Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 507304)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента
Уважаемые СТУДЕНТЫ и СОТРУДНИКИ ВУЗов, использующие нашу ЭБС. Рекомендуем использовать новую версию сайта.

Государственная итоговая аттестация по направлению "Издательское дело" (90,00 руб.)

0   0
АвторыБабич Дмитрий Александрович, Бирюков Роман Владимирович, Воевудская Оксана Михайловна, Грачева Жанна Владимировна, Гончарова Инесса Викторовна, Попова Мария Константиновна, Тихонова Анастасия Олеговна
ИздательствоИздательский дом ВГУ
Страниц42
ID673199
АннотацияНастоящее пособие разработано преподавателями направления для методического обеспечения учебной работы бакалавров на заключительном этапе их обучения.
Кому рекомендованоРекомендовано для магистрантов 2-го курса, сдающих государственный экзамен.
Государственная итоговая аттестация по направлению "Издательское дело" [Электронный ресурс] / К.В. Овсянникова, Д.А. Бабич, Р.В. Бирюков, О.М. Воевудская, Ж.В. Грачева, И.В. Гончарова, М.К. Попова, А.О. Тихонова .— Воронеж : Издательский дом ВГУ, 2017 .— 42 с. — 42 с. — Режим доступа: https://rucont.ru/efd/673199

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Государственная_итоговая_аттестация_по_направлению_Издательское_дело.pdf
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ИЗДАТЕЛЬСКОЕ ДЕЛО» Учебно-методическое пособие Воронеж Издательский дом ВГУ 2017
Стр.1
Пояснительная записка Государственный экзамен является составной частью государственной итоговой аттестации (ГИА) магистрантов по направлению подготовки 42.04.03 «Издательское дело» («Электронные и печатные издания и реклама»). Настоящее пособие разработано преподавателями направления для методического обеспечения учебной работы бакалавров на заключительном этапе их обучения. Программа и методические указания согласуются с ФГОС ВО по направлению подготовки 42.04.03 «Издательское дело» («Электронные и печатные издания и реклама»). Содержание программы государственного экзамена имеет междисциплинарный характер, что способствует закреплению в сознании выпускников целостной системы знаний. Структура методического пособия включает в себя описание порядка проведения государственного экзамена, критерии оценки ответа обучающегося, перечень экзаменационных вопросов и списки литературы к каждому разделу. Список литературы (основной и дополнительной) дает возможность выбора подходящих источников по всем темам для систематизации и углубления профессиональных знаний. Это позволяет организовать самостоятельную работу магистрантов в ходе подготовки к экзамену. Порядок проведения государственного экзамена Государственный экзамен проводится на открытом заседании государственной экзаменационной комиссии (ГЭК) с участием не менее двух третей ее состава и председателя ГЭК. Распоряжением декана к государственному экзамену допускается обучающийся, не имеющий академической задолженности и в полном объеме выполнивший учебный план или индивидуальный учебный план по основной образовательной программе (ООП) высшего образования по направлению подготовки 42.04.03 «Издательское дело». Государственный экзамен проводится в форме ответа на контрольноизмерительный материал (КИМ), который включает два теоретических и два практических вопроса: практическое задание и ситуационную задачу. Программа государственного экзамена и процедурные моменты его проведения доводятся до сведения обучающихся не позднее, чем за 1 месяц до экзамена. Длительность подготовки к государственному экзамену 1 час; продолжительность времени аттестации 1 выпускника 0,5 часа. В начале экзамена магистранту выдается лист ответа, в котором он может делать записи. Лист ответа подписывается обучающимся. В ходе ответа выпускник может использовать ответный лист, который сдается секретарю ГЭК (и в 3
Стр.3
педагогической деятельности (ПК-22); – способность создавать необходимое учебно-методическое обеспечение профессиональных дисциплин (ПК-23); – способность осуществлять педагогическую деятельность по дисциплинам в области издательского дела и проводить воспитательную работу с обучающимися (ПК-25). Обучающийся должен продемонстрировать: – знания по основным дисциплинам направления; – умение на основании полученных знаний делать прогнозы и принимать решения; – навыки анализа современной языковой ситуации и ситуации на книжном рынке; – навыки самостоятельного редактирования текстов и решения экономических задач по профилю; – навыки педагогической деятельности по дисциплинам в области издательского дела; – свободное ориентирование в научной литературе; – умение создавать необходимое учебно-методическое обеспечение профессиональных дисциплин; – умение вести дискуссию, грамотно и логично отвечать на дополнительные вопросы ГЭК. Уровень профессиональной подготовленности обучающегося оценивается на государственном экзамене в следующих аспектах: – знание учебного материала по вопросам КИМ; – умение раскрыть содержание и взаимосвязь понятий, используемых в предметной области, охваченной вопросами КИМ; – качество ответов на дополнительные вопросы ГЭК; – общий (культурный) и специальный (профессиональный) язык ответа. Уровень готовности обучающегося к профессиональной деятельности оценивается по шкале: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». Оценка «отлично» ставится при полных, аргументированных ответах на вопросы КИМ и дополнительные вопросы ГЭК. Ответы должны отличаться логической последовательностью, четкостью. Выпускник обладает умением делать выводы, пользоваться понятийным аппаратом; обширными знаниями материала по различным вопросам дисциплин программы государственного экзамена. Обучающийся демонстрирует повышенный уровень сформированности требуемых компетенций. Оценка «хорошо» ставится при аргументированных, логичных ответах на вопросы КИМ и дополнительные вопросы ГЭК. Возможны 6
Стр.6
некоторые упущения при ответах, однако основное содержание вопросов должно быть раскрыто в достаточной мере. Обучающийся демонстрирует базовый уровень сформированности компетенций. Оценка «удовлетворительно» ставится при неполных, слабо аргументированных ответах на вопросы КИМ и дополнительные вопросы ГЭК, свидетельствующих об элементарных знаниях в сферах, охватываемых вопросами КИМ. Выпускник фрагментарно излагает материал, допускает неточности в анализе, в пересказе фактов. Композиция ответа не достаточно выстроена. Обучающийся демонстрирует пороговый уровень сформированности компетенций. Оценка «неудовлетворительно» ставится при непонимании обучающимся вопросов КИМ, ответах, свидетельствующих об отсутствии элементарных знаний в областях, охватываемых вопросами КИМ. Обучающийся демонстрирует отсутствие сформированности компетенций. Общий список вопросов к госэкзамену по направлению 42.04.03 «Издательское дело» (магистратура) 1. Высшая школа в условиях становления новой образовательной парадигмы. 2. Методика преподавания как наука. 3. Вузовская лекция как основной источник информации в высшей школе. 4. Виды и типы практических занятий, лабораторных работ, спецкурсов, спецсеминаров в вузе и методика их проведения. 5. Организация и проведение в высшей школе самостоятельной работы, книгоиздательских практик, учебно-исследовательской и воспитательной работы в вузе. 6. Становления научных парадигм и современные теории научного познания. История научных лингвистических парадигм. 7. Специфика научной деятельности. Понятия «наука», «знание», «познание». Элементы чувственного и рационального познания. 8. Методика и методология научного познания. Понятия «методология, методика», «метод». Классификация общенаучных методов. 9. Классификация книговедческих методов. 10. Виды веб-приложений и их взаимодействие с пользователями. 11. Концепция сайта. 12. Проектирование сайта. 13. Гипертекстовые технологии. Информационно-поисковые системы и справочники. 14. Электронные библиотеки и полнотекстовые базы данных в Интернете. 15. Электронные энциклопедии и биографические справочники. 7
Стр.7
16. Филологические ресурсы Интернета. 17. Информационные ресурсы Интернета в помощь специалисту-издателю. 18. Этап планирования книгоиздательского проекта. 19. Методы расчетов и прогнозирования. Понятие рисков. 20. Книжный рынок, его структура и особенности. 21. Основные книготорговые дома России. 22. Основные издательские дома России. 23. Книжные ярмарки как элемент книжного рынка (российские и зарубежные). 24. Основные мировые тренды современной книжной дистрибуции. 25. Понятие авторского права, его принципы и основные функции. 26. Объекты авторских прав. 27. Субъекты авторских прав. 28. Содержание авторских прав и распоряжение ими. 29. Охрана и защита авторских прав. 30. Организация процесса создания издательского оригинала. Факторы, влияющие на подготовку оригинал-макета издания. 31. Специфика редактирования основных типов печатных изданий. 32. Элементы текста печатных изданий как объект редакторского анализа. 33. Понятие электронных изданий и история их возникновения. 34. Составные элементы и классификация электронных изданий. 35. Электронное издание: методика подготовки. 36. Современное состояние и перспективы электронного книгоиздания. 37. История рекламы. 38. Особенности печатной рекламы. 39. Развитие сетевых изданий и реклама в сети Интернет. 40. Принципы продвижения электронных изданий. 41. Современные подходы к рекламной деятельности. 42. Этапы разработки бизнес-плана в издательском бизнесе. 43. Проведение экономических исследований. 44. Стратегия позиционирования издательского бизнеса (или продукции). 45. Управление ассортиментом. 46. Управление ценообразованием. 47. Управление продажами. 48. Управление маркетинговыми коммуникациями. 49. Практическое задание. 50. Ситуационная задача (задание на исследовательский проект). 8
