ББК 74.58
Учредитель: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего
образования «Калининградский государственный технический университет»
ИЗВЕСТИЯ Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психологопедагогические
науки (теория и методика профессионального образования). The Tidings of the Baltic State
Fishing Fleet Academy: Psychological and pedagogical sciences (Theory and methods of professional education):
научный рецензируемый журнал / под ред. Научной школы Г.А. Бокаревой. – Калининград: Изд-во
БГАРФ, 2020. – № 4 (54). – 299 с.
ISSN 2071-5331
DOI:10.46845/2071-5331-2020-4-54
Key title: Izvestja Baltiyskoy gosudarstvennoy akademii
Abbreviated key title: Izvestija BGARF
Key title in original characters: Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота
Научный журнал сформирован и активно развивается в концепте научной школы по внедрению
профориентированного процесса обучения на основе дифференциально-интегрального подхода, основателем
которой является Заслуженный деятель науки РФ, доктор педагогических наук, профессор Галина
Александровна Бокарева.
Рецензируемый научный журнал входит в Перечень ведущих рецензируемых научных
журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций
на соискание ученых степеней доктора и кандидата наук (решение ВАК РФ от 19 февраля 2010 г. № 6/6;
от 1 декабря 2015 г.; от 26.03.2019 г.); зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере массовых
коммуникаций, связи и охраны культурного наследия (свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-31377
от 11 марта 2008 г. серия ПИ № ФС 77-79694 от 27 ноября 2020 г.); идентификационный международный
стандартный номер периодических изданий журнала ISSN 2071-5331; представлен в научной электронной
библиотеке (НЭБ) – головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования
(РИНЦ) и имеет импакт-фактор Российского индекса научного цитирования (ИФ РИНЦ) (сублицензионный
договор № 17-11/08); зарегистрирован в Международной базе данных периодических и
продолжающихся изданий Ulrich’s Periodicals Directory, электронные версии журнала размещены также
на сайте Национального цифрового ресурса Руконт – www.rucont.ru и в Центре электронных ресурсов
«Агентство "Книга – Сервис"» – www.akc.ru
Сайт журнала: http://bgarf.ru/akademia/#izvestija
Подписной индекс: по каталогу Роспечати – 70679.
Выходит 4 раза в год. Распространяется в Российской Федерации по подписке и в розницу.
Перепечатка материалов из журнала допускается по согласованию с редакцией журнала.
Ссылка на журнал обязательна.
РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР:
Бокарев Михаил Юрьевич, доктор педагогических наук, профессор
ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР:
Бычкова Ольга Серафимовна, кандидат педагогических наук, профессор
ЧЛЕНЫ РЕДАКЦИОННОЙ КОЛЛЕГИИ:
Гребенюк Татьяна Борисовна, доктор педагогических наук, профессор
Гончаров Сергей Владимирович, доктор психологических наук, профессор
Власова Елена Зотиковна, доктор педагогических наук, профессор (Санкт-Петербург)
Зайцев Анатолий Александрович, доктор педагогических наук, профессор
Лушников Евгений Михайлович, доктор технических наук, профессор (Польша)
Самсонова Надежда Владиславовна, доктор педагогических наук, профессор
Серых Анна Борисовна, доктор педагогических наук, доктор психологических наук, профессор
Чуксина Ирина Георгиевна, доктор педагогических наук, профессор
Включены научные статьи, посвященные актуальным проблемам профессионального педагогического
образования. Журнал рассчитан на широкий круг ученых, специалистов в области педагогики,
профессиональной педагогики, инженерной педагогики, теории и методики профессионального образования,
психологии, аспирантов, докторантов и соискателей.
Статьи печатаются в авторской редакции.
