Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634655)
Контекстум
.
Преподаватель XXI век

Преподаватель XXI век №1 2019 (600,00 руб.)

0   0
Страниц472
ID652955
Аннотация«Преподаватель XXI век» – общероссийский журнал о мире образования, входящий в перечень ведущих рецензируемых научных журналов, включенных Высшей аттестационной комиссией Министерства образования и науки Российской Федерации в список изданий, рекомендуемых для опубликования основных научных результатов диссертаций на соискание ученой степени доктора и кандидата наук. Целевая аудитория журнала: профессорско-преподавательский состав вузов; академические работники и эксперты в области высшего образования; докторанты, аспиранты и магистранты российских и зарубежных университетов и научно-образовательных учреждений
Преподаватель XXI век .— Москва : МПГУ .— 2019 .— №1 .— 472 с. — URL: https://rucont.ru/efd/652955 (дата обращения: 23.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Преподаватель_XXI_век_№1_2019.pdf
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Стр.9
Стр.10
Стр.239
Стр.240
Стр.241
Стр.242
Стр.243
Стр.244
Стр.245
Стр.246
Преподаватель_XXI_век_№1_2019.pdf
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ХХВЕК ISSN 2073-9613 Журнал основан в 2003 году Выходит 4 раза в год Издается в 2 частях I Издатель: МПГУ Журнал входит в Пе ре чень ве ду щих ре цен зи ру е мых на уч ных жур на лов и из да ний, выпускаемых в Российской Федерации, в которых рекомендуется публикация основных результатов диссертаций на соискание ученых степеней доктора и кандидата наук РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ Блох Марк Яковлевич, доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой грамматики английского языка МПГУ, почетный академик Российской академии естественных наук, почетный академик Международной академии наук педагогического образования Демьянков Валерий Закиевич, доктор филологических наук, профессор, заместитель директора Института языкознания РАН Кузнецов Александр Андреевич, академик РАО, профессор, доктор педагогических наук, и.о. вице-президента РАО Левицкий Михаил Львович, академик РАО, доктор педагогических наук, профессор, директор Института менеджмента МГПУ Мурын Тереза, доктор наук, профессор французской филологии, Краковский педагогический университет (Польша) Петров Юрий Александрович, доктор исторических наук, директор Института российской истории РАН Попова-Велева Иванка, кандидат филологических наук, кафедра романистики, Университет св. Кирилла и Мефодия, Велико Тырново (Болгария), Рогожин Николай Михайлович, доктор исторических наук, профессор, директор Центра истории русского феодализма Института российской истории РАН Уваров Александр Юрьевич, доктор педагогических наук, профессор, ведущий научный сотрудник Института и образовательной информатики ФИЦ «Информатика управление» Российской академии наук Уваров Павел Юрьевич, доктор исторических наук, профессор, член-корреспондент РАН, и заведующий Отделом западноевропейского средневековья раннего нового времени Института всеобщей истории РАН Чубарьян Александр Оганович, академик РАН, доктор исторических наук, директор Института всеобщей истории РАН Штольценберг Юрген, доктор философии, профессор, кафедра истории философии, Университет Мартина Лютера, Галле-Виттенберг (Германия) Мнение Редакционной коллегии по материалам дискуссионного характера может не совпадать с мнением авторов ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР Каракозов Сергей Дмитриевич, доктор педагогических наук, профессор, проректор МПГУ РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ С.С. Бойко И.А. Бубнова А.А. Веряев О.В. Воробьева Н.Ю. Гвоздецкая М.А. Гончаров И.Н. Грифцова Е.Ю. Лазарева Е.А. Леванова С.И. Маловичко Ф.В. Николаи Н.А. Николина Е.А. Никулина Н.И. Рыжова С.Б. Серякова В.А. Славина Л.А. Трубина А.В. Хазина Ответственный редактор О.В. Воробьева Дизайнер Н.И. Лисова © МПГУ, 2019 Общероссийский научный журнал о мире образования 20191 часть 1 Подписной индекс журнала по Объединенному каталогу «Пресса России» — 85009 Учредитель: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский педагогический государственный университет» В.Е. Цибульникова В.Д. Янченко
Стр.3
PREPODAVATEL ХХIVEK Russian Journal of Education ISSN 2073-9613 The journal was founded in 2003 Published quaterly Issued in 2 volumes Founder: Publisher: EDITORIAL COUNCIL Mark Ya. Bloch, ScD (Philology), Professor, Chairman, English grammar Department, Moscow Pedagogical State University, Honoraty Member of Russian Academy of Natural Sciences, Honoraty Member of International Academy of Sciences in Pedagogical Education Valery Z. Demyankov, ScD (Philology), Professor, Deputy Director, Institute of Linguistics, Russian Academy of Sciences Alexander A. Kuznetsov, Academician, Russian Academy of Education, ScD (Pedagogy), Acting Vice-President, Russian Academy of Education Mikhail L. Levitsky, Academician, Russian Academy of Education, ScD (Pedagogy), Professor, Director, Institute of Management, Moscow City Pedagogical University Theresa Muryn (Poland), ScD, Professor, French Philology, Krakow Pedagogical University Yury A. Petrov, ScD (History), Director, Institute of Russian History, Russian Academy of Sciences Ivanka Popova-Veleva (Bulgaria), PhD in Philology, Romance Philology Department, St Cyril and St Methodius University, Veliko Turnovo Nikolay M. Rogozhin, ScD (History), Professor, Director, Center of Russian