Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

МАСТЕРСТВО РЕЖИССЕРА. ОСНОВЫ РЕЖИССУРЫ: КУРС ЛЕКЦИЙ : УЧЕБ.ПОСОБИЕ

0   0
АвторыЛитвинова Ольга Александровна
ИздательствоЮУрГИИ им.П.И.Чайковского
Страниц300
ID671397
АннотацияИздание включает лекции преподавателя отделения актерского искусства и театрального творчества факультета социокультурной деятельности Южно-Уральского государственного института искусств им. П.И. Чайковского. Работа посвящена подходам и приемам освоения режиссерского мастерства на пути создания художественного образа в процессе изучения дисциплины «Мастерство режиссера. Основы режиссуры». Пособие содержит иллюстрации и приложения.
Кому рекомендованоУчебное пособие предназначено для студентов средних специальных учебных заведений, изучающих дисциплины «Режиссура», «Актерское ис- кусство», а также для преподавателей данных дисциплин и руководителей театральных студий, школ искусств.
ISBN978-5-94934-072-1
МАСТЕРСТВО РЕЖИССЕРА. ОСНОВЫ РЕЖИССУРЫ: КУРС ЛЕКЦИЙ : УЧЕБ.ПОСОБИЕ / О.А. Литвинова .— Челябинск : ЮУрГИИ им.П.И.Чайковского, 2018 .— 300 с. : ил. — ISBN 978-5-94934-072-1 .— URL: https://rucont.ru/efd/671397 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

