ISSN 2072-2087
ВЕСТНИК
Брянского
государственного
университета
№ 2 (28)
2016
ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ И АРХЕОЛОГИЯ /
ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ / ЯЗЫКОЗНАНИЕ/
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Стр.1
ББК 74.58
В 38
Вестник Брянского государственного университета. №2 (28) (2016): ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ И АРХЕОЛОГИЯ
/ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ/ ЯЗЫКОЗНАНИЕ/ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ. Брянск: РИО БГУ, 2016. 270 с.
Председатель редакционной коллегии: Антюхов Андрей Викторович - ректор ФГБОУ ВО «Брянский
государственный университет имени академика И.Г. Петровского», доктор филологических наук, профессор.
Главный редактор журнала: Степченко Татьяна Александровна - доктор педагогических наук, профессор.
Ответственный секретарь: Мельников Игорь Владимирович - кандидат биологических наук, доцент
Редакционная коллегия:
Артамошин Сергей Викторович - доктор исторических
наук, профессор, декан факультета истории и международных
отношений ФГБОУ ВО «Брянский государственный
университет имени академика И.Г. Петровского».
Асташова Надежда Александровна
-
доктор
педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой
педагогики ФГБОУ ВО «Брянский государственный
университет имени академика И.Г. Петровского» (отв.
редактор по направлению «Педагогические науки»);
Биккулова Ирина Анатольевна
-
кандидат
филологических наук, профессор, декан филологического
факультета ФГБОУ ВО «Брянский государственный
университет имени академика И.Г. Петровского»;
Блох Марк Яковлевич – доктор филологических наук,
профессор, зав. кафедрой грамматики английского языка
Московского
педагогического
университета;
Блуменау Семен Федорович - доктор исторических наук,
профессор, заведующий кафедрой всеобщей истории,
международных отношений и международного права ФГБОУ
ВО «Брянский государственный университет имени
академика И.Г. Петровского»;
Богуславский Михаил Викторович
–
–
доктор
педагогических наук, профессор, заведующий лабораторией
Института теории и истории педагогики Российской академии
образования;
Василенко Анатолий Петрович
доктор
филологических наук, профессор, заведующий кафедрой
французского языка ФГБОУ ВО «Брянский государственный
университет имени академика И.Г. Петровского»;
Гехтляр Светлана Яковлевна - доктор филологических
наук, профессор, профессор кафедры русской, зарубежной
литературы и журналистики ФГБОУ ВО «Брянский
государственный университет имени академика И.Г.
Петровского»;
Грибанова Лилия Владимировна
-
кандидат
филологических наук, доцент, доцент кафедры русского
языка ФГБОУ ВО «Брянский государственный университет
имени академика И.Г. Петровского»;
Демидова Тамара Евгеньевна - доктор педагогических
наук, профессор, заведующая кафедрой теории и методики
начального общего и музыкального образования ФГБОУ ВО
«Брянский государственный университет имени академика
И.Г. Петровского»;
Джамбов Иван - доктор исторических наук, Пловдивский
университет им. Паисия Хилендарского, Болгария;
государственного
Дубровский Александр Михайлович
- доктор
исторических наук, профессор, профессор кафедры всеобщей
истории, международных отношений и международного
права ФГБОУ ВО «Брянский государственный университет
имени академика И.Г. Петровского»;
Евтеев Сергей Валентинович
–
кандидат
филологических наук, доцент, заведующий кафедрой
немецкого языка Московского государственного института
международных отношений Министерства иностранных дел РФ;
Курпниеце Розанна Оскаровна – доктор филологических
наук, доцент, доцент Отделения Русистики и Славистики
Латвийского университета, Латвия;
Ланин Борис Александрович – доктор филологических
наук, профессор, заведующий лабораторией литературы
Института содержания и методов обучения Российской
академии образования;
Микрут Лешек - доктор филологических наук,
университет им. Марии Складовской-Кюри, Люблин, Польша;
Михальченко Сергей Иванович – доктор исторических
наук, профессор, директор научно-исследовательского
института фундаментальных и прикладных исследований
ФГБОУ ВО «Брянский государственный университет имени
академика И.Г. Петровского» (отв. редактор по направлению
«Исторические науки и археология»);
Ретивых Михаил Васильевич – доктор педагогических
наук, профессор, профессор кафедры теории и методики
профессионально-технологического образования ФГБОУ ВО
«Брянский государственный университет имени академика
И.Г. Петровского»;
Россихина Галина Николаевна
–
кандидат
филологических наук, профессор, декан факультета
иностранных языков ФГБОУ ВО «Брянский государственный
университет имени академика И.Г. Петровского» (отв. редактор
по направлению «Языкознание»);
Чугунова Светлана Александровна – доктор филологических
наук, профессор, профессор кафедры теории английского языка и
переводоведения ФГБОУ ВО «Брянский государственный
университет имени академика И.Г. Петровского»;
Шаравин Андрей Владимирович
–
доктор
филологических наук, профессор, заместитель директора
института филологии, истории и мировой политики по
научной деятельности ФГБОУ ВО «Брянский
государственный университет имени академика И.Г.