Feudalism History, Institute of Russian History, Russian Academy of Sciences Alexander O. Chubaryan, Academician, Russian Academy of Sciences, ScD (History), Director, Institute of World History, Russian Academy of Sciences Jurgen Stoltzenberg, (Germany), ScD (Philosophy), Professor, History of Philosophy Department, Martin Luther University, Halle-Wittenberg Alexander Yu. Uvarov, ScD (Pedagogy), Professor, Chief Researcher, Institute of Educational Informatics, Federal Research Center “Informatics and Management”, Russian Academy of Science Pavel Yu. Uvarov, ScD (History), Professor, Corresponding Member, Russian Academy of Sciences, Head of the Department of West European Middle Ages and Early Modern Times, Institute of General History, Russian Academy of Sciences EDITORIN-CHIEF Karakozov Sergey Dmitrievich, Dr. of Science (Pedagogics), Professor, Vice-rector of MPSU EDITORIAL BOARD S.S. Boiko I.A. Bubnova A.A. Veryaev O.V. Vorobyova N.Yu. Gvozdetskaya M.A. Goncharov I.N. Griftsova E.Yu. Lazareva E.A. Levanova S.I. Malovichko F.V. Nikolai N.A. Nikolina E.A. Nikulina N.I. Ryzhova S.B. Seryakova V.A. Slavina L.A. Trubina A.V. Khazina V.E. Tsibulnikova V.D. Yanchenko Executive editor O.V. Vorobyova Designer N.I. Lisova © MSPU, 2019 2019 1 vol. 1 Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education “Moscow Pedagogical State University” Moscow Pedagogical State University The journal has been included in the List of the leading peer-reviewed scientific journals and periodicals recommended for the publication of the results of the dissertations submitted for academic degrees
Стр.4
СОДЕРЖАНИЕ Научные специальности и соответствующие им отрасли науки, по которым издание включено в Перечень рецензируемых научных журналов ВАК РФ: 10.02.00 – Языкознание (10.02.01; 10.02.02; 10.02.03; 10.02.04; 10.02.05; 10.02.19; 10.02.20; 10.02.22) 07.00.00 – Исторические науки и археология (07.00.02; 07.00.06; 07.00.09; 07.00.10; 07.00.15) 13.00.00 – Педагогические науки (13.00.01; 13.00.02; 13.00.04; 13.00.05; 13.00.08) НАУКА, ОБРАЗОВАНИЕ, КУЛЬТУРА Юбилей Каракозов С.Д., Смирнов В.А. К 150-летию со дня рождения С.А. Чаплыгина .......................................................9 Педагогические науки (13.00.00) Философия и история образования Думачева В.А. Система воспитания и образования Вильгельмины Прусской (1709–1758) .................................................15 Пазенко Е.А. Цели педагогического образования в США и России: точки сближения .....................................................28 Грибан И.В., Баранов Н.Н. Научить помнить: Великая Отечественная война в образовательном пространстве Республики Беларусь...............38 Чигинцева О.Н. Модель самореализации личности взрослого в изобразительной деятельности, характерная для западной культуры........51 Актуальные проблемы образования Басанова Т.В. Этнокультурный статус субъекта диалога культур в современных гуманитарных исследованиях .............................70 Петрунева Р.М., Васильева В.Д., Топоркова О.В. Студенческая молодежь в эпоху цифрового общества..................................77 Болотова Е.Л. О фундаментальности предметной подготовки обучающихся по образовательным программам естественнонаучной и математической направленности педагогического вуза . . . . . . . . . . . . . . . . . . .86 Педагогика профессионального образования Ичетовкина Н.М. Система педагогического наставничества и сопровождения процесса адаптации выпускников педвуза ................95 Бочкарева Т.Н., Афанасьева Е.В., Воробьева Н.П. Управление образовательной организацией на основе построения модели организационной структуры как фактора успешной аттестации педагогических работников ...........................................104 Содержание и технологии образования Богданова С.Ю., Каверина О.А. Самостоятельное обучение в контексте развития критического мышления ...........................112 Зубков А.Д. Обучение профессиональной лексике на материале массовых открытых онлайн-курсов .....................................121 Иванова Н.В. Метод «Шесть шляп мышления» для развития культуры иноязычного речевого общения........................................129 1 / 2019 Преподаватель XXВЕК 3
Стр.5
СОДЕРЖАНИЕ Уманская Т.М. Медико-биологический компонент в подготовке учителей к инклюзивному образованию.................................138 Полехина Г.Е. Характерные ошибки в решении задач по теме «Пределы» ..................................................145 Галямова Э.Х. Методические особенности организации процесса обучения геометрии с учетом когнитивных стилей ........................153 Алексеенко А.В., Алексеенко А.Е., Костин И.В. Педагогические условия формирования профессиональной компетентности будущих инженеров в условиях лабораторного практикума ........................159 Социальная педагогика Колесов В.И., Смолонская А.Н., Смолонский С.И. Значимость семьи и семейного воспитания в современном социуме .........................171 Язык и образование Занкова А.А. Преподаватель русского языка как иностранного в системе неформального образования в онлайн-среде ...................177 Аль-Кадими Махмуд Гази Чаллюб. Дидактические принципы формирования профессионально-лингвистической компетенции у студентов первого курса в иракской аудитории .........................187 Сопот Н.А., Еремеева А.П. Обучение орфографии на основе понимания синтаксических связей и отношений в коммуникативных структурах речи .....................................................200 Аверьянова Н.А. Фразеологизмы в речи студентов технического вуза ......206 Образование и художественное творчество Чеканцев П.А. Декоративный натюрморт в живописи как средство формирования креативного мышления у студентов-дизайнеров ............212 Образование и музыка Степанидина О.Д., Царькова Е.Г. Зарубежные арии и романсы в педагогическом репертуаре студентов высших музыкальных учебных заведений ..................................................217 4 Образование и физическая культура Добрянская З.И., Обыденников Г.А., Лукьянец Н.В. Пути совершенствования спортивного мастерства ............................225 ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ НАУКА ВУЗАМ Исторические науки (07.00.00) Рыженко В.Г., Демьянов К.В., Наумов С.С. Специфика «железнодорожных» сегментов культурного пространства крупного сибирского города (конец XX – начало XXI века): топонимические признаки и памятная символика.........................243 Наумов С.С. Материалы личных фондов представителей интеллигенции Омска и Новосибирска как источник по изучению памяти о прошлом...................................................260 «Земля и Власть в истории России» Ананченко А.Б., Артамонов Г.А., Болотова Е.Ю., Вдовина Л.Н., Маландин В.В., Наумова Г.Р., Петровичева Е.М., Ружицкая И.В., Фомин В.В., Цветков В.Ж. Некоторые научные итоги конференции «Земля и Власть в истории России»....................................275 Преподаватель XXВЕК 1/ 2019
Стр.6
СОДЕРЖАНИЕ Сидорова Л.А. Миф в советской исторической науке: генерационный аспект ...............................................288 Воронин В.Е. В.Г. Тюкавкин и отечественная историческая мысль .........298 Лисейцев Д.В. «Взяв с собою… из всяких чинов выборных, крепких и разумных и постоятельных людей»: состав нижегородской делегации на Земском соборе 1613 года .........................................309 Новохатко О.В. Частная переписка в России XVII века ...................317 Ерохина О.В. Влияние аграрных реформ второй половины XIX – начала XX века на жизнь немецких колоний ........................329 Вербицкая О.М. Аграрная политика и положение сельских женщин в годы рыночных реформ (1990-е годы).................................338 Чураков Д.О. Изучение локальных войн СССР и Российской Федерации бакалаврами-историками...................................348 Киселев А.Ф. Историческая наука и образование: проблемы синтеза в практике подготовке учителей истории в МПГУ (1970-е – 2000-е годы) .....357 Филологические науки Языкознание (10.02.00) Жорж Т.К. Перевод как связующее звено и фактор сближения ............364 Артюх Е.И. Сравнительные конструкции со специальной лексикой в произведениях Дж. Арчера и их межъязыковая передача ................372 Мохаммади Мохаммад-Реза, Ахмади Мирейла, Хади Бахарлу, Джавад Акбари. Типичные ошибки при выборе подходящих русских эквивалентов частотных исламских терминов в переводах Священного Корана .................................................379 Матвеева А.А., Мурадова Л.А. Функционирование и семантика давнопрошедшего времени во французском языке ХХ – начала ХХI века .....................................................390 Воякина Е.Ю., Зайцева В.В., Мордовина Т.В. Вербализация понятий из области экономики посредством ономастических метафор ..............399 Аль Саади Алла Шинан. Вопросы социального членения языка: лингвистическая традиция изучения жаргонной лексики ...................407 Аль-Фоади Р.А., Зарытовская В.Н. Фонограмматическая когниция в русском и арабском языках: основы флективного когнитивного строя ......419 Момени Шахрам, Ахмади Мирейла. К вопросу обозначения времени в простом и сложном предложениях предлогами «до», «к», «накануне», «перед» и способа их выражения в персидском языке.....................436 Наумова Е.В. Речевое поведение врача-депутата во время предвыборных дебатов...............................................444 Любимова Е.А. Антивоенное выступление в религиозной проповеди (на материале романов Арчибальда Джозефа Кронина «Ключи от царства» (1941) и Грэма Грина «Сила и Слава» (1940)) .................451 Ягенич Л.В. Характеристика англоязычных научных медицинских монографий XXI века ................................................460 5 1 / 2019 Преподаватель XXВЕК
Стр.7
CONTENTS SCIENCE, EDUCATION, CULTURE Anniversary Karakozov S.D., Smirnov V.A. To the 150th Anniversary of the Birth of S.A. Chaplygin.......................................................9 Philosophy and History in Education Dumacheva V.A. The System of Upbringing and Education of Wilhelmina of Prussia (1709–1758) .................................................15 Pazenko E.A. Goals of Teacher Education in the USA and Russia: Convergence Points ...................................................28 Griban I.V., Baranov N.N. Teach to Remember: the Great Patriotic War in the Educational Space of the Republic of Belarus ..........................38 Chigintseva O.N. The Model of Self-Realization of the Personality of Adult in the Graphic Activity Characteristic for Western Culture ......................51 Modern Education Issues Basanova T.V. Ethnic Background of the Dialogue of Culture Participants in Contemporary Humanities Research.....................................70 Petruneva R.M., Vasilyeva V.D., Toporkova O.V. Student in the Era of Digital Society ......................................................77 6 Bolotova E.L. On the Fundamental