Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 509776)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента
Уважаемые СТУДЕНТЫ и СОТРУДНИКИ ВУЗов, использующие нашу ЭБС. Рекомендуем использовать новую версию сайта.

Система практик в подготовке магистров по направлению 37.04.01 - Психология (180,00 руб.)

0   0
АвторыГайдар Карина Марленовна, Завгородняя Ирина Владимировна, Тужикова Вера Иосифовна
ИздательствоИздательский дом ВГУ
Страниц135
ID684880
АннотацияОсновная цель практики состоит в приобретении обучающимися профессиональных умений и опыта, формировании у них навыков и элементов компетенций в решении комплексных задач, стоящих перед психологом в сферах здравоохранения, производства, социального и государственного управления; приобретении и расширении опыта самостоятельной профессиональной деятельности для решения актуальных практических проблем современной психологии.
Кому рекомендованоРекомендовано для студентов 1–2-го курсов очной и очно-заочной форм обучениянаправления «Психология» факультета философии и психологии, руководителей учебных и производственных практик.
Система практик в подготовке магистров по направлению 37.04.01 - Психология [Электронный ресурс] / К.М. Гайдар, И.В. Завгородняя, В.И. Тужикова .— Воронеж : Издательский дом ВГУ, 2017 .— 135 с. — 135 с. — Режим доступа: https://rucont.ru/efd/684880

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Система_практик_в_подготовке_магистров_по_направлению_37.04.01_-_Психология.pdf
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» К. М. Гайдар, И. В. Завгородняя, В. И. Тужикова СИСТЕМА ПРАКТИК В ПОДГОТОВКЕ МАГИСТРОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ 37.04.01 – ПСИХОЛОГИЯ Учебное пособие для вузов Воронеж Издательский дом ВГУ 2017
Стр.1
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Система практик является обязательным видом учебной деятельности магистрантов, обучающихся по направлению Психология. Она выступает важнейшей составляющей образовательного процесса и направлена на подготовку высококвалифицированных практических психологов, преподавателей психологии, психологов-исследователей. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по направлению 37.04.01 Психология предусмотрен ряд практик. Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков практической деятельности является первым этапом практической подготовки магистрантов-психологов в университете. Она соответствует такому виду деятельности, на который направлена основная образовательная программа по направлению подготовки 37.04.01 Психология, как практическая. Практика играет большую роль в формировании у обучающихся опыта индивидуальной и групповой профессиональной деятельности, знакомства с системой работы практического психолога и в целом психологической службы в различных организациях и учреждениях. Основная цель практики – формирование у обучающихся профессиональных знаний, умений, навыков и элементов компетенций в решении задач, стоящих перед психологом в сферах здравоохранения, бизнеса, промышленного производства, социального и государственного управления; приобретение первичных профессиональных умений и навыков планирования, реализации, контроля, анализа и совершенствования практической деятельности психолога. Прохождение этого этапа практической подготовки психологов дает магистрантам возможность непосредственно включиться в целостную систему работы психолога. Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков педагогической деятельности знаменует собой начальный этап практической подготовки будущих психологов к педагогической деятельности. Она соответствует такому виду деятельности, на который направлена основная образовательная программа по направлению подготовки 37.04.01 Психология, как педагогическая. Основной целью практики является приобщение обучающихся к педагогической деятельности и развитие у них профессионально-педагогической культуры; формирование первичных профессиональных умений и навыков анализа и самоанализа педагогической деятельности; приобретение умений и навыков самостоятельной методической проработки учебного материала, разработки и оформления плана-конспекта учебного занятия. Студенты знакомятся с современным состоянием учебно-воспитательной работы в вузе, с содержанием и особенностями педагогической деятельности вузовских преподавателей психоло3
Стр.3
ной позиции психолога и соответствующих мировоззрения и стиля поведения, освоение профессиональной этики; 8) приобретение обучающимися опыта рефлексивного отношения к своему труду, актуализация у них готовности и потребности в непрерывном самообразовании, профессиональном самосовершенствовании и личностном развитии. Процесс прохождения практик направлен на формирование у будущих психологов ряда общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций. В ходе учебной практики по получению первичных профессиональных умений и навыков практической деятельности и производственной практики по получению профессиональных умений и опыта практической деятельности у студентов формируются элементы следующих компетенций: а) общекультурных (ОК): – готовность действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения (ОК-2), – готовность к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала (ОК-3); б) общепрофессиональных (ОПК): – способность к самостоятельному поиску, критическому анализу, систематизации и обобщению научной информации, к постановке целей исследования и выбору оптимальных методов и технологий их достижения (ОПК-3); в) профессиональных (ПК): – способность осуществлять постановку проблем, целей и задач исследования на основе анализа достижений современной психологической науки и практики, обосновывать гипотезы, разрабатывать программу и методическое обеспечение исследования (теоретического, эмпирического) (ПК-1), – готовность модифицировать, адаптировать существующие и создавать новые методы и методики научно-исследовательской и практической деятельности в определенной области психологии с использованием современных информационных технологий (ПК-2), – способность анализировать базовые механизмы психических процессов, состояний и индивидуальных различий с учетом антропометрических, анатомических и физиологических параметров жизнедеятельности человека в фило-социо- и онтогенезе (ПК-3), – готовность представлять результаты научных исследований в различных формах (научные публикации, доклады) и обеспечивать психологическое сопровождение их внедрения (ПК-4), 6
Стр.6
– готовность к диагностике, экспертизе и коррекции психологических свойств и состояний, психических процессов, различных видов деятельности человека в норме и патологии с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития, факторов риска, принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам (ПК-5). Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков педагогической деятельности и производственная практика по получению профессиональных умений и опыта педагогической деятельности предполагают формирование у студентов элементов следующих профессиональных компетенций (ПК): – способность и готовность к проектированию, реализации и оценке учебно-воспитательного процесса, образовательной среды при подготовке психологических кадров с учетом современных активных и интерактивных методов обучения и инновационных технологий (ПК-11), – способность и готовность к участию в совершенствовании и разработке программ новых учебных курсов по психологическим дисциплинам (ПК-12). Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта научно-исследовательской деятельности направлена на формирование у практикантов элементов следующих компетенций: а) общекультурных (ОК): – способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу (ОК-1) (ОК-1), б) общепрофессиональных (ОПК): – способность к самостоятельному поиску, критическому анализу, систематизации и обобщению научной информации, к постановке целей исследования и выбору оптимальных методов и технологий их достижения (ОПК-3); в) профессиональных (ПК): – способность осуществлять постановку проблем, целей и задач исследования на основе анализа достижений современной психологической науки и практики, обосновывать гипотезы, разрабатывать программу и методическое обеспечение исследования (теоретического, эмпирического) (ПК-1), – готовность модифицировать, адаптировать существующие и создавать новые методы и методики научно-исследовательской и практической деятельности в определенной области психологии с использованием современных информационных технологий (ПК-2), – готовность представлять результаты научных исследований в различных формах (научные публикации, доклады) и обеспечивать психологическое сопровождение их внедрения (ПК-4), 7
Стр.7
– готовность к диагностике, экспертизе и коррекции психологических свойств и состояний, психических процессов, различных видов деятельности человека в норме и патологии с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития, факторов риска, принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам (ПК-5). При прохождении обучающимися производственной преддипломной практики предусмотрено формирование следующих компетенций: а) общепрофессиональных (ОПК): – способность к самостоятельному поиску, критическому анализу, систематизации и обобщению научной информации, к постановке целей исследования и выбору оптимальных методов и технологий их достижения (ОПК-3); б) профессиональных (ПК): – способность осуществлять постановку проблем, целей и задач исследования на основе анализа достижений современной психологической науки и практики, обосновывать гипотезы, разрабатывать программу и методическое обеспечение исследования (теоретического, эмпирического) (ПК-1), – готовность модифицировать, адаптировать существующие и создавать новые методы и методики научно-исследовательской и практической деятельности в определенной области психологии с использованием современных информационных технологий (ПК-2), – готовность представлять результаты научных исследований в различных формах (научные публикации, доклады) и обеспечивать психологическое сопровождение их внедрения (ПК-4), – готовность к диагностике, экспертизе и коррекции психологических свойств и состояний, психических процессов, различных видов деятельности человека в норме и патологии с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития, факторов риска, принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам (ПК-5). Обучаясь на факультете философии и психологии, магистрантыпсихологи последовательно включаются в четко выстроенную систему их практической подготовки к будущей профессиональной деятельности. Следующие ключевые моменты отражают сложившуюся на факультете систему учебных и производственных практик. 1. Выстроена единая стратегия организации данного вида учебной деятельности студентов, ее содержание соответствует актуальному уровню достижений психологической науки и практики. Все виды практик в единстве отражают основные направления, содержание и формы деятельностей современного психолога, к которым они готовятся, согласно основной образовательной программе: научно-исследовательской, педагогической, практической. 8
