Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.
Проблемы современного образования

Проблемы современного образования №6 2020 (300,00 руб.)

0   0
Страниц244
ID695910
АннотацияЖурнал осуществляет оперативное распространение результатов актуальных теоретических и практико-ориентированных исследований в области образования, философии, педагогики и психологии, а также организацию обсуждений и дискуссий по проблемам развития отечественной науки и образования. Журнал основан в 2009 году на базе Научной педагогической библиотеки им. К. Д. Ушинского. С октября 2015 г. издателем и распространителем журнала является Московский педагогический государственный университет. Тематика издания: журнал носит гуманитарный междисциплинарный характер и осуществляет публикацию статей по проблемам философии, психологии и педагогики, а так же широкому спектру исследований в сфере отечественного и зарубежного образования
Проблемы современного образования .— Москва : МПГУ .— 2020 .— №6 .— 244 с. — URL: https://rucont.ru/efd/695910 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Проблемы_современного_образования_№6_2020.pdf
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Проблемы_современного_образования_№6_2020.pdf
РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ Богуславский М. В., доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО, заведующий Центром истории педагогики и образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», главный научный сотрудник Учебно-научного центра приоритетных исследований и проблем подготовки научно-педагогических кадров ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» (главный редактор) Богоявленская Д. Б., доктор психологических наук, профессор, руководитель группы диагностики творчества ФГНУ «Психологический институт РАО», профессор Кафедры психологической антропологии Института детства ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» Брызгалина Е. В., кандидат философских наук, заведующая Кафедрой философии образования философского факультета ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова» Вачков И. В., доктор психологических наук, профессор Кафедры общей психологии факультета психологии Института общественных наук Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ Волкова Е. Г., кандидат философских наук, доцент Кафедры философии Института социально-гуманитарного образования ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» Гончаров М. А., доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры педагогики и психологии профес сионального образования имени академика РАО В.А. Сластёнина, директор Научно-образовательного центра теории, истории образования и педагогической компаративистики Института педагогики и психологии, ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», член бюро Научного совета по проблемам истории образования и педагогической науки Грифцова И. Н., доктор философских наук, профессор, заведующая Кафедрой философии Института социально-гуманитарного образования ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» Дмитриева Н. А., доктор философских наук, профессор Кафедры философии Института социально-гуманитарного образования ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» Куликова С. В., доктор педагогических наук, профессор, ректор ГАУ ДПО «Волгоградская государственная академия последипломного образования», профессор РАО Лопаткова И. В., доктор психологических наук, профессор Кафедры психологической антропологии Института детства ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» Микешина Л. А., доктор философских наук, профессор Кафедры философии Института социально-гуманитарного образования ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», Заслуженный деятель науки РФ Милованов К. Ю., кандидат исторических наук, старший научный сотрудник лаборатории истории педагогики и образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО» Обухов А. С., кандидат психологических наук, доцент, ведущий эксперт Центра общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского ФГАОУ ВО НИУ «Высшая школа экономики» Овчинников А. В., доктор педагогических наук, доцент, заместитель заведующего Центром истории педагогики и образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО» Поддьяков А. Н., доктор психологических наук, ординарный профессор, ведущий научный сотрудник лаборатории экспериментальной и поведенческой экономики ФГАОУ ВО НИУ «Высшая школа экономики», профессор департамента психологии факультета социальных наук ФГАОУ ВО НИУ «Высшая школа экономики» Семёнов А. Л., доктор физико-математических наук, профессор, академик РАН, академик РАО, профессор Кафедры математической логики и теории алгоритмов механико-математического факультета ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова» Семья Г. В., доктор психологических наук, профессор Кафедры психологической антропологии Института детства ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» Сорина Г. В., доктор философских наук, профессор Кафедры философии языка и коммуникации, руководитель