РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ
Богуславский М. В., доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО, заведующий Центром
истории педагогики и образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», главный научный
сотрудник Учебно-научного центра приоритетных исследований и проблем подготовки научно-педагогических
кадров ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» (главный редактор)
Баксанский О. Е., доктор философских наук, профессор, ведущий научный сотрудник сектора био- и экофилософии
ФГБУН «Институт философии РАН»
Безрогов В. Г., доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО, главный научный сотрудник
ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО»
Богоявленская Д. Б., доктор психологических наук, профессор, руководитель группы диагностики творчества
ФГНУ «Психологический институт РАО», профессор Кафедры психологической антропологии Института детства
ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
Брызгалина Е. В., кандидат философских наук, заведующая кафедрой философии образования философского
факультета ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова»
Вачков И. В., доктор психологических наук, профессор кафедры общей психологии факультета психологии
Института общественных наук Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте
РФ
Волкова Е. Г., кандидат философских наук, доцент Кафедры философии Института социально-гуманитарного
образования ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
Гончаров М. А., доктор педагогических наук, доцент, директор Института «Высшая школа образования» ФГБОУ
ВО «Московский педагогический государственный университет»
Грифцова И. Н., доктор философских наук, профессор, заведующая Кафедрой философии Института социально-гуманитарного
образования ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
Дмитриева Н. А., доктор философских наук, профессор Кафедры философии Института социально-гуманитарного
образования ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
Куликова С. В., доктор педагогических наук, профессор, ректор ГАУ ДПО «Волгоградская государственная академия
последипломного образования»
Лопаткова И. В., доктор психологических наук, профессор Кафедры психологической антропологии Института
детства ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
Микешина Л. А., Заслуженный деятель науки РФ, доктор философских наук, профессор Кафедры философии
Института социально-гуманитарного образования ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный
университет»
Обухов А. С., кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник Центра исследования современного
детства Института образования ФГАОУ ВО НИУ «Высшая школа экономики»
Овчинников А. В., доктор педагогических наук, доцент, заместитель заведующего центром истории педагогики
и образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО»
Поддьяков А. Н., доктор психологических наук, ординарный профессор, ведущий научный сотрудник лаборатория
экспериментальной и поведенческой экономики ФГАОУ ВО НИУ «Высшая школа экономики», профессор
департамента психологии факультета социальных наук ФГАОУ ВО НИУ «Высшая школа экономики»
Савенков А. И., доктор психологических наук, доктор педагогических наук, профессор, директор Института педагогики
и психологии образования ГАОУ ВО города Москвы «Московский городской педагогический университет»
Семёнов
А. Л., доктор физико-математических наук, профессор, академик РАН, академик РАО, профессор кафедры
математической логики и теории алгоритмов механико-математического факультета ФГБОУ ВО «Московский
государственный университет имени М. В. Ломоносова»
Семья Г. В., доктор психологических наук, профессор Кафедры психологической антропологии Института детства
ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
Сорина Г. В., доктор философских наук, профессор кафедры философии языка и коммуникации, руководитель
Научно-образовательного центра «Философско-методологическое проектирование и принятие решений» философского
факультета ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова»