Стр.8
2. Помимо специфических целей и задач, которые решаются в каждом виде практики, все они направлены на достижение единой сверхзадачи: усвоение будущими психологами методологии практической деятельности. Поскольку не представляется возможным оснастить будущего специалиста в ходе обучения знаниями, умениями и навыками на все случаи его профессиональной жизни, важно создать условия для овладения им собственно методологией профессиональной деятельности, раскрывающей систему психологической работы с человеком. Лишь в этом случае он сможет стать настоящим профессионалом, способным не только использовать готовые методы и методики для решения профессиональных проблем, но и самостоятельно создавать различные виды инструментов и технологий, как говорят, под конкретный случай. Овладение методологией профессиональной деятельности происходит в первую очередь именно при прохождении обучающимися различных видов практик непосредственно в профессиональной среде под руководством опытных психологов. 3. Имеется четкая взаимосвязь и преемственность всех видов практик, их задач, содержания, форм и методов. Выделены инвариантные (организационно-структурные) и вариативные (содержательные) составляющие практик. Это обеспечивает цельность приобретаемого практикантами профессионального опыта, видение деятельности психолога на конкретном трудовом посту в целостной системе и ее динамике. 4. Используется целостный комплект распорядительных и учебнометодических документов, регламентирующих организацию и проведение различных видов практик: – договора с организациями – базами практик о прохождении студентами факультета философии и психологии соответствующих видов практик; – Положение о порядке проведения практик обучающихся в Воронежском государственном университете по направлению подготовки 37.04.01 Психология, утвержденное ректором университета; – программы всех видов практик (имеются на кафедре, в фондах Зональной научной библиотеки ВГУ и на образовательном портале ВГУ); – образцы отчетной документации студентов, списки рекомендуемой литературы, другие учебно-методические материалы (психодиагностические методики, дидактические разработки и пр.) по различным видам практик, которыми может воспользоваться любой студент (хранятся как на кафедре общей и социальной психологии, так и в лаборатории практической психологии факультета философии и психологии), фонды оценочных средств по каждому виду практик, направленные на определение степени сформированности контролируемых компетенций в ходе промежуточной аттестации. 5. Унифицирована рабочая и отчетная документация студентов и руководителей практик. 9
Стр.9
6. Проведение всех видов практик магистрантов непосредственно в профессиональной среде, в том числе вне стен университета, знакомство с широким «веером» рабочих мест психолога позволяет им не только убедиться в правильности выбора профессии и конкретной магистерской программы, усовершенствовать свои профессиональные умения, навыки и компетенции, но и делает их специалистами широкого профиля, что значительно повышает конкурентоспособность выпускников-психологов факультета философии и психологии ВГУ на современном рынке труда. 7. У кафедры общей и социальной психологии сложились устойчивые и продуктивные творческие контакты с рядом организаций и учреждений г. Воронежа, являющихся базами практик. Стабильность числа и перечня этих организаций говорит о продуманной политике кафедры и факультета в целом в организации и проведении различных видов практик психологов, об обеспечении преемственности их целей, содержания и организационных форм. 8. Система учебных заданий, выполняемых обучающимися в ходе различных видов практик, в том числе составляющих фонды оценочных средств, способствует реальной интеграции их профессиональных знаний, умений, навыков и компетенций, восстанавливает межпредметные связи, зачастую утрачиваемые в результате «монодисциплинного» преподавания психологии в условиях аудиторного обучения. Таким образом, система практик, разработанная на факультете философии и психологии ВГУ для магистрантов-психологов, способствует укреплению профессиональных интересов и мотивации студентов, изменяет в лучшую сторону их отношение к учебному процессу и будущей профессии, побуждает их к самосовершенствованию, иными словами, обеспечивает качество высшего психологического образования в университете. 10
Стр.10

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически