ББК 86.372
УДК 27-9
Б95
БычковС. С.
Б95 Страдный путь архимандрита Тавриона. - М.: Издательство «Тэтис
Паблишн», 2007. - 464 стр., ил.
По благословению
епископа Васильковского Луки,
наместника Thинской пустыни
Очередная монография историка Русской Церкви доктора исторических
наук С. С. Бычкова посвящена жизненному пути исповедника и мученика
архимандрита Тавриона (в миру Тихона Даниловича Батозского)
(1898-1978). Ему выпало счастье быть участником почти всех основных
событий Русской Церкви хх столетия. 19 лет его жизни прошли в тюрьмах,
лагерях и ссылке. Он принимал участие в тайных выборах патриарха
осенью 1926 года. Вскоре после освобождения из бессрочной ссылки в
1956 году стал настоятелем Глинской пустыни, в которой был воспитан с
детских лет. Во время хрущевских гонений, служа в Уфе, противостоял закрытию
храмов и был лишен регистрации. Патриарх Алексий 1 пытался
хиротонисать его во епископа в разгар хрущевских гонений. Последние
10 лет жизни прошли в Латвии, где неподалеку от города Елгавы он слуЖИЛ
духовником Спасо-Преображенской обители. Автор монографии неоднократно
подолгу жил в обители, общаясь с отцом Таврионом. После
его смерти собирал биографические материалы и свидетельства о жизни
старца, которые легли в основу данной книги.
ISBN 978-5-7164-0564-6
© С. С. Бычков, 2007
© Издательство Sam&Sam, 2007
Стр.2
« ... Иных мучили до смерти, но они отказались
от свободы, чтобы обрести воскресение в
лучшей жизни. Другие же испытытали на себе
издевательства и побои, даже цепи и тюремные
решетки. Их побивали камнями, перепиливали
пилами, убивали мечами. Они скитались бездомные,
одевались в овечьи и козьи шкуры, вели
жизнь, полную лишений, гонений, страданий.
Те, кого весь мир был недостоин, блуждали
в пустынях, горах, пещерах и ущельях».
(Евр. 11, 35-38)
Стр.3
Икона Воскресения Христова, написанная
архимандритом Таврионом. Находится в Спасо-ПреображеНСКОI
пустыни в храме Иоанна Лествичника
Стр.4
ПРЕДИСЛОВИЕ
Задача, которую я поставил перед собой, приступая к этой работе,
- рассказать о жизни архимандрита Тавриона (Батозского)
(1898-1978). Многие его ученики настаивали на скорейшей публикации
накопленного биографического материала, но я отговаривался,
ССblлаясь на то, что внутренне не готов к этой работе.
Многое останавливало - и необblЧНОСТЬ этого человека, и нетрадиционность
многих его взглядов, и скудость фактов, и собственная
моя немошь. Еще одним немаловажНblМ препятствием бblЛО
то, что говорить об отце Таврионе невозможно вне связи со многими
важНblМИ собblТИЯМИ новейшей истории РПЦ, в которых он
принимал активное участие. Он казался мне эпохой - а как описать
ее, не имея под рукой ни фактов, ни должного мастерства, ни
дружеской помощи? Именно поэтому в течение трех лет после его
смерти я тшательно собирал материалbl, готовясь к этому труду.
Переворошил все свои днеВНИКОВblе записи, просмотрел его немногочислеННblе
письма. Осталось немало аудиокассет с его проповедями.
Я постарался расшифровать те из них, в которых он
расскаЗblВал о своей жизни. Вспомнил те бесеДbl, в которых он повествовал
о своих сподвижниках. По прошествии трех лет со дня
смерти отца Тавриона я все же решился взяться за этот труд.
Перед моим взором во время раБОТbI стояли два новейших образца
православной агиографии - жизнеописания старца Силуана,
составленное иеромонахом Софронием (Сахаровым), и архиепископа
Луки, осуществленное писателем Марком Поповским.