Трифонова Е. В., кандидат психологических наук, доцент Кафедры психологической антропологии Института
детства ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
Швецова М. Н., кандидат психологических наук, профессор Кафедры психологии образования Факультета педагогики
и психологии ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
Шелковников А. Ю., доктор философских наук, профессор Кафедры философии Института социально-гуманитарного
образования ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
Шнейдер Л. Б., доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогической психологии
ОАНО ВО «Московский психолого-социальный университет», профессор Кафедры психологической антропологии
Института детства ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
Проблемы современного образования | № 3 | 2018 | http://www.pmedu.ru
2
Стр.2
THE EDITORIAL BOARD
M. V. Boguslavsky, ScD in Education, Professor, Corresponding Member of the Russian Academy of Education, Head
of the History of Pedagogics and Education Center at the Institute for Strategy of Education Development of the Russian
Academy of Education, Senior Research Fellow at the Educational Scientific Center of Priority Researches and Problems of
Preparation of Teaching Staff, Moscow Pedagogical State University (MSPU) (Editor in Chief)
O. Ye. Baksansky, ScD In Philosophy, Professor, Senior Research Fellow at the Bio- and Eco-Philisophy Sector of the
Institute for Philosophy of the Russian Academy of Sciences
V. G. Bezrogov, ScD in Education, Professor, Corresponding Member of the Russian Academy of Education, Senior
Research Fellow at the “Institute for Strategy of Education Development of the Russian Academy of Education”
D. B. Bogoyavlenskaya, ScD in Psychology, Professor, Head of the Creativity Diagnostics Laboratory at “Psychological
Institute of the Russian Academy of Education”, Professor of the Psychological Anthropology Department at the Institute
of childhood, Moscow Pedagogical State University (MSPU)
E. V. Bryzgalina, PhD in Philosophy, Head of the Philosophy of Education Department at the Faculty of Philosophy,
Lomonosov Moscow State University
I. V. Vachkov, Professor at the General Psychology Department, Psychology Faculty of the the Institute of Social Sciences,
the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration
E. G. Volkova, PhD in Philosophy, Assistant Professor of Philosophy Department at the Institute of Social and Humanitarian
education, Moscow Pedagogical State University (MSPU)
M. A. Goncharov, ScD in Education, Associate Professor, Director of the Institute “Higher school of education”, Moscow
Pedagogical State University (MSPU)
I. N. Griftsova, ScD in Philosophy, Professor, Head of Philosophy Department at the Institute of Social and Humanitarian
education, Moscow Pedagogical State University (MSPU)
N. A. Dmitrieva, ScD in Psychology, Professor of Philosophy Department at the Institute of Social and Humanitarian
education, Moscow Pedagogical State University (MSPU)
S. V. Kulikova, ScD in Education, Professor, Rector, Volgograd State Academy of Postgraduate Education
I. V. Lopatkova, ScD in Psychology, Professor of the Psychological Anthropology Department at the Institute of childhood,
Moscow Pedagogical State University (MSPU)
L. A. Mikeshina, Honored Science Worker of Russian Federation, ScD in Philosophy, Professor of Philosophy Department
at the Institute of Social and Humanitarian education, Moscow Pedagogical State University (MSPU)
A. S. Obukhov, Leading Research Fellow at the Center for the modern childhood research, the Institute of Education,
National research university Higher School of Economics, PhD in Psychology
A. V. Ovchinnikov, ScD in Education, Associate Professor, Deputy Head, History of Pedagogics and Education Center
at the Institute for Strategy of Education Development of the Russian Academy of Education
A. N. Poddyakov, ScD in Psychology, Full Professor, Senior Research Fellow at the Laboratory for experimental and
behavioral economics of National Research University Higher School of Economics, Professor of Psychology Department