Петровского» (отв. редактор по направлению
«Литературоведение»);
Ядвиршис Людмила Анатольевна
-
доктор
педагогических наук, профессор, профессор кафедры
педагогики и социального образования ФГБОУ ВО «Брянский
государственный университет имени академика И.Г. Петровского».
В данном выпуске Вестника Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского
представлены материалы ученых по основным направлениям исследований. Предназначен для научных
работников, преподавателей, аспирантов и студентов вузов.
Ответственность за точность фактологического материала, используемого в статьях, несут авторы.
Подписной индекс «Пресса России» -40705 годовая
© РИО БГУ, 2016
Стр.2
ISSN 2072-2087
The Bryansk
State
University
Herald
№ 2 (28)
2016
HISTORICAL SCIENCES AND ARCHAEOLOGY/
SCIENCE OF LITERATURE / LINGUISTICS/
PEDAGOGICAL SCIENCE
Стр.3
Сhairman of editorial board: Andrey Viktorovich Antyukhov, Rector of Bryansk State Academician
I.G. Petrovsky University, Doctor of Philological Sciences, professor
Chief editor: Tatyana Alexandrovna Stepchenko, Doctor of Pedagogical Sciences, professor
Executive secretary: Igor Vladimirovich Melnikov, Candidate of Biological Sciences, associate professor
Editorial board:
S.V. Artamoshin - Doctor of Historical Sciences,
Dean of the History and International Relations
faculty, Professor BSU (research area: historical
sciences and archaeology);
N.A. Astashova – Doctor of Pedagogical
Sciences, Head of the Pedagogy department,
Professor BSU (research area: pedagogical
science, Subject Expert with the Editorial Board);
I.A. Bikkulova – Candidate of Philological
Sciences, Dean of the Philology faculty,
Professor BSU (research area: science of
literature);
M.Ya. Bloch – Doctor of Philological Sciences,
Professor, Head of English Grammar department
at MPGU (research area: linguistics);
S.F. Blumenau - Doctor of Historical Sciences,
Head of the department of General History,
International Relations and International Law,
Professor BSU (research area: historical sciences
and archaeology);
M.V. Boguslavsky – Doctor of Pedagogical
Professor, Head of the laboratory Institute of the
theory and history of pedagogics, RJSC (research
area: pedagogical science);
A.P. Vasilenko - Doctor of Philological Sciences,
Head of the French Language department,
Professor BSU (research area: linguistics);
S.Ya. Gekhtlyar - Doctor of Philological
Sciences, Professor BSU (research area:
linguistics);
L.V. Gribanova - Candidate of Philological
Sciences, associate professor BSU (research area:
linguistics);
T.E. Demidova - Doctor of Pedagogical Sciences,
Head of the department of theoretical studies in
methodology of primary and musical education,
Professor BSU (research area: pedagogical
science)
I. Dzhambov - Doctor of Historical Sciences,
Plovdiv university of Paisiya Hilendarsky,
Bulgaria (research area: historical sciences and
archaeology);
A.M. Dubrovsky - Doctor of Historical Sciences,
Professor BSU (research area: historical sciences
and archaeology);
S.V. Evteev – Candidate of Philological
Sciences, Professor, Head of the department of
German, MGIMO (research area: linguistics);
R.O. Kurpniyetsa – Doctor of Philological
Sciences, Associate professor Rusistiki and
Slavic philology of the Latvian university,
Latvia (research area: linguistics);
B.A. Lanin – Doctor of Philological Sciences,
Professor, Head of the laboratory of literature
FGNU (research area: science of literature);
L. Mikrut - Doctor of Philological Sciences,
university of Maria Skladovsky-Curie, Lublin,
Poland (research area: science of literature);
S.I. Mikhalchenko - Doctor of Historical
Sciences, Professor BSU (research area:
historical sciences and archaeology, Subject
Expert with the Editorial Board);
M.V. Retivykh – Doctor of Pedagogical
Sciences, Professor BSU (research area:
pedagogical science, Subject Expert with the
Editorial Board);
G.N. Rossikhina - Candidate of Philological
Sciences, Dean of the faculty of Foreign
Langauges, Professor BSU (research area:
linguistics, Subject Expert with the Editorial
Board);
S.A. Chugunova - Doctor of Philological
Sciences, Professor BSU (research area:
linguistics);
A.V. Sharavin - Doctor of Philological Sciences,
Professor BSU (research area: science of
literature, Subject Expert with the Editorial
Board);
L.A. Yadvirshis - Doctor of Pedagogical
Sciences, Professor BSU (research area:
pedagogical science)
© BSU, 2016
Стр.4
Содержание
5
СОДЕРЖАНИЕ
ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ И АРХЕОЛОГИЯ
Аристов С.В.
