF PROFESSIONAL EDUCATION
Personal and professional development
of a teacher of the subject area “Art”:
Humanity and cultural aspect . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 40
V. Getman
Clustering of the system of basic forms
of the educational process
and relevant educational resources:
Analysis of the request
of medical university students . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 54
A. Danilova, A. Korobko,
M. Kazaryan
M. Erykina, A. Kashperskaya
Authentic French songs as a means
of developing students’ language competence . . . . . . . . . . . . . . . 72
Resources of the legal context
of professional training of a bachelor
of psychological and pedagogical education . . . . . . . . . . . . . . . . 90
O. Srebrodolsky
Competences of university teachers:
Contemporary challenges and change of paradigm . . . . . . . . . . . 100
A.A. Muravyova, O.N. Oleynikova
Formation of technological university students’ readiness
to the use of open educational resources . . . . . . . . . . . . . . . . . 116
G. Khasanova, L. Semenova
Стр.8
ISSN 2500-297X
Pedagogy and Psychology of Education. 2020. No. 3
PEDAGOGICAL PSYCHOLOGY
The development and validation
of the math interest behavioral indicators scale . . . . . . . . . . . . . 128
Y. Tyumeneva, A. Obukhov,
O. Finogenova
Positive socialization of older pre-school children
in the process of dialogue speech development . . . . . . . . . . . . . 147
M. Romanova
Formation of civil identity
in children of preschool age . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 159
E. Sorokoumova, N. Molostova,
N. Shuvaeva
Psychological features of adolescent digital activity
on the example of social networks:
The review of foreign studies . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 173
S. Shubin
8
Contents
Стр.9