at Faculty of Social Sciences of National Research University Higher School of Economics
A. I. Savenkov, ScD in Psychology, ScD in Education, Professor, Head of the Institute for Pedagogy and Psychology
of Education, Moscow State autonomous educational organization of higher education “Moscow City Pedagogical
University”
A. L. Semenov, ScD in Physics and Mathematics, Professor, Academician of the Russian Academy of Sciences, Academician
of the Russian Academy of Education, Professor, Mathematical Logic and Theory of Algorithms Department, Mechanics
and Mathematics Faculty, Lomonosov Moscow State University
G. V. Sem’ya, ScD in Psychology, Professor of the Psychological Anthropology Department at the Institute of childhood,
Moscow Pedagogical State University (MSPU)
G. V. Sorina, ScD in Philosophy, Professor of the Philosophy of Language and Communication Department, Head of the
Research-Educational Centre “Philosophical and methodological design and decision-making”, Faculty of Philosophy,
Lomonosov Moscow State University
E. V. Trifonova, PhD in Psychology, Associate Professor of the Psychological Anthropology Department at the Institute of
childhood, Moscow Pedagogical State University (MSPU)
M. N. Shvetsova, PhD in Psychology, Professor of the Education Psychology Department at the Moscow Pedagogical State
University (MSPU)
A. Yu. Shelkovnikov, ScD in Philosophy, Professor of Philosophy Department at the Institute of Social and Humanitarian
education, Moscow Pedagogical State University (MSPU)
L. B. Shneider, ScD in Psychology, Professor, Head of the Department of Pedagogical Psychology, Educational autonomous
non-profit organization of Higher Education “Moscow Psychological and Social University”, Professor of the Psychological
Anthropology Department at the Institute of Childhood, Moscow Pedagogical State University (MSPU)
Проблемы современного образования | № 3 | 2018 | http://www.pmedu.ru
3
Стр.3
РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ
Бирман Н., доктор технических наук, ведущий специалист Информационного центра библиотеки
Cecil H. Green Library Стэнфордского университета (США)
Дёмин В. П., доктор искусствоведения, профессор, академик РАО, академик-секретарь Отделения
образования и культуры РАО
Жадько Н. В., доктор педагогических наук, профессор кафедры управления проектами ГАОУ ВО
города Москвы «Московский городской педагогический университет»
Зинченко Ю. П., доктор психологических наук, профессор, академик РАО, вице-президент РАО,
декан факультета психологии ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова»
Ланин
Б. А., доктор филологических наук, профессор, ведущий научный сотрудник ФГБНУ «Институт
стратегии развития образования РАО»
Никандров Н. Д., доктор педагогических наук, профессор, академик РАО, член президиума РАО
THE EDITORIAL COUNCIL
N. Birman, ScD in Technical sciences, Leading Expert at Cecil H. Green Library Information Center, Stanford
University, USA
V. P. Dyomin, ScD in Art, Academician of the Russian Academy of Education, Academician-Secretary to the
Department of education and culture, the Russian Academy of Education
N. V. Jadko, ScD in Education, Professor of the Projects management Department, Moscow State autonomous
educational organization of higher education “Moscow City Pedagogical University”
Yu. P. Zinchenko, ScD in Psychology, Professor, Academician of the Russian Academy of Education, Vice-President
of the Russian Academy of Education, Dean, Faculty of Psychology, Lomonosov Moscow State University
B. A. Lanin, ScD in Linguistics, Professor, Senior Research Fellow at the Institute for Strategy of Education
Development of the Russian Academy of Education
N. D. Nikandrov, ScD in Education, Professor, Academician of the Russian Academy of Education
Журнал входит в перечень ведущих рецензируемых научных журналов, включенных Высшей аттестационной комиссией
Министерства образования и науки Российской Федерации в список изданий, рекомендуемых для опубликования
основных научных результатов диссертаций на соискание ученой степени доктора и кандидата наук.
РЕДАКЦИЯ
Выпускающий редактор: Г. В. Альперина
Редактор (перевод): М. А. Соколова
Дизайн, верстка: Н. И. Лисова
EDITORIAL STAFF
Executive editor: G. V. Alperina
Editor: M. A. Sokolova
Design: N. I. Lisova
Проблемы современного образования | № 3 | 2018 | http://www.pmedu.ru
4
Стр.4
СОДЕРЖАНИЕ
Философские науки 09.00.00
ИСТОРИЯ фИЛОСОфИИ
Погодин И. В. Судьба и сущность иудаизма в контексте христианской
историософии Н. А. Бердяева ...................................................................................................................... 9
Беляев Д. А., Докучаева О. В. Религиозно-культовая экспликация культуры
в философии П. А. Флоренского ............................................................................................................... 19
фИЛОСОфИЯ ОбРАзОВАНИЯ
Куликова С. В. Формирование национального самосознания россиян:
от педагогической аксиологии к воспитательным практикам ........................................................... 27
Психологические науки 19.00.00
ПЕДАГОГИчЕСКАЯ ПСИхОЛОГИЯ
Подымов Н. А., Чжан Ли, Нго Тхи Нга. Психологические барьеры в учебнопрофессиональной
деятельности студентов .......................................................................................... 35
Васильева Е. М., Долматова В. Н. Функционально-динамические
характеристики профессионально-педагогического самопознания студентов-психологов ........ 47
Сотникова М. С. Роль активной самооценочной деятельности в формировании
мотивации к саморазвитию у студентов педагогического вуза.......................................................... 53
Швецова М. Н., Барышева Е. О. Изучение вербальной самооценки
и экзаменационной тревожности старшеклассников на этапе подготовки к ЕГЭ .......................... 59
Бочанцева Л. И. Влияние социально-психологического тренинга на развитие
коммуникативных способностей старшеклассников с агрессивным поведением .......................... 68
ОбщАЯ ПСИхОЛОГИЯ, ПСИхОЛОГИЯ ЛИчНОСТИ, ИСТОРИЯ ПСИхОЛОГИИ
Кузьмишина Т. Л. Манипулятивное общение между детьми дошкольного
возраста и их родителями в современной семье .................................................................................... 80
Проблемы современного образования | № 3 | 2018 | http://www.pmedu.ru
5
Стр.5
СОДЕРЖАНИЕ
Педагогические науки 13.00.00
МОДЕРНИзАЦИЯ ОбРАзОВАНИЯ
Гончаров М. А., Петракова Л. Е. Российско-приднестровские отношения
в области образования на современном этапе развития как фактор
формирования единого образовательного пространства Приднестровской
Молдавской Республики и Российской Федерации .............................................................................. 89
ТЕОРИЯ ОбРАзОВАНИЯ
Долгая О. И. Функции сравнительной педагогики с позиции чешских
компаративистов ......................................................................................................................................... 101
ИСТОРИЯ ОбРАзОВАНИЯ И ПЕДАГОГИКИ
Дударенко Е. П. Духовно-нравственный потенциал внешкольных
экскурсионных выездов: из опыта воспитания в советской школе ...................................................111
НОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОбРАзОВАНИИ
Лукинова А. В. Генезис патриотического воспитания учителя в системе
педагогического образования ...................................................................................................................118
Сенченков Н. П. Личностно ориентированное воспитание старшеклассников
в условиях профильного лагеря .............................................................................................................. 125
Алексеенко Т. В. Условия воспитания ответственности: исследование
структурных и коммуникативных параметров родительской семейной системы ...................... 133
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕхНОЛОГИИ В ОбРАзОВАНИИ
Подымова Л. С., Долинская Л. А., Лю Шоувэнь. Стратегии самоутверждения
студентов в учебной деятельности ......................................................................................................... 142
Корнева Е. Н. Исследование взаимосвязи самооценки и статусного положения
студентов в группе .................................................................................................................................... 151
Котова Л. В. Цели профессионально ориентированной математической
подготовки учителя информатики в рамках изучения дисциплины «Методы и
средства защиты информации» .............................................................................................................. 156
СЛОВО МОЛОДЫМ учЕНЫМ
Тюменцева Ю. А. Методологические подходы к анализу образовательной
политики (1900–1917 гг.) ............................................................................................................................. 165
Красавина Л. Н. Совместная субъект-субъектная деятельность педагога
и родителей детей старшего дошкольного возраста в современной
образовательной организации ................................................................................................................. 172
