Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Дискретный конспект по курсу "Проблемы государственного принуждения" (110,00 руб.)

0   0
АвторыСерегина Валентина Васильевна
ИздательствоИздательский дом ВГУ
Страниц38
ID673197
Аннотация В дискретном конспекте по «Проблемам государственного принуждения» рассмотрены отдельные наиболее важные вопросы этой большой и многоплановой темы.
Кому рекомендованоРекомендован для магистров очной и заочной форм обучения юридического факультета Воронежского государственного университета.
Дискретный конспект по курсу "Проблемы государственного принуждения" / В.В. Серегина .— Воронеж : Издательский дом ВГУ, 2017 .— 38 с. — 38с. — URL: https://rucont.ru/efd/673197 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Дискретный_конспект_по_курсу_Проблемы_государственного_принуждения.pdf
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» В. В. Серегина ДИСКРЕТНЫЙ КОНСПЕКТ ПО КУРСУ «ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРИНУЖДЕНИЯ» Воронеж Издательский дом ВГУ 2017
Стр.1
Оглавление ПРЕДИСЛОВИЕ ................................................................................................ 4 Тема 1. Факторы обусловленности государственного принуждения ............ 6 Тема 2. Основные аспекты понятия государственного принуждения. Признаки государственного принуждения .................................................... 10 Тема 3. Государственное принуждение как правоотношение и комплексный правовой институт ................................................................. 17 Тема 4. Формы государственного принуждения ........................................... 19 Тема 5. Юридическая ответственность как форма государственного принуждения .............................................................................................. 24 Вопросы для «Круглого стола» ....................................................................... 33 Список литературы ........................................................................................... 34 3
Стр.3
Тема 1. Факторы обусловленности государственного принуждения — Факторы в науке — это причины, движущие силы или условие какого-либо процесса, явления, определяющие его характер или отдельные черты. С помощью факторного анализа можно всесторонне выявить разнообразные условия, истоки и предпосылки существования и развития любых явлений в том числе и государственного принуждения — Общесоциальные факторы наличия государственного принуждения обусловлены зависимостью от этех сфер общественной жизни и общественных отношений- экономических, социально-политических и др., которыми определяются сущность государственного принуждения. —Государственно-правовые (или специально-юридические) факторы обусловлены не только социально-экономическими и иными причинами, но и наличием государственно- правовой надстройки в целом, фактом ее обратного влияния на всю систему общественных отношений, связанных с функционированием государственного принуждения. К числу государственно-правовых (или специально юридических) факторов относят: 1. Наличие самого Российского государства, которое как и всякое государство немыслимо без использования в своей деятельности наряду с убеждением, воспитанием и государственного принуждения. Принуждение, основанное на праве входит в систему организационно-правоохранительных средств государства, в систему юридических гарантий обеспечения нормального функционирования государственного управления. Поэтому принуждение тесным образом связано с феноменом государственной власти. — С. Н. Братусь, отвечая на вопрос: « что такое принуждение, каковы его основные признаки, его содержание? отмечает: «принуждение тесным образом связано с феноменом власти (а государственное принужде6
Стр.6
ние – с государственной властью».1 Эту связь Д. М. Бахрах усматривает в том, что « в государственно-организованном обществе принуждение во все времена и при всех режимах- это основополагающий метод государственного властвования.» 2 . 2. Наличие права, которое производно от государства, создается государственной властью, поддерживается своей реализации возможностью применения государственного принуждения. 3. Наличие правового регулирования, которое осуществляется от имени государства и в силу этого объективно должно охраняться, поддерживаться в необходимых случаях его принудительной силой. Без государственного принуждения правовое регулирование недостаточно действенно; без акцента на то, что оно обеспечивается возможностью государственного принуждения, оно теряет свою общеобязательную силу, лишается государственно-правового смысла. 4. Наличие в структуре норм права такого элемента как санкция также следует расценивать как один из факторов государственного опосредованния государственного принуждения. Это объясняется тем, что именно санкции подчеркивают всеобщую обязательность и самого права, и правового регулирования в целом, и неразрывную связь государства и права. В санкциях аккумулируются, закрепляются те правообеспечительные средства принудительного характера, которые применяются в качестве мер борьбы с правонарушениями и иными правовыми аномалиями. Предусмотренность санкциями этих мер обусловливает их законность, т.е. подлинно правовой характер. 5. наличие правонарушений и иных предусмотренных законом аномалий с юридическим содержанием. Принудительные акции применяются 1 Братусь С.Н. Юридическая ответственность и законность (очерк теории). М., 2001. С. 48-52. 2 Бахрах Д. М. Административная ответственность. М.: Юриспруденция, 1999. С. 3. 7
