Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего образования
«Московский педагогический государственный университет»
ПРОБЛЕМЫ
СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
№ 3 | 2016
ISSN 2218-8711
Стр.2
РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ
Семёнов А. Л., доктор физико-математических наук, профессор, академик РАН, академик РАО, и. о. ректора
ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» (главный редактор)
Богуславский М. В., доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО, заведующий лабораторией
ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО» (заместитель главного редактора)
Баксанский О. Е., доктор философских наук, профессор, ведущий научный сотрудник сектора био- и
экофилософии ФГБУН «Институт философии РАН»
Безрогов В. Г., доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО, главный научный сотрудник
ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО»
Богоявленская Д. Б., доктор психологических наук, профессор, руководитель лаборатории диагностики
творчества ФГНУ «Психологический институт РАО», профессор кафедры психологической антропологии
Института детства ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
Брызгалина Е. В., кандидат философских наук, заведующая кафедрой философии образования философского
факультета ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова»
Вачков И. В., доктор психологических наук, профессор кафедры психологической антропологии Института
детства ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», профессор кафедры
дифференциальной психологии факультета клинической и специальной психологии ФГБОУ ВО «Московский
государственный психолого-педагогический университет»
Волкова Е. Г., кандидат философских наук, доцент кафедры философии Института социально-гуманитарного
образования ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
Гончаров М. А., доктор педагогических наук, доцент, зам. зав. кафедрой педагогики Института «Высшая школа
образования» ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
Грифцова И. Н., доктор философских наук, профессор, заведующая кафедрой философии Института социальногуманитарного
образования ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
Дмитриева Н. А., доктор философских наук, профессор кафедры философии Института социальногуманитарного
образования ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
Куликова С. В., доктор педагогических наук, профессор, зам. зав. кафедрой педагогики ФГБОУ ВПО
«Волгоградский социально-педагогический университет»
Лопаткова И. В., доктор психологических наук, профессор кафедры психологической антропологии Института
детства ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
Микешина Л. А., Заслуженный деятель науки РФ, доктор философских наук, профессор кафедры философии
Института социально-гуманитарного образования ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный
университет»
Обухов А. С., кандидат психологических наук, доцент, профессор, заведующий кафедрой психологической
антропологии Института детства ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
Овчинников А. В., доктор педагогических наук, доцент, ведущий научный сотрудник ФГБНУ «Институт
стратегии развития образования РАО»
Поддьяков А. Н., доктор психологических наук, ординарный профессор, ведущий научный сотрудник
лаборатория экспериментальной и поведенческой экономики ФГАОУ ВПО НИУ «Высшая школа экономики»,
профессор департамента психологии факультета социальных наук ФГАОУ ВПО НИУ «Высшая школа экономики»,
профессор кафедры психологической антропологии Института детства ФГБОУ ВО «Московский педагогический
государственный университет»
Савенков А. И, доктор психологических наук, доктор педагогических наук, профессор, директор Института
педагогики и психологии образования ГАОУ ВО города Москвы «Московский городской педагогический
университет»
Семья Г. В., доктор психологических наук, профессор кафедры психологической антропологии Института
детства ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
Сорина Г. В., доктор философских наук, профессор кафедры философии языка и коммуникации, руководитель
Научно-образовательного центра «Философско-методологическое проектирование и принятие решений»
философского факультета ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова»
Шелковников А. Ю., доктор философских наук, профессор кафедры философии Института социальногуманитарного
образования ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
Шнейдер Л. Б., доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой педагогической психологии ОАНО
ВО «Московский психолого-социальный университет», профессор кафедры психологической антропологии
Института детства ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
Проблемы современного образования | № 3 | 2016 | http://www.pmedu.ru
