Содержание
От автора-составителя ........................................................................................ 4
Выписка из Федерального государственного образовательного
стандарта .............................................................................................................. 6
Раздел 1. Общие вопросы теории искусства. Мастерство
режиссера
Тема 1.1. Введение. Художественный образ – основная специфика
искусства. Режиссура как профессия ................................................................ 8
Тема 1.2. Система К.С. Станиславского – основа воспитания
мастерства актера и режиссера ........................................................................ 73
Тема 1.3. Режиссер наедине с пьесой. Режиссерский анализ пьесы ............ 83
Тема 1.4. Предлагаемые обстоятельства пьесы ........................................... 108
Тема 1.5. Действенный анализ пьесы и роли. Событийный подход.......... 117
Тема 1.6. Содержание этапов работы режиссера над спектаклем ............. 135
Раздел 2. Работа режиссера с актером над ролью
Тема 2.1. Роль предлагаемых обстоятельств в работе над ролью .............. 147
Тема 2.2. Режиссерская трактовка ролей ...................................................... 157
Тема 2.3. Репетиционная работа режиссера ................................................. 180
Раздел 3. Выразительные средства режиссуры
Тема 3.1. Жанрово-стилевое решение спектакля ......................................... 191
Тема 3.2. Режиссерский прием ...................................................................... 219
Тема 3.3. Мизансцена как средство выражения замысла режиссера. ........ 235
Тема 3.4. Сценическая атмосфера и темпоритм спектакля ........................ 251
Тема 3.5. Образное решение спектакля ........................................................ 262
Заключение ..................................................................................................... 276
Список рекомендуемой литературы ......................................................... 277
Приложения .................................................................................................... 283
3
Стр.3
ОТ АВТОРА-СОСТАВИТЕЛЯ
Настоящее учебное пособие представляет собой курс лекций по дисциплине
«Мастерство режиссера. Основы режиссуры» и предназначено
для обучающихся в учебном заведении СПО на отделении актерского искусства
и театрального творчества. Пособие составлено в соответствии с
рабочей программой по дисциплине «Мастерство режиссера. Основы режиссуры»
и отвечает Федеральному государственному образовательному
стандарту среднего профессионального образования по специальности
52.02.04 «Актерское искусство».
Пособие содержит информационные материалы, охватывающие практически
весь спектр вопросов театральной режиссуры: «Художественный
образ – основная специфика искусства»; «Режиссура как профессия»; «Система
К.С. Станиславского – основа воспитания мастерства актера и режиссера»;
«Режиссер наедине с пьесой. Режиссерский анализ пьесы»;
«Предлагаемые обстоятельства пьесы»; «Действенный анализ пьесы и роли.
Событийный подход к пьесе»; «Содержание этапов работы режиссера
над спектаклем»; «Роль предлагаемых обстоятельств в работе над пьесой и
ролью»; «Режиссерская трактовка ролей»; «Репетиционная работа режиссера»;
«Жанрово-стилевое решение спектакля»; «Режиссерский прием»;
«Мизансцена как средство выражения замысла режиссера»; «Сценическая
атмосфера и темпоритм спектакля»; «Образное решение спектакля».
Составитель поставил своей целью донести в кратком изложении до
учащихся СПО все сведения, необходимые для успешной постановочной
практики. В творческой деятельности профессиональные успехи менее
всего связаны с правилами и формулами, усредненными значениями. Каждый
творец уникален. Правило может установить только он сам. Тем труднее
сформулировать рекомендации для молодых людей, решивших посвятить
себя искусству лицедейства. Человеку-практику, конечно же, хочется
как можно быстрее отыскать зерно, вычленить главное.
Составитель настоящего пособия предлагает свои многолетние изыскания
в огромной библиотеке по театральному делу, в которой есть экземпляры
и начала двадцатого века, и книги, еще пахнущие типографской
краской. Все они максимально освоены и продолжают изучаться вновь и
вновь при поиске ответа на актуальный вопрос. Сегодня уже трудно отделить:
что из озвучиваемых мыслей почерпнуто из книжных источников, а
что лично изобретено. Так часто бывает, когда с чужим мнением ты полностью
согласен, но долго не мог придать ему словесную оболочку. При
всем при этом автор-составитель постарался максимально корректно отнестись
к авторству использованных сведений. На них обязательно есть
ссылки.
Известный российский, советский режиссер-педагог Г.А. Товстоногов
говорил: «Да, помимо занятий по режиссуре, студенты проходят полный
4
Стр.4
курс обучения актерскому мастерству. Мы считаем, что режиссер должен
быть прирожденным артистом. Он может не выступать на сцене, быть менее
выразительным, но, если у него нет актерской природы, то, обладая
всеми другими качествами, необходимыми режиссеру: умением строить
концепции, быть хорошим организатором – несмотря на все это, он может
превратиться в режиссера со злой волей, понимаете? То есть в человека,
который может убить природу артиста и тем самым принести большой
вред искусству»1. Следуя за мэтром, можно сказать, что способный актер,
в свою очередь, может стать замечательным режиссером, обладающим
специальными навыками, и пособие предназначено как для будущих режиссеров,
так и для актеров.
Основы режиссуры адаптированы для обучающихся, пришедших в
профессиональное учебное заведение после девятого класса общеобразовательной
школы. Основы даются максимально сжато, но информационно
наполненно, не примитивизируя существо вопроса. Лекции по каждой теме
содержат ссылки на общие и профессиональные компетенции, сформулированные
в Федеральном государственном образовательном стандарте
среднего профессионального образования по специальности 52.02.04 «Актерское
искусство» от 27 октября 2014 г. № 1359. Содержанию каждой
лекции предшествует подробный план, включающий введение, вопросы
основной части, заключение, также указывается печатный источник, положенный
в основу излагаемой темы.
В тех случаях, когда необходимо проиллюстрировать то или иное положение,
автор-составитель прибегает к собственным разработкам по драматургическому
материалу, а также к схематическим зарисовкам, позволяющим
зрительно ассоциировать наиболее абстрактные явления. Пособие
сопровождают лики театральных кумиров, педагогов, мастеров режиссерского
искусства: во-первых, потому что высказывания и теоретические положения
имеют своих авторов, а во-вторых, чтобы у учащихся возникало
чувство радости от узнавания тех, кто сформировал лицо российского, мирового
и регионального театров.
1 Георгий Товстоногов репетирует и учит / Литературн. запись С.М. Лосева ; сост. Е.И. Горфункель, ред.
Е.С. Алексеева. – СПб. : Балтийские сезоны, 2007. – С. 207.
5
Стр.5