Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 503061)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента
"Уважаемые СТУДЕНТЫ и СОТРУДНИКИ ВУЗов, использующие нашу ЭБС. Рекомендуем использовать новую версию сайта."

Отвечая на вызов времени. Внешняя политика перестройки: документальные свидетельства. По записям бесед Горбачева с зарубежными деятелями и другим материалам 2010 г. (500,00 руб.)

0   0
Страниц946
ID653869
ISBN978-5-7777-471-9
Отвечая на вызов времени. Внешняя политика перестройки: документальные свидетельства. По записям бесед Горбачева с зарубежными деятелями и другим материалам 2010 г. [Электронный ресурс] / Колл. Авт. — 946 с. — ISBN 978-5-7777-471-9 .— Режим доступа: https://rucont.ru/efd/653869

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Отвечая_на_вызов_времени._Внешняя_политика_перестройки_документальные_свидетельства.По_записям_бесед_Горбачева_с_зарубежными_деятелями_и_другим_материалам2010_г..pdf
Стр.2
Книга подготовлена по инициативе и под руководством М.С. Горбачева. (составление, предисловия, заключения и примечания к разделам): В работе над ней участвовали раздел I — А.С. Черняев, Ю.А. Красин; раздел II — П.Р. Палажченко; раздел III — А.А. Галкин; раздел IV — В.А. Медведев; разделы V и VI — А.С. Черняев; раздел VII — А.Б. Вебер; послесловие — Ю.А. Красин. Композиция книги, общее редактирование, доработка некоторых разделов — А.С. Черняев и А.Б. Вебер. Техническое обеспечение — Т.А. Александрова.
Стр.3
Стр.4
УДК 327 ББК 66.2 О 80 сотрудникам Агентства «Фото ИТАР-ТАСС» Ф.А. Шмайгеру, Л. Дробышевой, Н.В. Кузнецовой за предоставленный фотографический материал Авторский коллектив и издательство выражают признательность генеральному директору ИТАР-ТАСС В.Н. Игнатенко, ISBN 978-5-7777-0471-9 © Горбачев-Фонд, 2010
Стр.5
Содержание От составителей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . М.С. Горбачев. «Как закончилась «холодная война» (Вместо предисловия). . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Раздел I. Объективные предпосылки новой внешней политики. Цели, принципы и методы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Часть 1. Мотивы перемены Горбачевым внешнеполитического курса . . . . Документальные свидетельства. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Часть 2. Права человека как внешнеполитическая проблема . . . . . . . . . . . . Документальные свидетельства. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Примечания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Раздел II. Отношения с США. Проблемы взаимной и общей безопасности. . . Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Документальные свидетельства. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Приложение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Интервью с В.Л. Катаевым. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Интервью с Н.Н. Детиновым . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Примечания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Раздел III. Европейское направление. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Часть 1. Европа — общий дом . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Документальные свидетельства. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Часть 2. Двусторонние отношения со странами Европы. . . . . . . . . . . . . . . . . Документальные свидетельства. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Советско-германские отношения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Советско-французские отношения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Советско-британские отношения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Советско-итальянские отношения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Советско-испанские отношения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Отношения со средними и малыми странами Западной Европы . . . Отношения с Финляндией . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Отношения с Австрией . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Отношения с Норвегией . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Отношения со Швецией . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Отношения с Португалией . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Отношения с Грецией . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Принципиальный поворот в отношениях с Ватиканом. . . . . . . . . . . . . Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Примечания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7 9 27 29 34 121 122 143 147 149 151 154 306 306 309 313 317 319 321 323 363 363 363 393 413 434 451 465 465 474 478 485 487 490 494 505 509
Стр.6
6 Содержание Раздел IV. СССР и страны-союзники . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Часть 1. Конец «доктрины Брежнева» (1986 — октябрь 1989). . . . . . . . . . . . . Документальные свидетельства. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Часть 2. Кризис в странах Восточной Европы. Распад социалистического содружества (ноябрь 1989—1991). . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Документальные свидетельства. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Примечания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Раздел V. Афганский вопрос . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Документальные свидетельства. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Примечания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Раздел VI. Новая политика на Ближнем и Среднем Востоке . . . . . . . . . . . . . . Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Документальные свидетельства. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Война в Персидском заливе (2 августа 1990 — 25 февраля 1991 года) . . . . Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Примечания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Раздел VII. Азиатско-тихоокеанское направление . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Документальные свидетельства. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Примечания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Послесловие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Именной указатель. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 513 515 518 575 577 591 593 595 597 599 662 665 667 669 670 718 783 786 789 791 794 921 923 927 931
Стр.7
Документальные свидетельства 243 Горбачев. Я думаю, что уже намечается сотрудничество с Западом в организации обменов по вопросам кредитно-финансовой политики и функционирования банковской системы. Уже ведется взаимная работа в практическом плане. <…> Бейкер. Сегодня утром Вы говорили о том, что стремитесь в конечном итоге обеспечить конвертируемость рубля. Мы полностью согласны с Вами в том, что подобный шаг представляется необходимым, учитывая общее направление, которое вы определили для развития своей экономики. Однако для обеспечения конвертируемости рубля потребуется в будущем реформа цен. Конечно, экономисты могут сказать, что эта мера необходима уже сейчас. Однако политические деятели вполне обоснованно могут ссылаться на невозможность такого шага в нынешних условиях, так как вначале потребуется решить вопрос о том, что делать с избыточным количеством денег у населения. Хочу спросить, какие шаги предпринимаются вами для того, чтобы ликвидировать эту избыточную массу денег? При этом хочу напомнить, что не следует забывать о том, что решению этой проблемы может послужить выпуск обеспеченных золотом облигаций государственного займа. Ведь у вас достаточные запасы золота. Так что эту меру можно осуществить без особого риска. Горбачев. Мы уже начали осуществлять меры первого этапа в рамках разработанного плана на следующий год. Мы хотим добиться сокращения дефицита бюджета на 60 миллиардов рублей, то есть наполовину. В то же самое время будет осуществляться более жесткий контроль, с тем чтобы не допустить неоправданного роста доходов. <…> Одно из направлений, которое мы предусматриваем, — сдача в аренду либо части предприятий, либо целых предприятий средних или небольших размеров, либо продажа их кооперативам. В сфере индивидуальной собственности окажутся как средства производства, так и продукция. Проблему индивидуальной собственности мы рассматриваем шире, чем АГФ. Фонд № 1, опись № 1. Из переговоров с Джорджем Бушем (в составе делегаций) Мальта, 3 декабря 1989 года Горбачев. Почему бы нам не провести совместную пресс-конференцию? Я думаю, в этом была бы большая позитивная символика. (Договорились.) <…> Хотя это и неформальная встреча, но все же мы в первый раз встречаемся в таком качестве. И я хотел бы начать с нескольких констатаций принципиального характера. Прежде всего, новый Президент США должен знать, что Советский Союз ни при каких обстоятельствах не начнет войну. Это настолько важно, что я хотел лично повторить это заявление Вам. Более того, СССР готов больше раньше. Наша цель в перспективе — как можно полнее задействовать рыночные механизмы в целях совершенствования нашей экономической системы.
Стр.244
244 Раздел II. Отношения с США. Проблемы взаимной и общей безопасности не считать США своим противником и открыто заявить об этом. Мы открыты для сотрудничества с Америкой, включая сотрудничество в военной области. Это первое. Второй момент. Мы за то, чтобы совместными усилиями обеспечить взаимную безопасность. Советское руководство привержено продолжению процесса разоружения по всем направлениям. Считаем необходимым и срочным выйти за пределы гонки вооружений и предотвратить создание новых экзотических видов вооружений. Попутно замечу, что мы приветствуем процесс сотрудничества, начавшийся между нашими военными. В частности, мы благодарны за предоставленную советскому министру обороны возможность ознакомиться с Вооруженными Силами США. Еще одно принципиальное соображение. Мы приняли оборонительную доктрину. Много сделано разъяснений вам, что это