Nature of Subject Training of Students on Educational Programs of Natural-Science and Mathematical Focus in Pedagogical Higher Education Institutions ................................86 Profession Education Pedagogy Ichetovkina N.M. The System of Pedagogical Mentoring and Supporting of the Process of Adaptation of Graduates of Teacher Training Institutes ..........95 Bochkareva T.N., Afanaseva E.V., Vorobyeva N.P. Management of Educational Institution Based on Building a Model of Organizational Structure as a Factor of Successful Certification of Teachers ..................104 Education Topics and Techniques Bogdanova S.Yu., Kaverina O.A. Independent Learning in the Context of Critical Thinking Development.........................................112 Zubkov A.V. Teaching Professional Vocabulary Using the Content of Massive Open Online Courses ........................................121 Ivanova N.V. The Method of Six Thinking Hats for Developing CrossCultural Communication Awareness in the Foreign Language Classroom.........129 Umanskaya T.М. Medical and Biological Components in the Training of Teachers for Inclusive Education.......................................138 Polehina G.E. Typical Errors in Solving the Problems on the Topic “Limits”.......145 Преподаватель XXВЕК 1/ 2019
Стр.8
CONTENTS Galyamova E.Kh. Methodological Peculiarities of the Process of Geometry Teaching Considering the Cognitive Styles.................................153 Alekseenko A.V., Alekseenko A.E., Kostin I.V. Pedagogical Conditions of Forming Professional Competence of Future Engeneers in Terms of Laboratory Practical Work ............................................159 Social Pedagogy Kolesov V.I., Smolonskaya A.N., Smolonskiy S.I. The Importance of the Family and Family Education in Modern Society .......................171 Education and Language Zankova A.A. Teacher of Russian as a Foreign Language in the System of Non-Formal Education in the Online Environment .........................177 A.-K. Mahmood Ghazi Challoob. Didactic Principles of Building Professional and Linguistic Competence in First-Year Students in Iraq Class Rooms ..................................................187 Sopot N.A., Eremeeva A.P. Teaching Orthography on the Base of Understanding of Syntactic Links and Relations...........................200 Averyanova N.A. Phraseological Units in Speech of Students of Technical Universities ...............................................206 Education and Art Chekantsev P.A. Decorative Still Life in Painting as a Means of Shaping Creative Thinking Among Students Future Designers ........................212 Education and Arts Stepanidyna O.D., Tsarkova E.G. Foreign Arias and Romances in the Pedagogical Repertoire of the Students of Higher Musical Educational Institutions ................................................217 Education and Physical Culture Dobryanskaya Z.I., Obydennikov G.A., Lukyanets N.V. Ways of Improving Sports Mastery . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .225 FUNDAMENTAL SCIENCE TO HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS History Ryzhenko V.G., Demyanov K.V., Naumov S.S. The Specificity of the Rail Network Segments of the Cultural Space of Major Siberian Town (The Late 20th and Early 21st Century): Toponymic Indicators and Commemorative Simbolics..........................................243 Naumov S.S. Materials of the Personal Funds of Omsk and Novosibirsk Intelligentia as a Source for Studying the Memory of the Past ..................260 “Land and Power in the History of Russia” Ananchenko A.B., Artamonov G.A., Bolotova E.Yu., Vdovina L.N., Malandin V.V., Naumova G.R., Petrovicheva E.M., Ruzhitskaya I.V., Fomin V.V., Tsvetkov V.Zh. Some Scientific Results of the Conference “Land and Power in the History of Russia” .................................275 7 1 / 2019 Преподаватель XXВЕК
Стр.9
CONTENTS Sidorova L.A. Myth in Soviet Historical Science: The Generational Aspect .......288 Voronin V.Е. V.G. Tyukavkin and Russian Historical Thought .................298 Liseitsev D.V. “Taking with Him... Elected people From All Ranks: Strong and Wise and Permanent”: The Structure of the Nizhny Novgorod Delegation at the Zemsky Sobor in 1613 ...........................................309 Novohatko O.V. Private Correspondence in the XVII Century Russia ...........317 Erokhina O.V. Agrarian Reforms of the Second Half of the XIX – Early XX Centuries and Their Influence on the Life of the German Colonies .......329 Verbitskaya O.M. Agricultural Policy and Rural Women in the Years of Market Reforms (1990’s).............................................338 Churakov D.O. Study of the Local Wars of the USSR and the Russian Federation by the Students of the Bachelor’s Degree Programme in History ......348 Kiselev A.F. Historical Science and Education: Problems of Synthesis in the Practice of Training History Teachers at Moscow Pedagogical State University (1970s – 2000s) .............................................357 Linguistics George T.K. Translation as a Connecting Link and Convergence Factor.........364 Artyukh E.I. Comparative Constructions with Specific Vocabulary in J. Archer’s Works and Their Interlingual Translation........................372 Mohammadi Mohammad-Reza, Ahmadi Mireyla, Baharlou Hadi, Akbari Javad. Common Mistakes in Choosing the Appropriate Russian Equivalents for the High Frequency Islamic Terms in the Translations of the Holy Quran ....................................................379 Matveeva A.A., Muradova L.A. Semantic and Functional Characteristics of the French Pluperfect in the XX — Early XXI Centuries .....................390 Voyakina E.Yu., Zaitseva V.V., Mordovina T.V. Verbalization of Concepts from the Field of Economics by Means of Onomastic Metafors . . . . . . . . . . . . . . . . .399 Al Saadi Alla Shinan. Issues of Social Structure of the Language: Linguistic Traditio of Slang Vocabulary Studying ............................407 8 Raheem A. Al-foadi, Zarytovskаya V.N. Phono-Grammatical Cognition in Russian and Arabic: The Bases of Inflected Cognitive System ...............419 Momeni Shahram, Ahmadi Mireyla. To the Question of Designating Time in Simple and Complex Sentences with Prepositions «до», «к», «накануне», «перед» and the Way They are Expressed in Persian Language ...............436 Naumova E.V. Speech Behavior of a Doctor-Parliamentary Deputy During the Election Debates ............................................444 Lyubimova E.A. Anti-War Speech in Religious Preaching (On the Material of the Novels “Keys of the Kingdom” by Archibald Joseph Cronin (1941) and “The Power and the Glory” by Graham Greene (1940)) ...................451 Yagenich L.V. Characteristics of English Scientific Medical Monographies of the XXI Century ....................................................460 Преподаватель XXВЕК 1/ 2019
Стр.10
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ХХВЕК ISSN 2073-9613 Журнал основан в 2003 году Выходит 4 раза в год Издается в 2 частях I Издатель: МПГУ Журнал входит в Пе ре чень ве ду щих ре цен зи ру е мых на уч ных жур на лов и из да ний, выпускаемых в Российской Федерации, в которых рекомендуется публикация основных результатов диссертаций на соискание ученых степеней доктора и кандидата наук РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ Блох Марк Яковлевич, доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой грамматики английского языка МПГУ, почетный академик Российской академии естественных наук, почетный академик Международной академии наук педагогического образования Демьянков Валерий Закиевич, доктор филологических наук, профессор, заместитель директора Института языкознания РАН Кузнецов Александр Андреевич, академик РАО, профессор, доктор педагогических наук, и.о. вице-президента РАО Левицкий Михаил Львович, академик РАО, доктор педагогических наук, профессор, директор Института менеджмента МГПУ Мурын Тереза, доктор наук, профессор французской филологии, Краковский педагогический университет (Польша) Петров Юрий Александрович, доктор исторических наук, директор Института российской истории РАН Попова-Велева Иванка, кандидат филологических наук, кафедра романистики, Университет св. Кирилла и Мефодия, Велико Тырново (Болгария), Рогожин Николай Михайлович, доктор исторических наук, профессор, директор Центра истории русского феодализма Института российской истории РАН Уваров Александр Юрьевич, доктор педагогических наук, профессор, ведущий научный сотрудник Института и образовательной информатики ФИЦ «Информатика управление» Российской академии наук Уваров Павел Юрьевич, доктор исторических наук, профессор, член-корреспондент РАН, и заведующий Отделом западноевропейского средневековья раннего нового времени Института всеобщей истории РАН Чубарьян Александр Оганович, академик РАН, доктор исторических наук, директор Института всеобщей истории РАН Штольценберг Юрген, доктор философии, профессор, кафедра истории философии, Университет Мартина Лютера, Галле-Виттенберг (Германия) Мнение Редакционной коллегии по материалам дискуссионного характера может не совпадать с мнением авторов ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР Каракозов Сергей Дмитриевич, доктор педагогических наук, профессор, проректор МПГУ РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ С.С. Бойко И.А. Бубнова А.А. Веряев О.В. Воробьева Н.Ю. Гвоздецкая М.А. Гончаров И.Н. Грифцова Е.Ю. Лазарева Е.А. Леванова С.И. Маловичко Ф.В. Николаи Н.А. Николина Е.А. Никулина Н.И. Рыжова С.Б. Серякова В.А. Славина Л.А. Трубина А.В. Хазина Ответственный редактор О.В. Воробьева Дизайнер Н.И. Лисова © МПГУ, 2019 Общероссийский научный журнал о мире образования 20191 часть 2 Подписной индекс журнала по Объединенному каталогу «Пресса России» — 85009 Учредитель: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский педагогический государственный университет» В.Е. Цибульникова В.Д. Янченко
Стр.239
PREPODAVATEL ХХIVEK Russian Journal of Education ISSN 2073-9613 The journal was founded in 2003 Published quaterly Issued in 2 volumes Founder: Publisher: EDITORIAL COUNCIL Mark Ya. Bloch, ScD (Philology), Professor, Chairman, English grammar Department, Moscow Pedagogical State University, Honoraty Member of Russian Academy of Natural Sciences, Honoraty Member of International Academy of Sciences in Pedagogical Education Valery Z. Demyankov, ScD (Philology), Professor, Deputy Director, Institute of Linguistics, Russian Academy of Sciences Alexander A. Kuznetsov, Academician, Russian Academy of Education, ScD (Pedagogy), Acting Vice-President, Russian Academy of Education Mikhail L. Levitsky, Academician, Russian Academy of Education, ScD (Pedagogy), Professor, Director, Institute of Management, Moscow City Pedagogical University Theresa Muryn (Poland), ScD, Professor, French Philology, Krakow Pedagogical University Yury