Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.

Международное законодательство по инклюзивному образованию (220,00 руб.)

0   0
АвторыБогатая Ольга Фёдоровна, Павалаки Ирина Фёдоровна, Рассказова Наталья Петровна
ИздательствоРИО СурГПУ
Страниц78
ID694777
АннотацияВ сборнике представлены нормативные документы международного уровня, регламентирующие организацию интегрированного и инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Предназначен студентам педагогических специальностей, специалистам (учителям, воспитателям, педагогам-дефектологам, учителям-логопедам, психологам), работающим с детьми с особыми образовательными потребностями, а также их родителям.
ISBN978-5-93190-284-5
Международное законодательство по инклюзивному образованию : сборник норм.-правовых актов / О. Ф. Богатая, И. Ф. Павалаки, Н. П. Рассказова .— Сургут : РИО СурГПУ, 2012 .— 78 с. — ISBN 978-5-93190-284-5 .— URL: https://rucont.ru/efd/694777 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Международное_законодательство_по_инклюзивному_образованию.pdf
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ ГОУ ВПО ХМАО – ЮГРЫ «СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» МЕЖДУНАРОДНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ПО ИНКЛЮЗИВНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ СБОРНИК НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ Сургут 2012 1
Стр.1
ББК 74.202.42к13я43 УДК 376.2(09):341.1(09)(08) М 43 Рецензент: Сургутского государственного педагогического университета Капустина Наталья Геннадьевна, кандидат психологических наук Международное законодательство по инклюзивному М 43 образованию : сборник нормативно-правовых актов / сост. : О.Ф. Богатая, И.Ф. Павалаки, Н.П. Рассказова. – Сургут : РИО СурГПУ, 2012. – 77 с. ISBN 978-5-93190-284-5 В сборнике представлены нормативные документы международного уровня, регламентирующие организацию интегрированного и инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Предназначен студентам педагогических специальностей, специалистам (учителям, воспитателям, педагогам-дефектологам, учителям-логопедам, психологам), работающим с детьми с особыми образовательными потребностями, а также их родителям. ББК 74.202.42к13я43 УДК 376.2(09):341.1(09)(08) ISBN 978-5-93190-284-5 2  Сургутский государственный педагогический университет, 2012
Стр.2
Введение Современный этап развития системы специального образования характеризуется реформированием и ориентацией на ценностные основания педагогического процесса, его гуманизацию и индивидуализацию в подходах к решению проблем конкретного ребенка, относящегося к категории детей, объединенных понятием «дети с ограниченными возможностями здоровья». Цель реформирования ― новое отношение к таким детям, максимальная их реабилитация и интеграция в общество. Отличительной чертой образовательной политики в отношении детей с ограниченными возможностями здоровья является организация их обучения и воспитания в обычных дошкольных образовательных учреждениях и общеобразовательных учреждениях совместно с другими детьми. Основная задача в этом направлении сформулирована Д.А. Медведевым: «Мы просто обязаны, ― подчеркнул президент, ― создать нормальную систему образования для инвалидов, чтобы дети могли обучаться среди сверстников в обычных общеобразовательных школах, и с раннего возраста не чувствовали себя изолированными от общества». Эту же задачу ставит перед обществом проектная инициатива «Наша новая школа». Модернизация системы специального образования предполагает дополнение ее структурными элементами ― интегрированным и инклюзивным образованием. Интеграция и инклюзия рассматриваются как закономерный этап развития системы специального образования, связанный с изменением отношения общества и государства к инвалидам, с признанием их прав на предоставление равных с другими возможностей в разных областях жизни, включая и образование. В соответствии со значениями слов «интеграция» (лат. Integratio ― «восстановление, восполнение, объединение каких-либо элементов, частей в целое») и «инклюзия» (франц. inclusif ― «включающий 3
Стр.3
в себя», лат. include ― «заключаю, включаю», англ. inclusion ― «включение, присоединение») реализуются две концепции совместного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и типичных детей: концепция интеграции, т.е. создание специальных условий для детей с особыми потребностями в рамках существующей системы, без изменения самой системы; и концепция инклюзивного образования, основной целью которой является реструктуризация школ в соответствии с потребностями всех учеников ― с особыми образовательными потребностями и типичных детей. Цель инклюзивной школы ― дать всем учащимся возможность наиболее полноценной социальной жизни, наиболее активного участия в коллективе, местном сообществе, тем самым обеспечить наиболее полное взаимодействие и заботу друг о друге, как членах сообщества. Принцип инклюзивного образования состоит в том, что разнообразию потребностей учащихся должен соответствовать континуум сервисов, в том числе необходима такая образовательная среда, которая является наименее ограничивающей и наиболее включающей. Реформирование любой общественной системы, в том числе образовательной, предполагает разработку необходимой нормативноправовой базы. На сегодняшний день в большинстве западных стран сложился определенный консенсус относительно важности интеграции детейинвалидов. Государственные, муниципальные и школы получают бюджетное финансирование на детей с особыми потребностями, и, соответственно, заинтересованы в увеличении числа учащихся, официально зарегистрированных как инвалиды. Базовым принципом инклюзивного образования, определенным ЮНЕСКО, является прием в обычные школы «всех детей, несмотря на их особенности и создание соответствующих условий их обучения на основе педагогических методов, ориентированных, в первую очередь, на потребности детей. Приоритеты инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья отражены в Саламанкской декларации, Конвенции ООН о правах инвалидов, Конвенции ООН о правах инвалидов, и других документах, представленных в данном сборнике. В Саламанкской декларации обозначены принципы, политика и практические действиях в сфере инклюзивного образования лиц с особенными потребностями, а именно: обеспечения того, чтобы школы могли быть открытыми для всех детей, особенно детей с особыми образовательными потребностями. 4
Стр.4
Конвенция о правах инвалидов, подписанная 4 сентября 2008 г. Российской Федерацией, рассматривает вопросы реализации прав инвалидов не с позиции их приспособления к жизни общества, а с позиции устройства жизни общества таким образом, чтобы в нем учитывались потребности и особенности инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья. В Конвенции установлено, что государстваучастники признают право инвалидов на образование и принимают исчерпывающие меры для реализации этого права. В статье двадцать четвертой Конвенции говорится том, что в целях реализации права на образование государства-участники должны обеспечить инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни человека. Несмотря на то, что в мире накоплен определенный инклюзивный опыт законодательной, организационной, социальной и психологопедагогической работы, в России проблема инклюзивного образования ― очень широкое поле для дискуссии и законотворческой деятельности, в которой много нерешенных вопросов. В нашем образовательном пространстве нет единой терминологии, происходит смешивание понятий в вопросах инклюзивного и интегративного подходов к образованию детей, отсутствует методологическая основа и педагогические технологии инклюзивного обучения. Сегодня готовится проект нового Закона об образовании, Закона о специальном образовании, разработан проект «Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья», создаются региональные и муниципальные документы, направленные на организацию инклюзивного образования. Для развития инклюзии на современном этапе наиболее важными являются:  выработка государственной политики и создание нормативноправовой базы развития инклюзивного образования,  создание в образовательных учреждениях условий для беспрепятственного доступа инвалидов,  профессиональная переподготовка учителей, создание ресурсных центров поддержки инклюзивного образования,  разработка технологий психолого-педагогических технологий сопровождения,  формирование системы ценностей с установкой на политкорректность и толерантность. 5
Стр.5
Приоритет совместного образования инвалидов и здоровых обучающихся не означает отказ от лучших достижений российской системы специального образования. Рассматривая интеграцию в общество как конечную цель обучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья, оптимальным вариантом образования данной категории детей в настоящее время является сохранение эффективно работающих специальных (коррекционных) образовательных учреждений, развитие системы интегрированного образования, введение инклюзивного образования. Такой подход к образованию детей с ограниченными возможностями здоровья позволит предупредить появление дальнейших отклонений в развитии, скорригировать нарушения, снизить степень социальной недостаточности, достичь максимально возможного для каждого ребенка уровня общего развития, образования, социальной интеграции, поможет решать задачу осмысления ценностей жизни, реализовать право чувствовать себя полноценным членом общества, способным к самостоятельной жизни, взаимоотношениям с окружающими людьми и продуктивной деятельности. В данном сборнике содержатся полные версии международных правовых актов: Саламанкская декларация, Конвенция ООН о правах ребенка, Конвенция ООН о правах инвалидов, Протокол № 1 к Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Сборник предназначен студентам педагогических специальностей, практическим специалистам (учителям, воспитателям, педагогамдефектологам, учителям-логопедам, психологам), работающим с детьми с особыми образовательными потребностями, а также их родителям. 6
Стр.6

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.