Эти две книги вдохновили меня на труд, хотя, отдаю себе отчет, -
не дерзаю равняться с ними. Основная цель, которая стояла передо
мной - поведать о жизни и подвиге одного из новых российских
исповедников. Пройдя ТЮРЬМbI и лагеря, будучи постоянно
гоним, он оказался непосредствеННblМ участником тех огненных
ИСПblтаний, которые постигли Русскую Церковь в первой половине
ХХ столетия. Он свято хранил память о мирянах, священниках
и епископах, погибших в тюрьмах и лагерях. Эти ИСПblтания переплавили
многие его ВЗГЛЯДbl на миссию Церкви в обезбоженном
обшестве. И он не таил их в своем сердце. Он деятельно осущест5
Стр.5
СТРАДНЫЙ ПУТЬ АРХИМАНДРИТА ТАВРИОНА
влял их В своем пастырском служении. Хотя служить и проповедовать
ему пришлось во времена неблагоприятные. И все же он был
не одинок
- к нему приезжали поучиться не только московские
священники , навещали и провинциальные пастыри. Но ни одному
из них не не удалось впоследствии пойти его путем. Были у него
единомышленники и из монахов, но старого поставлен ия .
Беллетризованная форма повествования мне ближе , ·поэтому
прощу извинения у взыскательного православного читателя , если
порою в жизнеописании архимандрита Тавриона отступаю от
агиографических щтампов. Работа над книгой , которую я затеял в
начале 80-х годов, в один из самых трудных периодов моей жизни ,
вчерне была заверщена к 1983 году. Я распечатал ее и раздал московским
друзьям , а один экземпляр с оказией переслал в Латвию.
Отзывы на книгу были в основном негативными. Многие считали ,
что в книге слишком мало уделено места отцу Тавриону и чрезмерно
много - истории Русской Церкви. Иеромонах Алексей (Рискин)
, служивший в пустыньке диаконом у отца Тавриона в течение
года (ныне клирик Латвийской
епархии) , писал в отзыве :
« Очень благодарен тебе за то ,
что после чтения твоего труда я
живо вспомнил отца Тавриона.
С общим направлением твоего
труда я не могу согласиться. У
тебя , мне кажется , нет достаточных
документальных данных,
чтобы так широко писать
об истории Русской Православной
Церкви . Желаю тебе освободить
его от всего, что не относится
прямо к теме, и от субъективных
оценок и обобщающих
определений ,
заняв более
скромную позицию». С этими
упреками трудно было не согласиться.
Священник
Аркадий Шатов,
Диакон Алексей Рискин. 1974 г.
6
с которым мы были дружны в те
годы и который также бывал в
Стр.6
ПРЕДИСЛОВИЕ
Священник Аркадий Шатов (второй слева) с прихожанами. 1979 г.
пустыньке у отца Тавриона, писал в своем отзыве: «1. Книга не
совсем об отце Таврионе. Скорее, автор использовал этот образ,
чтобы высказать свои соображения о положении нашей Церкви в
:хх веке. 2. Впрочем, этот прием вполне допустим. Однако раз не
полyqилась книга о конкретном человеке, возникает ряд серьезных
опасностей: 3. Если эта книга для «внутрицерковного» пользования,
тогда не нужно ни беллетризации, ни упоминания автором
о своих проблемах и состояниях (или свести их до минимума),
а просто: история Церкви, ее проблемы на фоне замечательного
монаха. 4. Однако, если эта книга (подобно книге Поповского) ДЛЯ
всех, что более вероятно, следует быть крайне осторожным в оценках
и выводах, ибо мы не вправе вводить в соблазн.
< ... > 8. Положительная
черта книги - популярность ее изложения; тем более
следует облегчить остроту оценок и предоставить читаюшему делать
выводы самому. 9. Думается, в остальном полезность книги
очевидна». Замечания отца Аркадия о первом варианте книги во
многом справедливы. Тогда я еще не до конца осмыслил роль митрополита
Сергия (Страгородского). Книга английского исследователя
Уильяма Флетчера «Искусство выживания» и его взгляд на
историческую миссию митрополита Сергия оказали тогда на меня
7
Стр.7
СТРАДНЫЙ ПУТЬ АРХИМАНДРИТА ТАВРИОНА
сильное воздействие. С другой стороны, отец Таврион был глубоко
церковным человеком и не был пустынником. Он активно участвовал
в жизни Русской Церкви. Поэтому странно инеправильно
было бы отрывать его от Церкви или рассматривать его жизнь в
отрыве от церковных событий. Русский церковный историк Василий
Болотов говорит: «История идет синтетическим путем, анализа
здесь сравнительно мало; она должна покоиться на свидетельствах
очевидцев, ибо говорит о предметах существовавших. Поэтому
историк-свидетель, не говорящий истины, приносит вред
непоправимый, если только он единственный свидетель известного
события» '.
Почти одновременно с моей работой один из наших московских
друзей, бывавший в пустыньке, под влиянием личности отца
Тавриона решил создать собирательный художественный образ
священника-подвижника, прошедшего через тюрьмы и лагеря.
Его желание было вполне понятно и близко нам - ни Александр
Солженицын в «Архипелаге ГУЛАГ», ни Варлам Шаламов в «Колымских
рассказам не поведали современникам о подвиге российского
духовенства. К началу 80-х годов появились первые главы
его будущей книги, которую он назвал «Отец Арсений». В процессе
работы над художественной биографией он настолько вжился
в образ, что многие непосвященные читатели приняли эту книгу
за подлинное повествование о реально существовавшем подвижнике.
В образ отца Арсения вплелись черты отца Тавриона,
больше всего было взято от отца Сергия Мечева, а также последних
оптинских старцев. Успех первых глав был настолько велик,
что некоторые московские церковные историки предприняли документальные
изыскания об отце Арсении, которые, увы, не принесли
никаких результатов.
В начале 90-х годов первоначальный вариант книги увидел свет
и сразу завоевал успех у невзыскательных читателей. При внешне
благочестивой форме повествование грешит стилизованностью,
сглаживая остроту жизненных конфликтов той жестокой эпохи,
избегая изломов. Автор, используя сохранившиеся проповеди отца
Тавр и она, а также новые публикации о «мечевской» общине,
продолжал дописывать новые главы. К сожалению, эта мистификация
зашла настолько далеко, что даже ректор Свято-Тихоновского
богословского института уверился в подлинном существовании
отца Арсения. Хотя в предисловии не указано ни место служе8
Стр.8
ПРЕДИСЛОВИЕ
ния В «ОДНОМ из московских храмов,), ни названия искусствоведческих
работ, которые были якобы изданы им в дореволюционный
период. Не приведено ни одного документа, ни одной фотографии.
Лишь в последнем издании книги помещена фотография
древнего старца В. В. Быкова, который якобы сохранил часть рассказов
об отце Арсении. И все же книга «Отец Арсений» - талантливый
апокриф хх столетия.
Трагические изломы церковной истории хх столетия до сих
пор остаются неосмысленными. Но в начале 80-х годов оставались
закрытыми архивы КГБ, (о возможной работе в них не приходилось
и мечтать). Поэтому многие факты биографии старца приходилось
восстанавливать или по отрывочным воспоминаниям современников,
или же по скудным упоминаниям в его проповедях.
А вскоре грянули «андроповские» гонения на Русскую Церковь,
обыски и репрессии активных христиан, которым подвергся и автор
этих строк. Работу над книгой пришлось прервать едва ли не
на десятилетие, а саму рукопись припрятать в надежном месте.
Возвратившись к работе над книгой об отце Таврионе в 2004 году,
я понял - нельзя отказаться от современной истории Русской
Церкви, поскольку он был не только ее активным участником, но
и жизнь его стала ее органической
частью.