Стр.3
THE EDITORIAL BOARD
A. L. Semenov, ScD in Physics and Mathematics, Professor, Academician of the Russian Academy of Sciences, Academician
of the Russian Academy of Education, the acting President of Moscow State University of Education (MSPU), (editor in
chief)
M. V. Boguslavsky, ScD in Education, Professor, Corresponding Member of the Russian Academy of Education, Head
of the Laboratory at the Institute for Strategy of Education Development of the Russian Academy of Education (Deputy
editor in chief)
O. Ye. Baksansky, ScD In Philosophy, Professor, Senior Research Fellow at the Bio- and Eco-Philisophy Sector of the
Institute for Philosophy of the Russian Academy of Sciences
V. G. Bezrogov, ScD in Education, Professor, Corresponding Member of the Russian Academy of Education, Senior
Research Fellow at the “Institute for Strategy of Education Development of the Russian Academy of Education”
D. B. Bogoyavlenskaya, ScD in Psychology, Professor, Head of the Creativity Diagnostics Laboratory at “Psychological
Institute of the Russian Academy of Education”, Professor of the Psychological Anthropology Department at the Institute
of childhood, Moscow State University of Education (MSPU)
E. V. Bryzgalina, PhD in Philosophy, Head of the Philosophy of Education Department at the Faculty of Philosophy,
Lomonosov Moscow State University
I. V. Vachkov, ScD in Psychology, Professor of the Psychological Anthropology Department at the Institute of childhood,
Moscow State University of Education (MSPU), Professor of the Differential Psychology at The Faculty of Clinical and
Special Psychology, Moscow State University of Psychology and Education
E. G. Volkova, PhD in Philosophy, Assistant Professor of Philosophy Department at the Institute of Social and Humanitarian
education, Moscow State University of Education (MSPU)
M. A. Goncharov, ScD in Education, Associate Professor, Deputy Head of the Pedagogics Department at the Institute
“Higher school of education”, Moscow State University of Education (MSPU)
I. N. Griftsova, ScD in Philosophy, Professor, Head of Philosophy Department at the Institute of Social and Humanitarian
education, Moscow State University of Education (MSPU)
N. A. Dmitrieva, ScD in Psychology, Professor of Philosophy Department at the Institute of Social and Humanitarian
education, Moscow State University of Education (MSPU)
S. V. Kulikova, ScD in Education, Professor, ScD in Education, Professor, Deputy Head of the Pedagogics Department at
the Volgograd State Socio-Pedagogical University
I. V. Lopatkova, ScD in Psychology, Professor of the Psychological Anthropology Department at the Institute of childhood,
Moscow State University of Education (MSPU)
L. A. Mikeshina, Honored Science Worker of Russian Federation, ScD in Philosophy, Professor of Philosophy Department
at the Institute of Social and Humanitarian education, Moscow State University of Education (MSPU)
A. S. Obukhov, PhD in Psychology, Professor, Head of the Psychological Anthropology Department at the Institute of
childhood Moscow State University of Education (MSPU)
A. V. Ovchinnikov, ScD in Education, Associate Professor, Senior Research Fellow at the Institute for Strategy of Education
Development of the Russian Academy of Education
A. N. Poddyakov, ScD in Psychology, Full Professor, Senior Research Fellow at the Laboratory for experimental and
behavioral economics of National Research University Higher School of Economics, Professor of Psychology Department
at Faculty of Social Sciences of National Research University Higher School of Economics, Professor of the Psychological
Anthropology Department at the Institute of childhood Moscow State University of Education (MSPU)
A. I. Savenkov, ScD in Psychology, ScD in Education, Professor, Head of the Institute for Pedagogy and Psychology
of Education, Moscow State autonomous educational organization of higher education “Moscow City Pedagogical
University”
G. V. Sem’ya, ScD in Psychology, Professor of the Psychological Anthropology Department at the Institute of childhood
Moscow State University of Education (MSPU)
G. V. Sorina, ScD in Philosophy, Professor of the Philosophy of Language and Communication Department, Head of the
Research-Educational Centre “Philosophical and methodological design and decision-making”, Faculty of Philosophy,
Lomonosov Moscow State University
A. Yu. Shelkovnikov, ScD in Philosophy, Professor of Philosophy Department at the Institute of Social and Humanitarian
education, Moscow State University of Education (MSPU)
L. B. Shneider, ScD in Psychology, Professor, Head of the Department of Pedagogical Psychology, Educational autonomous
non-profit organization of Higher Education “Moscow Psychological and Social University”, Professor of the Psychological
Anthropology Department at the Institute of childhood Moscow State University of Education (MSPU)
Проблемы современного образования | № 3 | 2016 | http://www.pmedu.ru
Стр.4
РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ
Бирман Н., доктор технических наук, ведущий специалист Информационного центра библиотеки
Cecil H. Green Library Стэнфордского университета (США)
Болотов В. А., доктор педагогических наук, профессор, академик РАО, научный руководитель Центра
мониторинга качества образования ФГАОУ ВПО НИУ «Высшая школа экономики»
Дёмин В. П., доктор искусствоведения, профессор, академик РАО, академик-секретарь Отделения
образования и культуры РАО
Жадько Н. В., доктор педагогических наук, профессор кафедры управления проектами ГАОУ ВО
города Москвы «Московский городской педагогический университет»
Зинченко Ю. П., доктор психологических наук, профессор, академик РАО, вице-президент РАО
Ланин Б. А., доктор филологических наук, профессор, ведущий научный сотрудник ФГБНУ «Институт
стратегии развития образования РАО»
Маркарова Т. С., кандидат филологических наук
Никандров Н. Д., доктор педагогических наук, профессор, академик РАО
THE EDITORIAL COUNCIL
N. Birman, ScD in Technical sciences, Leading Expert at Cecil H. Green Library Information Center, Stanford
University, USA
V. A. Bolotov, ScD in Education, Professor, Academician of the Russian Academy of Education, Academic
Advisor at the Centre for monitoring quality of education, National Research University Higher School of
Economics
V. P. Dyomin, ScD in Art, Academician of the Russian Academy of Education, Academician-Secretary to the
Department of education and culture, the Russian Academy of Education
N. V. Jadko, ScD in Education, Professor of the Projects management Department, Moscow State autonomous
educational organization of higher education “Moscow City Pedagogical University”
Yu. P. Zinchenko, ScD in Psychology, Professor, Academician of the Russian Academy of Education, VicePresident
of the Russian Academy of Education,
B. A. Lanin, ScD in Linguistics, Professor, Senior Research Fellow at the Institute for Strategy of Education
Development of the Russian Academy of Education
T. S. Markarova, PhD in Linguistics
N. D. Nikandrov, ScD in Education, Professor, Academician of the Russian Academy of Education
РЕДАКЦИЯ
Выпускающий редактор: Г. В. Альперина
Редактор (перевод): М. А. Соколова
Дизайн, верстка: Н. И. Лисова
EDITORIAL STAFF
Executive editor: G. V. Alperina
Editor: M. A. Sokolova
Design: N. I. Lisova
Проблемы современного образования | № 4 | 2016 | http://www.pmedu.ru
Стр.5
СОДЕРЖАНИЕ
Философские науки 09.00.00
ФИЛОСОФИЯ ОбРАзОВАНИЯ
Шелковников А. Ю. Размышления о современном философском образовании ................................. 7
Гусев Д. А. Скептицизм как мировоззренческий нейтралитет в преподавании
социально-гуманитарных дисциплин ..................................................................................................... 14
Зыкова М. Н., Шнейдер Л. Б. Философия ученичества, или некоторые
размышления об аксиологических основаниях деятельности учения ............................................. 24
ФИЛОСОФИЯ ИСКуССТВА
Флорова В. С. Платонизм у Шекспира ...................................................................................................... 31
Психологические науки 19.00.00
ПЕДАГОГИчЕСКАЯ ПСИхОЛОГИЯ
Обухов А. С. Психологические основы инициативы в педагогическом общении,
или «Педагогика Тома Сойера» ................................................................................................................. 39
Елшанский С. П., Ануфриев А. Ф., Камалетдинова З. Ф., Сапарин О. Е.,
Семенов Д. В. Особенности позитивных личностных качеств у студентов
разных форм и курсов обучения ............................................................................................................... 51
ПСИхОЛОГИЯ ЛИчНОСТИ
Ковалева Н. Б. Свобода выбора и самоопределение учащихся
в образовательных программах личностного развития ....................................................................... 59
Педагогические науки 13.00.00
МОДЕРНИзАЦИЯ ОбРАзОВАНИЯ
Писарева Л. И. Европейский проект “Lifelong learning” и его реализация
в немецкой модели «Weiterbildung» .......................................................................................................... 66
ТЕОРИЯ СОВРЕМЕННОГО ОбРАзОВАНИЯ
Булкин А. П. «Культуросообразность» в России ...................................................................................... 82
Проблемы современного образования | № 3 | 2016 | http://www.pmedu.ru
3
Стр.6
СОДЕРЖАНИЕ
ИСТОРИЯ ОбРАзОВАНИЯ И ПЕДАГОГИКИ
Руднев В. Н. Высокий образец классического наследия
(К 190-летию завершения перевода Н. И. Гнедичем поэмы «Илиада») ............................................. 92
НОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОбРАзОВАНИИ
Юлдашев М. А. Вопросы обеспечения качества образования в процессе
повышения квалификации педагогических кадров ........................................................................... 100
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕхНОЛОГИИ В ОбРАзОВАНИИ
Денисов Д. П., Огрызков В. Е. Виртуальная селекция (virtual selection) как метод
познания в образовательной среде ......................................................................................................... 107
СЛОВО МОЛОДЫМ учЕНЫМ
Новик И. Р., Зверева К. А. Подготовка учителей в системе высшего биологохимического
и химико-педагогического образования для работы
с одаренными учащимися .........................................................................................................................116
КНИЖНЫЕ НОВИНКИ
Безрогов В. Г. Измерить будущее прошлым: рецензия на монографию
М. В. Богуславского «Историко-педагогическая экспертиза инноваций
в образовании: научные основы» (М.: ИСРО РАО, 2016) ..................................................................... 131
Проблемы современного образования | № 3 | 2016 | http://www.pmedu.ru
4
Стр.7
CONTENTS
Philosophic Sciences 09.00.00
Educational PhilosoPhy
Shelkovnikov A. Yu. Reflections on modern training in philosophy............................................................ 7
Gusev D. A. Skepticism as a worldview neutrality in the teaching
of social-humanitarian disciplines ............................................................................................................... 14
Zykova M. N., Shneyder L. B. The apprenticeship philosophy, or some reflection
on axiological grounds of the learning activity .......................................................................................... 24
PhilosoPhy of art
Florova V. S. Platonism in Shakespeare ........................................................................................................ 31
Psychological Sciences 19.00.00
Educational Psychology
Obukhov A. S. Psychological basis of pedagogical communication initiatives,
or «pedagogy of Tom Sawyer» ...................................................................................................................... 39
Yelshansky S. P., Anufriev A. F., Kamaletdinova Z. F., Saparin O. E., Semenov D. V.
Features of positive personality traits of students of different forms
and courses of study ...................................................................................................................................... 51
PErsonality Psychology
Kovaleva N. B. Freedom of choice and self-determination of students in personality
development educational programs ............................................................................................................. 59
Pedagogical Sciences 13.00.00
ModErnization of Education
Pisareva L. I. The european “Lifelong learning” project and its realization
in the german model «Weiterbildung» ........................................................................................................ 66
ModErn Education thEory
Bulkin A. P. “Kulturosoobraznost” in Russia .............................................................................................. 82
Проблемы современного образования | № 3 | 2016 | http://www.pmedu.ru
5
Стр.8
CONTENTS
history of PEdagogy and Education
Rudnev V. N. High sample of the classical heritage (to the 190th
of the completion of the translation of «The Iliad» poem by N. I. Gnedich) ........................................... 92
anniversary
nEw rEsEarch in Education
Yuldashev M. A. Issues about the education quality assuarence in the process
of the professional development of teaching stuff ................................................................................... 100
innovativE tEchnologiEs in Education
Denisov D. P., Ogrizkov V. E. Virtual selection as a method of knowledge
in the educational environment .................................................................................................................. 107
young sciEntists’ vision
Novik I. R., Zvereva K. A. The training of teachers in the system of higher biologicalhemical
and chemical-pedagogical education for work
with gifted pupils ..........................................................................................................................................116
nEw Publications
Bezrogov V. G. Measuring future by past: The review on the book “Historical
and pedagogical approach to the expert review of the innovation in education:
scientific basis” by Michael Boguslavsky (Moscow, 2016, 118 p.). ........................................................... 131
Проблемы современного образования | № 3 | 2016 | http://www.pmedu.ru
6
Стр.9