КОЛЛАБОРАЦИОНИЗМ В НАЦИСТСКИХ КОНЦЕНТРАЦИОННЫХ ЛАГЕРЯХ: ПРОБЛЕМА
И ЕЕ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ............................................................................................................................... 11
Бенда В.Н.
СОЗДАНИЕ СИСТЕМЫ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РУССКОЙ АРМИИ,
АРТИЛЛЕРИИ И ИНЖЕНЕРНЫХ ВОЙСК, ИХ ЛИЧНОГО СОСТАВА В НАЧАЛЕ XVIII В. .................... 16
Борисов В.И.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫМ ДЕЛОМ В РОССИИ В
НАЧАЛЬНЫЙ ПЕРИОД ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ (1914-1916) ........................................................... 23
Булгар С.С.
УЧАСТИЕ ГАГАУЗОВ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ 1941-1945 гг. ................................... 28
Волкова Е.А.
ОСВЕЩЕНИЕ ОСНОВНЫХ ПРОБЛЕМ РОССИЙСКОЙ ИСТОРИИ В ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИХ
СОЧИНЕНИЯХ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО..................................................................................................... 37
Востриков C.В.
«МОДЕРНИЗАЦИЯ» И ДИНАМИКА ТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА БЛИЖНЕМ
ВОСТОКЕ: ОСОБЕННОСТИ ПСИХОПОЛИТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ ........................................... 41
Киселёв А.К.
ДИСКУССИИ О ПЕНСИОННЫХ РЕФОРМАХ В СТРАНАХ ЕС НА РУБЕЖЕ XX-XXI ВВ. .............. 46
Колесников П.А.
ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ФРГ
В СВЕТЕ СОВРЕМЕННОЙ НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ............................................................................ 50
Корнацкий Н.Н.
К БИОГРАФИИ ЛИТЕРАТОРА И МЕЦЕНАТА Г.А. КУШЕЛЕВА-БЕЗБОРОДКО .................................. 55
Кривчиков В.М.
МОБИЛИЗАЦИОННЫЕ ЗАПАСЫ ГОРЮЧЕ-СМАЗОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ НУЖД
КРАСНОЙ АРМИИ НА ТЕРРИТОРИИ БССР В СЕРЕДИНЕ 1930-х гг. ................................................. 63
Лобанов Г.В, Чубур А.А., Гурьянов В.Н., Тришкин Б.В., Ужакина А.П., Зверева А.Ю.
ИСТОРИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ АТЛАС КАК СРЕДСТВО ИНТЕГРАЦИИ ДАННЫХ О
ПРИРОДЕ, ИСТОРИИ, ХОЗЯЙСТВЕ РЕГИОНА НА ПРИМЕРЕ ВЕРХНЕГО ПОДНЕПРОВЬЯ .......... 68
Матсон О.О.
ФОРМИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ МУСУЛЬМАНСКОЙ ДИАСПОРЫ И ТИТУЛЬНОГО
ЭТНОСА ГЕРМАНИИ В 20-21 ВВ. .............................................................................................................. 75
Меер Е.С.
ОБРАЗ РЕВОЛЮЦИОННОГО СРЕДНЕГО КЛАССА В ТРУДАХ А. ГУДВИНА И ДЖ.М.
ТОМПСОНА О ФРАНЦУЗСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ ...................................................................................... 78
Молонова Е.П.
СТРУКТУРА МЕЩАНСКОЙ СЕМЬИ УЕЗДНОГО СИБИРСКОГО ГОРОДА ВО ВТОРОЙ
ПОЛОВИНЕ XIX – НАЧАЛЕ XX ВВ. (НА ПРИМЕРЕ ВЕРХНЕУДИНСКА) ........................................ 82
Сайфуллова Р.Р.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ УЧИТЕЛЕЙ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ
ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА (НА МАТЕРИАЛАХ ВЯТСКОЙ ГУБЕРНИИ) ........................... 85
Чекулаев Н.Д., Муртазаев А.О., Абдусаламов М.-П.Б.
КОМЕНДАНТ КРЕПОСТИ СВЯТОГО КРЕСТА: ПРАВА И ПОЛНОМОЧИЯ КАК
ПРЕДСТАВИТЕЛЯ РОССИЙСКОЙ АДМИНИСТРАЦИИ НА КАВКАЗЕ (1722-1735 гг.) ................... 88
Черниловский А.А.
