УДК 37:159.9
ISSN 2500-297Х
1.2018
Издается с 2001 г.
ИЗДАТЕЛЬ:
Московский
педагогический
государственный
университет
ПИ № ФС 77–67764
от 17.11.2016 г.
Журнал входит в Перечень
ведущих рецензируемых журналов
и изданий Высшей аттестационной
комиссии (ВАК)
ПЕДАГОГИКА
И ПСИХОЛОГИЯ
ОБРАЗОВАНИЯ
Электронная версия журнала:
www.mpgu.su
Адрес редакции:
109240, Москва,
ул. В. Радищевская,
д. 16–18
Подписной индекс 65061
по каталогу «Издания органов
научно-технической информации»
ОАО Агентство «Роспечать»
© МПГУ, 2018
Стр.2
PEDAGOGY
ISSN 2500-297Х
AND PSYCHOLOGY
OF EDUCATION
1.2018
THE FOUNDER:
Moscow Pedagogical
State University
Mass media
registration
certifi cate
ПИ № ФС 77-67769
as of 17.11.2016
Editorial offi ce:
Moscow, Russia,
Verhnyaya
Radishchevskaya str.,
16–18, room 223,
109240
E-mail: rhema.pema@gmail.com
Information on journal can be
accessed via: rhema-journal.com
The journal has been published
since 2001
The journal is published 4 times a year
© МПГУ, 2018
Стр.3
Редакционная коллегия
А.А. Вербицкий – академик РАО, д-р пед. наук, канд. психол. наук, профессор; профессор кафедры психологии
труда и психологического консультирования факультета педагогики и психологии Московского
педагогического государственного университета (главный редактор).
Ю.Л. Кофейникова – канд. психол. наук; доцент кафедры психологии труда и психологического консультирования
факультета педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета
(заместитель главного редактора).
Э.В. Лихачева – канд. психол. наук; заведующая кафедрой общей психологии и психологии труда факультета
психологии и педагогики Российского нового университета (ответственный секретарь).
А.Ф. Ануфриев – д-р психол. наук, профессор; профессор кафедры психологии труда и психологического
консультирования факультета педагогики и психологии Московского педагогического государственного
университета.
В.А. Барабанщиков – д-р психол. наук, профессор; директор Института экспериментальной психологии
Московского государственного психолого-педагогического университета.
Ю.В. Варданян – д-р пед. наук, профессор; заведующая кафедрой психологии Мордовского государственного
педагогического института имени М.Е. Евсевьева, г. Саранск, Республика Мордовия.
Е.Е. Дурнева – канд. пед. наук; руководитель Научно-исследовательского центра моделирования квалификаций
Корпоративного университета ПАО «Татнефть», г. Альметьевск, Татарстан.
О.Л. Жук – д-р пед. наук, профессор (ВАК Беларуси); заведующая кафедрой педагогики и проблем развития
образования Белорусского государственного университета, г. Минск, Республика Беларусь.
Г.Л. Ильин – д-р пед. наук, канд. психол. наук, профессор; профессор кафедры дошкольной педагогики
факультета дошкольной педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета.
Ш.М.
Каланова – д-р пед. наук, канд. хим. наук, профессор (ВАК Казахстана); Президент Независимого
казахстанского агентства по обеспечению качества в образовании, г. Астана, Республика Казахстан.
Н.Б. Карабущенко – д-р психол. наук; заведующая кафедрой психологии и педагогики Российского университета
дружбы народов, г. Москва.
В.В. Кондратьев – д-р пед. наук, профессор; директор Центра подготовки и повышения квалификации
преподавателей вузов Поволжья и Урала, заведующий кафедрой методологии инженерной деятельности
Казанского национального исследовательского технологического университета.
О.Н. Олейникова – д-р пед. наук, профессор; генеральный директор АНО «Центр изучения проблем профессионального
образования», г. Москва.
О.С. Орлова – д-р пед. наук, профессор; главный научный сотрудник Научно-клинического центра оториноларингологии
ФМБА России, г. Москва.
М.И. Розенова – д-р психол. наук, профессор; профессор кафедры научных основ экстремальной психологии
факультета «Экстремальная психология» Московского государственного психолого-педагогического
университета.
К.М. Романов – д-р психол. наук; профессор кафедры психологии Историко-социологического института
Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарева, г. Саранск.
А.И. Савенков – д-р психол. наук, д-р пед. наук, профессор; директор Института педагогики и психологии
образования Московского городского педагогического университета.
В.И. Слободчиков – член-корр. РАО, д-р психол. наук, профессор; руководитель научного направления
антропологического образования Института изучения детства, семьи и воспитания РАО, г. Москва.
Э. Харрис – профессор факультета образования и профессионального развития Университета Хаддерсфилд,
г. Хаддерсфилд, Великобритания.
Стр.4
Editorial Board
Andrey А. Verbitsky – member of the Russian Academy of Education, Dr. Hab. in Education, PhD
in Рsychology; Professor of the Department of Labor Рsychology and Сounseling Faculty of Pedagogy and Psychology,
Moscow Pedagogical State University (editor-in-chief).
Julia L. Kofeynikova – PhD in Psychology; Associate Professor of the Department of Labor Рsychology
and Сounseling Faculty of Pedagogy and Psychology, Moscow Pedagogical State University (deputy editor).
Elvira V. Likhachevа – PhD in Psychology; Acting of the Department of Psychological and Pedagogical
Education of the Faculty of Psychology and Pedagogy, Russian New University (Executive Secretary).
Alexander F. Anoufriev – Dr. Hab. in Psychology; Professor of the Department of Labor Рsychology and
Сounseling of the Faculty of Pedagogy and Psychology, Moscow Pedagogical State University.
Vladimir А. Barabanschikov – Dr. Hab. in Psychology; Head of the Laboratory of Сognitive Рrocesses and
Мathematical Рsychology, Institute of Psychology of the Russian Academy of Education.
Sholpan M. Calanova – Dr. Hab. in Education, PhD in Сhemistry; President, Independent Kazakhstan Agency
for Quality Assurance in Education; Member of the Executive Committee, international organization “IREG – International
Observatory on Academic Ranking and Excellence", Astana, Republic of Kazakhstan.
Anne Harris – PhD in Education; Head of Division and Director of the International School of Education and
Professional Development, University of Huddersfi eld; member of editor’s council of «Journal of Vocational Education
and Training».
Elena E. Durneva – PhD in Education; Head of the Research Center for Modeling Qualifi cations, Corporate
University of PJSC Tatneft.
Georgy L. Ilin – Dr. Hab. in Education, PhD in Psychology; Professor of the Department Preschool Pedagogy
of the Faculty Рreschool Pedagogy and Psychology, Moscow Pedagogical State University
Natalia B. Karabushchenko – Dr. Hab. in Psychology; Head of the Department of Psychology and Pedagogy,
RUDN-University.
Vladimir V. Kondratyev – Dr. Hab. in Education; Director of the Center for Training and Retraining of Teachers,
High Schools of Volga and the Urals; Head of the Department of Мethodology, Kazan National Research
Technological University.
Olga N. Oleynikova – Dr. Hab. in Education; Director, Center for the Study of Vocational Education.
Olga S. Orlova – Dr. Hab. in Education; Chief Researcher, Research and Clinical Center of Otorhinolaryngology
of Federal Medical-Biological Agency of Russia.
Marina I. Rozenova – Dr. Hab. in Psychology; Professor of the Department of Labor Рsychology and
Сounseling of the Faculty of Pedagogy and Psychology, Moscow Pedagogical State University.
Konstantin M. Romanov – Dr. Hab. in Psychology; Professor of the Department of Psychology, Mordovia
State University after N.P. Ogarev.
Aleksandr I. Savenkov – Dr. Hab. in Psychology, Dr. Hab. in Education; Professor of the Department of Psychology,
Moscow City University.
Viktor I. Slobodchikov – Corresponding Member of Russian Academy of Education, Dr. Hab. in Psychology;
Chief Researcher of the Laboratory of Psychological Anthropology, Institute of Psycho-Pedagogical Problems
of Childhood of the Russian Academy of Education.
Julia V. Vardanyan – Dr. Hab. in Education; Head of the Department of Psychology, Mordovia State Pedagogical
Institute named after M.E. Evsevev.
Olga L. Zhuk – Dr. Hab. in Education; Head of the Department of Pedagogy and Problems of Education Development,
Belarusian State University, Minsk, Republic of Belarus.
Стр.5
Содержание № 1.2018
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
Б.Д. Крапивин
Педагогическое сопровождение формирования
мотивационной сферы личности школьника
в эколого-исследовательской деятельности . . . . . . . . . . . . . . . . 9
Ю.В. Кузьмина, Ю.Н. Корешникова, Е.С. Енчикова
Связь установок и стажа учителей
с образовательными достижениями учащихся
в начальной школе .
.
О.Ю. Парфенова
Сравнение двух одноименных произведений
с целью выявления особенностей драматической сказки
в начальной школе .
.
Дж. Римонди
Современные методологические подходы
в области обучения и усвоения иностранных языков.
Олодинамическая модель Р. Титоне и ее истоки . . . . . . . . . . . . 40
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Н.С. Авдонина
Инновационные образовательные подходы
как эффективный фактор развития
профессиональной идентичности студентов . . . . . . . . . . . . . . 49
А.Н. Бигус
Методика Д.Е. Огороднова в обучении
дирижеров-хоровиков в классе вокала .
В.В. Борщева
Виртуальная реальность в языковом образовании:
потенциал технологии .
.
Л.И. Бурдиян
Высшее музыкальное образование: проблемы
и перспективы приобщения к Болонскому процессу .
Л.П. Варенина
Методические приемы, активизирующие
самостоятельную работу студентов
при изучении иностранного языка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 84
Ю.А. Веселовская
Педагогические условия подготовки будущего учителя
к формированию интернет-культуры школьника .
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
. 90
.
.
.
.
.
.
.
.
. 71
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
. 64
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
. 57
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
. 32
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
. 18
Стр.6
6
Д.Р. Гильфантинова
Психолого-педагогическая модель адаптации
выпускников-психологов к профессиональной деятельности .
Д.А. Дейбнер
Обучение чтению и развитие навыков чтения
на иностранном языке .
.
Д.В. Еныгин
Анализ исследований сущности понятия
профессиональной подготовки
учителей иностранных языков . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 108
А.Н. Кузьминова
Научные подходы к профессиональной подготовке
востребованных специалистов в области образования .
В.А. Литвинов, В.Э. Баумтрог
Оценка эффективности ведомственных вузов .
С.А. Поронок
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
. 113
. 121
Методические аспекты профессиональной подготовки
студентов музыкально-педагогических специальностей
к просветительской работе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 129
П.П. Ростовцева, Н.В. Гусева, О.С. Соболева
Адаптация студентов неязыковых вузов
к профессионально ориентированной
коммуникативной деятельности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 138
М.А. Янбухтина
Профессиональная подготовка будущих учителей
к руководству детским чтением младших школьников
в процессе непрерывной педагогической практики .
.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Г.А. Гилев, В.Н. Гладков, В.В. Владыкина
Мобилизация психической готовности
выступления спортсмена в ответственных соревнованиях
методом суггестивного формирования доминанты
с всплывающей установкой .
.
.
.
.
.
.
.
Ю.И. Щербаков, В.Ю. Могилевская,
Э.В. Лихачева, И.В. Кондратенко
Особенности психологической готовности студентов Приднестровья
к психолого-педагогической деятельности . . . . . . . . . . . . . . 158
КОРРЕКЦИОННАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Н.П. Болотова
Психологические методики профилактики наркотизации,
экстремизма и терроризма в молодежной среде . . . . . . . . . . . 168
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
. 151
.
.
.
.
.
.
.
. 143
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
. 103
.
.
.
. 95
Содержание
Стр.7
Соntents № 1.2018
THEORY AND METHODS OF TRAINING AND UPBRINGING
B.D. Krapivin
The pedagogical support of formation
of cognitive motivation of the personality
of schoolchildren in ecological research activities .
The correlation between the teacher’s experience
and students’ achievements in primary school .
О.Y. Parfenova
The comparison of two similar-titled stories
with the aim to determine the dramatic tale features
at primary school . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 32
G. Rimondi
Modern methodological approaches in the field
of teaching and learning foreign languages.
R. Titone’s holodynamic model and its origins . . . . . . . . . . . . . . 40
THEORY AND METHODS OF PROFESSIONAL EDUCATION
N.S. Avdonina
Innovative educational approaches as an effective factor
of developing students’ professional identity .
.
А.N. Bigus
Relevance of technique by D.E. Ogorodnov
in vocal training of choir conductors . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 57
V.V. Borshcheva
Virtual reality in ELT: Potential of Technology . . . . . . . . . . . . . . 64
L.I. Burdiyan
Higher musical education: problems and perspective
so attachment to the Bologna Process . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 71
L.Р. Varenina
Methodical techniques that activate students’ independent work
while learning a foreign language . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 84
Yu.A. Veselovskaya
Pedagogical conditions for the preparation of the future
teacher for the formation of the Internet culture of the student . . . . . . 90
D.R. Gilfantinova
Psychological-pedagogical model of psychology major graduates’
adaptation to their professional activity . . . . . . . . . . . . . . . . . . 95
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
. 49
.
.
.
.
J.V. Kuzmina, J.N. Koreshnikova, E.S. Enchikova
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
. 9
. 18
Стр.8
8
D.A. Deybner
Teaching reading and development of reading skills
in a foreign language . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 103
D.V. Enygin
Analysis of the essence of the concept
of professional training of foreign languages teachers . . . . . . . . . . 108
А.N. Kuzminova
Scientific approaches to the professional training
of highly-demanded specialists in the field of education .
On the estimation of the effectiveness
of departmental institutions .
V.A. Litvinov, V.E. Baumtrog
.
.
S.A. Poronok
Methodical aspects of professional training
of students of musical and pedagogical specialties
for educational work . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 129
P.P. Rostovtseva, N.V. Guseva, O.S. Soboleva
Adapting students of non-linguistic universities
to professionally oriented communication activity .
M.A. Yanbukhtina
Training future teachers for guiding reading
of primary schoolchildren in the process
of continuous pedagogical practice .
.
.
.
.
.
.
PEDAGOGICAL PSYCHOLOGY
G.A. Gilev, V.N. Gladkov, V.V. Vladykinа
Mobilization of mental readiness of the performance
of the athlete in important competitions by method
of suggestive formation of the dominant
with the emerging installation . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 151
Y.I. Shcherbakov, V.Y. Mogilevskaya,
E.V. Likhacheva, I.V. Kondratenko
Peculiarities of psychological readiness of students of Transnistria
to psychological and pedagogical activity . . . . . . . . . . . . . . . . 158
CORRECTIONAL PEDAGOGY
N.P. Bolotova
Psychological methods of drug, extremism and terrorism
prevention among the youth . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 168
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
. 143
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
. 138
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
. 113
. 121
Contents
Стр.9