Учебная литература ТГМУ
ФИЛОСОФИЯ
СБОРНИК ЗАДАЧ И УПРАЖНЕНИЙ
Часть I
Учебно-методическое пособие
ISBN 978-5-98301-143-4
Издательство «Медицина ДВ»
9 785 9 8 3 0 1 1434
690950 г. Владивосток, пр-т Острякова, 4
Тел.: (423) 245-56-49. E-mail: medicinaDV@mail.ru
Владивосток
Медицина ДВ
2018
Стр.1
Министерство здравоохранения Российской Федерации
Тихоокеанский государственный медицинский университет
ФИЛОСОФИЯ
СБОРНИК ЗАДАЧ И УПРАЖНЕНИЙ
Часть I
Учебно-методическое пособие
Владивосток
Медицина ДВ
2018
Стр.2
УДК 1(075.8)
ББК 87я73
Ф 561
Издано по рекомендации редакционно-издательского совета
Тихоокеанского государственного медицинского университета
Рецензенты:
Е.В. Купебякин - д.ф.н.,
профессор кафедры социально-гуманитарных дисциплин
Дальневосточного технического рыбохозяйственного университета
Л.И. Кирсанова - д.ф.н.,
профессор департамента философии и теологии
Дальневосточного федерального университета
Авторы:
Л.Д. Ерохина, Н.Ф. Геец, А.К. Ерохин,
Г.А. Красножон, В.В. Урядова, Г.А. Трифонова
Ф 561
Философия: сборник задач и упражнений (часть I) : учебно-методическое
пособие / Л.Д. Ерохина, Н.Ф. Геец, А.К. Ерохин и др. - Владивосток
: Медицина ДВ, 2018. - 164 с.
ISBN 978-5-98301-143-4
Сборник задач и упражнений подготовлен в соответствии с программой
курса «Философия» для студентов всех специальностей Тихоокеанского государственного
медицинского университета на основе хрестоматийных материалов
и авторских разработок. Помимо этого, в пособии использованы материалы
учебников и учебных пособий по рассматриваемой тематике.
В сборник включены методические указания к темам, задания для проверки
уровня компетенций, список литературы. Краткое изложение изучаемых
тем поможет студентам в самостоятельной подготовке к занятиям и в решении
следующих задач: освещении истории философии; формировании общих
представлений о проблемах и принципах философии.
Сборник задач и упражнений предназначен для студентов всех форм обучения.
УДК
1(075.8)
ББК 87я73
ISBN 978-5-98301-143-4
© Л.Д. Ерохина с соавт. ТГМУ 2018
© «Медицина ДВ», 2018
Стр.3
ВВЕДЕНИЕ
Современная философия констатирует существенные изменения
в процессах познания, которые все более приобретают информационный
и коммуникативный характер. Именно поэтому она остается
одной из важнейших дисциплин гуманитарного цикла в вузе. Ее назначение
состоит в том, чтобы способствовать мировоззренческой
самоидентификации, расширению интеллектуальных горизонтов,
созданию когнитивного пространства, духовному развитию студентов.
Для выполнения этих задач в философском курсе для студентов
предполагается в значительной мере самостоятельное познание той
мудрости жизни, которая вырабатывалась на протяжении многих веков
лучшими представителями человечества. Данное учебно-методическое
издание предназначено для создания оптимально положительных
условий в решении поставленных задач.
Цель данного пособия - помочь студентам в творческом овладении
философскими знаниями, обретении навыков размышления
над актуальными проблемами, в формировании собственной мировоззренческой
позиции. Оно составлено применительно к основному
курсу «Философия», читаемому в Тихоокеанском государственном
медицинском университете. Большое значение в издании придается
практической части. И это понятно почему, ведь знания могут поступать
в сознание студентов и быстро исчезать из него, если не предпринять
особых мер к их закреплению.
В представляемом сборнике собрано большое количество вопросов,
тестов и упражнений, кроссвордов, иллюстрирующих основные
положения теоретического курса, достаточное как для аудиторной,
так и для самостоятельной работы студентов.