такое. Наши Вооруженные Силы уже охвачены глубокими переменами. Становится оборонительной структура военной группировки в Центральной Европе: в дивизиях теперь меньше танков, выводятся десантно-переправочные средства. Меняется и дислокация ВВС: ударная авиация отводится во второй эшелон, а на передние рубежи выдвигаются истребители, то есть оборонительная авиация. <…> В общем, открываются неплохие перспективы, и Ваши вчерашние замечания лишь утвердили меня в мысли, что создана надежная основа для дальнейшего движения. Но что нас беспокоит? До сих пор за пределами переговоров остается один из трех основных компонентов военной мощи — военно-морские силы. И предыдущие, и нынешняя администрации очень эмоционально реагируют уже на постановку этого вопроса. Между тем здесь нет никакого посягательства на американскую безопасность. Хочу со всей ответственностью заявить, что мы учитываем интересы США. Ваша страна — морская держава, жизненно важные для нее коммуникации проходят по морям и океанам. Строительство ВМС — это для вас и историческая традиция, и целая система в науке и производстве, глубоко встроенные экономические интересы. <…> Но что же получается? Еще с начала 50-х годов мы буквально окольцованы сетью военных баз. На них — более 500 тысяч человек, сотни боевых самолетов, мощные силы флота. У США 15 ударных авианосных соединений, около 1500 боевых самолетов. И такие огромные силы или уже развернуты у наших берегов, или могут там оказаться в любой момент. Я уж не говорю о стратегических подводных лодках — они хотя бы подпадают под переговоры по ЯКВ. В результате Венских переговоров будет значительно понижен уровень военного противостояния на суше. Как я уже говорил, есть хорошие перспективы и для заключения Договора о сокращении СНВ. В этих условиях мы вправе рассчитывать, что и угроза Советскому Союзу с моря также будет уменьшена. Наши министры уже об этом говорили. Я беру на себя инициативу и официально ставлю вопрос о начале переговоров по проблемам ВМС. Как их начинать — тут мы готовы проявить гибкость. <…>
Стр.245
Документальные свидетельства 245 У ВМС СССР и США есть ядерное оружие — как стратегическое — БРПЛ и КРМБ, так и тактическое: КРМБ меньшей дальности, ядерные торпеды, мины. Стратегический ядерный компонент ВМС является предметом женевских переговоров. Остается тактическое ядерное оружие. Мы предлагаем его ликвидировать. Пока это — неофициальный разговор, но я выдвигаю предложение начать официальные обсуждения. Советский Союз готов на взаимной основе полностью ликвидировать тактическое ядерное оружие ВМС. Такое радикальное решение сразу упростило бы и процедуры контроля за его реализацией. Теперь несколько слов о Вене. В целом я согласен с оценкой переговоров, которую дал Президент. Однако и здесь остаются важные проблемы. Первое — это вопрос о сокращении не только вооружений, но и личного состава вооруженных сил. <…> Второй вопрос — о сокращении численности войск на иностранных территориях. Мы предлагаем ограничить ее потолком в 300 тысяч человек. <…> Кратко о предложении президента по «открытому небу».23 Мы его подмы настроены на мирные отношения с США. И именно исходя из этой предпосылки, предлагаем трансформировать нынешнее военное противостояние. Это — самое главное. Ведь, как принято говорить, один раз в пять лет ружье само стреляет. Чем держиваем. Будем участвовать в оттавской конференции. <…> Суммируя сказанное мною, хочу еще раз со всей силой подчеркнуть, что меньше оружия, тем меньше возможность случайной катастрофы. При этом безопасность США, американских союзников ни на миллиметр не должна быть меньше нашей собственной безопасности. <…> Может быть, мы сейчас подведем черту под обсуждением военных вопросов и поговорим о Европе, поразмышляем, как относиться к разворачивающимся там процессам взаимодействия? Буш. Отличная идея. Но позвольте мне добавить несколько слов. Я очень доволен взаимодействием наших дипломатических ведомств как в военной, так и в других областях. Считаю, что эти каналы обсуждения военнополитической проблематики органически дополняют теперь контакты, начало которым положили Ахромеев и Кроу. Встречи военных специалистов весьма помогают делу, и я надеюсь, что мы будем развивать эту практику. Горбачев. Мы именно так настроены действовать. Буш. Скажу откровенно: наши военные имеют огромное влияние в НАТО. Я поручил им сейчас вплотную заняться анализом военных расходов США и Запада в целом. И представить соответствующие рекомендации. Думаю, что в этот ответственный период контакты между нашими военными имеют особое значение. Горбачев. Вот и поручим им встречаться почаще. Вы хотели бы первым высказаться по европейским делам? Буш. Вы ближе к Европе, но мне хотелось бы предварить наш разговор некоторыми замечаниями. Прежде всего, признаюсь, что мы были потрясены стремительностью разворачивающихся перемен. Мы высоко оценили Вашу личную реакцию и ре
Стр.246

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически