УДК 659:34
ББК 76.0:67
Ш26
Электронные версии книг
на сайте www.prospekt.org
Рецензенты:
Елисеев Б. П., доктор юридических наук, профессор;
Таболин В. В., доктор юридических наук, профессор.
Шарков Ф. И., Захарова В. И.
Ш26
Правовые основы коммуникации: в рекламе, связях с общественностью,
журналистике : учебное пособие. — Москва : Проспект, 2016. — 224 с.
ISBN 978-5-392-19922-8
Настоящее учебное пособие является первым систематизированным комплексным
изложением вопросов правового обеспечения профессиональной коммуникационной
деятельности. Все эти специалисты обязаны знать правовые основы профессиональной
деятельности в смежных отраслях знаний. В книге рассматриваются
не только теоретические, но и практические вопросы правового регулирования коммуникационной
деятельности, организации и функционирования средств массовой
информации; рекламных, информационных и PR-организаций и служб; конструирования
отношений между владельцем, учредителем, с одной стороны, и редакцией
СМИ, рекламными, информационными, PR-службами — с другой.
Законодательство приведено по состоянию на апрель 2015 г.
Книга предназначена в первую очередь будущим журналистам, специалистам по
связям с общественностью и рекламе. Она может быть полезна преподавателям, ведущим
указанные курсы, а также специалистам-практикам.
УДК 659:34
ББК 76.0:67
Учебное издание
Шарков Феликс Изосимович,
Захарова Вера Игоревна
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ КОММУНИКАЦИИ
В РЕКЛАМЕ, СВЯЗЯХ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ, ЖУРНАЛИСТИКЕ
Учебное пособие
Печать цифровая. Печ. л. 14,0. Тираж 1000 (1-й завод 100) экз. Заказ №
ООО «Проспект»
Оригинал-макет подготовлен компанией ООО «Оригинал-макет»
www.o-maket.ru; тел.: (495) 726-18-84
Санитарно-эпидемиологическое заключение
№ 77.99.60.953.Д.004173.04.09 от 17.04.2009 г.
Подписано в печать 06.10.2015. Формат 60×90 1
/16
111020, г. Москва, ул. Боровая, д. 7, стр. 4.
ISBN 978-5-392-19922-8
© Шарков Ф. И., Захарова В. И., 2015
© ООО «Проспект», 2015
.
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ .......................................................................................... 3
ГЛАВА I
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЕКЛАМНОЙ
И ВЫСТАВОЧНО-ЯРМАРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Правовые основы рекламной деятельности .................................................................6
Правовое регулирование рекламной деятельности ................................................21
Правовой статус субъектов рекламной деятельности .............................................23
Ответственность за нарушение законодательства о рекламе ..................................28
1.2. Правовые основы выставочно-ярмарочной деятельности .........................................30
Нормативные правовые акты, регулирующие
выставочно-ярмарочную деятельность ...................................................................30
Правовое регулирование и координация выставочно-ярмарочной
деятельности в системе интегрированных маркетинговых коммуникаций ..........32
1.3. Правовые основы саморегулирования в рекламе .......................................................37
Правовые основы саморегулирования в рекламе
в Российской Федерации .........................................................................................37
Правовые основы саморегулирования в рекламной деятельности
в зарубежных странах ...............................................................................................43
1.4. Сравнительный анализ нормативного правового регулирования рекламной
и выставочной деятельности в Российской Федерации и зарубежных странах
(на примере законодательства США) ...............................................................................56
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СВЯЗЕЙ
С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ
ГЛАВА II
2.1. Эволюция связей с общественностью и их правовой основы. ....................................64
2.2. Правовое обеспечение связей с общественностью .....................................................77
2.3. Система саморегулирования в связях с общественностью .........................................96
Стр.223
224 •
Содержание
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЖУРНАЛИСТОВ
И СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
ГЛАВА III
3.1. Социально-правовые основы обеспечения свободы массовой информации
и информационной безопасности ....................................................................................104
3.2. Правовая основа информационной деятельности посредством новых
информационных технологий и Сети ..............................................................................117
3.3. Правовое регулирование деятельности СМИ ..........................................................124
Правовое регулирование деятельности СМИ
в Российской Федерации .......................................................................................125
Правовое регулирование СМИ в зарубежных странах .........................................128
Информационное взаимодействие власти и общества в России .........................140
3.4. Развитие современных механизмов саморегулирования профессиональной
деятельности отечественных и зарубежных журналистов ..............................................143
Саморегулирование СМИ в современной России ................................................146
Развитие современных механизмов саморегулирования СМИ............................151
3.5. Соотношение правовых и этических норм в деятельности журналиста
и специалиста по связям с общественностью .................................................................153
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Общемировые проблемы регулирования информационно-коммуникационной
деятельности
................................................................................................................171
ГЛОССАРИЙ .....................................................................................173
ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
Законодательство РФ и зарубежных стран ....................................................................209
Учебники, учебные пособия монографии, статьи ...........................................................214
Законодательство РФ ....................................................................................................220
Стр.224