Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 636199)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Педагогические измерения

Педагогические измерения №2 2020 (800,00 руб.)

0   0
Страниц130
ID694487
АннотацияНаучно-методический журнал современного типа, публикующий статьи по вопросам методологии, теории и методики педагогических измерений. Эта сфера научно-образовательной деятельности уже давно получила признание во многих странах мира. Она называется там "Educational Measurement".
Педагогические измерения .— : Издательский дом "Народное образование" .— 2020 .— №2 .— 130 с. — URL: https://rucont.ru/efd/694487 (дата обращения: 19.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Педагогические_измерения_№2_2020.pdf
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ Педагогические измерения Главный редактор - Решетникова Оксана Александровна, канд. пед. наук, директор ФГБНУ «ФИПИ»Решетникова Оксана Александровна, канд. пед. наук, директор ФГБНУ «ФИПИ» Редакционная коллегия: -- – академик РАО, д-р Болотов Виктор Александрович – академик Р пед. наук, научный руководитель Центра мониторинга качества образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Безбородов Александр Борисович – д-р ист. наук, тор ФГБОУ ВПО «Российский государственный гуманитарный университет», руководитель Федеральной к «ФИПИ» Вербицкая Мария Валерьевна – д-р филол. наук, руководитель комиссии по разработке КИМ для ГИА по иностранным языкам ФГБНУ «ФИПИ» – д-р филол. наук, рук водитель Федеральной комиссии по разработке КИМ для ГИА по иностранным языкам ФГБНУ «ФИПИ» Демидова Марина Юрьевна – д-р пед. наук, руководитель Центра педагогических измерений ФГБНУ «ФИПИ» тель Центра педагогических измерений, руководитель комиссии по разработке КИМ для ГИА по физике ФГБНУ «ФИПИ» Зинин Сергей Александрович – д-р пед. наук, профессор кафедры методики преподавания литературы ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», руководитель комиссии по разработке КИМ для ГИА по литературе ФГБНУ «ФИПИ» Зинин Сергей Александрович – д-р пед. наук, профессор кафедры методики преподавания литерату ры ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», руководитель комиссии по разработке КИМ для ГИА по литературе ФГБНУ «ФИПИ» Ефремова Надежда Фёдоровна – д-р пед. наук, заведующий кафедрой педагогических измерений Донского государственного технического университета Редакция: Заместитель главного редактора: к.психол.н. ушнир Алексей Михайлович Заместитель главного редактора: к.психол.н. Кушнир Алексей Михайлович Заместитель главного редактора: Лячина Светлана Николаевна Заместитель главного редактора: Лячина Светлана Николаевна Ответственный секретарь: Чернышова Ксения Владимировна Вёрстка: Буланов Максим Корректор: Асанова Людмила Технолог: Цыганков Артём Тел: (495) 345-52-00, 345-59-00, 972-59-62 Ответственный секретарь: Чернышова Ксения Владимировна Вёрстка: Столбова Марина Корректор: Асанова Людмила Технолог: Цыганков Артём Тел.: (495) 345-52-00, 345-59-00, 972-59-62 E-mail: narob@yandex.ru, kushnir-narobr@yandex.ru www.narodnoe.org Е-mail: narob@уаndex.ru, kushnir-narobr@уаndex.ru www.narodnoe.org Адрес: 109341, Москва, ул. Люблинская, 157, корп. 2 Редакция: Адрес: 123557, г. Москва, ул. Пресненский Вал, дом 19, строение 1 Адрес: 109341, Москва, ул. Люблинская, 157, корп. 2 - ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений» Адрес: 123557, г. Москва, ул. Пресненский Вал, дом 19, строение 1 Ефремова Надежда Фёдоровна – д-р пед. наук, заведующий кафедрой педагогических измерений Донского государственного технического университета Безбородов Александр Борисович – д-р ист. наук, рекрек тор ФГБОУ ВПО «Российский государственный гумани тарный университет», руководитель комиссии по разработке КИМ для ГИА по историимиссии по разработке КИМ для ГИА по истории ФГБНУ ФГБНУ «ФИПИ» Иванова Светлана Вениаминовна – чл.-корр. РАО, д-р филос. наук, научный руководитель Института стратегии развития образования Российской академии образования Карданова Елена Юрьевна – канд. физ.-мат. наук, директор Центра мониторинга качества образова ния Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Лобжанидзе Александр Александрович – д-р пед. наук, заведующий кафедрой экономической и социальной географии имени академика РАО В.П. Максаковского ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», руководитель комиссии по разработке КИМ для ГИА по географии ФГБНУ «ФИПИ» Лазебникова Анна Юрьевна – чл.-корр. РАО, д-р пед. наук, руководитель Центра социально-гуманитарного образования Института стратегии развития образования Российской академии образования Семченко Евгений Евгеньевич – канд. экон. наук, директор Департамента государственной политики и управления в сфере общего образования Министерства просвещения Российской Федерации Татур Александр Олегович – канд. физ.-мат. наук, глав ный научный консультант ФГБНУ «ФИПИ» Иванова Светлана Вениаминовна – чл.