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ В 20 – 30-Х ГОДАХ М.Н. ТУХАЧЕВСКИМ ........ 92
Чибряков Я.Ю.
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ МАЛЬЦОВСКОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ (КАРТОГРАФОСТАТИСТИЧЕСКОЕ
ИССЛЕДОВАНИЕ) ............................................................................................................. 97
Стр.5
6
Вестник Брянского госуниверситета. 2016(2)
ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ
Антюхов А.В., Шаравин А.В.
СЛАВЯНСКАЯ КЛЯТВА: "ДА БУДЕТ МНЕ СТЫДНО!" В ТВОРЧЕСТВЕ А. К. ТОЛСТОГО........... 107
Ай Хуэйжун
КОМПОЗИЦИОННОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ЛИРИЧЕСКОЙ РОЛИ ХОРА В ПЬЕСЕ А.Н. АРБУЗОВА
«ГОРОД НА ЗАРЕ» ....................................................................................................................................... 111
Айрапетян Л.С.
ХРОНОТОП В РОМАНЕ К. ФУЭНТЕСА «КАМПАНИЯ» ...................................................................... 114
Батюшкина М.В.
К ВОПРОСУ ОБ ОПРЕДЕЛЕНИИ СУБЖАНРА ТЕКСТОВ ЗАКОНОВ О ВНЕСЕНИИ
ИЗМЕНЕНИЙ ................................................................................................................................................ 118
Богданова О.В.
ОБРАЗ ДОКТОРА СТАРЦЕВА В РАССКАЗЕ А. П. ЧЕХОВА «ИОНЫЧ» .............................................. 124
Пахтусова В.Н.
«ДОБРЫЙ, КРАСИВЫЙ ТУРГЕНЕВ…»: К ВОПРОСУ О ТУРГЕНЕВСКОЙ ТРАДИЦИИ В
ТВОРЧЕСТВЕ Ю.М.НАГИБИНА ............................................................................................................... 127
Руднева И. С.
ИДЕЯ СЛАВЯНСТВА» В ИСТОРИЧЕСКИХ БАЛЛАДАХ А.К. ТОЛСТОГО ....................................... 132
Салова О.И.
СБОРНИК РАССКАЗОВ А.Т. АВЕРЧЕНКО «БОРЬБА ЗА СМЕНУ»: ПРОБЛЕМАТИКА И
АКТУАЛЬНОСТЬ .......................................................................................................................................... 135
Щербакова Э.В.
ОСНОВНАЯ ТЕМАТИКА И ПРОБЛЕМАТИКА ЛОНДОНА КАК ТЕКСТА В РОМАНАХ
У. ТЕККЕРЕЯ «ЗАПИСКИ БАРРИ ЛИНДОНА», «ЯРМАРКА ТЩЕСЛАВИЯ» И «НЬЮКОМЫ» ..... 139
ЯЗЫКОЗНАНИЕ
Антонова М.Б.
О РОЛИ КОНЦЕПТУАЛЬНЫХ ОППОЗИЦИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ЛЕКСИКОСЕМАНТИЧЕСКИХ
КАТЕГОРИЙ АНГЛИЙСКИХ АДЪЕКТИВНЫХ ИМЕН ...................................... 144
Богинская А.П.
ПРОБЛЕМА ПЕРЕДАЧИ ПОЭТИЧЕСКОЙ ФОРМЫ
(НА МАТЕРИАЛЕ ФРАНЦУЗСКИХ ПЕРЕВОДОВ «ЕВГЕНИЯ ОНЕГИНА») ....................................... 149
Ветрова Э.С.
ОБ ОСОБЕННОСТЯХ РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА СЕМЕЙНОГО ОБЩЕНИЯ
(НА МАТЕРИАЛЕ УКРАИНСКОГО И ЛЕЗГИНСКОГО ЯЗЫКОВ) ........................................................ 156
Гейко Н.Р., Сиривля М.А.
ИМПЛИЦИТНЫЕ ОЦЕНКИ В ПОЛИТИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ .................................................................... 164
Демидова Д.Г.
ОНТОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ АКТУАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПТУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВ
В БРИТАНСКОМ ПОЛИТИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ ................................................................................................ 167
Иванова Н.И.
ЯЗЫКОВАЯ ДИСТРИБУЦИЯ В РЕПЕРТУАРЕ НОСИТЕЛЕЙ ЯКУТСКОГО ЯЗЫКА ............................. 170
Карапец В.В.