Тесты носят итогово-проверочный характер. Задачи, упражнения,
комментирование оригинальных текстов, составление сравнительных,
сопоставительных, систематизирующих и других таблиц
дают возможность выявить степень понимания изученного материала,
свободного владения им, умение выстраивать собственные суждения,
правильно формулировать мысль, давать оценки, вырабаты~
3 ~
Стр.4
вать навыки и умения философствования. Такой подход позволяет не
только систематизировать, закрепить и расширить знания студентов
по философским проблемам, но и применить их в решении конкретной
задачи, уточнить, стилистически грамотно оформить свой ответ.
В дополнение студентам предлагаются творческие задания, позволяющие
проверить и оценить результаты развития способности
критического мышления и навыков самостоятельного философствования.
Творческие
задания имеют особый статус. Прежде всего, они касаются
различных сторон человеческого бытия: нравственности, науки,
религии, ценностей, которые либо обозначились в данную эпоху,
либо являлись, по преимуществу, предметом философских дискуссий.
Однако ваши размышления не должны ограничиваться историческими
рамками, они могут быть актуализированы, то есть, связаны
с современными реалиями. Формы и объем творческих заданий произвольны.
Это могут быть эссе, философские мини-зарисовки, диалоги
с мыслителями прошлого, дискуссии, сообщения на семинаре,
научно-исследовательские работы и т.д. Да и темы вы можете предложить
свои, исходя из собственных интересов. Изложение - лучше
всего проблемное, с соответствующими вопросами, рассуждениями,
оценками, выводами.
К особенностям учебного пособия можно отнести:
Систематизированность - философский практикум разделен на
темы, охватывающие взаимосвязанные три части: «Основные этапы
развития философии», «Онтология и гносеология», «Социальная философия»,
содержание которых соотносится с материалами лекционного
курса и тематикой семинарских занятий.
Интерактивность - в работе над заданиями должны органично
сочетаться различные источники, что будет способствовать систематическому
их освоению и генерации философского знания.
Коммуникативность - обсуждение заданий позволит актуализировать
нравственную проблематику, вопросы взаимодействия человека,
науки и техники, которым в учебном пособии отводится значительное
место. Информационно-аналитическая деятельность обеспечит
не только решение интеллектуальной задачи, но и будет способствовать
активному взаимодействию участников учебного процесса.
Авторы считают, что, работая над тестами и тестовыми заданиями,
студенты будут совершенствовать свои риторические способности,
расширят интеллектуальный кругозор, систематизируют знания
по дисциплине.
4
Стр.5
РАЗДЕЛ I
Ос н о в н ы е эт апы р а зв и ти я ф и л о с о ф и и
Тема 1. ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ
Цель изучения данной темы - выявить специфику философии
как формы мировоззрения и вида знания; закрепить усвоение терминологии
философии.
Философия - (гр. fileo - любовь, sofia - мудрость) - теоретически
сформулированное мировоззрение, отличающееся от других форм
способом осмысления, степенью разработанности проблем и методов.
Первые философские школы возникли более 2500 лет назад
на территории Древнего Китая и Индии, в Египте, достигнув своей
классической формы в Древней Греции. В буквальном толковании:
философия - любовь к мудрости - впервые встречается у Пифагора.
Обратите внимание, что определение философии как «любовь к мудрости»
является самым общим определением. Оно не дает полного
ее понимания, не позволяет отличить ее от других форм сознания.
При изучении этого вопроса вы столкнетесь с тем, что не существует
единого понимания философии. Специалисты по античной философии
утверждают, что термин «философия» в качестве названия особой
сферы знания употребил Платон. У Аристотеля под философией
понимается учение о всеобщем, противостоящем мифологии и частным
наукам.
Поэтому предлагается рассмотреть несколько различных подходов
для решения данного вопроса в последующие исторические периоды.
В
своем становлении философия прошла ряд сложных этапов, которые
способствовали ее выделению в самостоятельную сферу знания.
Формируясь на основе противоречий между мифологическим мировоззрением
и зачатками научных знаний (по Аристотелю - протознания
или первая философия), она требовала объяснения природных,
причинных связей, помогая вызреванию всеобщих научных идей
о мире, постепенно вытесняющих мифологическую картину мира.
