Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 501320)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента
"Уважаемые СТУДЕНТЫ и СОТРУДНИКИ ВУЗов, использующие нашу ЭБС. Рекомендуем использовать новую версию сайта."

Программа государственной итоговой аттестации (государственого междисциплинарного экзамена) по направлению 47.04.01 "Философия" (магистерская программа "Онтология и теория познания") (90,00 руб.)

0   0
АвторыБеляев Максим Александрович, Галимова Альбина Казимагомедовна, Жаров Сергей Николаевич, Жданов Сергей Михайлович, Журавлева Имбия Александровна, Ищенко Елена Николаевна, Кравец Александр Самуилович, Кукарников Дмитрий Германович, Литвинов Максим Федорович, Погорельчик Анастасия Вячеславовна, Тихонова Ирина Юрьевна
ИздательствоИздательский дом ВГУ
Страниц31
ID670070
АннотацияНастоящая программа разработана с целью методического обеспечения проведения государственного междисциплинарного экзамена.
Кому рекомендованоРекомендуется для студентов 2 курса очной формы обучения факультета философии и психологии.
Программа государственной итоговой аттестации (государственого междисциплинарного экзамена) по направлению 47.04.01 "Философия" (магистерская программа "Онтология и теория познания") [Электронный ресурс] / М.А. Беляев, А.К. Галимова, С.Н. Жаров, С.М. Жданов, И.А. Журавлева, Е.Н. Ищенко, А.С. Кравец, Д.Г. Кукарников, М.Ф. Литвинов, А.В. Погорельчик, И.Ю. Тихонова .— Воронеж : Издательский дом ВГУ, 2017 .— 31 с. — 31 с. — Режим доступа: https://rucont.ru/efd/670070

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Программа_государственной_итоговой_аттестации_(государственого_междисциплинарного_экзамена)_по_направлению_47.04.01_Философия_(магистерская_программа_Онтология_и_теория_познания)_.pdf
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ПРОГРАММА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ (ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ЭКЗАМЕНА) ПО НАПРАВЛЕНИЮ 47.04.01 «ФИЛОСОФИЯ» (МАГИСТЕРСКАЯ ПРОГРАММА «ОНТОЛОГИЯ И ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ») Программа и методические рекомендации для вузов Воронеж Издательский дом ВГУ 2017
Стр.1
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Государственная итоговая аттестация – заключительный этап подготовки обучающихся по направлению 47.04.01 Философия (уровень магистратуры). Важное место в ее структуре занимает государственный междисциплинарный экзамен. Его назначение – выявить степень подготовленности выпускника университета к самостоятельной профессиональной деятельности, меру усвоенности им программного материала и сформированности выработанных за время обучения компетенций, умений и навыков решения разнообразных профессиональных задач, культуру философского мышления. С целью методического обеспечения проведения государственного междисциплинарного экзамена разработана настоящая Программа. Ее содержание отражает основные требования профессиональной подготовки магистров и соответствует требованиям ФГОС ВО по направлению 47.04.01 Философия (уровень магистратуры). Настоящая Программа состоит из четырех разделов, к каждому из которых предложены теоретические вопросы, к разделам 2–4 также предлагаются практические задания. Теоретические вопросы направлены на выявление усвоенных обучающимися общефилософских понятий и категорий, концепций, методов и проблем. При этом от обучающихся в процессе сдачи экзамена требуется не воспроизведение полученных в ходе обучения теоретических знаний, а самостоятельный сравнительный анализ различных современных философских подходов к тому или иному конкретному вопросу. Практические задания включают фрагменты анонимных философских текстов из указанных в программе источников, прочитав которые, обучающиеся должны указать автора текста, определить его тематическую направленность и проанализировать основные категории соответствующего научного 3
Стр.3
Хорошо Выставляется при выполнении следующих условий. 1. Уровень знаний: достаточный. Продемонстрировано знание основных идей и концепций при наличии некоторых несущественных пробелов. 2. Логика рассуждений: в рассуждениях имеются некоторые несущественные логические пробелы. 3. Уровень понимания: целостное видение рассматриваемой проблемы присутствует, но не до конца выражено в ответе экзаменуемого Удовлетворительно Выставляется при выполнении следующих условий. 1. Уровень знаний: удовлетворительный. Налицо ряд пробелов в знании основных философских идей и концепций. 2. Логика рассуждений: анализ проблемы проведен фрагментарно. Выводы в основном верные, но в рассуждении допущены логические пробелы, мешающие целостному видению рассматриваемой проблемы. 3. Уровень понимания: рассматриваются различные стороны проблемы, но целостное видение отсутствует Неудовлетворительно Выставляется при выполнении хотя бы одного из следующих условий. 1. Уровень знаний: низкий. Допущен ряд существенных ошибок и незнание основных философских идей и концепций. 2. Логика рассуждений: налицо существенные логические ошибки и пробелы в рассуждениях, выводы голословны или неверны. 3. Уровень понимания: нет понимания рассматриваемой проблемы 2. Критерии оценки решения практического задания Оценка сформированности компонентов контролируемых компетенций проводится по четырехбалльной шкале. Отлично Выставляется при выполнении следующих условий: определен автор текста. Четкое и обоснованное определение тематической направленности текста. Проанализированы основные категории данного теоретического направления. Хорошо Выставляется при выполнении следующих условий: определен автор текста. Определено близкое к источнику тематическое направление текста. Не проанализированы некоторые категории данного теоретического направления. 6
Стр.6
Удовлетворительно Выставляется при выполнении следующих условий: назван автор. Неточно названо тематическое направление. Не проанализированы основные категории данного теоретического направления. Неудовлетворительно Выставляется при выполнении хотя бы одного из следующих условий: не установлен автор текста. Неточно названо тематическое направление. Не проанализированы основные категории данного теоретического направления. ПРОГРАММА ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ЭКЗАМЕНА Раздел 1. Современные проблемы философии Основные тенденции развития современной философской мысли Исторические истоки формирования проблемного поля современной философии. Проблема метода и системы в современной философии. Развитие современной философии после постмодерна. Поиски нового философского языка. Традиции в современной философии: проблема диалога Континентальная традиция философствования: истоки и перспективы. Аналитическая философия в контексте англо-саксонской традиции философствования. Современная отечественная философия: дискуссии об идентичности. Проблема взаимодействия и диалога традиций. Онтологические проблемы в современной философии Логика развития онтологии в философской классике. Метафизика и онтология в философских дискуссиях ХХ века. Постмодернистские версии онтологии. Онтологические проблемы в аналитической философии. «Метафизика» медиареальности. Объективно ориентированная онтология. «Постметафизическая философия»: концептуальные основания и методологические следствия Проблемы «конца истории» и «конца философии». Идея постметафизической философии в континентальной философии. Прагматический пово7
Стр.7
рот в аналитической философии. Философия истории в постметафизическом контексте. Сознание как философская проблема. Современные подходы к пониманию сознания Философия сознания в аналитической философии. Понятие мысленного эксперимента. Когнитивный подход к анализу сознания. Индивидуальное и общественное сознание в современной континентальной философии. Проблема знания в современной философии Научное, донаучное и вненаучное знание. Социология знания. Проблема соотношения знания и веры в современной философии. Основные теории истины в современной философии. Проблема истины и метода. Когнитивные аспекты языка. Современная эпистемология: основные направления и проблемное поле Проблемное поле современной эпистемологии. Эпистемологические проблемы в аналитической философии. Эволюционная, социальная эпистемология, эпистемологические идеи современной герменевтики. Проблема рациональности в современной философии Значение европейского рационализма для становления и развития философии и науки. Рациональность и «логоцентризм». Иррационализм в философских исканиях ХХ века. Рациональность в философии и науке: вызовы ХХI века. Проблема субъекта и субъективности в современной философии Идея «смерти субъекта» в философских направлениях ХХ–ХХI вв. Современный трансцендентализм и философия постмодерна. Проблема субъективности и философский релятивизм. Современные трактовки проблемы человека Взаимосвязь философских, религиозных и художественных подходов к проблеме человека. Образы человека в современной философии. Лично8
Стр.8
стное и социальное в современном философском дискурсе. Этические проблемы в современной философии. Идея трансгуманизма в контексте современной культуры. Современные политические исследования в философских дискуссиях XXI в. Проблемы общественно-государственного устройства в современной философии. Проблема теоретического осмысления справедливости. Принципы современного государственного устройства. Конфликт цивилизаций или диалог культур: философский ответ на вызовы современного мира. Проблемное поле современной социальной философии «Социологический вызов» философии. Философские основания исследования социальной сферы общества. Проблема интерпретации эмпирических исследований социального. Конструирование социального в современных философских теориях. Коммуникативный подход в современной науке и философии «Коммуникативный подход» в социогуманитарных науках и философии второй половины ХХ – начала XXI вв. Проблема межкультурной коммуникации в контексте философских исследований. Коммуникативный подход к анализу различных аспектов человеческой деятельности. Философское осмысление современной культуры Кризис культуры в зеркале современной философии: истоки и основания. Цивилизация и культура: современные трактовки. Трансформации традиционных культур. Проблема диалога культур в современном мире. Возникновение новых форм культурного взаимодействия. Феномен «медиакультуры», его влияние на современное общество. Современная философия искусства Проблема генезиса и природы искусства в современных дискуссиях. Понятия «классического» и современного искусства. Мимесис и репрезентация. Особенности современного искусства. Когнитивная составляющая 9
Стр.9
художественной деятельности. Философия, искусствознание и эстетика: проблема демаркации границ. Философский анализ современности Проблема концептуализации «состояния современности». Интерпретации философской классики в современной мысли. Футурологический потенциал философского знания. Специфика философского анализа современности. Феномен медиареальности в современном философском дискурсе «Реальность массмедиа» как феномен современного мира. Медиафилософия: предмет, метод, задачи. Проблемы восприятия и коммуникации в медиакультуре. «Цифровой поворот» в современной культуре: от новых информационных технологий к новым реалиям. Проблемы массового сознания в современной философии Понятия общественного и массового сознания. Элитарное и массовое в философских дискуссиях начала XXI века. Философский анализ феномена манипулирования общественным сознанием. Современные медиа и трансформации массового сознания. Философия в контексте современной культуры Место философии в современной культуре. Философия и наука, философия и религия, философия и искусство. Философский анализ повседневности. Проблема культурных универсалий в современной философии. Миссия философа в современном мире. «Визуальный поворот» в современной культуре: философский анализ Вербальное и визуальное в культуре. Истоки и причины «визуального поворота». Образ и слово. Семиотический подход к анализу визуального. Современные способы трансляции знания. Визуализация в различных сферах современной культуры. 10
Стр.10

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически