УДК 291.14(075.8)
ББК 86.3я73
Ф51
Утверждено на заседании кафедры культурологии
31.10.2017 г., протокол № 3.
Рекомендовано к изданию учебно-методическим советом
социально-гуманитарного факультета КемГИК
03.11.2017 г., протокол № 3.
Рецензенты:
Ермолаев А. Н., доктор исторических наук,
профессор кафедры истории России ФГБОУ ВО «Кемеровский
государственный университет»;
Мороз Т. И., кандидат философских наук,
доцент кафедры музыкознания и музыкально-прикладного искусства
ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный институт культуры»
Филин, Д. А.
Ф51
История религий [Текст]: учебное пособие для обучающихся
по направлению подготовки 51.03.01 «Культурология», профиль
«Социокультурное проектирование», квалификация (степень) выпускника
«бакалавр» / авт.-сост. Д. А. Филин. – Кемерово: КемГИК,
2018. – 147 с.
ISBN 978-5-8154-0415-1
Учебное пособие направлено на формирование представлений об особенностях и
закономерностях формирования и развития различных религиозных учений. Основное
внимание уделено религиям, имеющим общемировое распространение, – буддизму, христианству,
исламу. В пособии раскрываются проблемы смысла бытия и человеческого
существования, соотношения духовного и биологического в человеке, происхождения
мира и человека и др. Пособие полезно не только культурологам, но и преподавателям,
студентам других гуманитарных направлений подготовки, а также всем интересующимся
вопросами истории религий.
УДК 291.14(075.8)
ББК 86.3я73
ISBN 978-5-8154-0415-1
© Филин Д. А., 2018
© ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный
институт культуры», 2018
2
Стр.2
ВВЕДЕНИЕ
Религия, пожалуй, самая таинственная сфера человеческой жизни.
Отвечая на вопросы о причинах мироздания и смысле человеческого существования,
она связывает человека с непознаваемым. В мистическом
аспекте бытия соединяются трансцендентная и имманентная реальности
(слово «религия» происходит от латинского слова religare – связывать).
Это соединение, по сути, является чудом, то есть, по А. Ф. Лосеву, воплощением
внутренне-замысленного идеального плана во внешнеисторическом
плане бытия личности. В стремлении наполнить душу бесконечным
содержанием мы видим суть религии. На путях духовной жизни
человек достигает подлинного благородства духа, ибо в основе ее лежит
любовь как отвержение своего эгоизма ради блага других существ и
жертвенное служение истине.
В отличие от философии, религия – это живая связь с Богом, которая
не требует необходимых рациональных доказательств. Интуиция
здесь играет ведущую роль. Важно отметить, что религия спасает человека
от страха перед смертью. Вера человека связывает его с безусловной
основой собственного существования. В религиозном опыте он преодолевает
границы пространства и времени. Абсолютное выступает такой всеобъемлющей
сферой, которая включает в себя имманентный и трансцендентный
аспекты бытия, то есть является условием для существования их
обоих. Этот опыт по своей сути является мифическим. В реальной жизни
религия не может существовать вне мифа, выступающего конкретным
жизненным выражением ее вероучительных истин. Поэтому религия является,
как подчеркивал А. С. Пушкин, вечным источником поэзии у всех
народов. Божественное – прекрасно, а бескорыстное служение прекрасному
оживляет человеческое воображение. Мифы различных народов мира
– это богатейшая сокровищница человеческого духа, неразрывно связанная
со своими религиозными источниками.
Религиозная жизнь тесно связана с культурой человечества в целом,
наукой, искусством, литературой. Нравы и обычаи различных народов,
населяющих Землю, неотделимы от их религиозных представлений. Важной
областью приложения религиозных принципов является идеологическая
сфера. Вообще, безрелигиозных народов не существует. Возникнув
еще в первобытную эпоху, религия проявляет себя в тысячах религиозных
традиций, в каждой из которых приняты свои вероучительные истины
и обряды. Атеизм сам по себе, без поддержки государства, в традицион3
Стр.3
ном обществе – это удел немногих людей. Отвергая существование божественной
реальности, они критически отталкиваются от того же самого
опыта. И таким образом, постижение последнего полезно всем людям, независимо
от их мировоззрения.
В пособии речь идет об истории важнейших религий. Особое место
уделяется буддизму, христианству и исламу, поскольку они имеют общемировое
распространение. Адресуется учебное пособие в первую очередь
будущим культурологам, а также теологам и студентам других гуманитарных
направлений подготовки, изучающих историю религий.
Главными целями данного пособия являются углубленное постижение
религиозного опыта человечества, а также стимуляция творческой активности
студентов в постижении «вечных проблем», таких как проблемы
смысла бытия и человеческого существования, соотношения духовного и
биологического в человеке, происхождения мира и человека и т. д.
Цели достигаются посредством решения следующих задач:
Во-первых, расширить компетенцию студентов в вопросах духовной
жизни.
Во-вторых, развить у студентов эвристическую способность.
В-третьих, сформировать у студентов определенный понятийнокатегориальный
аппарат.
В-четвертых, способствовать овладению навыками работы с теоретической
и эмпирической научной информацией, а также умениями получать,
понимать, изучать и критически анализировать научную информацию
по тематике исследования и представлять результаты исследований.