Научно-образовательного центра «Философско-методологическое проектирование и принятие решений» философского факультета ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова» Трифонова Е. В., кандидат психологических наук, доцент Кафедры психологической антропологии Института детства ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» Швецова М. Н., кандидат психологических наук, профессор Кафедры психологии образования Факультета педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» Шелковников А. Ю., доктор философских наук, профессор Кафедры философии Института социально-гуманитарного образования ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» Шнейдер Л. Б., доктор психологических наук, профессор, заведующий Кафедрой педагогической психологии ОАНО ВО «Московский психолого-социальный университет», профессор Кафедры психологической антропологии Института детства ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» Проблемы современного образования | № 6 | 2020 | http://pmedu.ru 2
Стр.2
THE EDITORIAL BOARD M. V. Boguslavsky, ScD in Education, Professor, Corresponding Member of the Russian Academy of Education, Head of the History of Pedagogics and Education Center at the Institute for Strategy of Education Development of the Russian Academy of Education, Senior Research Fellow at the Educational Scientific Center of Priority Researches and Problems of Preparation of Teaching Staff, Moscow Pedagogical State University (Editor in Chief) D. B. Bogoyavlenskaya, ScD in Psychology, Professor, Head of the Creativity Diagnostics Laboratory at “Psychological Institute of the Russian Academy of Education”, Professor of the Psychological Anthropology Department at the Institute of childhood, Moscow Pedagogical State University E. V. Bryzgalina, PhD in Philosophy, Head of the Philosophy of Education Department at the Faculty of Philosophy, Lomonosov Moscow State University I. V. Vachkov, Professor at the General Psychology Department, Psychology Faculty of the the Institute of Social Sciences, the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration E. G. Volkova, PhD in Philosophy, Assistant Professor of Philosophy Department at the Institute of Social and Humanitarian education, Moscow Pedagogical State University M. A. Goncharov, ScD in Education, Associate Professor, Professor, V. A. Slastyonin Department of Pedagogics and Psychology of Professional Education; Director, Scientific and Educational Center for Theory, History of Education and Pedagogical Comparative Studies, Institute of Pedagogy and Psychology, Moscow Pedagogical State University, Member of the Bureau of the Scientific Council on the Issues of History of Education and Pedagogical Science I. N. Griftsova, ScD in Philosophy, Professor, Head of Philosophy Department at the Institute of Social and Humanitarian education, Moscow Pedagogical State University N. A. Dmitrieva, ScD in Psychology, Professor of Philosophy Department at the Institute of Social and Humanitarian education, Moscow Pedagogical State University S. V. Kulikova, ScD in Education, Professor, Rector, Volgograd State Academy of Postgraduate Education, Professor of the Russian Academy of Education I. V. Lopatkova, ScD in Psychology, Professor of the Psychological Anthropology Department at the Institute of childhood, Moscow Pedagogical State University L. A. Mikeshina, ScD in Philosophy, Professor of Philosophy Department at the Institute of Social and Humanitarian education, Moscow Pedagogical State University, Honored Science Worker of Russian Federation K. Yu. Milovanov, PhD in History, Senior Researcher at the Laboratory of History of Pedagogy and Education at the Institute for Strategy of Education Development of the Russian Academy of Education A. S. Obukhov, PhD in Psychology, Associate Professor, leading expert of the Centre for General and Extracurricular Education, Institute of Education, National research university Higher School of Economics A. V. Ovchinnikov, ScD in Education, Associate Professor, Deputy Head, History of Pedagogics and Education Center at the Institute for Strategy of Education Development of the Russian Academy of Education A. N. Poddyakov, ScD in Psychology, Tenured Professor, Senior Research Fellow at the Laboratory for experimental and behavioral economics of National Research University Higher School of Economics, Professor of Psychology Department at Faculty of Social Sciences of National Research University Higher School of Economics A. L. Semenov, ScD in Physics and Mathematics, Professor, Academician of the Russian Academy of Sciences, Academician of the Russian Academy of Education, Professor, Mathematical Logic and Theory of Algorithms Department, Mechanics and Mathematics Faculty, Lomonosov Moscow State University G. V. Sem’ya, ScD in Psychology, Professor of the Psychological Anthropology Department at the Institute of childhood, Moscow Pedagogical State University G. V. Sorina, ScD in Philosophy, Professor of the Philosophy of Language and Communication Department, Head of the Research-Educational Centre “Philosophical and methodological design and decision-making”, Faculty of Philosophy, Lomonosov Moscow State University E. V. Trifonova, PhD in Psychology, Associate Professor of the Psychological Anthropology Department at the Institute of childhood, Moscow Pedagogical State University M. N. Shvetsova, PhD in Psychology, Professor of the Education Psychology Department at the Moscow Pedagogical State University A. Yu. Shelkovnikov, ScD in Philosophy, Professor of Philosophy Department at the Institute of Social and Humanitarian education, Moscow Pedagogical State University L. B. Shneider, ScD in Psychology, Professor, Head of the Department of Pedagogical Psychology, Educational autonomous non-profit organization of Higher Education “Moscow Psychological and Social University”, Professor of the Psychological Anthropology Department at the Institute of Childhood, Moscow Pedagogical State University Проблемы современного образования | № 6 | 2020 | http://pmedu.ru 3
Стр.3
РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ Бирман Н., доктор технических наук, ведущий специалист Информационного центра библиотеки Cecil H. Green Library Стэнфордского университета (США) Жадько Н. В., доктор педагогических наук, профессор Кафедры управления проектами ГАОУ ВО города Москвы «Московский городской педагогический университет» Зинченко Ю. П., доктор психологических наук, профессор, академик РАО, президент РАО, декан факультета психологии ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова» Ланин Б. А., доктор филологических наук, профессор, ведущий научный сотрудник Центра филологического образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО» Никандров Н. Д., доктор педагогических наук, профессор, академик РАО, член президиума РАО THE EDITORIAL COUNCIL N. Birman, ScD in Technical sciences, Leading Expert at Cecil H. Green Library Information Center, Stanford University, USA N. V. Jadko, ScD in Education, Professor of the Projects management Department, Moscow City University Yu. P. Zinchenko, ScD in Psychology, Professor, Academician of the Russian Academy of Education, President of the Russian Academy of Education, Dean, Faculty of Psychology, Lomonosov Moscow State University B. A. Lanin, ScD in Linguistics, Professor, Senior Research Fellow at the Philological Education Center at the Institute for Strategy of Education Development of the Russian Academy of Education N. D. Nikandrov, ScD in Education, Professor, Academician of the Russian Academy of Education РЕДАКЦИЯ Выпускающий редактор: Г. В. Альперина Редактор (перевод): М. А. Соколова Дизайн, верстка: Н. И. Лисова EDITORIAL STAFF Executive editor: G. V. Alperina Editor: M. A. Sokolova Design: N. I. Lisova Подписано к публикации 28.12.2020 © МПГУ, 2020 Проблемы современного образования | № 6 | 2020 | http://pmedu.ru 4
Стр.4
СОДЕРЖАНИЕ Журнал входит в перечень ведущих рецензируемых научных журналов, включенных Высшей аттестационной комиссией Министерства образования и науки Российской Федерации в список изданий, рекомендуемых для опубликования основных научных результатов диссертаций на соискание ученой степени доктора и кандидата наук по следующим научным специальностям: 13.00.00 – Педагогические науки: 13.00.01 Общая педагогика, история педагогики и образования; 13.00.02 Теория и методика обучения и воспитания; 13.00.08 Теория и методика профессионального образования. 19.00.00 – Психологические науки: 19.00.01 Общая психология, психология личности, история психологии; 19.00.03 Психология труда, инженерная психология, эргономика; 19.00.04 Медицинская психология; 19.00.05 Социальная психология; 19.00.07 Педагогическая психология. 09.00.00 – Философские науки: 09.00.01 Онтология и теория познания; 09.00.03 История философии; 09.00.08 Философия науки и техники; 09.00.11 Социальная философия. Философские науки 09.00.00 ФИЛОСОФИЯ НАУКИ И ТЕХНИКИ Пелевин С. И. Человеческая деятельность как основа формирования технологий .......................... 9 Луньков А. С. «Развитие навыков критического мышления»: опыт внедрения курса ................... 16 Психологические науки 19.00.00 ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ, ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ Секацкая Е. О. Базисные убеждения личности, представления о себе и их взаимосвязь со стратегиями совладания ........................................................................................ 23 СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ Арифджанова М. А. Синдром эмоционального выгорания врачей в период реструктуризации здравоохранения в 2012–2015 годах в Российской Федерации ......................... 31 Саликова Э. М. В. Структура социальных репрезентаций жизненного пути студенчества, выраженных средствами метафор .................................................................................. 43 Метелкина А. А. Проявление депрессии, аккультурационного стресса и чувства вины у эмигрантов ..................................................................................................................... 59 ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ Трифонова Е. В., Кулакова Е. В., Колосова Е. Б., Адамян Е. И., Адамян Л. И. Критериальный подход к выявлению и поддержке одаренности у детей с ограниченными возможностями здоровья или инвалидностью в условиях дополнительного образования .................................................................................................................. 71 Востокова Ю. И., Николаева Л. В., Сатистова Е. Е., Чудакова А. О. Проблема социально-педагогической запущенности студентов-первокурсников ........................................... 88 Проблемы современного образования | № 6 | 2020 | http://pmedu.ru 5
Стр.5
СОДЕРЖАНИЕ Педагогические науки 13.00.00 МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ Ермоленко Р. Е., Колесов В. И. Непрерывное педагогическое образование в Республике Карелия: проблемы функционирования и развития, пути их решения ..................................................................................................................................................... 97 ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕДАГОГИКИ Марчукова С. М. Эвристический потенциал метафоричности в философскообразовательном проекте Я. А. Коменского .......................................................................................... 106 Крючкова Е. А. Воспитание Личности: философия и педагогика А. С. Арсеньева .......................118 Кричевцова Е. И. Детская инициативность в историческом контексте: сущность, условия, методы ........................................................................................................................................... 127 НОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБРАЗОВАНИИ Тройникова Е. В., Хасанова Л. И. Дидактическое пространство учебной ситуации устного последовательного перевода в обучении студентов – будущих переводчиков.............................................................................................................................. 140 ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ Игнатьев В. П., Архангельская Е. А. Использование дистанционных образовательных технологий в вузе ........................................................................................................ 148 Хамдамова М. И. Роль креативной компетентности преподавателя в развитии мультимедийной компетентности будущих биологов (на примере изучения «Анатомии и физиологии человека») ......................................................................................................161 Быкова Л. М., Ремаева Ю. Г. Виды взаимодействия в дистанционной образовательной среде ............................................................................................................................... 170 Белова Н. А., Кашкарева Е. А. Алгоритм создания межпредметной задачной ситуации на интегрированных уроках русского языка в средней школе...................................... 177 Налётова Н. Ю., Троицкая Л. М. Использование цифровых технологий на уроках математики для старшеклассников ..................................................................................... 188 Кубрак Н. В. Модернизация школьных библиотек в условиях цифровой трансформации образования ................................................................................................................... 199 Суропов Б. М. Формирование инновационной деятельности студентов с использованием программных продуктов ......................................................................................... 206 Зарипов Н. Н. Использование иностранного опыта в обучении информатике и информационным технологиям в школе .......................................................................................... 213 СЛОВО МОЛОДЫМ УЧЕНЫМ Бодрова Е. А. Формирование образа семьи у дошкольников ............................................................. 219 Безуглый Т. А., Батурина И. В. Особенности получения высшего медицинского образования выпускниками учреждений среднего профессионального образования (медицинских колледжей и техникумов) ...................................................................... 228 Макажанова Ж. М. Реализация модели поликультурной образовательной среды в высшем колледже ......................................................................................................................... 236 Проблемы современного образования | № 6 | 2020 | http://pmedu.ru 6
Стр.6