-корр. РАО, д-р филос. наук, директор Института стратегии развития образования Российской академии образования Карданова Елена Юрьевна – канд. физ.-мат. наук, директор Центра мониторинга качества образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Лобжанидзе Александр Александрович – д-р пед. наук, заведующий кафедрой экономической и социальной географии имени академика РАО В.П. Максаковского ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», руководитель комиссии по разработке КИМ для ГИА по географии ФГБНУ «ФИПИ» Лазебникова Анна Юрьевна – чл.-корр. РАО, д-р пед. наук, руководитель Центра социально-гуманитарного образования Института стратегии развития образования Российской академии образования Семченко Евгений Евгеньевич – канд. экон. наук, начальник Управления надзора и контроля за деятельностью органов исполнительной власти субъектов РФ Рособрнадзора Татур Александр Олегович – канд. физ.-мат. наук, главный научный консультант ФГБНУ «ФИПИ» 202020182 3 ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений» © Коллектив авторов, 2020 © Коллектив авторов, 2018
Стр.2
Содержание номера КОЛОНКА ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА Решетникова О.А. Подходы к оценке функциональной грамотности в контрольных измерительных материалах государственной итоговой аттестации ...........................................................................................4 Описываются направления научно-исследовательской деятельности ФГБНУ «ФИПИ» по проблеме оценки функциональной грамотности. Определены возможности введения моделей заданий для оценки различных видов грамотности в предметные КИМ и приведены примеры внедрения. МЕТОДОЛОГИЯ Демидова М.Ю., Добротин Д.Ю., Рохлов В.С. Подходы к разработке заданий по оценке естественнонаучной грамотности обучающихся .........8 Анализируются подходы к разработке заданий по оценке естественнонаучной грамотности в международной программе по оценке образовательных достижений учащихся PISA. Предложены подходы к выбору конструкта (операционализация компетентностей, отбор блоков контекста и предметного содержания) для разработки системы заданий по оценке естественнонаучной грамотности; описана структура модели заданий и приведены примеры разработки моделей заданий для оценки различных компетентностей. Котова О.А., Лискова Т.Е. Формирование функциональной грамотности школьников при изучении обществознания .......20 Рассмотрены компетенции, которые формируются при изучении обществознания, описана их роль в приобретении школьниками опыта использования полученных обществоведческих знаний в типичных социальных взаимодействиях в различных сферах общественной жизни. Рассмотрены возможности курса обществознания для формирования функциональной грамотности в сфере трудовой деятельности, необходимой для выбора профессии и оценки собственных перспектив в профессиональной сфере. Лытаева М.А., Трешина И.В. Возможности использования подходов к оценке читательской грамотности в исследовании PISA для разработки КИМ по иностранным языкам .............................................................................29 Проводится сопоставительный анализ понятия читательской грамотности как метапредметного умения и уровней читательских умений в PISA с подходами, принятыми в описании умений чтения в методике обучения иностранным языкам, а также с требованиями к умениям чтения в CEFR. Прогнозируется использование заданий, разработанных в идеологии исследования PISA, для совершенствования инструментария по оценке умений чтения на иностранном языке. Васильевых И.П. Формирование аналитической и продуктивной текстовой деятельности обучающихся средствами смыслового чтения .......................................................................................................................39 Освещается проблема важности формирования навыков смыслового чтения как средства осуществления текстовой деятельности, владение которой обеспечивает активное участие обучающихся в коммуникативно-познавательном процессе. Артасов И.А., Мельникова О.Н. Оценка читательской грамотности в рамках предмета «История» ..............................................43 Анализируются возможности формирования читательской грамотности в процессе изучения истории, а также подходы к оценке читательских умений в измерительных материалах по истории. Рассматриваются особенности текстов исторического содержания, приводятся примеры заданий, базирующихся на сплошных и несплошных текстах. Барабанов В.В., Жеребцов А.А. Особенности разработки заданий по географии для оценки функциональной грамотности в образовательном процессе ............................................................................................. 51 Показана роль учебного предмета «География» в формировании функциональной грамотности школьников; приведены примеры заданий по оценке функциональной грамотности; определены возможные пути обновления КИМ ОГЭ и ВПР по географии в целях оценки функциональной грамотности школьников; предложены подходы к оценке сформированности функциональной грамотности школьников в рамках перспективной модели КИМ ЕГЭ по географии. 2 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИЗМЕРЕНИЯ / EDUCATIONAL MEASUREMENTS 2/2020