Стр.8
Пояснения к содержанию вопросов Методика преподавания в высшей школе 1. Высшая школа в условиях становления новой образовательной парадигмы. 2. Методика преподавания как наука. 3. Вузовская лекция как основной источник информации в высшей школе. 4. Виды и типы практических занятий, лабораторных работ, спецкурсов, спецсеминаров в вузе и методика их проведения. 5. Организация и проведение в высшей школе самостоятельной, научно-исследовательской и воспитательной работы в вузе. 1. Высшая школа в условиях становления новой образовательной парадигмы Высшая школа начала ХXI века: переход от «знаниевой» к компетентностной парадигме. Столкновение двух форм образования. Советская система образования. Сильные стороны: фундаментальность, высокий теоретический уровень, эвристичность, общедоступность, массовость. Слабые стороны: идеологизированность, прямое директивное администрирование, оторванность от мирового опыта и практики образования, разрыв между фундаментальным характером науки и использованием ее достижений для решения практических задач. Преодоление недостатков в период перестройки: устранение идеологического диктата, появление негосударственных вузов, новых специальностей, введение новых курсов, создание концептуально иных учебников, открытие возможности обучения за границей. Закон «Об образовании». Смена образовательной парадигмы. Концепция «компетентностного» образования, ориентированного на потребности рынка труда. Основные принципы: 1) приоритетность, непрерывность и ступенчатость; 2) вариативность, разнообразие и гибкость образовательных программ; 3) соотнесенность с уровнем образования в мире и его конкурентоспособность. Новая образовательная парадигма как следствие участия России в Болонском процессе. Задачи Болонского процесса: 1) введение понятных, сравнимых квалификаций в области высшего образования и отражение учебной программы в единообразном приложении к диплому; 2) переход на двухступенчатую систему высшего образования (бакалавр – магистр); 3) повышение мобильности студентов, преподавателей и административноуправленческого персонала; 4) обеспечение необходимого качества высшего образования и взаимное признание квалификаций, а также 9
Стр.9
автономности вузов. Вступление в Болонский процесс сегодня выявило и слабые стороны новой образовательной парадигмы. К ним относятся: 1) сужение видения глобальных процессов, определяющих развитие человечества; 2) снижении внимания к гуманитарным наукам; 3) технократический подход к прогрессу, порождающий острые проблемы дегуманизирующего воздействия технической среды на природу и человека; 4) утилитарное отношение к науке вообще и невнимание к фундаментальной науке в частности. К частным проблемам относятся: 1) размывание критериев оценки научной статусности; 2) недемократичность, проявляющаяся в установке на его платность; 3) воспитание потребителя знаний, а не творца. 2. Методика преподавания как наука Методика – одна из педагогических наук, изучающая закономерности, механизмы, методы, средства и приемы обучения и воспитания. Основные параметры методики как науки. Методика преподавания – это самостоятельная, развивающаяся на стыке разных дисциплин наука, поскольку у нее есть свой предмет (изучает методы и приемы усвоения), свои специфические закономерности, выявляющие самые продуктивные способы овладения материалом, своя система понятий и соответствующая им терминология, свои методы исследования. Предмет методики – процесс овладения знаниями и умениями в ходе обучения, а именно: 1) содержание обучения; 2) деятельность по отбору и подаче материала, по организации труда, выявлению знаний и умений студентов, степени их развития; 3) деятельность студентов и ее результат по усвоению знаний и применению изученного. Цели методики: 1) способствовать становлению методических взглядов будущего преподавателя; 2) формировать умения решать задачи в соответствии с утвержденными программами и учебниками; выбирать оптимальные варианты обучения при жестком ограничении во времени и постоянном увеличении объема учебного материала; 3) вооружать практическими рекомендациями по обучению, опирающимися на теоретические закономерности; 4) знакомить с фундаментальными научнометодическими знаниями о процессе обучения и воспитания средствами предмета; 5) учить вырабатывать собственный стиль преподавания, формировать умение отличать действительно ценное в педагогическом опыте от псевдонового; 6) готовить к работе в изменяющихся условиях. Содержание обучения. Знания – это факты, понятия, закономерности, правила и т. д., которые являются результатом обучения и способствуют формированию развивающихся умений. Умения – готовность к выполнению теоретического и практического действия на основе 10
Стр.10

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически