Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634655)
Контекстум
.

Культурология (200,00 руб.)

0   0
АвторыКоролева-Конопляная Г. И.
ИздательствоМ.: ИТК "Дашков и К"
Страниц1080
ID689398
АннотацияХрестоматия — это особый вид учебного пособия. Оно ориентирует прежде всего на самостоятельную работу обучающегося, углублённое изучение дисциплины. Хрестоматия состоит из двух частей. Теоретическая часть включает в себя широкий спектр произведений: от древних философских трактатов, классических произведений до работ современных авторов. Историческая часть знакомит читателей с литературными произведениями Древнего Востока, Античности, Европы и России. В приложении представлены некоторые образцы произведений художественной культуры.
Кому рекомендованоДля студентов бакалавриата и специалитета, изучающих дисциплину «Культурология», а также преподавателей гуманитарных дисциплин.
ISBN978-5-394-04339-0
УДК008(075.8)
ББК71я73
Культурология : хрестоматия / Г.И. Королева-Конопляная .— 3-е изд. — Москва : ИТК "Дашков и К", 2021 .— 1080 с. : ил. — ISBN 978-5-394-04339-0 .— URL: https://rucont.ru/efd/689398 (дата обращения: 23.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Культурология.pdf
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Стр.9
Стр.10
Стр.11
Стр.12
Стр.13
Культурология.pdf
УДК 008(075.8) ББК 71а73 К90 Автор-составитель: Г. И. Королева-Конопляная — доктор политических наук, профессор. Рецензенты: Я. О. Дзыга — доктор филологических наук, профессор кафедры литературы Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Московский государственный институт культуры»; И. И. Лисович — доктор культурологии, доцент, профессор кафедры маркетинга и рекламных коммуникаций в социокультурной сфере Московского международного университета. К90 Культурология: Хрестоматия / Авт.-сост. Г. И. Королева-Конопляная. — 3-е изд. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2021. — 1080 с. ISBN 978-5-394-04339-0 Хрестоматия — это особый вид учебного пособия. Оно ориентирует прежде всего на самостоятельную работу обучающегося, углублённое изучение дисциплины. Хрестоматия состоит из двух частей. Теоретическая часть включает в себя широкий спектр произведений: от древних философских трактатов, классических произведений до работ современных авторов. Историческая часть знакомит читателей с литературными произведениями Древнего Востока, Античности, Европы и России. В приложении представлены некоторые образцы произведений художественной культуры. Для студентов бакалавриата и специалитета, изучающих дисциплину «Культурология», а также преподавателей гуманитарных дисциплин. ISBN 978-5-394-04339-0 2 © Королева-Конопляная Г. И., 2018 © ООО «ИТК «Дашков и К°», 2018
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДИСЛОВИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14 Часть I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРОЛОГИЯ Марк Туллий Цицерон. ТУСКУЛАНСКИЕ БЕСЕДЫ. . . . . . . . . . . . . . . . . . 16 Джамбаттиста Вико. ОСНОВАНИЯ НОВОЙ НАУКИ ОБ ОБЩЕЙ ПРИРОДЕ НАЦИЙ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 36 Жан-Жак Руссо. РАССУЖДЕНИЕ О НАУКАХ И ИСКУССТВАХ. . . 65 Иоганн Готфрид Гердер. ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 77 Иммануил Кант. КРИТИКА СПОСОБНОСТИ СУЖДЕНИЯ. . . . . . . . . 101 Георг Вильгельм Фридрих Гегель. ЛЕКЦИИ ПО ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 121 Николай Яковлевич Данилевский. РОССИЯ И ЕВРОПА . . . . . . . . . . . . . 131 Эдуард Беннет Тайлор. ПЕРВОБЫТНАЯ КУЛЬТУРА. . . . . . . . . . . . . . . 151 Фридрих Ницше. РОЖДЕНИЕ ТРАГЕДИИ ИЗ ДУХА МУЗЫКИ. ПРЕДИСЛОВИЕ К РИХАРДУ ВАГНЕРУ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 165 Освальд Шпенглер. ЗАКАТ ЕВРОПЫ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 177 Том 1. Образ и действительность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 177 Арнольд Тойнби. ПОСТИЖЕНИЕ ИСТОРИИ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 204 Питирим Сорокин. ЧЕЛОВЕК, ЦИВИЛИЗАЦИЯ, ОБЩЕСТВО . . . . . 236 Социокультурная динамика. Кризис нашего времени. . . . . . . . . . . . . . 237 Зигмунд Фрейд. НЕДОВОЛЬСТВО КУЛЬТУРОЙ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 249 Бронислав Малиновский. НАУЧНАЯ ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ . . . . . . . . 264 Йохан Хейзинга. HOMO LUDENS [ЧЕЛОВЕК ИГРАЮЩИЙ] . . . . . . . 274 Лесли А. Уайт. ИЗБРАННОЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 296 Наука о культуре . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 296 Понятие культуры . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 303 Лев Гумилев. КОНЕЦ И ВНОВЬ НАЧАЛО . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 309 3
Стр.3
Карл Ясперс. СМЫСЛ И НАЗНАЧЕНИЕ ИСТОРИИ. . . . . . . . . . . . . . . . . 334 Истоки истории и ее цель. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 335 Духовная ситуация времени . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 354 Сэмюэль Хантингтон. СТОЛКНОВЕНИЕ ЦИВИЛИЗАЦИЙ . . . . . . . . . 356 Часть II. ИСТОРИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРОЛОГИЯ Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 374 КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО ВОСТОКА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 375 ДРЕВНЕЕГИПЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 376 Сказка потерпевшего кораблекрушение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 377 Обречённый царевич . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 381 Из «Книги мертвых» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 384 Поэзия Древнего Египта в переводах Анны Ахматовой и Веры Потаповой . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 387 Сила любви . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 387 Вечная любовь . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 388 Из «Поучений Птахотепа» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 388 Из «Спора разочарованного со своей душой» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 389 Прославление писцов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 390 Восхваление Нила . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 392 Царица Хатшепсут отмеряет благовония для своего отца Амона . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 393 Плач Исиды по Осирису . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 393 Сетование на похоронах . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 394 ЛИТЕРАТУРА ШУМЕРА И ВАВИЛОНИИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 394 «Энлиль! Повсюду...» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 395 «Труд писцов, собратьев моих...» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 398 «Если бы не мать моя» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 399 «Когда я, госпожа, в небесах сияла...» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 399 «Благородная дева стоит на улице...» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 400 Законы вавилонского царя Хаммурапи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 400 Эпос о Гильгамеше. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 414 Колыбельная песенка из Ашшура . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 431 Заклинание «Могучий, пресветлый муж...» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 432 Заклинание «Хорошо молиться тебе...» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 432 4
Стр.4
ХЕТТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 433 Из «Песни об Улликумми» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 433 Из цикла «О царствовании на небесах» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 434 Из Молитвы Мурсилиса во время чумы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 435 ЛИТЕРАТУРА ДРЕВНЕГО КИТАЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 435 1. Поэзия и изящная словесность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 436 Из «Книги песен» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 436 Цюй Юань. Плачу по столице Ину. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 440 Сун Юй. Ветер (Поэма) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 441 Император Вэнь-Ди. Манифест просвещённого монарха об обсуждении мер помощи населению. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 443 Чжан Хэн. Вернусь к полям . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 444 Из ханьских песен Юэфу. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 445 2. Философская проза . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 446 Из книги «Луньюй» («Суждения и беседы») . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 446 Из книги «Мэн-цзы» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 450 Из книги «Даодэцзин» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 450 Из книги «Чжуан-цзы» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 451 Из книги «Мо-цзы» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 453 Из книги «Вёсны и осени Люя» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 455 3. Историческая и повествовательная проза. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 456 Сыма Цянь. Из «Исторических записок». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 456 Чжао Е. Жизнеописание девицы из У по прозванию Пурпурный Нефрит . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 458 ДРЕВНЕИНДИЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 460 Из «Ригведы». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 461 Из «Атхарваведы» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 464 Из «Брахман» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 465 Из «Упанишад» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 470 Из «Дхаммапады». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 472 Из «Сутта-нипаты» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 475 Из «Джатак» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 477 Законы Ману . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 478 5
Стр.5
ДРЕВНЕЕВРЕЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 502 Из «Книги Бытия». Потоп. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 503 Книга Иова . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 506 Песнь песней . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 514 Книга Экклесиаст . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 516 ЕВРОПЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 523 АНТИЧНОСТЬ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 523 Гомер. ИЛИАДА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 524 Эсхил. ПРОМЕТЕЙ ПРИКОВАННЫЙ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 554 Сапфо. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 570 К Афродите . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 570 «По мне, — тот не смертный...» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 571 «Венком охвати...» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 571 [Ответ Алкею] . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 572 Эпиталамии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 572 «Напиток в котле...» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 572 Аристотель. НИКОМАХОВА ЭТИКА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 572 Гай Катулл. СТИХОТВОРЕНИЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 593 Плутарх. НАСТАВЛЕНИЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 595 Вергилий. БУКОЛИКИ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 601 ГЕОРГИКИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 605 ЭНЕИДА. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 608 Овидий. ЛЮБОВНЫЕ ЭЛЕГИИ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 611 ГЕРОИДЫ (письма). . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 615 Пенелопа — Улиссу . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 615 Брисеида — Ахиллесу. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 617 НАУКА ЛЮБВИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 619 ФАСТЫ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 621 ПИСЬМА С ПОНТА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 622 Бруту . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 622 Руфину . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 622 СРЕДНЕВЕКОВЬЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 623 ПЕСНЬ О РОЛАНДЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 624 РОМАН О ТРИСТАНЕ И ИЗОЛЬДЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 634 6
Стр.6
ВОЗРОЖДЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 671 Эразм Роттердамский. ПОХВАЛА ГЛУПОСТИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 672 Томмазо Кампанелла. ГОРОД СОЛНЦА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 682 Франческо Петрарка. КНИГА ПЕСЕН . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 693 Сонеты на жизнь Мадонны Лауры. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 693 Сонеты на смерть Мадонны Лауры . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 696 Избранные канцоны, секстины, баллады и мадригалы. . . . . . . . . . . . . 698 Письмо к потомкам. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 699 Джованни Боккаччо. ДЕКАМЕРОН . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 701 Эдмунд Спенсер. КОРОЛЕВА ДУХОВ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 722 СТИХОТВОРЕНИЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 735 «Как пламень — я, любимая — как лёд...» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 735 «В безбрежном океане звёздный луч...». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 736 Пьер де Ронсар. СТИХОТВОРЕНИЯ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 736 «А что такое смерть? Такое ль это зло...» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 736 «Исчезла юность, изменила...». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 737 «Когда средь шума бытия...». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 737 «Проведав, что с другим любимая близка...» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 738 НОВОЕ ВРЕМЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 738 Франсуа де Ларошфуко. МАКСИМЫ И МОРАЛЬНЫЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 739 Джон Мильтон. САМСОН-БОРЕЦ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 745 Вольтер. КАНДИД, или ОПТИМИЗМ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 754 Ричард Бринсли Шеридан. ШКОЛА ЗЛОСЛОВИЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . 782 НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 786 Артюр Рембо. ОДНО ЛЕТО В АДУ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 787 Перси Биши Шелли. БАШНЯ ГОЛОДА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 792 СОНЕТ К БАЙРОНУ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 793 ВОЗМУЩЕНИЕ ИСЛАМА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 793 ЕВРОПЕЙСКАЯ КУЛЬТУРНАЯ ИСТОРИЯ ХХ в. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 820 РУССКАЯ КУЛЬТУРА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 822 РАЗВИТИЕ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ X–XVII вв. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 822 ПОУЧЕНИЯ ВЛАДИМИРА МОНОМАХА СЫНОВЬЯМ . . . . . . . . . . . . 824 Нестор Летописец. ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 827 7
Стр.7
ДОМОСТРОЙ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 849 АЛЕША ПОПОВИЧ И ДОБРЫНЯ НИКИТИЧ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 869 ИЛЬЯ МУРОМЕЦ И ИДОЛИЩЕ В КИЕВЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 873 ПОВЕСТЬ О ГОРЕ-ЗЛОСЧАСТИИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 877 ХОЖДЕНИЕ ЗА ТРИ МОРЯ АФАНАСИЯ НИКИТИНА . . . . . . . . . . . . 881 Иван Семенович Пересветов. СКАЗАНИЕ О МАГМЕТЕ-САЛТАНЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 890 ПОВЕСТЬ О ЕРШЕ ЕРШОВИЧЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 893 Симеон Полоцкий. ПЕРВОЕ СТИХОТВОРЕНИЕ О МОСКВЕ. . . . . . . . 897 КУЛЬТУРА РОССИИ XVIII в. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 898 Александр Сумароков . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 899 На суету человека . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 899 «Лжи на свете нет меры...». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 899 «Если девушки метрессы...» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 899 Гавриил Романович Державин . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 900 Задумчивость . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 900 Признание . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 900 «Река времен в своем стремленьи...» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 901 Властителям и судиям. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 901 Детская песня . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 901 Фелица. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 901 Правило жить . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 904 Николай Михайлович Карамзин . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 904 Веселый час . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 904 Прости . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 905 Иван Крылов. КВАРТЕТ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 905 Александр Николаевич Радищев. ПУТЕШЕСТВИЕ ИЗ ПЕТЕРБУРГА В МОСКВУ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 906 ЗОЛОТОЙ ВЕК РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 920 Василий Андреевич Жуковский. СВЕТЛАНА. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 921 СУД БОЖИЙ НАД ЕПИСКОПОМ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 924 Александр Сергеевич Пушкин. «Я ПАМЯТНИК СЕБЕ ВОЗДВИГ НЕРУКОТВОРНЫЙ...» . . . . . . . . . . . 925 ПОВЕСТИ БЕЛКИНА. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 926 Станционный смотритель . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 926 8
Стр.8
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. ПРЕМУДРЫЙ ПИСКАРЬ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 931 Федор Иванович Тютчев . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 935 Проблеск. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 935 Вечер . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 935 Видение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 935 Сны. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 935 «Еще шумел веселый день...». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 936 Цицерон . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 936 «Из чьей руки свинец смертельный...» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 936 Русской женщине . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 937 Слезы людские, о слезы людские . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 937 «Чародейкою Зимою...» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 937 «Не Богу ты служил и не России...» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 937 «Умом Россию не понять...» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 937 «Нам не дано предугадать...» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 938 «Две силы есть — две роковые силы...» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 938 Николай Алексеевич Некрасов. РУССКИЕ ЖЕНЩИНЫ . . . . . . . . . . . . 938 Княгиня Трубецкая . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 938 «Есть женщины в русских селеньях...» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 944 Михаил Юрьевич Лермонтов. ДЕМОН . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 945 Николай Васильевич Гоголь. ВЕЧЕРА НА ХУТОРЕ БЛИЗ ДИКАНЬКИ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 954 Предисловие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 954 Голова. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 955 Ночь перед Рождеством . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 957 МЕРТВЫЕ ДУШИ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 970 Иван Сергеевич Тургенев. СТИХОТВОРЕНИЯ В ПРОЗЕ. . . . . . . . . . . . 974 Деревня. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 974 Собака . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 976 Порог. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 976 СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 977 Сергей Есенин . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 978 «Гой ты, Русь, моя родная...». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 978 Русь уходящая . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 978 9
Стр.9
Максим Горький. СТАРУХА ИЗЕРГИЛЬ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 979 Игорь Северянин . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 983 Моя Россия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 983 Русская . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 984 Гимн Российской республики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 984 Эпилог («Я, гений Игорь Северянин...») . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 984 Владимир Маяковский . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 985 Себе, любимому, посвящает эти строки автор . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 985 Мы идем . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 986 Красный еж . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 986 Приказ № 2 армии искусств . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 987 Вызов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 988 Сергею Есенину . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 989 Передовая передового . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 990 Весна. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 991 Велемир Хлебников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 992 «Если я обращу человечество в часы...» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 992 Воззвание председателей земного шара . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 993 Предложения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 994 Дмитрий Сергеевич Мережковский. БОЛЬНАЯ РОССИЯ . . . . . . . . . . . 996 Конь бледный . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 996 Константин Бальмонт . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .1002 Соперники . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .1002 Безглагольность. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .1003 Дурной сон. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .1003 «Я не знаю мудрости…». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .1004 «Уходит светлый май». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .1004 «О, женщина, дитя, привыкшее играть…» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .1004 Другу . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .1005 Золотая рыбка. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .1005 Сознанье, Сила и Основа… . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .1005 Валерий Брюсов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .1005 Творчество . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .1005 10
Стр.10
Туманные ночи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .1006 Конь блед . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .1006 Всё кончено . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .1007 Каменщик . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .1008 Товарищам интеллигентам. Инвектива . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .1008 Поэту . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .1008 Родной язык . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .1009 Андрей Белый . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .1009 Кладбище . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .1009 Грезы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .1010 Гимн солнцу . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .1010 Одиночество . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .1010 Старец . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .1011 Александр Блок . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .1011 «Пусть светит месяц...» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .1011 «Ты много жил...» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .1011 Ангел-хранитель . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .1012 Скифы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .1012 «Его встречали повсюду...» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .1013 «Ночь, улица, фонарь, аптека...» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .1013 «Барка жизни встала на большой мели...» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .1014 Рассвет. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .1014 «Девушка пела в церковном хоре...» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .1014 Фабрика . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .1014 З. Н. Гиппиус . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .1015 Осип Мандельштам. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .1015 «Звук осторожный и глухой...» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .1015 «Нежнее нежного лицо...» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .1015 «Когда удар с ударами встречается...» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .1015 «Образ твой...» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .1015 «Паденье — неизменный спутник страха...» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .1016 Notre Dame . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .1016 Петербургские строфы (Н. Гумилеву) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .1016 11
Стр.11
«На розвальнях, уложенных соломой...». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .1017 «Люблю под сводами седыя...». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .1017 Анна Ахматова. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .1017 Лозинскому. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .1017 «Опять подошли “незабвенные даты”...» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .1018 «Ты знаешь, я томлюсь в неволе...». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .1018 Мужество. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .1018 Марина Цветаева . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .1019 Душа и имя . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .1019 Анне Ахматовой . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .1019 Маяковскому . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .1019 «Тоска по родине...» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .1019 КУЛЬТУРА СОВЕТСКОГО ПЕРИОДА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .1020 Николай Островский. КАК ЗАКАЛЯЛАСЬ СТАЛЬ . . . . . . . . . . . . . . . . .1022 Демьян Бедный. ВЕЛИКИЙ ПОДВИГ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .1030 Эдуард Багрицкий. СМЕРТЬ ПИОНЕРКИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .1031 Александр Твардовский. ВАСИЛИЙ ТЁРКИН . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .1032 Расул Гамзатов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .1037 Целую руки матерей. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .1037 Берегите друзей. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .1039 «В горах дагестанских джигиты, бывало…». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .1040 Слезинка (Памяти Батала Куашева) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .1040 «Изрек пророк…» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .1040 Кайсын Кулиев . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .1041 Земля моя . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .1041 Константин Симонов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .1041 «Тот самый длинный день в году...» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .1041 «Жди меня и я вернусь...» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .1041 Евгений Евтушенко. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .1042 Пролог . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .1042 Николай Доризо . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .1042 Время . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .1042 «Не в бомбы атомного века...». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .1043 «Как себя он мало знал...». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .1043 12
Стр.12
Андрей Вознесенский . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .1043 Литургия лет . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .1043 Оглянись вперед . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .1044 Ответ на записку. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .1044 Для всех — вне звезд . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .1044 Русские поэты. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .1044 Роберт Рождественский. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .1045 Савве Бродскому . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .1045 Чудо . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .1045 «Все начинается с любви...». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .1045 Баллада о таланте, боге и черте . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .1046 «Надо верить в обычное...» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .1046 ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .1047 ПРИЛОЖЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .1048 13
Стр.13

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.