Философия превращается, по М.М. Бахтину, в «метаязык всех наук».
С развитием науки приобретает новое содержание основной вопрос
5
Стр.6
философии. Вычерчиваются предмет и объект философского знания,
его структура.
Внутри философии существуют разделы, которые отличаются
друг от друга своей тематикой: онтология, гносеология, антропология,
социальная философия, история философии, философия истории,
этика, эстетика. Необходимо знать, что представляют собой эти области
философского знания и их отличия от философской гносеологии
и научной теории познания; философской антропологии и наук, занятых
изучением человека; философии истории и истории философии.
Философия обращена к мировоззрению. Понятие «мировоззрение»
шире понятия «философия». Мировоззрение обладает собственной
структурой, уровнями, формами. Следует сделать различие между
стихийным и философским мировоззрением. Обратите внимание на
следующий вопрос: пересекается ли предмет философии и предмет
науки? Как вы думаете, является ли философия наукой?
Для ответа на вопрос: философия - это наука или тип мировоззрения,
необходимо:
1) исследовать понятие «мировоззрение», его составляющие, формы
и исторические типы (мифологическое, религиозное, философское);
2)
выявить в истории человеческой мысли этапы формирования
философского знания, которое вобрало в себя все имеющиеся в человеческой
культуре знания: естественнонаучные, идеологические, художественные,
гуманитарные, трансцендирующее постижение, обыденное;
3)
определить предмет философии, методологию доказательства
истины;
4) проанализировать философское знание на соответствие критериям
научного знания (объективность, рациональность, эссенциалистская
направленность, системность, проверяемость).
В более широком смысле, как мировоззрение философия - система
знаний о мире в целом и отношении человека к этому миру -
с одной стороны, комплекс принципов познания, всеобщий метод
познавательной деятельности - с другой. Она выполняет множество
функций, которые можно распределить на две группы: мировоззренческие
и методологические. Широк спектр философских проблем, которые
можно представить как онтологические, антропологические,
аксиологические, гносеологические, праксеологические.
В обыденном мировоззрении господствует мнение, что философ -
это тот, кто рассуждает ни о чем, но это неверно. У философии есть
6
Стр.7
свой круг проблем. Но следует обратить внимание, что конечного ответа
на смысложизненные вопросы не существует по причине разнообразного
характера образа жизни и мыслей индивидов, включенных
в общество.
В рамках данной темы изучается содержание мировоззренческих
категорий «материализм» и «идеализм» как форм философского мировоззрения,
исторически меняющихся в соответствии с развитием
представлений об окружающем мире, природе и мышлении. Исторические
формы материала: стихийный, механистический, диалектический.
Следует проанализировать содержательную сторону видов
идеализма: субъективного и объективного. Ответьте на вопрос: почему
материализм и идеализм являются основными философскими
направлениями? Все ли философские направления можно разделить
на материализм и идеализм? Актуально ли деление на материализм
и идеализм в современной философии?
Заключение. При рассмотрении исторических типов философии
изменяется ее предмет. Философия есть ядро, синтезирующее все сферы
культуры, и в то же время мировоззренческое и методологическое
ее основание.
Вопросы для самоконтроля знаний
1. Что является предметом изучения философии?
2. Сводима ли философия к науке?
3. Способна ли философия изменить мир?
4. Что такое мировоззрение? Что влияет на формирование мировоззрения
общества, человека? Все ли люди обладают мировоззрением?
5.
Какие уровни, типы и виды мировоззрения существуют?
6. Чем философское мировоззрение отличается от других видов
мировоззрений?
7. Перечислите основные проблемы, решаемые философией.
8. Почему философские вопросы, проблемы называют вечными?
9. Каковы функции философии? В чем их сущность?
10. В чем проявляется взаимосвязь философии и медицины?
Подберите к дефинициям соответствующие понятия
1. Дисциплина, изучающая наиболее общие существенные характеристики,
фундаментальные принципы реальности (бытия) и познания,
бытия человека, отношения человека и мира, - это ...
2. Философское учение о познании - это ...
~ 7 ~
Стр.8
3. Философское учение о бытии - это ...
4. Раздел философии, занимающийся исследованиями первоначальной
природы реальности, бытия и мира как такового, - это .
5. Философское учение о ценностях - это .
6. Термин для обозначения широкого спектра философских концепций
и мировоззрений, в основе которых лежит утверждение о первичности
сознания по отношению к материи, - это ...
7. Термин для обозначения широкого спектра философских концепций
и мировоззрений, в основе которых лежит утверждение о первичности
материи по отношению к сознанию, - это ...
Задание на соответствие понятий и определений
Сопоставьте наименования философских дисциплин и их определения:
1)
гносеология
2) онтология
3) аксиология
4) праксиология
5 )этика
6 )эстетика
а) учение о деятельности
б) учение о познании
в) учение о бытии
г) учение о ценностях
д) учение о прекрасном и безобразном
е) учение о морали
Тематика творческих заданий
Напишите эссе на одну из предложенных тем.
1. Философия - наука или мировоззрение?
2. Философия - это «самосознание исторически определенной
эпохи».
3. Отношение человека к миру: Базаров (в романе И.С. Тургенева
«Отцы и дети») называет природу мастерской, а человека в ней - работником.
Русские философы-космисты рассматривают Вселенную
как Дом, куда вселен человек (Н.Ф. Федоров), Сад (Н.Г. Холодный),
а человека как садовника мира (К.Э. Циолковский), который с любовью
его взращивает.
4. «Знание, отделенное от справедливости и другой добродетели,
представляется плутовством, а не мудростью» (Сократ).
Упражнения и комментарии
Задание 1. Проанализируйте приведенные высказывания о философии.
а)
«Философия - это эпоха, схваченная в мыслях» (Гегель).
б) «Философия - это сжатое изложение науки своего времени»
(О. Конт).
~ 8 ~
Стр.9
в) «Предмет философии - логический анализ языка науки»
(Л. Витгенштейн).
г) «Имеется только один истинно серьезный философский вопрос
- вопрос о самоубийстве. Все остальное - шутки, так как раньше
всего надо ответить на этот вопрос» (А. Камю).
д) «В то время как научное познание идет к отдельным предметам,
в философии речь идет о целостности бытия» (К. Ясперс).
Определите, какие этапы развития, и какие направления нашли
отражение в вышеприведенных высказываниях.
Задание 2. Сравните высказывания:
а) «Философия есть учение об отношении «Я» и «не Я», или, что то
же, отношение между мышлением и бытием» (А. Лосев).
б) «Исторически каждое новое направление возникло в результате
предшествующего философского анализа соответствующего предмета
и методов исследования. Благодаря этому философия получила
название «матери всех наук» (Ф. Эммери).
в) «Мы прибегаем к философии всякий раз, когда имеем дело
с обобщениями, выходящими за пределы отдельной науки или комплекс
наук. Мы прибегаем к ней, когда нам приходится иметь дело
с определением моральных ценностей» (Б. Данем).
Укажите, чем отличаются эти высказывания? Каков предмет философии
обозначается в каждом из них.
Задание 3. «Пифагор назвал свое учение любомудрием, а не мудростью.
Упрекая семерых мудрецов (как их прозвали до него), он говорил,
что никто не мудр, ибо человек по способности своей природы
часто не в силах достичь всего, а тот, кто стремится к нраву и образу
жизни мудрого существа, может быть подобающе назван любомудром
(философом)» (Диодор Сицилийский).
Прокомментируйте суждение. В чем парадокс высказывания?
Задание 4. Известный немецкий философ Л. Фейербах утверждал:
«Философия - мать наук. Первые естествоиспытатели как древнего,
так и нового времени были философами»
Согласны ли вы с таким определением философии?
Задание 5. По мнению немецкого философа И. Фихте: «Философия
прирождена человеку».
Согласны ли вы с этим? Что такое «природа человека» и включает
ли она философию?
Задание 6. Каждая наука имеет свои средства познания: у естественных
наук - это различные приборы, у кибернетиков, математиков
- это вычислительные устройства, у социологов - это анкеты, ста~
9 ~
Стр.10