УДК 37:159.9
ISSN 2500-297Х
2.2016
Издается с 2001 г.
ИЗДАТЕЛЬ:
Московский
педагогический
государственный
университет
ПИ № ФС 77–63328
от 09.10.2015 г.
Адрес редакции:
109240, Москва,
ул. В. Радищевская,
д. 16–18
Подписной индекс
65061
в каталоге
«Издание органов
научно-технической
информации»
ОАО «Роспечать»
ПЕДАГОГИКА
И ПСИХОЛОГИЯ
ОБРАЗОВАНИЯ
ВЕСТНИК МГГУ им. М. А. Шолохова
Серия «ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ»
Журнал входит в Перечень ведущих
рецензируемых журналов и изданий ВАК
Электронная версия журнала: www.мпгу.рф
© МПГУ, 2016
Стр.2
Редакционная коллегия
А.А. Вербицкий – действительный член РАО, д-р пед. наук, канд. психол. наук, профессор;
профессор кафедры психологии труда и психологического консультирования факультета
педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета
(главный редактор).
Е.Е. Дурнева – канд. пед. наук; директор центра «Инновации в профессиональном образовании»
Московского педагогического государственного университета (заместитель
главного редактора).
Э.В. Лихачева – канд. психол. наук; и.о. заведующего кафедрой психолого-педагогического
образования факультета психологии и педагогики Российского нового университета
(ответственный секретарь).
А.Ф. Ануфриев – д-р психол. наук, профессор; профессор кафедры психологии труда
и психологического консультирования факультета педагогики и психологии Московского
педагогического государственного университета.
В.А. Барабанщиков – д-р психол. наук, профессор; заведующий лабораторией познавательных
процессов и математической психологии Института психологии РАН.
Ю.В. Варданян – д-р пед. наук, профессор; заведующая кафедрой психологии Мордовского
государственного педагогического института имени М.Е. Евсевьева.
О.Л. Жук – д-р пед. наук, профессор; заведующая кафедрой педагогики и проблем развития
образования Белорусского государственного университета, г. Минск, Республика Беларусь.
Г.Л. Ильин – д-р пед. наук, канд. психол. наук, профессор; профессор кафедры
дошкольной педагогики факультета дошкольной педагогики и психологии Московского
педагогического государственного университета.
Ш.М. Каланова – д-р пед. наук, канд. хим. наук, профессор; Президент Независимого
казахстанского агентства по обеспечению качества в образовании (НКАОКО), международный
эксперт в сфере оценки качества высшего образования, член Международной экспертной
группы стран СНГ и международной экспертной группы по академическим зарплатам;
член Исполнительного Комитета международной организации «IREG – международная
обсерватория по академическому рейтингу и оценке», г. Астана, Республика Казахстан.
Н.Б. Карабущенко – д-р психол. наук; заведующая кафедрой психологии и педагогики
Российского университета дружбы народов.
В.В. Кондратьев – д-р пед. наук, профессор; директор Центра подготовки и повышения
квалификации преподавателей вузов Поволжья и Урала; заведующий кафедрой методологии
инженерной деятельности Казанского национального исследовательского технологического
университета.
О.Н. Олейникова – д-р пед. наук, профессор; директор Национального офиса программы
Темпус в России.
О.С. Орлова – д-р пед. наук, профессор; главный научный сотрудник Научно-клинического
центра оториноларингологии ФМБА России, председатель комиссии патологии речи
и нейрореабилитации межведомственного совета «Проблемы физиологии развития», главный
редактор журналов «Школьный логопед» и «Логопедия сегодня».
М.И. Розенова – д-р психол. наук, профессор; профессор кафедры психологии труда и
психологического консультирования факультета педагогики и психологии Московского
педагогического государственного университета.
К.М. Романов – д-р психол. наук; профессор кафедры психологии Мордовского государственного
университета им. Н.П. Огарева, г. Саранск, Республика Мордовия.
А.И. Савенков – д-р психол. наук, д-р пед. наук; профессор кафедры психологии развития
Московского педагогического государственного университета.
В.И. Слободчиков – член-корр. РАО, д-р психол. наук, профессор; главный научный
сотрудник лаборатории психологической антропологии Института психолого-педагогических
проблем детства РАО.
Э. Харрис – начальник отдела и директор по международному сотрудничеству факультета
образования и профессионального развития Университета Хаддерсфилд; член редакционного
совета журнала «Журнал профессионального обучения и образования», г. Хаддерсфилд,
Великобритания.
Стр.3
Содержание № 2.2016
К ЮБИЛЕЮ ТАМАРЫ СЕМЁНОВНЫ КОМАРОВОЙ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА, ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
И.П. Клемантович, Е.А. Леванова,
В.Г. Степанов
Нейропедагогика: новая отрасль научных знаний . . . . . . . . . . . . . . . 8
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
М.Б. Зацепина, Н.А. Халезова
Культурологический подход к патриотическому воспитанию
детей дошкольного и школьного возраста . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18
И.Н. Куланина
Искусство как форма общения в дошкольном возрасте . . . . . . . . . . . . 25
Е.В. Максимова
Перспективы применения текстов с труднопроизносимым
набором звуков как одного из основных педагогических
средств формирования четкой дикции . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 35
Е.С. Немкина
Формирование универсальных учебных действий у младших
школьников в процессе обучения решению арифметических
задач . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 39
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Д.К. Бартош
Оценка качества иноязычного образования как фактор
повышения уровня образовательных результатов студентов . . . . . . . . . 47
О.В. Борщева
Использование технологии подкастинга в обучении
иностранному языку . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 53
Г.А. Игнатьева, М.Н. Крайникова, О.В. Тулупова
Стажировочная площадка как проектный полигон инновационного
образования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 56
А.Б. Самсонова
Об особенностях контекстного языкового образования
в техническом вузе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 65
Стр.4
4
ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ,
ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ
А.В. Михальский
Психологическая коррекция репрезентации субъективного
будущего (на примере студентов педагогического вуза) . . . . . . . . . . . . 70
О.И. Одарущенко
Актуальные проблемы охраны психологического здоровья
в образовании . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 76
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
В.А. Балашова
Динамические особенности социально-перцептивной
компетентности при оценке необходимости компетенций
в рамках будущей профессиональной деятельности . . . . . . . . . . . . . . 83
Ю.Л. Кофейникова
Психологическая природа сотрудничества как формы
контекстного образования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 92
КОРРЕКЦИОННАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Н.В. Бабкина
Готовность детей с задержкой психического развития
к обучению в школе: от диагностики к особым
образовательным потребностям . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 100
ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ, АКМЕОЛОГИЯ
К.А. Меликова
Художественная деятельность как механизм саморегуляции
и адаптации личности в период геронтогенеза . . . . . . . . . . . . . . . . 112
НАШИ АВТОРЫ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 117
CONTENTS . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 121
Содержание
Стр.5