Стр.3
Содержание номера Зинин С.А., Новикова Л.В. ЕГЭ по литературе в контексте проблемы читательской грамотности школьников ...........................................60 Рассматривается проблема читательской грамотности выпускников. Показатели грамотности чтения описываются через призму критериев литературного развития, определяющих эффективность работы экзаменуемых с художественным текстом. Взаимосвязь универсальных учебных действий и специфики предмета оценивается как необходимое условие успешной подготовки и сдачи итогового экзамена по литературе. ИНСТРУМЕНТАРИЙ Рыжко Е.Б. Единый государственный экзамен по китайскому языку и международный экзамен HSK: общие черты и ключевые различия ............................................................................................................................... 65 Представлен анализ сопоставимости модели единого государственного экзамена по китайскому языку 2020 года и международного экзамена HSK, включая описание структуры и содержания экзаменационных материалов и сравнение использования форматов заданий по отдельным разделам: аудирование, чтение, письмо и говорение. Зинина Е.А., Барабанова М.А. Современные подходы к разработке тематики итогового сочинения ................................................................ 72 Рассматривается итоговое сочинение как форма контроля, выявляющая уровень читательской грамотности, интеллектуального и речевого развития выпускников. Описаны методические подходы к формированию тем итогового сочинения, а также типичные недостатки в разработке тем репетиционных сочинений. Неумоева-Колчеданцева Е.В. Оценка процесса и результатов практики студентов педагогической магистратуры ......................................... 78 Обосновывается оценка педагогической практики в контексте личностно-ориентированного образования и с учётом практико-оринтированности и индивидуализации. Практика рассматривается как «пространство возможностей» для развития не только профессиональных компетенций будущего педагога, но и его личности. Раскрыты основные аспекты педагогического оценивания практики. Рассмотрен ориентировочный инструментарий педагогического оценивания, обозначена ведущая стратегия педагогического оценивания. Болотова Е.Л. Нормативно-правовое регулирование системы оценки достижений учащихся.................................................. 88 Представлен обзор нормативно-правового регулирования системы оценки достижений учащихся в гражданских учебных заведениях России. Особое внимание уделено анализу государственных документов о введении, изменении и отмене оценочной деятельности в общеобразовательных и высших учебных заведениях. Показано, что система оценки учебных достижений обучающихся постоянно находится под контролем государства. Гиголо А.И., Поваляев О.А. Возможности оценки экспериментальных умений по физике с использованием цифровых технологий .........102 Обсуждаются подходы к оценке экспериментальных умений с использованием цифровых технологий: использование цифровых датчиков в качестве измерительных инструментов, компьютерной формы регистрации полученных значений и построения графиков, видеонаблюдения за процессом выполнения экспериментальных заданий; приводятся примеры расширения спектра возможных опытов за счёт измерительных возможностей датчиковых систем. Бражников М.А. Анализ возможностей включения цифровых компетентностей в предметные результаты обучения по физике .............................................................................................................................................. 109 Представлен анализ перечня цифровых компетенций, принятых в европейской образовательной практике. Обоснована необходимость включения цифровых компетенций в предметные результаты освоения программы школьного курса физики и предложен перечень компетенций, необходимый при использовании цифрового инструментария для оценки учебных достижений по физике. РЕГИОНАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ ОКО Щенина О.Г. Организация работы региональной предметной комиссии по обществознанию в контексте проблемного подхода ................................................................................................................................................. 118 Приведён анализ работы региональной предметной комиссии по обществознанию; сформулированы проблемы, возникающие на этапе подготовки экспертов, организации проверки и участия в конфликтной комиссии. Предложены организационные меры, направленные на повышение эффективности работы экспертов. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИЗМЕРЕНИЯ / EDUCATIONAL MEASUREMENTS 2/2020 Колонка главного редактора
Стр.4

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