В-пятых, способствовать формированию у студентов навыков сравнительно-типологического
мышления, позволяющих самостоятельно осмыслять
мировоззренческие проблемы.
В-шестых, воспитать у студентов толерантное отношение к представителям
других конфессий.
Учебное пособие включает двенадцать глав. В начале каждой главы
приводятся ключевые термины. После каждой из глав размещены контрольные
вопросы и проблемные задания с целью закрепления полученных
знаний и стимулирования собственной поисковой активности в сфере
религиозного опыта. Рекомендуемая студентам литература для более детального
и углубленного изучения религий мира анализировалась и использовалась
автором при написании пособия.
4
Стр.4
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….. 3
ГЛАВА 1. ПЕРВОБЫТНАЯ РЕЛИГИЯ…………………………………. 5
1.1. Происхождение религии……………………………………………... 5
1.2. Формы первобытной религии………………………………………... 6
1.3. Изменение религиозных представлений в эпоху неолита…………. 9
ГЛАВА 2. РЕЛИГИЯ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА……………………………. 11
2.1. Истоки древнеегипетской религии…………………………………... 11
2.2. Мифы о происхождении мира и богов……………………………… 13
2.3. Миф об Осирисе………………………………………………………. 15
2.4. Религиозно-политическая реформа Эхнатона……………………… 17
2.5. Древнеегипетский скептицизм………………………………………. 19
ГЛАВА 3. РЕЛИГИЯ ДРЕВНЕЙ МЕСОПОТАМИИ…………………... 21
3.1. Истоки культуры Двуречья……………………………………...…… 21
3.2. Религия и мифология древних шумеров. Поэма о Гильгамеше…… 22
3.3. Особенности религии древних вавилонян…………...……………… 25
ГЛАВА 4. ВЕТХИЙ ЗАВЕТ И РЕЛИГИЯ ДРЕВНИХ ЕВРЕЕВ……..… 28
4.1. Место Библии в истории культуры……………………………..…… 28
4.2. Структура Ветхого Завета………………………………………..…... 29
4.3. История складывания ветхозаветного канона………………….…... 30
4.4. Краткое содержание Ветхого Завета………………………………… 31
ГЛАВА 5. РЕЛИГИЯ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ…………………………….... 36
5.1. Древнегреческая религия и культурный переворот VIII–V вв. до н. э…. 36
5.2. Этапы развития древнегреческой религии и мифологии…..………. 38
5.3. Элевсинские мистерии и их религиозно-историческое значение…. 41
5.4. Учение орфиков…………………………………………………….… 44
ГЛАВА 6. РЕЛИГИИ ДРЕВНЕГО ИРАНА…………………...……….. 47
6.1. Древние иранцы и Авеста………………………………….………… 47
6.2. Зороастризм…………………………………………….……………... 49
6.3. Манихейство как синкретическая религия…………………………. 53
145
Стр.145
ГЛАВА 7. ОРТОДОКСАЛЬНЫЕ РЕЛИГИИ ТРАДИЦИОННОЙ
ИНДИИ…………………………………………………………….. 57
7.1. Ведическая религия…………………………………………………... 57
7.2. Брахманизм……………………………………………………………. 60
7.3. Индуизм……………………………………………………………….. 64
ГЛАВА 8. ОРТОДОКСАЛЬНЫЕ РЕЛИГИИ ТРАДИЦИОННОГО
КИТАЯ…………………………………………………………………….. 68
8.1. Генезис общества и религии в Китае……………………................... 68
8.2. Даосизм…………………………………………………....................... 71
8.3. Конфуцианство…………………………………………...................... 75
ГЛАВА 9. БУДДИЗМ В ИНДИИ……………………………………....… 82
9.1. Возникновение буддизма…………………………………………….. 82
9.2. Основы буддийского вероучения……………………………………. 85
9.3. Хинаяна и Махаяна как направления буддизма……………………. 90
ГЛАВА 10. БУДДИЗМ В КИТАЕ…………………………………….… 95
10.1. Появление буддизма в Китае и формирование триады учений….. 95
10.2. Школы китайского буддизма……………………………………….. 100
10.3. Школа чань и ее место в истории буддизма………………………. 101
ГЛАВА 11. ХРИСТИАНСТВО………………………………………….. 105
11.1. Смысл христианства……………………………………………...…. 105
11.2. Первоисточники по истории раннего христианства………………. 108
11.3. Распространение христианства в I–II вв. н. э. Личность апостола
Павла и его роль в истории Церкви……………………………………… 110
11.4. Эпоха гонений языческих императоров на христиан. Триумф
христианства при Константине Великом……………………….............. 113
11.5. Эпоха Вселенских соборов………………………………………… 115
11.6. Раскол в христианской Церкви. Православие и католицизм: общее
и особенное…………………………………………………………… 119
11.7. Протестантизм……………………………………………………….. 122
ГЛАВА 12. ИСЛАМ………………………………………………………. 125
12.1. Пророк Мухаммед и зарождение ислама…………………….......... 125
12.2. Основы мусульманского вероучения………………………………. 130
12.3. Суннизм и шиизм как два основных направления ислама……...... 135
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..... 139
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………..……. 140
146
Стр.146