ISBN 978-5-7481-0455-5
© Авторы статей, 2020
© БГАРФ ФГБОУ ВО «КГТУ», 2020
Стр.2
ИЗВЕСТИЯ Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота
СОДЕРЖАНИЕ
От главного научного редактора ....................................................................................................... 6
УПРАВЛЕНИЕ И МЕНЕДЖМЕНТ КАЧЕСТВА В ОБРАЗОВАНИИ
Андруник А.П. Поведенческий менеджмент: детерминанты личностно ориентированного
управления персоналом в самоорганизующихся и саморазвивающихся системах ......................... 7
Артамонова Е.И., Тесленко О.В. Повышение эффективности педагогического образования
в условиях высшей школы .................................................................................................................. 13
Серых А.Б., Мычко Е.И. Целевые ориентиры современных педагогических преобразований ....... 19
Фирсов М.В., Филатова О.Н., Морозов Д.Л. Содержание педагогической модели
сопровождения профессионального самоопределения обучающейся молодежи
в дистанционном формате ................................................................................................................... 22
НЕПРЕРЫВНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Бокарев М.Ю., Бычкова О.С. К проблеме организации работы по дистанционному обучению
в системе дополнительного профессионального образования ........................................................ 28
Тагильцева Н.Г., Овсянникова О.А., Полушкин А.В. Персонализированное обучение
в контексте музыкального и художественного образования в школе и в вузе .............................. 31
Филиппченкова С.И., Балакшина Е.В. Психологические предикторы успешности
деятельности руководителя коммерческой организации ................................................................. 37
Ермакова Н.И., Кайгородова О.В. Онлайн-смена как новый формат организации
детского отдыха .................................................................................................................................... 43
Королева Т.В., Даниленков А.В. Педагогическое сопровождение личностного
и профессионального самоопределения обучающихся ГБУ КО ПОО «Колледж мехатроники
и пищевой индустрии» в системе «школа – колледж – работодатель» .......................................... 47
Лапшова А.В., Ваганова О.И., Уракова М.Н. Организация профессиональнокоммуникативного
пространства в системе высшего образования ................................................ 58
Минеева О.А., Насиханова А.З., Казначеев Д.А. К вопросу о сущности и компонентном
составе коммуникативных универсальных учебных действий как одной из целей обучения
иностранному языку в начальной школе .......................................................................................... 61
Прозоров А.В., Герасимова А.В., Сравнительный анализ дистанционного и традиционного
обучения студентов вуза: проблемы и пути решения ....................................................................... 65
Скрыпник В.П. Анализ рисков дистанционного обучения в период самоизоляции .................... 68
ПОДГОТОВКА НАУЧНЫХ КАДРОВ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ
Вагабова Тамилла Ахмед гызы. Проблема эстетического воспитания в теоретических
наследиях Г. Зардаби, С.А. Ширвани, У. Гаджибекова, Ф. Кочарли, М.А. Расулзаде ................. 73
Мануйленко Э.В., Биналиев А.Т., Иващенко Ю.В. Особенности становления современной
теории развития физической культуры в России .............................................................................. 76
Ярыгин Н.Н. Культурное наследие в учебном процессе ................................................................. 82
Ахмедова Н.Н. Развивающие идеи в процессе обучения и воспитания
в странах Древнего Востока ................................................................................................................ 86
Базарнова Н.Д., Катушенко О.А. Наставничество молодых учителей в условиях
дистанционного обучения ................................................................................................................... 92
Гесслер Д.М. Цифровизация образования в условиях развития информационного
общества: поиск методологических оснований ................................................................................ 95
Чекина Е.В. Технологизированные проектные задания в профессиональной подготовке
будущих специалистов образования в условиях интегрированного образовательнопрофессионального
пространства ...................................................................................................... 99
3
Стр.3
Эйюбова Р.Г. Когнитивный характер проблемных ситуаций студентов при дистанционном
обучении в период карантина ........................................................................................................... 103
Юдина О.Ю., Юдин Н.В. Различия в профессиональных установках учителей на развитие
младших и старших подростков в учебной деятельности .............................................................. 110
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Вавилова Л.Н., Сушко А.В. К вопросу формирования профессиональной идентичности
средствами лабораторных работ в техническом вузе ..................................................................... 117
Власова Е.З., Карпова Н.А., Шалденкова А.В. Электронное обучение в преподавании
дисциплины «Мировые информационные ресурсы и цифровые библиотеки» ........................... 122
Конюшенко C.М., Баканова А.А. К вопросу о дидактических средствах обучения
программированию младших школьников ...................................................................................... 125
Мойсеенко С.С. Развитие ассоциативного мышления у студентов при формировании
компетенций в области проектирования транспортных процессов и систем .............................. 129
Арифулина Р.У., Беляева Т.К., Белогорская Л.В. Формирование гибких навыков
у будущего педагога .......................................................................................................................... 132
Безденежных Н.Н., Зайцева С.С., Куликова С.Ю., Прокофьева О.Г., Ходырева Е.Б. Развитие
критического мышления средствами иностранного языка в вузе ................................................. 137
Гончарова С.В., Аксютин П.А., Ильина Т.С. Применение технологий электронного обучения
в преподавании дисциплины «Инфокоммуникационные технологии» бакалавров
педагогического образования ............................................................................................................ 143
Гусева Т.И. О некоторых особенностях использования коммуникативно-деятельностного
подхода в обучении иностранным языкам....................................................................................... 147
