Электронная версия данного издания является собственностью издательства,
и ее распространение без согласия издательства запрещается.
УДК 80/81
ББК 81
Д 56
Издание осуществлено при финансовой поддержке
Российского научного фонда (РНФ) проект № 14-18-03668
Н а у ч н ы й р е д а к т о р:
Д-р филол. наук М. Д. Воейкова
Р е дакционный совет с ерии:
Д-р филол. наук проф. Т. А. Гридина,
Д-р филол. наук, д-р психол. наук проф. И. М. Румянцева,
Д-р филол. наук проф. С. Н. Цейтлин
Д 56
Доброва Г. Р.
Вариативность речевого развития детей — М.: Издательский
Дом ЯСК: Языки славянской культуры, 2018. — 264 с. — (Studia
philologica).
ISBN 978-5-94457-330-8
В настоящий момент о детской речи в онтолингвистике (науке о об
освоении ребенком языка) уже многое известно, однако подавляющее
большинство исследований посвящено общим, универсальным свойствам
этого процесса. В данной же монографии речь идет о его вариативности,
т. е. о тех свойствах детской речи, которые, с одной стороны, нередки, но,
с другой стороны, характерны не для всех детей. Рассматривается вариативность
речевого развития русскоязычных детей-монолингвов с нормальным
речевым развитием — хотя, естественно, затрагиваются также и отдельные
аспекты речевого развития детей-билингвов (двуязычных детей) и детей с
проблемами речевого развития. Основное внимание уделяется различиям в
речевом развитии, обусловленным четырьмя разновидностями групповых
различий детей, — типологическими (референциальные/экспрессивные
дети), гендерными (мальчики/девочки), социокультурными (дети из семей
с высоким/низким социокультурным статусом) и различиями, обусловленными
наличием/отсутствием старших братьев/сестер. Анализируются такие
особенности речи детей, как активный и пассивный словарный запас;
склонность к генерализации/дифференциации/имитации; особенности артикуляции;
особенности, связанные со «скачкообразным»/«эволюционным»
развитием; склонность к лингвокреативности и др. Монография представляет
собой результат исследований автора, основанных на материале спонтанной
речи детей и многочисленных экспериментов, связанных с данной
проблемой, — как публиковавшихся в течение последних более чем двадцати
лет, так и новых, ранее не публиковавшихся. Монография может быть
полезна всем тем, кто интересуется детской речью: будучи ориентирована
в первую очередь на специалистов — онтолингвистов, психолингвистов,
лингвистов, логопедов, методистов, — она может представлять интерес и
для более широкого круга людей — воспитателей детских садов, учителей,
родителей, неравнодушных к речи своих детей.
ББК 81
ISBN 978-5-94457-330-8
© Издательский дом ЯСК, 2018
© Доброва Г. Р., 2018
Стр.5
Оглавление
Предисловие ............................................................................................9
Введение .................................................................................................17
Глава 1
Общее и индивидуальное в детской речи
1.1. Общее и индивидуальное: универсальное, общее, групповое
и собственно индивидуальное ........................................................21
1.2. Групповые различия — 4 членения ...............................................26
1.3. Материал исследования ..................................................................30
Глава 2
Типологические различия:
референциальные/экспрессивные дети
2.1. История вопроса .............................................................................33
2.2. Различия в области лексики ...........................................................39
2.2.1. Доля существительных в начальном словаре ребенка .......39
2.2.2. Доля прилагательных в начальном словаре ........................42
2.2.3. «Замороженные фразы» в начальном словаре ....................42
2.2.4. «Слова-пустышки» в начальном словаре
экспрессивных детей .......................................................................45
2.2.5. Скорость пополнения словаря ..............................................46
2.3. Различия в области грамматики ....................................................48
2.3.1. Склонность/несклонность к «телеграфному стилю» ........48
2.3.2. Последовательность в применении
грамматических правил ..................................................................50
2.3.2.1. Склонность к морфологическим
сверхгенерализациям ...................................................................51
2.3.2.2. Склонность к имитации отсутствующих
в спонтанной речи грамматических конструкций ..................53
2.3.3. Имя существительное или личное местоимение? ..............58
Стр.6
6
Оглавление
2.4. Различия в области фонологии ......................................................66
2.5. Различия в области речевого поведения .......................................72
2.6. Демографические различия (биосоциальные вариации) ............74
2.7. Различия в речевом развитии
референциальных/экспрессивных детей: сводная таблица ..........77
2.8. Версии о причинах различий в речи
референциальных/экспрессивных детей ........................................80
2.9. Диагностирование референциальных /экспрессивных детей ...91
2.10. Значимость выявления референциальных/эспрессивных
детей ................................................................................................103
Глава 3
Гендерные различия: мальчики и девочки
3.1. Известные факты о различиях в речевом развитии
мальчиков/девочек ..........................................................................112
3.2. Новые факты о различиях в речевом развитии
мальчиков /девочек .........................................................................123
3.3. Различия в речевом развитии мальчиков/девочек:
сводная таблица ..............................................................................135
Глава 4
Социокультурные различия:
дети из семей с высоким/низким
социокультурным статусом
4.1. Социоэкономический или социокультурный статус? ................139
4.2. Аспекты речевого развития детей,
на которые может влиять социокультурный статус семьи .........141
4.3. Диагностирование социокультурного статуса
семьи ребенка ..................................................................................146
Анкета для родителей ..............................................................147
4.4. Различия в речевом развитии детей
в зависимости от социокультурного статуса семьи.....................156
Стр.7
Оглавление
7
Глава 5
Различия, обусловленные наличием/отсутствием
у ребенка старшего сиблинга (брата и/или сестры)
5.1. Влияние наличия старшего сиблинга на речь ребенка ..............163
5.2. Влияние пола старшего сиблинга на речь ребенка ....................167
Глава 6
Различные проблемы детской речи
в аспекте вариативности речевого онтогенеза
6.1. Особенности освоения морфологии ...........................................173
6.2. Имитация .......................................................................................184
6.3. Восприятие полисемии .................................................................194
6.4. Лингвокреативность .....................................................................198
6.5. Языковой протест ..........................................................................212
Глава 7
Базовые и вспомогательные механизмы освоения языка
в аспекте вариативности речевого онтогенеза
Базовые и вспомогательные механизмы освоения языка
в аспекте вариативности речевого онтогенеза .............................219
Заключение ...........................................................................................245
Литература ............................................................................................251
Стр.8