ОБ ИЗОМОРФИЗМЕ СИНТАКСИЧЕСКИХ СТРУКТУР В РУССКИХ ПЕРЕВОДАХ РОМАНА
Г. ФЛОБЕРА «ГОСПОЖА БОВАРИ» ........................................................................................................... 176
Кацитадзе И.М.
ЯДРО МИКРОПОЛЯ ОПРЕДЕЛЁННОСТИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
В РАЗНЫХ ЖАНРАХ СОВРЕМЕННЫХ РОССИЙСКИХ ГАЗЕТНЫХ ТЕКСТОВ ................................ 181
Козлова Л.Н., Демидова М.М.
ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕВОДА НА АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК СРЕДСТВ РАЗГОВОРНОСТИ
ЛИЧНОСТНО-БЫТОВОГО ПИСЬМА В РОМАНЕ Л. УЛИЦКОЙ «ДАНИЭЛЬ ШТАЙН,
ПЕРЕВОДЧИК» ............................................................................................................................................... 184
Мележик К.А.
ФАКТОРЫ ИДЕНТИФИКАЦИИ СТАТУСА АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
КАК ЛИНГВА ФРАНКА В МЕЖНАЦИОНАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ ............................................ 187
Михалев Г.И.
ЛЕКСИКОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СЕМАНТИКИ ОТНОСИТЕЛЬНЫХ
ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ В СЛОВАРЕ БРЯНСКИХ ГОВОРОВ ..................................................................... 191
Петрова Е.Ю.
К ПРОБЛЕМЕ НЕСОВПАДЕНИЙ ПЕРЕВОДОВ АНГЛОЯЗЫЧНЫХ НАЗВАНИЙ ФИЛЬМОВ ......... 193
Стр.6
Содержание
7
Ревеко Л.С.
СИНОНИМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В СФЕРЕ СПЕЦИАЛЬНОЙ ЛЕКСИКИ
(НА МАТЕРИАЛЕ НЕМЕЦКИХ ТЕРМИНОВ ПО МЕТАЛЛООБРАБОТКЕ) ......................................... 198
Тимошенко Л.О.
РОЛЬ ИНОСТРАННОЙ И ЗАИМСТВОВАННОЙ ЛЕКСИКИ
В ОПИСАНИИ ГЕРОЕВ РОМАНА Л.Н. ТОЛСТОГО «ВОСКРЕСЕНИЕ» .............................................. 206
Филатова Е.В.
СТРУКТУРА, ОБЪЁМ И АКТИВНОСТЬ СИНТАГМ В РУССКОЙ И АНГЛИЙСКОЙ РЕЧИ .............. 188
Цветкова Е.В.
ЯЗЫКОВАЯ НОМИНАЦИЯ ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ КОСТРОМСКОГО КРАЯ
ПО ХАРАКТЕРИСТИКЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ТЕЧЕНИЯ ВОДЫ .............................................................. 210
Черных М.А.
ЛЕКСИЧЕСКАЯ СОЧЕТАЕМОСТЬ НОМИНАЦИЙ ЛИЦ
ПО ВОИНСКОМУ ЗВАНИЮ И ДОЛЖНОСТИ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ XXI ВЕКА ................................ 213
Шкапенко Т.М.
К ПРОБЛЕМЕ ПЕРФОРМАТИВНОСТИ МЕЖДОМЕТИЙ ...................................................................... 219
Шуверова Т.Д.
ЛИНГВОСЕМИОТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВТОРИЧНОГО ТЕКСТООБРАЗОВАНИЯ ............................ 222
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Бондарь М.А.
ТВОРЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ В ДЕТСКОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ:
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ................................................................................................................. 226
Гришина Е.В., Беляева И.В., Сорогина Т.И.
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ
КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВОГО ВУЗА СРЕДСТВАМИ УРОВНЕВОЙ
ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ................................................................................................................................... 229
Демидова Т.Е., Чижевская И.Н., Чижевский А.Е.
СЕТЕВОЙ ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНЫЙ КУРС КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДИРЕКТОРОВ ШКОЛ В СФЕРЕ
ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ ................................................................................................................................. 233
Дидук И.А.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИНАСТИЯ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН РОССИЙСКОГО
ОБРАЗОВАНИЯ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ ........................................................................................... 236
Емельянова Я. Б.
КОНЦЕПЦИЯ АВТОНОМНОСТИ ПЕРЕВОДЧИКА КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА ............................................................................................ 240
Жавнер Т.В., Воног В.В., Адольф В.А.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ
ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ............................. 245
Перова А.К., Ульянова Л.А.
ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРКУЛЬТУРНОГО СОЗНАНИЯ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ
ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА ЧЕРЕЗ ОСОЗНАНИЕ ЯЗЫКА, ОСОЗНАНИЕ КУЛЬТУРЫ И ЕЕ
ОПЫТНОЕ ПОЗНАНИЕ ................................................................................................................................ 250
Ряховская А.Ю.
ФОРМИРОВАНИЕ РЕФЛЕКСИВНЫХ НАВЫКОВ БУДУЩИХ ПЕРЕВОДЧИКОВ В ПРОЦЕССЕ
РЕДАКТИРОВАНИЯ ТЕКСТОВ ПЕРЕВОДА НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ ................................................... 254
Трофименко Ю.В.
РАЗРАБОТКА И ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИИ ИЗУЧЕНИЯ
ГЕОМЕТРИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ .............................................. 257
Чернышова Н.А.
СИСТЕМАТИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ ПОДХОДОВ К ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ
АТТЕСТАЦИИ КАК ФАКТОР НАПРЯЖЕННОСТИ В РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ ...... 264
Стр.7
8
Вестник Брянского госуниверситета. 2016(2)
CONTENT
HISTORICAL SCIENCES AND ARCHAEOLOGY
Aristov S.V.
COLLABORATION IN NAZI CONCENTRATION CAMPS: PROBLEM AND ITS INTERPRETATION ..... 11
Benda V.N.
ESTABLISHMENT OF LOGISTICS SYSTEM OF THE RUSSIAN ARMY, ARTILLERY AND
ENGINEERING FORCES, THEIR PERSONNEL IN THE EARLY 18TH CENTURY ............................... 16
Borisov V.I.
GOVERNMENT REGULATION THE FOOD BUSINESS IN RUSSIA IN THE INITIAL PERIOD
OF THE FIRST WORLD WAR (1914-1916) ................................................................................................ 23
Bulgar S.S.
PARTICIPATION OF GAGAUZ IN THE GREAT PATRIOTIC WAR OF 1941-1945.................................. 28
Volkova E.A.
COVERAGE OF KEY ISSUES OF RUSSIAN HISTORY IN A JOURNALISTIC ESSAY
F.M. DOSTOEVSKY ...................................................................................................................................... 37
Vostrikov S.V.
"MODERNIZATION" AND DYNAMICS OF TERRORIST ACTIVITIES IN THE MIDDLE EAST:
FEATURES OF PSYCHO POLITICAL PERCEPTION ................................................................................ 41
Kiselev A.K.
SEARCH CONSENSUS ON PENSION REFORM SOLUTIONS AS ONE OF THE MAIN
DIRECTIONS OF THE SOCIAL POLICY OF THE EU AT THE TURN OF XX-XXI CENTURIES ......... 46
Kolesnikov P.A.
FORMING OF FUNDAMENTALS OF SOCIAL AND ECONOMIC POLICY OF GERMANY
IN THE LIGHT OF MODERN SCIENTIFIC LITERATURE ....................................................................... 50
Kornatsky N.N.
TO THE BIOGRAPHY OF THE WRITER AND PATRON G. A. KUSHELEVA-BEZBORODKO ............ 55
Krivchikov V.M.
SOME ASPECTS OF THE STATE MOBILIZATION RESERVES OF FUEL AND LUBRICANTS
FOR THE NEEDS OF RED ARMY ON THE TERRITORY OF BSSR MID-1930s ................................... 63
Lobanov G.V, Chubur A.A., Guryanov V.N., Trishkin B.V., Uzhakina A.P., Zvereva A.Yu.
HISTORICAL-GEOGRAPHICAL ATLAS AS A WAY TO INTEGRATE DATA ABOUT THE NATURE,
HISTORY, THE ECONOMY OF THE REGION (ON THE UPPER DNIEPER BASIN EXAMPLE) ......... 68
Matson O.O.
FORMATION OF THE RELATIONS OF MUSLIM DIASPORA AND TITLE ETHNOS
OF GERMANY IN 20-21 CENTURIES ........................................................................................................ 75
Meer E.S.
AN IMAGE OF REVOLUTIONARY MIDDLE CLASS IN STUDYINGS OF A. GOODWIN AND
J.M. THOMPSON ABOUT THE FRENCH REVOLUTION AT THE END OF THE 18TH CENTURY ..... 78
Molonova E.P.
THE STRUCTURE OF THE PHILISTINE FAMILY IN A PROVINCIAL SIBERIAN CITY IN SECOND
HALF OF XIX – EARLY XX CENTURIES (ON THE EXAMPLE OF VERKHNEUDINSK) ..................... 82
Saifullova R.R.
PROFESSIONAL CHARACTERISTICS OF TEACHERS IN RUSSIAN EMPIRE IN SECOND HALF
XIX CENTURY (ON THE MATERIALS OF VYATKA PROVINCE) ......................................................... 85
Chekulaev N.D., Murtazaev A.O., Abdusalamov M.-P.B.