Ляшенко М.С., Родионова М.С. Обучение английскому языку студентов-дизайнеров
с использованием технологии «вики-сайта» в вузе ........................................................................ 151
Суслина А.А., Алексеева Т.Д. Использование медиа-контента TED TALKS в преподавании
профессионального иностранного языка ......................................................................................... 156
ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНАЯ
ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ
Мухина С.Н., Скоробогатых Е.Ю. Возможности применения математических
компьютерных комплексов при изучении дискретной математики в техническом вузе ............ 161
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ
Самсонова Н.В., Дейнега Е.В. Преодоление правового нигилизма подростков
с девиантным конфликтным поведением в профилактической работе школы............................ 167
Аксѐнов С.И., Видяев М.С., Видяева Е.С. Применение средств лечебной физической
культуры при плоскостопии у обучающихся СПО в рамках апробации программы
по адаптивной физической культуре ................................................................................................ 169
Капалыгина И.И. Влияние музыкального искусства на безопасность и благополучие
школьников ......................................................................................................................................... 174
Лебедева И.В., Шарова М.Д. Учебно-методическое сопровождение проектной деятельности
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья............................................................ 179
Прошутинский Ю.С., Дементьева Н.О., Васильева З.А. Собственноe имя человека
как элемент самоотношения .............................................................................................................. 185
Румянцева А.В., Костина М.А. К проблеме изучения удовлетворенности потребностей
девиантных подростков и их активности в интернете.................................................................... 188
Семенив Д.А., Румянцев А.Н., Румянцева О.В. Особенности методики развития
координационных способностей баскетболистов средствами танцевального фитнеса .............. 193
Теплова Л.И. Психологические характеристики подростков, подвергающихся
буллингу в школе ............................................................................................................................... 196
4
Стр.4
ИЗВЕСТИЯ Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота
МОРСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Корнева И.П., Кошелева И.Б. Методика использования профессионально направленных
задач при обучении физике в морском вузе .................................................................................... 204
ВОЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Грудинин В.С., Лунев А.Н. Методология формирования ценностного отношения к человеку
у будущих офицеров: аксиологический подход .............................................................................. 207
Жемчужников А.В., Артамонов С.М. К вопросу о формировании конфликтологической
компетентности преподавателя военного вуза ................................................................................ 210
Перевозников В.В., Чазов С.И. Практическая реализация системы индивидуализации
обучения в военном вузе на основе информационно-коммуникационных технологий ............. 213
Пинчукова О.С. Этапы становления проблемы подготовки курсантов военных вузов
к профессиональному взаимодействию в поликультурной среде ................................................ 216
Сидоренков С.В. Результаты экспертной оценки процесса подготовки курсантов
к деятельности по обеспечению безопасности и пути его совершенствования ........................... 219
АСПИРАНТУРА И ДОКТОРАНТУРА
Бессараб Е.Л. Социальная компетентность старшего подростка как интегративное
качество личности .............................................................................................................................. 224
Боинчану Д.С., Тараскина А.Е. К проблеме изучения дизайн-мышления как инновационного
маркетингового инструмента ........................................................................................................... 227
Гавриленко Г.А. Творческие компетенции и компетентность студентов технического вуза:
категориальный анализ терминов ..................................................................................................... 233
Дорофеева А.С. Анализ развития STEAM-образования в России и за рубежом ......................... 236
Зенкова Д.М. Практико-ориентированный подход к языковой подготовке
бакалавров-педагогов в условиях сетевого взаимодействия ........................................................ 243
Колосов М.С. Выработка саногенно ориентированных умений и навыков действий ................ 245
Кузибаева Г.С. Роль настольных игр в воспитании толерантности детей
старшего дошкольного возраста ....................................................................................................... 250
Моисеенко В.В. Применение педагогических технологий в практике инклюзивного
образования младших школьников ................................................................................................. 254
Овсяницкая С.С. Этнотолерантность или патриотизм – приоритеты воспитания
в дошкольной образовательной организации .................................................................................. 259
Павлов И.И. Роль коллектива военнослужащих по контракту в воспитании нравственных
ценностей у солдат и сержантов ...................................................................................................... 262
Плешивцев А.Ю. Волонтерская деятельность как педагогическое условие воспитания
социальности у учащихся общеобразовательной школы ............................................................... 268
Попова Л.А. Интерактивный рабочий лист как средство дистанционной поддержки
школьника в процессе обучения ...................................................................................................... 271
Широкова Е.В. Развитие проектной деятельности студентов – будущих педагогов
в современном вузе ........................................................................................................................... 277
ABSTRACTS ....................................................................................................................................... 281
ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ АВТОРОВ ................................................................................................... 293
РЕДАКЦИОННАЯ ЭТИКА ЖУРНАЛА ........................................................................................ 297
5
Стр.5