Стр.7
лишь для предотвращения, ликвидации или устранения тех социальных отклонений, которые можно условно назвать правовыми аномалиями— правонарушений и иных нежелательных явлений, причиняющих или могущих причинить вред интересам личности, общества и государства. Например, объективно-противоправные деяния; аномалии, возникающие в результате непреодолимого действия природных и технических сил, не зависящих от воли и сознания людей (стихийных бедствий, эпидемий и т.д.), для ликвидации и нейтрализации последствий которых государство вынуждено прибегать к правоограничениям в виде применения тех или иных принудительных мер (карантинные и иные ограничения и т.д.). 6. Факторами, опосредующих необходимость применения принудительных акций в ситуациях не связанными с правонарушениями могут выступать государственная необходимость ( применения реквизиции в соответствии со ст. 242 ГК РФ), интересы и цели предупреждения наступления вредных последствий и обеспечения общественной безопасности ( таможенные досмотры и досмотры в аэропортах; направление на принудительное излечение лиц, страдающих психическими заболеваниями и т.д.). Субъективно- психологический фактор наличия государственного принуждения: — свобода воли человека, его возможности свободно избирать и направлять свое целеполагающее поведение является тем непременным субъективным условием, при котором человек может отвечать за свое поведение, нести и претерпевать примененные к нему принудительные меры, в том числе и меры юридической ответственности. — На этот фактор впервые обратили внимание И. С. Самощенко и М. Х. Фарукшин. «Регулировать общественные отношения с помощью правовых норм, направлять поведение людей в том или ином плане, осуждать человека за поведение, отклоняющееся от требований правовых норм, мож8
Стр.8
но лишь при условии свободы человеческой воли».3 — Таким образом, принуждение как один из способов воздействия на поведение людей — необходимый элемент общественной жизни. Принуждение—объективно-субъективное явление: с точки зрения позиции государства оно состоит в применении санкций, а с точки зрения соответствующих субъектов заключается в ограничении их свободы воли. Принуждение носит субъективный характер с точки зрения позиции субъекта, к которому оно применяется, а с точки зрения государства и других уполномоченных на то органов и должностных лиц, применяющих его меры — государственно-правовой характер. Факторы обусловленности государственно-правового принуждения в международном праве: – использование принуждения международным сообществом против государств и государственных образований как условие обеспечения международной стабильности; – обострение проблем терроризма в современном мире, транснационализация, жестокость и масштабы насилия террористических акций. 3 Самощенко И. С., Фарукшин М.Х. Предпосылки правовой ответственности. // Правоведение. 1970. № 5. С. 34. 9
Стр.9
Тема 2. Основные аспекты понятия государственного принуждения. Признаки государственного принуждения — Важной теоретической проблемой, относящейся к сущности государственного принуждения, является проблема его понятия. Отечественная правовая наука пока не располагает общепризнанным и приемлемым для всех отраслевых наук и общетеоретическом плане определением понятия государственного принуждения. — Французский ученый Ж. Карбонье в своих трудах вообще признал невыполнимость такой задачи. «Как при поиске других дефиниций, мы в данном случае сталкиваемся с такими трудностями, которые приводят нередко к выводу о необходимости вообще отказаться от попыток решения проблемы». 4 В определении понятия принуждения отсутствует какое-либо единство. Об этом свидетельствуют, например, следующие определения, предложенные советскими и российскими авторами, обращавшимися к проблемам государственного принуждения. — С. С. Алексеев: «государственное принуждение, выраженное в праве — это внешнее воздействие на поведение, основанное на организованной силе государства, на наличие у него «вещественных» орудий власти и направленное на внешне безусловное (непреклонное) утверждение государственной воли». 5 — С. Н. Кожевников понимает под принуждением «такое воздействие на субъект, которое выражается в непосредственном насилии или угрозе его применения, заставляющее выполнить предъявленные требования в случае отступления от таковых». 6 4 Карбонье Ж. Юридическая социология / Пер. с. фр. М., 1986.С. 115. 5 Алексеев С. С. Социальная ценность права в советском обществе. М., 1971. С. 106. 6 Кожевников С. Н. О принуждении в правоохранительной деятельности Советского государства // Сб. уч. тр. Свердловск. юрид. ин-та. Свердловск, 1973. Вып.22. Проблемы применения советского права. С. 120. 10
Стр.10

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.