УДК 37:159.9
ISSN 2500-297Х
1.2017
Издается с 2001 г.
ИЗДАТЕЛЬ:
Московский
педагогический
государственный
университет
ПИ № ФС 77–67764
от 17.11.2016 г.
Журнал входит в Перечень
ведущих рецензируемых журналов
и изданий Высшей аттестационной
комиссии (ВАК)
ПЕДАГОГИКА
И ПСИХОЛОГИЯ
ОБРАЗОВАНИЯ
Электронная версия журнала:
www.мпгу.рф
Адрес редакции:
109240, Москва,
ул. В. Радищевская,
д. 16–18
Подписной индекс 65061
по каталогу «Издания органов
научно-технической информации»
ОАО Агентство «Роспечать»
© МПГУ, 2017
Стр.3
Редакционная коллегия
А.А. Вербицкий – академик РАО, д-р пед. наук, канд. психол. наук, профессор; профессор кафедры
психологии труда и психологического консультирования факультета педагогики и психологии Московского
педагогического государственного университета (главный редактор).
Ю.Л. Кофейникова – канд. психол. наук; доцент кафедры психологии труда и психологического консультирования
факультета педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета
(заместитель главного редактора).
Э.В. Лихачева – канд. психол. наук; и.о. заведующего кафедрой психолого-педагогического образования
факультета психологии и педагогики Российского нового университета (ответственный секретарь).
А.Ф. Ануфриев – д-р психол. наук, профессор; профессор кафедры психологии труда и психологического
консультирования факультета педагогики и психологии Московского педагогического государственного
университета.
В.А. Барабанщиков – д-р психол. наук, профессор; заведующий лабораторией познавательных процессов
и математической психологии Института психологии РАН.
Ю.В. Варданян – д-р пед. наук, профессор; заведующая кафедрой психологии Мордовского государственного
педагогического института имени М.Е. Евсевьева.
Е.Е. Дурнева – канд. пед. наук; начальник научно-исследовательского центра моделирования квалификаций
Корпоративного университета ПАО «Татнефть», г. Альметьевск, Татарстан.
О.Л. Жук – д-р пед. наук, профессор; заведующая кафедрой педагогики и проблем развития образования
Белорусского государственного университета, г. Минск, Республика Беларусь.
Г.Л. Ильин – д-р пед. наук, канд. психол. наук, профессор; профессор кафедры дошкольной педагогики
факультета дошкольной педагогики и психологии Московского педагогического государственного
университета.
Ш.М. Каланова – д-р пед. наук, канд. хим. наук, профессор; Президент Независимого казахстанского
агентства по обеспечению качества в образовании (НКАОКО), международный эксперт в сфере оценки
качества высшего образования, член Международной экспертной группы стран СНГ и международной
экспертной группы по академическим зарплатам; член Исполнительного Комитета международной
организации «IREG – международная обсерватория по академическому рейтингу и оценке», г. Астана,
Республика Казахстан.
Н.Б. Карабущенко – д-р психол. наук; заведующая кафедрой психологии и педагогики Российского
университета дружбы народов.
В.В. Кондратьев – д-р пед. наук, профессор; директор Центра подготовки и повышения квалификации
преподавателей вузов Поволжья и Урала; заведующий кафедрой методологии инженерной деятельности
Казанского национального исследовательского технологического университета.
О.Н. Олейникова – д-р пед. наук, профессор; директор Национального офиса программы Темпус
в России.
О.С. Орлова – д-р пед. наук, профессор; главный научный сотрудник Научно-клинического центра
оториноларингологии ФМБА России, председатель комиссии патологии речи и нейрореабилитации межведомственного
совета «Проблемы физиологии развития», главный редактор журналов «Школьный
логопед» и «Логопедия сегодня».
М.И. Розенова – д-р психол. наук, профессор; профессор кафедры психологии труда и психологического
консультирования факультета педагогики и психологии Московского педагогического государственного
университета.
К.М. Романов – д-р психол. наук; профессор кафедры психологии Мордовского государственного
университета им. Н.П. Огарева, г. Саранск, Республика Мордовия.
А.И. Савенков – д-р психол. наук, д-р пед. наук; профессор кафедры психологии развития Московского
педагогического государственного университета.
В.И. Слободчиков – член-корр. РАО, д-р психол. наук, профессор; главный научный сотрудник
лаборатории психологической антропологии Института психолого-педагогических проблем детства РАО.
Э. Харрис – начальник отдела и директор по международному сотрудничеству факультета образования
и профессионального развития Университета Хаддерсфилд; член редакционного совета журнала
«Журнал профессионального обучения и образования», г. Хаддерсфилд, Великобритания.
Стр.4
Содержание № 1.2017
ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА, ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ
И ОБРАЗОВАНИЯ
О.Г. Бурова
Особенности использования принципа историзма
в становлении и функционировании системы управления
дошкольным образованием (1920–1960 гг.) . . . . . . . . . . . . . . . 5
М.В. Кочетков
Тринитарно-синергетические основания развития
теории обучения и воспитания .
.
.
.
.
.
.
.
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
В.В. Гетьман
Образовательный текст как междисциплинарное понятие:
подходы к определению . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21
Л.А. Гудкова
Средства изучения старинной клавирной музыки
в условиях детской музыкальной школы . . . . . . . . . . . . . . . . 30
Л.В. Ефременко, А.И. Самедова
Билингвизм и особенности овладения иностранными
языками у детей дошкольного возраста . . . . . . . . . . . . . . . . . 40
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В.В. Борщева, В.С. Кашпарова, В.Ю. Синицын
Использование массовых открытых онлайн-курсов
в обучении английскому языку студентов
нелингвистических направлений подготовки . . . . . . . . . . . . . . 45
С.Л. Буковский
Теоретические основы креативного обучения
иностранным языкам в неязыковом вузе . . . . . . . . . . . . . . . . 54
Д.В. Буримская
Современное состояние обучения иностранному
языку на базе информационных и коммуникационных
технологий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 60
Л.П. Варенина
Секреты приемов интенсивного обучения
иностранному языку .
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
. 71
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
. 12
Стр.5
4
Отражение гуманистических идей в системе
высшего образования России .
В.К. Виттенбек
.
Концепция преподавательской деятельности в контексте
компетентностно-деятельностного подхода .
О.М. Коломиец
.
Тексты, схемы или комиксы: целесообразность
применения различных форм электронной наглядности
в преподавании психологии. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 92
С.Н. Костромина, Д.С. Гнедых
Условия становления технического творчества
в профессиональном образовании . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 107
В.Д. Лобашев, А.А. Талых, Ф.Н. Зименкова
Применение картографического метода анализа конфликта
при формировании конфликтологической культуры
личности полицейского . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 114
О.В. Свинобой
Модель мобильного обучения иностранным языкам .
С.В. Титова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
А.В. Лобанова, С.А. Черкасова
Профессиональная подготовка студентов для работы
в системе инклюзивного образования:
психолого-педагогический аспект . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 134
Формирование готовности студентов к саморазвитию .
Е.А. Сорокоумова, Н.Ю. Молостова, М.В. Ферапонтова
Н.В. Неверова, Е.В. Максимова
.
.
.
.
.
.
. 140
Психолого-педагогические аспекты становления
ответственности младшего школьника поколения Z . . . . . . . . . 146
Е.А. Суроедова, Г.Н. Уварова
Особенности политического мировоззрения старшеклассников
с разным уровнем рефлексивности .
.
.
МЕДИЦИНСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Д.В. Уклонская, Ю.М. Хорошкова
НАШИ АВТОРЫ .
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
. 153
.
.
.
.
.
.
.
. 123
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
. 82
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
. 76
Факторы успешности речевой реабилитации после
операций по удалению опухолей головы и шеи . . . . . . . . . . . 162
.
.
. . . . . . . . . . . . . . . 169
CONTENTS . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 176
Содержание
Стр.6