THE COMMANDANT OF THE HOLY CROSS – THE RIGHTS AND AUTHORITIES
AS REPRESENTATIVE OF RUSSIAN ADMINISTRATION IN THE CAUCASUS (1722-1735). ........... 88
Chernilovsky A.A.
FORECASTING OF WORLD WAR II IN 20 – THE 30TH YEARS M. N. TUKHACHEVSKY ................ 92
Chibryakov Ya.Yu.
CARTOGRAPHIC AND STATISTICAL STUDY OF THE HISTORY OF THE MALTSOV RAILWAY .. 97
Стр.8
Содержание
9
SCIENCE OF LITERATURE
Antyukhov A.V., Sharavin A.V.
SLAVIC OATH: "LET ME BE SHAMED " IN THE WORKS OF A.K.TOLSTOY ..................................... 107
Ai H.
COMPOSITIONAL DESIGN OF LYRICAL ROLE OF CHORUS IN THE PLAY
OF A.N. ARBUZOV «А CITY AT DAWN» ................................................................................................... 111
Hayrapetyan L.S.
THE CHRONOTOPE IN THE NOVEL K. FUENTES "CAMPAIGN" ......................................................... 114
Batyushkina M.V.
ON THE QUESTION OF DEFINING OF THE SUBGENRES OF TEXTS
OF LAWS ON MODIFICATION ................................................................................................................... 118
Bogdanova O.V.
THE IMAGE OF DOCTOR STARTSEVA IN A. P. CHEKHOV'S STORY "IONYCH" .............................. 124
Pakhtusova V.N.
“GOOD, NICE TURGENEV...”: REVISITING THE TRADITION OF I.TURGENEV
IN THE WORK OF Y.NAGIBIN. ................................................................................................................... 127
Rudneva I.S.
"THE IDEA OF THE SLAVS" IN THE HISTORICAL BALLADS A.K. TOLSTOY................................... 132
Salova O.I.
COLLECTION OF STORIES "FIGHT FOR CHANGE" OF A.T. AVERCHENKO:
PERSPECTIVE AND RELEVANCE ....................................................................................................................... 135
Sherbakova E.V.
THE MAIN SUBJECTS AND PROBLEMS OF LONDON AS TEXT IN W. THACKERAY'S NOVELS
"NOTES BARRY LYNDON", "THE VANITY FAIR" AND "THE NEWCOMERS" ................................... 139
LINGUISTICS
Antonova M.B.
ON THE ROLE OF CONCEPTUAL OPPOSITIONS IN THE FORMATION
OF LEXICO-SEMANTIC ENGLISH ADJECTIVAL CATEGORIES ......................................................... 144
Boginskaya A.P.
THE PROBLEM OF TRANSMISSION OF POETIC FORMS
(BASED ON THE FRENCH TRANSLATIONS OF "EUGENE ONEGIN") ................................................. 149
Vetrova E.S.
ABOUT THE FEATURES OF SPEECH ETIQUETTE OF FAMILY COMMUNICATION
(ON THE MATERIAL OF UKRAINIAN AND LEZGIAN LANGUAGES) ............................................... 156
Geiko N.О., Sirivlya M.А.
IMPLICIT ASSESSMENT IN THE POLITICAL DISCOURSE ............................................................................. 164
Demidova D.G.
ONTOLOGICAL MECHANISMS OF ACTUALIZATION OF CONCEPTUAL PATTERNS
IN THE BRITISH POLITICAL DISCOURSE ............................................................................................................. 167
Ivanova N.I.
THE LANGUAGE DISTRIBUTION IN THE REPERTOIRE OF THE SPEAKERS
OF THE YAKUT LANGUAGE .................................................................................................................... 170
Karapets V.V.
ON THE ISOMORPHISM OF SYNTACTIC STRUCTURES IN RUSSIAN TRANSLATION
OF THE NOVEL OF FLAUBERT "MADAME BOVARY" ........................................................................ 176
Katsitadze I.M.
THE NUCLEUS OF THE MICROFIELD OF DEFINITENESS OF NOUNS IN DIFFERENT GENRES
OF MODERN RUSSIAN NEWSPAPERS .................................................................................................... 181
Kozlova L.N., Demidova M.M.
SOME PECULIARITIES OF TRANSLATION FROM RUSSIAN INTO ENGLISH THE COLLOQUIAL
MEANS OF EPISTOLARY GENRE IN L. ULITSKAYA`S NOVEL “DANIEL STEIN, INTREPRETER” ..... 184
Melezhik K.A.
THE IDENTIFICATION FACTORS OF THE STATUS OF ENGLISH AS A LINGUA FRANCA
FOR INTERNATIONAL COMMUNICATION ........................................................................................... 187
Mikhalev G.I.