Но и в эти тяжелые годы репрессий
я продолжал собирать
свидетельства о жизни старца. Появились
новые дополнительные
факты, проливающие свет на «белые
пятна,) в его биографии - в основном
благодаря знакомству с замечательным
человеком, москвичкой
Ольгой Николаевной Вышеславцевой
(J 898-1995), которая в
октябре 1958 года побывала в
Глинской пустыни. Она тщательно
собирала все воспоминания о монастыре
и, узнав, что я пишу книгу
об отце Таврионе, передала мне собранное.
Я отдавал ей на отзыв написанные
главы, которые сохраО.
Н. Вышеславцева
9
Стр.9
СТРАДНЫЙ ПУТЬ АРХИМАНДРИТА ТАВРИОНА
нились У меня с ее замечаниями. Наиболее ценными из комплекса
документов и свидетельств, собранных Ольгой Николаевной,
оказались воспоминания паломницы, монахини Киры из подмосковного
Аносинского монастыря, об архимандрите Серафиме
Амелине. Ценным свидетельством являются письма москвича
Алексея из Глинской, которого хорошо знала и опекала Ольга Николаевна.
Я до сих пор храню в сердце благодарность ей - она была
настоящей христианкой, неутомимой молитвенницей, несшей
свет окружающим. Ее отличали доброта, ясный инезамутненный
взгляд на людей и мир.
Конфликт в Глинской между тогдашним наместником архимандритом
Таврионом и братией монастыря освещен, но весьма
своеобразно лишь в исследовании архимандрита Иоанна (Маслова),
бывшего насельника обители. Архимандрит Иоанн, в миру
Иван Сергеевич Маслов (1932-1991), пришел в Глинскую пустынь
в 1955 году после службы в армии. В 1957 году был пострижен в монашество,
а после закрытия монастыря в 1961 году поступил в
Московскую духовную семинарию. В 1969 году закончил Московскую
духовную академию и вплоть до 1985 года преподавал в Московской
духовной школе. Свою докторскую диссертацию, которую
защитить не успел, он посвятил истории Глинской пустыни.
Ему удалось собрать немало уникальных
материалов. Но свет она
увидела лишь в 1992 году (краткий
вариант), уже после его смерти.
Расширенный был опубликован в
1994 году. Архимандрит Иоанн пытался
представить послевоенную
Глинскую пустынь идеальным монастырем.
Описывая конфликт
между наместником, архимандритом
Таврионом, и братией монастыря,
он сознательно исказил его
суть. Непонятно почему, но он
утверждал в своей работе, что в
послевоенной обители сохранился
прежний богослужебный строй,
предписанный Афонским уставом,
по которому монастырь жил до ре10
Архимандрит
Иоанн (Маслов)
Стр.10
ПРЕДИСЛОВИЕ
волюции. На самом деле были допущены значительные отступления
- например, полунощницу уже не служили в 12 часов ночи.
Архимандрит Таврион, став наместником, восстановил не только
Афонский устав в обители. Служение полунощницы стало камнем
преткновения и вызвало протест прежде всего пришлых монашествующих,
незнакомых с прежним уставом обители. Видимо, архимандрит
Иоанн считал, что является единоличным хранителем
всех Глинских архивов и свидетелем последних лет обители. К
счастью, сохранились другие воспоминания, в том числе инока
Алексея, который поступил в обитель во время наместничества отца
Тавриона. Эти воспоминания помогли восстановить подлинный
ход событий.
Сам отец Таврион крайне неохотно вспоминал этот период. Его
травили не только светские власти - один из иноков регулярно
писал на него доносы. К счастью, сохранилась его «Записка О служении
полунощницы». Духовник обители, влиятельный архимандрит
Серафим (Романцов), ездил в Москву к всесильному тогда
протопресвитеру Николаю Колчицкому, управляющему делами
Московского патриархата, и в конце концов добился смещения
отца Тавриона. После этого началась постепенное угасание обители.
Это чувствовал и сам отец Серафим Романцов. Еще осенью
1958 года он ездил на Кавказ, присматривал кельи в горах, где монахи
могли бы пережить «хрущевские» гонения. Глинским монахам
покровительствовал епископ Ставропольский и Северо-Кавказский
Зиновий (Мажуга), сам из глинских иноков, - впоследствии
митрополит ТетрицкароЙскиЙ. Я решил включить в повествование
переписку одного из послушников Глинской пустыни,
Алексея, с духовным другом, относящуюся К 1958-1959 годам. В
книгу вошли и записки священника, жившего в Глинской в этот
период. Этот комплекс воспоминаний ценен еще и тем, что авторы
воспоминаний не симпатизировали архимандриту Тавриону и
проводимым им переменам, поэтому эти воспоминания беспристрастны.
Постепенно
мой труд стал приобретать соборный характер, как
и полагается подлинному церковному деланию. Для меня это было
знаком того, что работа эта действительно нужна. В 90-е годы я
продолжил сбор материалов, изредка публикуя отрывки своих
изысканий. Слишком многого недоставало. Только в 1992 году,
преодолевая упорное сопротивление чиновников, я ознакомился в
11
Стр.11
СТРАДНЫЙ ПУТЬ АРХИМАНДРИТА ТАВРИОНА
архивах КГБ с делом митрополита Сергия (Страгородского), неожиданно
получив подтверждение рассказам отца Таври она о его
участии в тайных выборах патриарха осенью 1926 года. Подтвердился
и его рассказ об участии в выборах двух москвичей - отца и
сына Кувшиновых. Чуть позже я ознакомился с делом младшего -
исповедника Ивана Кувшинова, отбывшего Соловки, затем вновь
арестованного в 1931 году и расстрелянного тогда же по сфабрикованному
делу «Истинного Православия». Те, кому приходилось
работать с делами репрессированных, знают, насколько тягостно
окунаться в беспросветный мрак тех страшных лет. Исследователь
также знает, что не всегда можно доверять свидетельствам, запечатленным
на страницах уголовных дел. И все же они являются
порою единственным документом, из которого можно почерпнуть
многое.
Долго я не мог ознакомиться с делом архиепископа Павлина
(Крошечкина), которое хранится в архивах белорусского КГБ.
Лишь в начале 2000 года с помощью полковника ФСБ Владимира
Басика мне удалось побывать в Минске и изучить дело наставника
отца Таври она. Благодаря материалам этого дела удалось проследить
трагический путь владыки Павлина, погибшего в Мариинских
лагерях Кузбасса. На Архиерейском Соборе 2000 года архиепископ
Павлин бьш причислен к лику святых как мученик и исповедник.
Большую помощь в разыскании и знакомстве с уголовными
делами 1929 и 1941 годов оказал бывший работник столичного
архива ФСБ Александр Жадобин. Благодаря ему многие из
«белых пятен» биографии отца Тавриона прояснились. Знакомство
с этими делами замкнуло круг, и я принялся за работу. В 1998
году, к столетию со дня рождения архимандрита Тавриона, впервые
был издан сборник «Три праведника», в котором проповеди
старца предварены биографическим очерком. В 2002 году вышло в
свет и второе издание «Трех праведников», дополненное и расширенное.
И все же окончательно мне удалось приступить к восстановлению
биографии отца Тавриона только весной 2004 года, когда
был завершен второй том очерков по истории Русской Церкви с
1917 по 1941 год. Мне казалось, что сначала должен быть восстановлен
и осмыслен подвиг российских новомучеников и освещена
бесчеловечная борьба большевиков против Русской Церкви.
Стремление уничтожить Церковь завершилось для них крахом, но
удар, нанесенный Церкви богоборцами, а также соглашательская
12
Стр.12
ПРЕДИСЛОВИЕ
политика митрополита Сергия
(Страгородского) обескровили ее
на долгие десятилетия. Важно было
осмыслить этот период , особенно
после распада СССР, который, подобно
Атлантиде, теперь забыт и
погребен. Многие реалии советской
жизни, абсолютно непонятные
для иностранцев, ныне столь
же чужды и непонятны поколению
россиян , выросших в уже демократической
России. Немалую помощь
в пони мании ключевых фигур
Русской Церкви оказали воспоминания
ныне покойного архиепископа
Василия (Кривошеина) .
Порой работа над биографией
архимандрита Тавриона напоми
нала труд археолога. Даже сохранившиеся
его автобиографии мало
Архиепископ Брюссельский
Василий (Кривошеин)
помогали биографу. И это понятно - они писались для .епархиальных
архиереев , но всегда внимательно просматривались партийными
и чекистскими чиновниками. Зная это, отец Таврион
умалчивал о многом и был предельно краток. Два периода его
жизни и служения остаются наименее освещенными. Первый
связан с его пребыванием в Москве с 1922 по 1925 год. Это были
наиболее бурные годы для Русской Церкви. Проживая в НовоСпасском
монастыре, отец Таврион тем не менее был тесно связан
с Курском и близкой ему братией Глинской пустыни. Это было
время постоянных разъездов, особенно в тот период, когда
был освобожден из первого заключения епископ Павлин (Крошечкин)
. О многом из этого периода можно только догадываться.
Второй период - с 1933 по 1948 год. Сохранились лишь фрагментарные
воспоминания женщин (в первую очередь Анны Милениной),
которые были арестованы вместе с отцом Таврионом
по делу 1941 года. Немалую помощь оказала мне дочь Анны Николаевны
Милениной - Вера Николаевна, живущая в Курске.
Пришлось восстанавливать географию лагерей, где ему приходилось
отбывать заключение. Лишь изредка, слушая чтение «Архи13
Стр.13
СТРАДНЫЙ ПУТЬ АРХИМАНДРИТА ТАВРИОНА
пелага ГУЛАГ» по зарубежным радиостанциям , он вспоминал те
или иные лагеря.
Весной 2004 года я заново пересмотрел все собранные материалы,
включая архивные и воспоминания близких ему людей . Обратился
и к тем текстам, которые были написаны мною в начале 80-х
годов. Оказалось, что и они имеют свою ценность. За прошедшие
двадцать с лишним лет после смерти отца Таври она многие яркие
подробности его служения стерлись из памяти , тогда как собранные
и записанные по свежим впечатлениям, они прекрасно сохранились.
Поэтому в корпус этой книги вошли несколько глав, написанных
почти сразу после его смерти. Подробно описана попытка
ареста отца Тавриона в 1975 году и про вал дела, сфальсифицированного
против него работниками латвийского и московского
КГБ. Сначала 77-летнего старца несколько раз вызывали надопросы
в Ригу, а потом вызвали повесткой в Москву. Многим, в том числе
и ему, казалось, что он уже не вернется в пустыньку. После неудавшейся
попытки ареста он еще три года прослужил в обители .
Благодаря усилиям игумена
Евгения (Румянцева) , одного
из воспитанников архимандрита
Тавриона, в течение
многих лет собирались воспоминания
священников, монахинь
и послушниц, окружавших
отца Тавриона после его
освобождения из заключения.
Они аккуратно пересылались
мне. Немало потрудились
инокиня Олимпиада Иус и
Лидия Лузинс , умершая в
2002 году, оставшиеся с отцом
Евгением в Латвии , в Елгаве,
и после крушения СССР. Меня
торопил не только отец Евгений
, но и одна из наиболее
преданных отцу Тавриону поИгумен
Евгений (Румянцев)
14
слушниц - Лидия Лях, живущая
в Челябинске, но до до
сих пор постоянно навещаю
Стр.14
ПРЕДИСЛОВИЕ
шая могилу отца Тавриона в пустыньке.
Преданность этих людей
памяти наставника, их самоотверженное
служение Церкви и помощь
игумену Евгению вызывают
невольное уважение и восхищение.
Они унаследовали всепобеждающую
любовь ко Христу гонимому,
которую сумел привить им отец
Таврион.
Если бы не их горячее участие и
молитвенная поддержка, вряд ли
бы смог я собрать столь ценные
факты , фотографии и документы.
Благодарю близких учеников старца:
игумена Евгения (Румянцева),
священника Владимира Вильгерта,
Инокиня Валентина Пучкова
москвичку инокиню Валентину Пучкову, почившую в 1996 году, которая
помогала отцу Тавриону еще в период его казахстанской
ссылки. Особая благодарность епископу Пермскому и Соликамскому
Иринарху (Грезину) и местному краеведу Виктору Королеву,
издавшему в двух книгах следственные дела пермских
исповедников « <Простите звезды Господни» (Фрязино, 1999) и
«дУШУ не погублю» (М. , 2001), а также Валентине Александровне
Костиной, собравшей и издавшей свидетельства о жизни и подвиге
пермских исповедников и мучеников, за помощь в освещении
пермского периода служения отца Тавриона.
С благодарностью молитвенно вспоминаю Марину Станиславовну
Паутынскую (1897-1982) , сестру супруги поэта Александра
Солодовникова (1893-1974) Нины (1894-1976) , - она оставила
свои воспоминания об отце Таврионе. А также Марину Дмитриевну
Дриневич - она сохранила память о сестрах Мансуровых, основательницах
Спасо-Преображенской обители. Будучи глубоко
верующими и церковными людьми, прихожанами священника
Ильи Четверухина, супруги Солодовниковы вместе со своими
друзьями в 30-е годы хх столетия летом жили на даче в Пушкино,
где встречались с сестрами Мансуровыми. Марина Станиславовна
в те годы была сотрудницей музея Льва Толстого. Их уже нет
в живых.
15
Стр.15
СТРАДНblЙ ПУГЬ АРХИМАНДРИТА ТАВРИОНА
М. С. Паутынская (5-я слева за столом) , второй слева -
Александр Солодовников. Пушкино. 1930 г.
Особая благодарность - доктору исторических наук, директору
Государственного архива Российской Федерации моему другу Сергею
Владимировичу Мироненко, который всемерно и самоотверженно
помогал мне словом и делом во время работы над последним
вариантом этой книги. Благодарю за помощь кандидата
богословия Виктора Легу и его дочь Екатерину, а также наместника
Свято-Успенского Липецкого мужского монастыря игумена
Митрофана (Шкурина) за ценные документы, находящиеся в архиве
Совета по делам религий. Сожалею о том , что не имею возможности
поименно перечислить всех, кто способствовал моему
скромному труду.
Стр.16
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие ............................................. 5
Глава /. Первый приезд в пустыньку ........................ 17
Глава п. Начало жизненного пути ......................... 46
Глава П /. Борьба за свободу Церкви (1920-1925) ............ 78
Глава /v. Тайные выборы патриарха. Живой сорокоуст ........ 98
Глава V. Наставник - архиепископ Павлин (Крошечкин) .... 131
Глава V/. Уход в «катакомбы» ............................. 170
Глава V/J. В послевоенной Глинской пустыни ............... 196
Глава V/П. Конфликт в Глинской обители .................. 225
Глава /Х Новые гонения на Русскую Церковь .............. 247
Глава Х Служение в пустыньке ........................... 274
Глава Х/. Последние годы жизни .......................... 305
Глава X/J. Заключение ................................... 331
Приложения ............................................ 343
Примечания ............................................ 393
Указатель имен ......................................... 441
Список иллюстраций .................................... 456
Стр.462