Проблемы современного образования | № 3 | 2018 | http://www.pmedu.ru
6
Стр.6
CONTENTS
Philosophic Sciences 09.00.00
HISTORy OF PHILOSOPHy
Pogodin I. V. The Fate and Essence of Judaism in the Context of N.A. Berdyaev’s
Christian Historiosophy .................................................................................................................................. 9
Belyaev D. A., Dokuchaeva O. V. The Cultic Religious Explication of Culture
in P. A. Florensky’s Philosophy ..................................................................................................................... 19
PHILOSOPHy OF EDUCATION
Kulikova S. V. Forming the Russian National Identity: from Pedagogical Axiology
to Educational Practices ................................................................................................................................. 27
Psychological Sciences 19.00.00
EDUCATIONAL PSyCHOLOgy
Podymov N. A., Zhang Li, Ngo Thi Nga. Psychological Barriers in Learning and
Professional Activity of Students ................................................................................................................. 35
Vasilyeva E. M., Dolmatova V. N. Functional-Dynamic Characteristics of Psychology
Students’ Vocational and Pedagogic Self-Knowledge ................................................................................ 47
Sotnikova M. S. The Role of Self-Evaluation in Forming Students’ Motivation
to Self-Development in Pedagogical Higher Education ............................................................................. 53
Shvetsova M. N., Barysheva E. O. Study of the Verbal Self-Evaluation and Exam
Anxiety of High School Students while Preparing for their Unified State Examinations .................... 59
Bochantseva L. I. The Influence of Socio-Psychological Training on the Development
of Communicative Abilities of high School Students with Aggressive Behavior .................................. 68
gENERAL PSyCHOLOgy, PERSONALITy PSyCHOLOgy, HISTORy OF PSyCHOLOgy
Kuzmishina T. L. Manipulative Communication between Preschoolers
and their Parents in the Modern Family ..................................................................................................... 80
Проблемы современного образования | № 3 | 2018 | http://www.pmedu.ru
7
Стр.7
CONTENTS
Pedagogical Science 13.00.00
MODERNIzATION OF EDUCATION
Goncharov M. A., Petrakova L. E. Current Stage of Development of the RussianTransnistrian
Relations in the Field of Education as a Factor in Forming a Common
Education Space of the Pridnestrovian Moldavian Republic and the Russian Federation ................... 89
THEORy OF EDUCATION
Dolgaya O. I. Functions of Comparative Pedagogy from the Perspective of the Czech
Comparativists .............................................................................................................................................. 101
HISTORy OF PEDAgOgy AND EDUCATION
Dudarenko E. P. Spiritual and Moral Potential of Out-Of-School Excursion Trips:
the Soviet School Education Background ...................................................................................................111
NEw RESEARCH IN EDUCATION
Lukinova A. V. The Genesis of the Patriotic Education of Teachers in the System
of the Pedagogical Education .......................................................................................................................118
Senchenkov N. P. Personality Oriented Education of High-School Students
in the Conditions of Specialist Camp......................................................................................................... 125
Alekseenko T. V. The Responsibility Development: Research of the Structural
and Communicative Characteristics of a Parental Family System ........................................................ 133
INNOvATIvE TECHNOLOgIES IN EDUCATION
Podymova L. S., Dolinskaya L. A., Liu Shouwen. Strategies for Students’
Self- Assertion in the Educational Activities ............................................................................................ 142
Korneva E. N. A Study of the Interrelation of the Self-Esteem with the Students’
Status Position in a Group ........................................................................................................................... 151
Kotova L. V. Goals of Professionally-Oriented Mathematical Training
of an IT Teacher within the “Methods and Means of Information Protection” Course ...................... 156
yOUNg SCIENTISTS’ vISION
Tyumentseva Yu. A. Methodological Approaches to Research of the Development
of Education Policy (1900–1917) .................................................................................................................. 165
Krasavina L. N. Mutual Subject-Subject Activity of the Teacher and Parents
of Children of an Upper Pre-School Age in a Modern Educational Organization .............................. 172
Проблемы современного образования | № 3 | 2018 | http://www.pmedu.ru
8
Стр.8