LEXICOGRAPHICAL DESCRIPTION SEMANTICS RELATIVE ADJECTIVES
IN THE DICTIONARY BRYANSK DIALECTS ......................................................................................... 191
Petrova E.Y.
TO THE PROBLEM OF TRANSLATION DISCREPANCIES
THE ENGLISH-LANGUAGE MOVIE TITLES ........................................................................................... 193
Стр.9
10
Вестник Брянского госуниверситета. 2016(2)
Reveko L.S.
SYNONYMIC RELATIONS IN SPECIAL VOCABULARY (ON THE MATERIAL
OF GERMAN METALWORK TERMS) ....................................................................................................... 198
Timoshenko L.O.
THE ROLE OF FOREIGN AND BORROWED LEXICS IN THE DESCRIPTION OF THE HEROES
OF THE NOVEL “RESURRECTION’ BY L.N. TOLSTOY ........................................................................ 206
Filatova E.V.
THE STRUCTURE, RANGE AND ACTIVITY OF SYNTAGMAS IN RUSSIAN
AND ENGLISH SPEECH .............................................................................................................................. 188
Tsvetkova E.V.
THE LANGUAGE NOMINATION OF WATER BODIES OF KOSTROMA LAND GOING
BY WATER CURRENT PECULIARITIES’ CHARACTERISTICS .......................................................... 210
Chernykh М.А.
LEXICAL COMPATIBILITY NOMINATIONS OF PERSONS FOR MILITARY RANK
AND POSITION IN RUSSIAN LANGUAGE OF THE XXI CENTURY .................................................... 213
Shkapenko T.V.
ON THE PERFORMATIVITY OF INTERJECTIONS ................................................................................. 219
Shuverova T.D.
LINGUISTIC AND SEMIOTIC ESSENTIALS OF DERIVED TEXT PRODUCTION .............................. 222
PEDAGOGICAL SCIENCES
Bondar M.A.
CREATIVE ACTIVITY OF SCHOOLCHILDREN IN THE CHILDREN'S PUBLIC ORGANIZATION:
PEDAGOGICAL CONDITIONS ................................................................................................................... 226
Grishina E.V., Belyaeva I.V., Sorogina T.I.
THE FORMATION OF PROFESSIONAL FOREIGN LANGUAGE COMMUNICATIVE
COMPETENCE OF NON - LINGUISTIC STUDENTS OF THE UNIVERSITY BY MEANS
OF LEVEL DIFFERENTIATION .................................................................................................................. 229
Demidova T.E., Chizhevskaya I.N., Chizhevsky A.E.
NETWORK E-LEARNING COURSE AS A INCREASING MEANS THE LEVEL
OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF SCHOOL PRINCIPAL IN THE ENERGY SAVING ............... 233
Diduk I.А.
PEDAGOGICAL DYNASTY AS A SOCIAL AND CULTURAL PHENOMENON
OF RUSSIAN EDUCATION: REGIONAL ASPECT .................................................................................... 236
Emelyanova Ya.B.
THE CONCEPT OF THE AUTONOMY OF THE TRANSLATOR
AS A PROFESSIONAL LANGUAGE USER ................................................................................................ 240
Zhavner Т.V., Vonog V.V., Adolf V.A.
APPLICATION OF INNOVATIVE TECHNOLOGIES AND METHODS OF FOREIGN LANGUAGE
TEACHING OF STUDENTS OF TECHNICAL SPECIALITIES OF HIGHER EDUCATION
INSTITUTES .................................................................................................................................................. 245
Perova A.K., Ulyanova L.A.
THE INTERCULTURAL PERCEPTION FORMATION OF FUTURE TEACHERS OF FOREIGN
LANGUAGES THROUGH THE LANGUAGE UNDERSTANDING, THE PERCEPTION
OF CULTURE AND ITS SKILLED KNOWLEDGE .................................................................................... 250
Ryakhovskaya A.Yu.
THE FORMATION OF REFLEXIVE SKILLS OF FUTURE TRANSLATORS IN THE PROCESS
OF EDITING TEXTS TRANSLATED INTO RUSSIAN LANGUAGE ....................................................... 254
Trofimenko J.V.
DEVELOPMENT AND IMPLEMENTATION OF TECHNOLOGY STUDY GEOMETRICAL
MATERIAL YOUNGER SCHOOLBOYS ..................................................................................................... 257
Chernyshova N.A.
SYSTEMATIC CHANGES IN THE APPROACH TO THE STATE FINAL EXAMINATION
AS A FACTOR OF TENSION IN THE RUSSIAN EDUCATION SYSTEM ............................................... 264
Стр.10