МАСТЕРСТВО_РЕЖИССЕРА._ОСНОВЫ_РЕЖИССУРЫ_КУРС_ЛЕКЦИЙ__УЧЕБ.ПОСОБИЕ.pdf
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.291
Стр.292
Стр.293
Стр.294
Стр.295
Стр.296
Стр.297
Стр.298
Стр.299
МАСТЕРСТВО_РЕЖИССЕРА._ОСНОВЫ_РЕЖИССУРЫ_КУРС_ЛЕКЦИЙ__УЧЕБ.ПОСОБИЕ.pdf
Содержание От автора-составителя ........................................................................................ 4 Выписка из Федерального государственного образовательного стандарта .............................................................................................................. 6 Раздел 1. Общие вопросы теории искусства. Мастерство режиссера Тема 1.1. Введение. Художественный образ – основная специфика искусства. Режиссура как профессия ................................................................ 8 Тема 1.2. Система К.С. Станиславского – основа воспитания мастерства актера и режиссера ........................................................................ 73 Тема 1.3. Режиссер наедине с пьесой. Режиссерский анализ пьесы ............ 83 Тема 1.4. Предлагаемые обстоятельства пьесы ........................................... 108 Тема 1.5. Действенный анализ пьесы и роли. Событийный подход.......... 117 Тема 1.6. Содержание этапов работы режиссера над спектаклем ............. 135 Раздел 2. Работа режиссера с актером над ролью Тема 2.1. Роль предлагаемых обстоятельств в работе над ролью .............. 147 Тема 2.2. Режиссерская трактовка ролей ...................................................... 157 Тема 2.3. Репетиционная работа режиссера ................................................. 180 Раздел 3. Выразительные средства режиссуры Тема 3.1. Жанрово-стилевое решение спектакля ......................................... 191 Тема 3.2. Режиссерский прием ...................................................................... 219 Тема 3.3. Мизансцена как средство выражения замысла режиссера. ........ 235 Тема 3.4. Сценическая атмосфера и темпоритм спектакля ........................ 251 Тема 3.5. Образное решение спектакля ........................................................ 262 Заключение ..................................................................................................... 276 Список рекомендуемой литературы ......................................................... 277 Приложения .................................................................................................... 283 3
Стр.3
ОТ АВТОРА-СОСТАВИТЕЛЯ Настоящее учебное пособие представляет собой курс лекций по дисциплине «Мастерство режиссера. Основы режиссуры» и предназначено для обучающихся в учебном заведении СПО на отделении актерского искусства и театрального творчества. Пособие составлено в соответствии с рабочей программой по дисциплине «Мастерство режиссера. Основы режиссуры» и отвечает Федеральному государственному образовательному стандарту среднего профессионального образования по специальности 52.02.04 «Актерское искусство». Пособие содержит информационные материалы, охватывающие практически весь спектр вопросов театральной режиссуры: «Художественный образ – основная специфика искусства»; «Режиссура как профессия»; «Система К.С. Станиславского – основа воспитания мастерства актера и режиссера»; «Режиссер наедине с пьесой. Режиссерский анализ пьесы»; «Предлагаемые обстоятельства пьесы»; «Действенный анализ пьесы и роли. Событийный подход к пьесе»; «Содержание этапов работы режиссера над спектаклем»; «Роль предлагаемых обстоятельств в работе над пьесой и ролью»; «Режиссерская трактовка ролей»; «Репетиционная работа режиссера»; «Жанрово-стилевое решение спектакля»; «Режиссерский прием»; «Мизансцена как средство выражения замысла режиссера»; «Сценическая атмосфера и темпоритм спектакля»; «Образное решение спектакля». Составитель поставил своей целью донести в кратком изложении до учащихся СПО все сведения, необходимые для успешной постановочной практики. В творческой деятельности профессиональные успехи менее всего связаны с правилами и формулами, усредненными значениями. Каждый творец уникален. Правило может установить только он сам. Тем труднее сформулировать рекомендации для молодых людей, решивших посвятить себя искусству лицедейства. Человеку-практику, конечно же, хочется как можно быстрее отыскать зерно, вычленить главное. Составитель настоящего пособия предлагает свои многолетние изыскания в огромной библиотеке по театральному делу, в которой есть экземпляры и начала двадцатого века, и книги, еще пахнущие типографской краской. Все они максимально освоены и продолжают изучаться вновь и вновь при поиске ответа на актуальный вопрос. Сегодня уже трудно отделить: что из озвучиваемых мыслей почерпнуто из книжных источников, а что лично изобретено. Так часто бывает, когда с чужим мнением ты полностью согласен, но долго не мог придать ему словесную оболочку. При всем при этом автор-составитель постарался максимально корректно отнестись к авторству использованных сведений. На них обязательно есть ссылки. Известный российский, советский режиссер-педагог Г.А. Товстоногов говорил: «Да, помимо занятий по режиссуре, студенты проходят полный 4
Стр.4
курс обучения актерскому мастерству. Мы считаем, что режиссер должен быть прирожденным артистом. Он может не выступать на сцене, быть менее выразительным, но, если у него нет актерской природы, то, обладая всеми другими качествами, необходимыми режиссеру: умением строить концепции, быть хорошим организатором – несмотря на все это, он может превратиться в режиссера со злой волей, понимаете? То есть в человека, который может убить природу артиста и тем самым принести большой вред искусству»1. Следуя за мэтром, можно сказать, что способный актер, в свою очередь, может стать замечательным режиссером, обладающим специальными навыками, и пособие предназначено как для будущих режиссеров, так и для актеров. Основы режиссуры адаптированы для обучающихся, пришедших в профессиональное учебное заведение после девятого класса общеобразовательной школы. Основы даются максимально сжато, но информационно наполненно, не примитивизируя существо вопроса. Лекции по каждой теме содержат ссылки на общие и профессиональные компетенции, сформулированные в Федеральном государственном образовательном стандарте среднего профессионального образования по специальности 52.02.04 «Актерское искусство» от 27 октября 2014 г. № 1359. Содержанию каждой лекции предшествует подробный план, включающий введение, вопросы основной части, заключение, также указывается печатный источник, положенный в основу излагаемой темы. В тех случаях, когда необходимо проиллюстрировать то или иное положение, автор-составитель прибегает к собственным разработкам по драматургическому материалу, а также к схематическим зарисовкам, позволяющим зрительно ассоциировать наиболее абстрактные явления. Пособие сопровождают лики театральных кумиров, педагогов, мастеров режиссерского искусства: во-первых, потому что высказывания и теоретические положения имеют своих авторов, а во-вторых, чтобы у учащихся возникало чувство радости от узнавания тех, кто сформировал лицо российского, мирового и регионального театров. 1 Георгий Товстоногов репетирует и учит / Литературн. запись С.М. Лосева ; сост. Е.И. Горфункель, ред. Е.С. Алексеева. – СПб. : Балтийские сезоны, 2007. – С. 207. 5
Стр.5
291
Стр.291
292
Стр.292
293
Стр.293
294
Стр.294
295
Стр.295
296
Стр.296
297
Стр.297
298
Стр.298
299
Стр.299

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.