МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ»
С. В. Щербинина
ПРИРОДНО-РЕСУРСНЫЙ
ПОТЕНЦИАЛ РОССИИ
(климатические, водные, земельные ресурсы)
Учебно-методическое пособие
Воронеж
Издательский дом ВГУ
2017
1
Стр.1
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ............................................................................................ 4
Общие сведения ................................................................................ 6
Лекционное обеспечение .................................................................. 11
Темы практических заданий ............................................................ 14
Тема 1. Особенности географического положения РФ .................. 14
Тема 2. Характер государственных границ РФ .............................. 15
Тема 3. История заселения, освоения и исследования
территории России ............................................................................ 20
Тема 4. Государственное устройство и территориальное
деление РФ ......................................................................................... 22
Тема 5. Анализ рельефа равнин и характеристика горных
территорий РФ ................................................................................... 25
Тема 6. Климат России (климатические пояса и области) ............ 28
Тема 7. Закономерности распределения тепла и влаги.
Коэффициент увлажнения ................................................................ 29
Тема 8. Урбанизация. Городское население России,
трудоресурсный потенциал .............................................................. 30
Тема 9. Природные ресурсы РФ. Общие сведения ........................ 31
Тема 10. Водные ресурсы. Общие сведения ................................... 37
Тема 11. Земельные ресурсы. Главные типы почв
и их размещение на территории России ......................................... 42
Тема 12. Региональный обзор. Система экономических
районов России .................................................................................. 46
Самостоятельная работа ................................................................... 50
Темы для рефератов .......................................................................... 54
Тестовые задания и вопросы (к итоговому контролю) .................. 55
Литература ......................................................................................... 59
Приложения ....................................................................................... 61
3
Стр.3
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Мир человека невозможно представить вне связи с ресурсами.
Человек постоянно создает все новые виды ресурсов и, кроме
того, постоянно пользуется окружающими его ресурсами. Да и
сам человек в процессе созидания становится ресурсом.
Ресурсы – это любые источники и предпосылки получения
необходимых людям материальных и духовных благ, которые
можно реализовать при существующих технологиях и социальноэкономических
отношениях [2]. Ресурсы принято делить на несколько
основных групп: материальные, духовные, трудовые (в
том числе интеллектуальные) и природные (в том числе экологические).
изводства.
Материальные
ресурсы – созданные человеком средства проТрудовые
ресурсы – это часть населения, занятая общественно-полезным
трудом и характеризующаяся определенным образовательно-культурным
уровнем и состоянием здоровья.
Природные ресурсы – это природные объекты, используемые в
настоящем, прошлом и будущем для прямого и непрямого потребления,
способствующие созданию материальных богатств, воспроизводству
человеческих ресурсов, поддержания условий существования
человечества и повышающих качество жизни [2]. Природные
ресурсы в зависимости от ограниченности и способности к восстановлению,
возможности замены при использовании, целей использования,
многократности потребления, видового и качественного
состава и иных признаков делятся на различные категории [2].
Природно-ресурсный потенциал России. Россия – самая
крупная по занимаемой территории страна. По своему природноресурсному
потенциалу она не знает себе равных. Более всего богата
Россия минеральным сырьем. На нее приходится 12–13 %
мировых запасов нефти, 35 % природного газа, 12 % угля. В
структуре запасов 70 % приходится на топливно-энергетические
ресурсы, 15 % – на нерудные ископаемые и примерно столько же
– на руды металлов.
На Россию приходится 4/5 разведанных и прогнозных запасов
нефти и газа, 70 % угля, 60 % железной руды, 90 % апатит6
Стр.6
нефелиновых руд, более 60 % калийных солей, около 80 % асбеста,
95 % никеля, 90 % бокситов, около половины медной и цинковой
руды всех стран СНГ. В то же время по ряду ресурсов ее доля значительно
ниже (вольфрам, молибден, ртуть, сурьма, свинец). Совсем
мало руд марганца (5 %) и хромитов (3 %). На общемировом
фоне ограничены также запасы высококачественных и богатых
железных руд и бокситов.
Своеобразным ресурсом выступает и сама территория как с
точки зрения наличия свободных площадей для размещения нового
производства и расселения людей, так и в виде комплексного
источника сосредоточенных на ней одиночных видов ресурсов. В
целом обеспеченность хозяйства природными ресурсами России
оценивается как высокая, вполне благоприятная для дальнейшего
его развития. Характер размещения природных ресурсов по территории
создал большие региональные различия в соотношении
ресурсов и обеспеченности ими экономических зон, республик,
районов. Однако современные и все растущие масштабы добычи
этих ресурсов, сокращение их запасов в достаточных и дешевых
источниках, а также качественное ухудшение ряда возобновляемых
(лесных, водных, земельных) ресурсов в результате неразумной
их эксплуатации должно поставить перед необходимостью и
заставить подходить к использованию природных богатств более
осторожно, бережно и осмотрительно.
Все ресурсы локализованы, добываются на определенной
территории, для которой характерен свой набор (комбинации)
природных условий и ресурсов, выражающийся в природноресурсном
потенциале (ПРП).
