НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
О МИРЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА И
ОБРАЗОВАНИЯ
ВЕСТНИК КАФЕДРЫ ЮНЕСКО
«МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО И
ОБРАЗОВАНИЕ»
Журнал основан в 2013 году
Выходит 4 раза в год
Московский педагогический государственный университет основан 140 лет назад
Учредитель: федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего профессионального образования
«Московский педагогический государственный университет»
Издатель:
Издательство «Прометей»
Стр.2
ISSN 2309-1428
РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ
В. Л. Матросов (председатель)
академик РАН, академик РАО, профессор
Э. Б. Абдуллин (зам. председателя)
профессор, доктор педагогических наук, член Союза композиторов России
В. А. Гергиев
народный артист России
В. А. Гуревич
профессор, доктор искусствоведения, секретарь Союза композиторов СанктПетербурга
Б.
М. Неменский
профессор, академик РАО, народный художник России
М. И. Ройтерштейн
профессор, композитор, заслуженный деятель искусств России, кандидат
искусствоведения
А. С. Соколов
профессор, доктор искусствоведения, член Союза композиторов России
Г. М. Цыпин
профессор, доктор педагогических наук, кандидат искусствоведения, член Союза
композиторов России
Р. К. Щедрин
композитор, народный артист СССР
С. Б. Яковенко
профессор, доктор искусствоведения, народный артист России
РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ
Е. В. Николаева
(главный редактор)
Э. Б. Абдуллин
П. В. Анисимов
Б. Р. Иофис
С. М. Мирошниченко
А. В. Торопова
Редактор
Верстка
Дизайн обложки
Нотная графика
– доктор педагогических наук, профессор
– доктор педагогических наук, профессор
– кандидат педагогических наук, доцент
– кандидат педагогических наук, доцент
– кандидат искусствоведения, профессор
– доктор педагогических наук, профессор
Ю. М. Севрюкова
И. Б. Яскульская
А. Н. Ермак, И. В. Нартова
И. В. Нартова
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ
МЕТОДОЛОГИЯ ПЕДАГОГИКИ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Мелик-Пашаев А. А. Искусство в образовании – путь «вперёд и вверх» . . 7
Абдуллин Э. Б. Методологический анализ как метаметод педагогики
музыкального образования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
Гришанович Н. Н. Современные художественно-дидактические подходы
в музыкальном образовании . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23
Гарипова Н. М. Постижение музыкального смысла как педагогическая
проблема . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 32
МУЗЫКАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОЛОГИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
Торопова А. В., Князева Т. С. Объективные и субъективные факторы
распознавания эмоционального содержания музыки . . . . . . . . . . . . . . . . . 43
Анисимов П. В., Губанова Я. В. Невербальная коммуникация
в музыкально-педагогической деятельности: сущность, предназначение,
пути развития . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 50
Петрушин В. И. Здоровьесберегающие технологии на уроках музыки
в общеобразовательной школе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 58
МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСТОРИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Герцман Е. В. Методика освоения древних культур по письменным
памятникам . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 64
Аминова Г. У. Интонационно-онтологический подход к изучению творчества
С. И. Танеева в высшем музыкальном образовании . . . . . . . . . . . . . . . . . . 80
Рапацкая Л. А. Культурологические основы учебника «История русской
музыки» для студентов педагогических университетов . . . . . . . . . . . . . . . . 89
Лазарев Б. Н. Подготовка студентов к освоению стилистических
особенностей авангардной музыки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 94
МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО И ОБРАЗОВАНИЕ
Живов В. Л., Аликина Е. В. Любительский студенческий хор как объект
исследования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 99
Пивницкая О. В. Освоение учащимися русского песенного фольклора
на этноинтонационной основе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 108
Бурьяк М. К. Интегративный подход к этнопедагогическому процессу
освоения детьми русской народно-песенной традиции . . . . . . . . . . . . . . . 115
Стулова Г. П. Сущностные характеристики эстрадного вокального искусства
и задачи учебного процесса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 123
ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Николаева Е. В. Историко-педагогические воззрения
на раннефольклорное интонирование . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 128
Салитова Ф. Ш. Становление системы общего музыкального образования
в Казанской губернии (по документам и материалам изданий
XIX – начала ХХ вв.) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 144
2 / 2013
Музыкальное искусство и образование
3
Стр.4
СОДЕРЖАНИЕ
Ермилова Н. А. Освоение духовной музыки христианской традиции
будущими учителями в контексте истории музыкального образования . . 154
Смирнова М. В. О путях совершенствования курса «Методика обучения
игре на фортепиано» в условиях современного вуза . . . . . . . . . . . . . . . . . 159
Суслова Н. В. Цифровые технологии на уроке музыки . . . . . . . . . . . . . . . 164
Сведения об авторах . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 173
4
Музыкальное искусство и образование
2 / 2013
Стр.5
CONTENTS
METHODOLOGY OF PEDAGOGICS OF MUSICAL EDUCATION
Melik-Pashaev A. A. Art in Education – the path “Onward and Upward” . . . . . . 7
Abdullin E. B. Methodological Analysis as a Meta-method of Pedagogy
of Musical Education . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
Grishanovich N. N. The Contemporary Artistic-Didactic Approaches
in Music Education . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23
Garipova N. M. Comprehension of Musical Meaning
as a Pedagogical Problem . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 32
MUSIC PSYCHOLOGY, THE PSYCHOLOGY OF MUSIC EDUCATION
Toropova A. V., Knyazeva T. S. Objective and Subjective Factors of Recognition
of the Emotional Substance of Music . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 43
Anisimov P. V., Gubanova Ya. V. Non-verbal Communication in Musical
Pedagogical Activity: the Nature, Designation and Ways of Development . . . . 50
Petrushin V. I. Health-saving Technology on the Music’s Lessons
at the Secondary School . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 58
MUSICAL HISTORICAL AND THEORETICAL EDUCATION
Gercman E. V. Methods of Mastering of Ancient Cultures Based
on the Written Monuments . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 64
Aminova G. U. Intonation and Ontological Approaches to the Study
of S. I. Taneev’s Art in the Higher Musical Education Content . . . . . . . . . . . . . 80
Rapatskaya L. A. Culture Basis of the Textbook “History of the Russian Music”
for Students of Pedagogical Universities . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 89
Lazarev B. N. Preparing Students for the Perception оf Van-guard Music . . . 94
MUSICAL PERFORMANCE AND EDUCATION
Zhivov V. L., Alikina E. V. Amateur Students Chorus as an Object
of Research . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .99
Pivnitskaya O. V. The Methodology of Mastering the Russian Song Folklore
on Ethnointonaitional Basis by Students . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 108
Buryak М. К. Integrative Approach to the Ethno-educational Process
through the Russian Folk Song Tradition . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 115
Stulova G. P. Essential Characteristics of the Pop Vocal Art and the Tasks
of the Educational Process . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 123
HISTORY, THEORY AND METHODOLOGY OF MUSIC EDUCATION
Nikolaeva E. V. Historical and Pedagogical Views
on the Early Folklore Intonation . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 128
Salitova F. Sh. Formation of the System of General Musical Education
in Kazan Province (Based on the Documents and Materials of the Publications
of the XIX – beginning of XX Centuries) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 144
Ermilova N. A. Learning the Christian Tradition Sacred Music
by Future Teachers in the Context of Music Education History Studying . . . . 154
2 / 2013
Музыкальное искусство и образование
5
Стр.6
CONTENTS
Smirnova M. V. Methods to Improve the Contents and Organization
of Piano Lessons in Modern High School . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 159
Souslova N. V. Digital Technology in the Classroom Music . . . . . . . . . . . . . 164
Information about the authors . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 176
6
Музыкальное искусство и образование
2 / 2013
Стр.7