CONTENTS Philosophical Sciences 09.00.00 PHILOSOPHY OF SCIENCE AND TECHNOLOGY Pelevin S. I. Human activity as the basis for forming the technology ........................................................ 9 Lun’kov A. S. “Development of critical thinking skills”: the case of the course implementation ......... 16 Psychological Sciences 19.00.00 GENERAL PSYCHOLOGY, PERSONALITY PSYCHOLOGY, HISTORY OF PSYCHOLOGY Sekatskaya E. O. Basis personal beliefs, self-perceptions, and their interconnection with coping strategies .................................................................................................................................... 23 SOCIAL PSYCHOLOGY Arifdjanova M. A. Syndrome of emotional burnout of doctors during the restructuring of healthcare in 2012–2015 in the Russian Federation ................................................. 31 Salikova E. M. V. The social representations structure of the students life path, expressed by means of metaphors ............................................................................................................... 43 Metelkina A. A. The manifestation of depression, acculturation stress and guilt in emigrants ............ 59 EDUCATIONAL PSYCHOLOGY Trifonova E. V., Kulakova E. V., Kolosova E. B., Adamyan E. I., Adamyan L. I. The identification and support of giftedness of the children with special needs and disabilities in supplementary education: approaches and solutions ................................................ 71 Vostokova Ju. I., Nikolaeva L. V., Satistova E. E., Chudakova A. O. The problem Проблемы современного образования | № 6 | 2020 | http://pmedu.ru 7
Стр.7
CONTENTS of social and pedagogical neglect of first-year students ............................................................................ 88 Pedagogical Sciences 13.00.00 MODERNIZATION OF EDUCATION Ermolenko R. E., Kolesov V. I. The continuous pedagogical education in the Republic of Karelia: the problems of functioning and development, the ways of their solution ......................... 97 HISTORY OF PEDAGOGY AND EDUCATION Marchukova S. M. Heuristic potential of metaphoricity in Y. A. Comenius’s philosophical and educational project ....................................................................................................... 106 Kryuchkova E. A. Personality’s formation: philosophy and pedagogy of A. S. Arseniev’s ...................118 Krichevtsova E. I. Children’s initiative in the historical context: essence, conditions, methods ......................................................................................................................................................... 127 NEW RESEARCH IN EDUCATION Troinikova E. V., Hasanova L. I. The didactic space of the learning situation of consecutive interpretation in teaching students – future translators ............................................... 140 INNOVATIVE TECHNOLOGIES IN EDUCATION Ignatiev V. P., Arhangelskaja E. A. Using distance education technologies in higher education institutions .................................................................................................................................. 148 Khamdamova M. I. Role of teachers’ creative competency in developing multimedia competency of future biologists (on the example of studying “Anatomy and human physiology”) ...................................................................................................................................................161 Bykova L. M., Remaeva Yu. G. Types of interaction in distance learning ................................................ 170 Belova N. A., Kashkareva E. A. Algorithm for creating an interdisciplinary task situation in integrated lessons of Russian in secondary school ............................................................. 177 Nalyotova N. Yu., Troitskаy L. M. Using digital technology in math classes for high school students .............................................................................................................................................. 188 Kubrak N. V. Modernization of school libraries in the context of digital transformation of education ........................................................................................................................ 199 Suropov B. M. Forming innovative activity of students with the use of software products ......................................................................................................................................................... 206 Zaripov N. N. Using foreign experience in teaching informatics and information technologies in school .................................................................................................................................. 213 YOUNG SCIENTISTS’ VISION Bodrova E. A. Forming the family image in preschoolers ........................................................................ 219 Bezugly T. A., Baturina I. V. Features of obtaining higher medical education by graduates of secondary professional educational institutions (medical colleges and technical schools) .................................................................................................................................. 228 Makazhanova Zh. M. Implementation of the model of multicultural educational environment in high college ....................................................................................................................... 236 Проблемы современного образования | № 6 | 2020 | http://pmedu.ru 8
Стр.8

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.