ПРП – часть природных ресурсов, которая может быть вовлечена
в хозяйственную деятельность на конкретной территории
при данных технических и социально-экономических возможностях
общества с условием сохранения среды жизни человека [1].
Для каждой территории важно знать соотношение различных
видов ресурсов, т. е. знать структуру ПРП, при обязательном выделении
ведущих ресурсов и приоритетов их эксплуатации.
Структура ПРП различна для различных стран и районов и определяется
агроклиматическими, водными, энергетическими, экологическими
и другими условиями.
7
Стр.7
Минеральные ресурсы – это природные образования земной
коры органического или неорганического происхождения, которые
при данном уровне развития техники могут быть с достаточным
экономическим эффектом извлечены и использованы в хозяйстве.
Климатические
ресурсы оцениваются совокупностью показателей
светового, теплового, ветрового режима и режима увлажнения.
В систему оценок климатических ресурсов включают характеристики
как отдельных метеорологических элементов, так и
интегральные показатели, учитывающие совокупность отдельных
элементов. К ведущим характеристикам климатических ресурсов
относятся средняя температура самого теплого и самого холодного
месяца года, абсолютная максимальная и минимальная температура
воздуха, годовая, сезонная сумма осадков, преобладающее
направление ветра, продолжительность светового дня.
Под агроклиматическими ресурсами понимают совокупность
метеорологических факторов, и в первую очередь тепла и влаги,
которые определяют условия производства и продуктивность
сельскохозяйственных культур [3, 4].
Земельные ресурсы – это земная поверхность, пригодная для
проживания и хозяйственной деятельности человека. Земельные
ресурсы характеризуются величиной территории и ее качеством
(рельефом, почвенным покровом и комплексом других показателей).
Почвенные ресурсы представляют собой запасы качественных,
плодородных земель, годных для использования в сельском и
лесном хозяйстве как средства производства. Земельные ресурсы
страны составляют ее земельный фонд – 1707,5 млн га. В земельный
фонд России входят земли: сельскохозяйственного назначения;
населенных пунктов; несельскохозяйственного назначения;
природно-заповедного фонда; лесного фонда; водного фонда; государственного
запаса.
Водные ресурсы. Вода – самый важный из вовлекаемых в хозяйственное
использование природных ресурсов, без нее в том
или ином виде не может обойтись ни одно современное производство.
Общий
объем всех вод Земли оценивается приблизительно в
1,5 млрд км3 и носит название водного потенциала планеты. Наи8
Стр.8
больший интерес для человека представляют пресные воды. На их
долю приходится только 2 % от всего водного потенциала планеты
(остальные 98 % – это соленые воды). Именно эти 2 % называются
потенциальными водными ресурсами. Следует иметь в виду,
что к потенциальным водным ресурсам помимо речных, озерных
и подземных вод относятся также воды ледников, снежных покровов,
атмосферы, многолетнемерзлых пород и др., т. е. те воды, которые
в настоящее время пока практически не используются, но
составляют около 80 % всех пресных вод планеты. Только 20 % от
потенциальных водных ресурсов (т. е. от всех пресных вод планеты),
которые пригодны и реально могут использоваться в хозяйственной
деятельности человека, и называются водными ресурсами
(таблица).
Т а б л и ц а
Категория
Потенциал водных ресурсов планеты
Определение
Водный потенциал
планеты (ВПП)
Потенциальные водные
ресурсы (ПВР)
Водные ресурсы
(ВР)
Все воды земного шара (пресные и соленые)
Все пресные воды земного шара (2 % от ВПП)
Воды, пригодные для употребления (20 % от
ПВР)
Использование водных ресурсов в хозяйственной деятельности
осуществляется в виде водопользования и водопотребления.
Лесные ресурсы – это запасы древесины, а также пушнины,
дичи, грибов, ягод, лекарственных растений и других охотничьепромысловых
богатств в лесах. К ресурсам относятся также полезные
свойства леса – водоохранные, климаторегулирующие,
противоэрозионные, оздоровительные и пр. Лесами занято
41 000 млн га, или около 30 % суши земного шара.
Рекреационные ресурсы. Объекты и явления природы, а также
человеческой деятельности, которые можно использовать в целях
отдыха, туризма и лечения, называются рекреационными ресурсами.
Изучение
любой территории, государства и объекта начинается,
прежде всего, с характеристики его географического положения.
9
Стр.9
ЛИТЕРАТУРА
1. Реймерс Н. Ф. Природопользование : словарь-справочник /
Н. Ф. Реймерс. – М. : Мысль, 1990. – 319 с.
2. Черенцова А. А. Ресурсоведение : учеб. пособие /
А. А. Черенцова. – Хабаровск : Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та, 2015.
– 83 с.
3. Зенгина Т. Ю. Ресурсопользование : учеб. пособие /
Т. Ю. Зенгина. – М. ; Ухта : ИУИБ, 2012. – 272 с.
4. Станис Е. В. Комплексная оценка природных и производственных
потенциалов территории : учеб. пособие / Е. В. Станис,
М. Г. Макарова. – М. : РУДН, 2008. – 356 с.
10
Стр.10