A. Petrov, ScD (History), Director, Institute of Russian History, Russian Academy of Sciences Ivanka Popova-Veleva (Bulgaria), PhD in Philology, Romance Philology Department, St Cyril and St Methodius University, Veliko Turnovo Nikolay M. Rogozhin, ScD (History), Professor, Director, Center of Russian Feudalism History, Institute of Russian History, Russian Academy of Sciences Alexander O. Chubaryan, Academician, Russian Academy of Sciences, ScD (History), Director, Institute of World History, Russian Academy of Sciences Jurgen Stoltzenberg, (Germany), ScD (Philosophy), Professor, History of Philosophy Department, Martin Luther University, Halle-Wittenberg Alexander Yu. Uvarov, ScD (Pedagogy), Professor, Chief Researcher, Institute of Educational Informatics, Federal Research Center “Informatics and Management”, Russian Academy of Science Pavel Yu. Uvarov, ScD (History), Professor, Corresponding Member, Russian Academy of Sciences, Head of the Department of West European Middle Ages and Early Modern Times, Institute of General History, Russian Academy of Sciences EDITORIN-CHIEF Karakozov Sergey Dmitrievich, Dr. of Science (Pedagogics), Professor, Vice-rector of MPSU EDITORIAL BOARD S.S. Boiko I.A. Bubnova A.A. Veryaev O.V. Vorobyova N.Yu. Gvozdetskaya M.A. Goncharov I.N. Griftsova E.Yu. Lazareva E.A. Levanova S.I. Malovichko F.V. Nikolai N.A. Nikolina E.A. Nikulina N.I. Ryzhova S.B. Seryakova V.A. Slavina L.A. Trubina A.V. Khazina V.E. Tsibulnikova V.D. Yanchenko Executive editor O.V. Vorobyova Designer N.I. Lisova © MSPU, 2019 2019 1 vol. 2 Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education “Moscow Pedagogical State University” Moscow Pedagogical State University The journal has been included in the List of the leading peer-reviewed scientific journals and periodicals recommended for the publication of the results of the dissertations submitted for academic degrees
Стр.240
СОДЕРЖАНИЕ Научные специальности и соответствующие им отрасли науки, по которым издание включено в Перечень рецензируемых научных журналов ВАК РФ: 10.02.00 – Языкознание (10.02.01; 10.02.02; 10.02.03; 10.02.04; 10.02.05; 10.02.19; 10.02.20; 10.02.22) 07.00.00 – Исторические науки и археология (07.00.02; 07.00.06; 07.00.09; 07.00.10; 07.00.15) 13.00.00 – Педагогические науки (13.00.01; 13.00.02; 13.00.04; 13.00.05; 13.00.08) НАУКА, ОБРАЗОВАНИЕ, КУЛЬТУРА Юбилей Каракозов С.Д., Смирнов В.А. К 150-летию со дня рождения С.А. Чаплыгина .......................................................9 Педагогические науки (13.00.00) Философия и история образования Думачева В.А. Система воспитания и образования Вильгельмины Прусской (1709–1758) .................................................15 Пазенко Е.А. Цели педагогического образования в США и России: точки сближения .....................................................28 Грибан И.В., Баранов Н.Н. Научить помнить: Великая Отечественная война в образовательном пространстве Республики Беларусь...............38 Чигинцева О.Н. Модель самореализации личности взрослого в изобразительной деятельности, характерная для западной культуры........51 Актуальные проблемы образования Басанова Т.В. Этнокультурный статус субъекта диалога культур в современных гуманитарных исследованиях .............................70 Петрунева Р.М., Васильева В.Д., Топоркова О.В. Студенческая молодежь в эпоху цифрового общества..................................77 Болотова Е.Л. О фундаментальности предметной подготовки обучающихся по образовательным программам естественнонаучной и математической направленности педагогического вуза . . . . . . . . . . . . . . . . . . .86 Педагогика профессионального образования Ичетовкина Н.М. Система педагогического наставничества и сопровождения процесса адаптации выпускников педвуза ................95 Бочкарева Т.Н., Афанасьева Е.В., Воробьева Н.П. Управление образовательной организацией на основе построения модели организационной структуры как фактора успешной аттестации педагогических работников ...........................................104 Содержание и технологии образования Богданова С.Ю., Каверина О.А. Самостоятельное обучение в контексте развития критического мышления ...........................112 Зубков А.Д. Обучение профессиональной лексике на материале массовых открытых онлайн-курсов .....................................121 Иванова Н.В. Метод «Шесть шляп мышления» для развития культуры иноязычного речевого общения........................................129 1 / 2019 Преподаватель XXВЕК 237
Стр.241
СОДЕРЖАНИЕ Уманская Т.М. Медико-биологический компонент в подготовке учителей к инклюзивному образованию.................................138 Полехина Г.Е. Характерные ошибки в решении задач по теме «Пределы» ..................................................145 Галямова Э.Х. Методические особенности организации процесса обучения геометрии с учетом когнитивных стилей ........................153 Алексеенко А.В., Алексеенко А.Е., Костин И.В. Педагогические условия формирования профессиональной компетентности будущих инженеров в условиях лабораторного практикума ........................159 Социальная педагогика Колесов В.И., Смолонская А.Н., Смолонский С.И. Значимость семьи и семейного воспитания в современном социуме .........................171 Язык и образование Занкова А.А. Преподаватель русского языка как иностранного в системе неформального образования в онлайн-среде ...................177 Аль-Кадими Махмуд Гази Чаллюб. Дидактические принципы формирования профессионально-лингвистической компетенции у студентов первого курса в иракской аудитории .........................187 Сопот Н.А., Еремеева А.П. Обучение орфографии на основе понимания синтаксических связей и отношений в коммуникативных структурах речи .....................................................200 Аверьянова Н.А. Фразеологизмы в речи студентов технического вуза ......206 Образование и художественное творчество Чеканцев П.А. Декоративный натюрморт в живописи как средство формирования креативного мышления у студентов-дизайнеров ............212 Образование и музыка Степанидина О.Д., Царькова Е.Г. Зарубежные арии и романсы в педагогическом репертуаре студентов высших музыкальных учебных заведений ..................................................217 238 Образование и физическая культура Добрянская З.И., Обыденников Г.А., Лукьянец Н.В. Пути совершенствования спортивного мастерства ............................225 ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ НАУКА ВУЗАМ Исторические науки (07.00.00) Рыженко В.Г., Демьянов К.В., Наумов С.С. Специфика «железнодорожных» сегментов культурного пространства крупного сибирского города (конец XX – начало XXI века): топонимические признаки и памятная символика.........................243 Наумов С.С. Материалы личных фондов представителей интеллигенции Омска и Новосибирска как источник по изучению памяти о прошлом...................................................260 «Земля и Власть в истории России» Ананченко А.Б., Артамонов Г.А., Болотова Е.Ю., Вдовина Л.Н., Маландин В.В., Наумова Г.Р., Петровичева Е.М., Ружицкая И.В., Фомин В.В., Цветков В.Ж. Некоторые научные итоги конференции «Земля и Власть в истории России»....................................275 Преподаватель XXВЕК 1/ 2019
Стр.242
СОДЕРЖАНИЕ Сидорова Л.А. Миф в советской исторической науке: генерационный аспект ...............................................288 Воронин В.Е. В.Г. Тюкавкин и отечественная историческая мысль .........298 Лисейцев Д.В. «Взяв с собою… из всяких чинов выборных, крепких и разумных и постоятельных людей»: состав нижегородской делегации на Земском соборе 1613 года .........................................309 Новохатко О.В. Частная переписка в России XVII века ...................317 Ерохина О.В. Влияние аграрных реформ второй половины XIX – начала XX века на жизнь немецких колоний ........................329 Вербицкая О.М. Аграрная политика и положение сельских женщин в годы рыночных реформ (1990-е годы).................................338 Чураков Д.О. Изучение локальных войн СССР и Российской Федерации бакалаврами-историками...................................348 Киселев А.Ф. Историческая наука и образование: проблемы синтеза в практике подготовке учителей истории в МПГУ (1970-е – 2000-е годы) .....357 Филологические науки Языкознание (10.02.00) Жорж Т.К. Перевод как связующее звено и фактор сближения ............364 Артюх Е.И. Сравнительные конструкции со специальной лексикой в произведениях Дж. Арчера и их межъязыковая передача ................372 Мохаммади Мохаммад-Реза, Ахмади Мирейла, Хади Бахарлу, Джавад Акбари. Типичные ошибки при выборе подходящих русских эквивалентов частотных исламских терминов в переводах Священного Корана .................................................379 Матвеева А.А., Мурадова Л.А. Функционирование и семантика давнопрошедшего времени во французском языке ХХ – начала ХХI века .....................................................390 Воякина Е.Ю., Зайцева В.В., Мордовина Т.В. Вербализация понятий из области экономики посредством ономастических метафор ..............399 Аль Саади Алла Шинан. Вопросы социального членения языка: лингвистическая традиция изучения жаргонной лексики ...................407 Аль-Фоади Р.А., Зарытовская В.Н. Фонограмматическая когниция в русском и арабском языках: основы флективного когнитивного строя ......419 Момени Шахрам, Ахмади Мирейла. К вопросу обозначения времени в простом и сложном предложениях предлогами «до», «к», «накануне», «перед» и способа их выражения в персидском языке.....................436 Наумова Е.В. Речевое поведение врача-депутата во время предвыборных дебатов...............................................444 Любимова Е.А. Антивоенное выступление в религиозной проповеди (на материале романов Арчибальда Джозефа Кронина «Ключи от царства» (1941) и Грэма Грина «Сила и Слава» (1940)) .................451 Ягенич Л.В. Характеристика англоязычных научных медицинских монографий XXI века ................................................460 239 1 / 2019 Преподаватель XXВЕК
Стр.243
CONTENTS SCIENCE, EDUCATION, CULTURE Anniversary Karakozov S.D., Smirnov V.A. To the 150th Anniversary of the Birth of S.A. Chaplygin.......................................................9 Philosophy and History in Education Dumacheva V.A. The System of Upbringing and Education of Wilhelmina of Prussia (1709–1758) .................................................15 Pazenko E.A. Goals of Teacher Education in the USA and Russia: Convergence Points ...................................................28 Griban I.V., Baranov N.N. Teach to Remember: the Great Patriotic War in the Educational Space of the Republic of Belarus ..........................38 Chigintseva O.N. The Model of Self-Realization of the Personality of Adult in the Graphic Activity Characteristic for Western Culture ......................51 Modern Education Issues Basanova T.V. Ethnic Background of the Dialogue of Culture Participants in Contemporary Humanities Research.....................................70 Petruneva R.M., Vasilyeva V.D., Toporkova O.V. Student in the Era of Digital Society ......................................................77 240 Bolotova E.L. On the Fundamental Nature of Subject Training of Students on Educational Programs of Natural-Science and Mathematical Focus in Pedagogical Higher Education Institutions ................................86 Profession Education Pedagogy Ichetovkina N.M. The System of Pedagogical Mentoring and Supporting of the Process of Adaptation of Graduates of Teacher Training Institutes ..........95 Bochkareva T.N., Afanaseva E.V., Vorobyeva N.P. Management of Educational Institution Based on Building a Model of Organizational Structure as a Factor of Successful Certification of Teachers ..................104 Education Topics and Techniques Bogdanova S.Yu., Kaverina O.A. Independent Learning in the Context of Critical Thinking Development.........................................112 Zubkov A.V. Teaching Professional Vocabulary Using the Content of Massive Open Online Courses ........................................121 Ivanova N.V. The Method of Six Thinking Hats for Developing CrossCultural Communication Awareness in the Foreign Language Classroom.........129 Umanskaya T.М. Medical and Biological Components in the Training of Teachers for Inclusive Education.......................................138 Polehina G.E. Typical Errors in Solving the Problems on the Topic “Limits”.......145 Преподаватель XXВЕК 1/ 2019
Стр.244
CONTENTS Galyamova E.Kh. Methodological Peculiarities of the Process of Geometry Teaching Considering the Cognitive Styles.................................153 Alekseenko A.V., Alekseenko A.E., Kostin I.V. Pedagogical Conditions of Forming Professional Competence of Future Engeneers in Terms of Laboratory Practical Work ............................................159 Social Pedagogy Kolesov V.I., Smolonskaya A.N., Smolonskiy S.I. The Importance of the Family and Family Education in Modern Society .......................171 Education and Language Zankova A.A. Teacher of Russian as a Foreign Language in the System of Non-Formal Education in the Online Environment .........................177 A.-K. Mahmood Ghazi Challoob. Didactic Principles of Building Professional and Linguistic Competence in First-Year Students in Iraq Class Rooms ..................................................187 Sopot N.A., Eremeeva A.P. Teaching Orthography on the Base of Understanding of Syntactic Links and Relations...........................200 Averyanova N.A. Phraseological Units in Speech of Students of Technical Universities ...............................................206 Education and Art Chekantsev P.A. Decorative Still Life in Painting as a Means of Shaping Creative Thinking Among Students Future Designers ........................212 Education and Arts Stepanidyna O.D., Tsarkova E.G. Foreign Arias and Romances in the Pedagogical Repertoire of the Students of Higher Musical Educational Institutions ................................................217 Education and Physical Culture Dobryanskaya Z.I., Obydennikov G.A., Lukyanets N.V. Ways of Improving Sports Mastery . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .225 FUNDAMENTAL SCIENCE TO HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS History Ryzhenko V.G., Demyanov K.V., Naumov S.S. The Specificity of the Rail Network Segments of the Cultural Space of Major Siberian Town (The Late 20th and Early 21st Century): Toponymic Indicators and Commemorative Simbolics..........................................243 Naumov S.S. Materials of the Personal Funds of Omsk and Novosibirsk Intelligentia as a Source for Studying the Memory of the Past ..................260 “Land and Power in the History of Russia” Ananchenko A.B., Artamonov G.A., Bolotova E.Yu., Vdovina L.N., Malandin V.V., Naumova G.R., Petrovicheva E.M., Ruzhitskaya I.V., Fomin V.V., Tsvetkov V.Zh. Some Scientific Results of the Conference “Land and Power in the History of Russia” .................................275 241 1 / 2019 Преподаватель XXВЕК
Стр.245
CONTENTS Sidorova L.A. Myth in Soviet Historical Science: The Generational Aspect .......288 Voronin V.Е. V.G. Tyukavkin and Russian Historical Thought .................298 Liseitsev D.V. “Taking with Him... Elected people From All Ranks: Strong and Wise and Permanent”: The Structure of the Nizhny Novgorod Delegation at the Zemsky Sobor in 1613 ...........................................309 Novohatko O.V. Private Correspondence in the XVII Century Russia ...........317 Erokhina O.V. Agrarian Reforms of the Second Half of the XIX – Early XX Centuries and Their Influence on the Life of the German Colonies .......329 Verbitskaya O.M. Agricultural Policy and Rural Women in the Years of Market Reforms (1990’s).............................................338 Churakov D.O. Study of the Local Wars of the USSR and the Russian Federation by the Students of the Bachelor’s Degree Programme in History ......348 Kiselev A.F. Historical Science and Education: Problems of Synthesis in the Practice of Training History Teachers at Moscow Pedagogical State University (1970s – 2000s) .............................................357 Linguistics George T.K. Translation as a Connecting Link and Convergence Factor.........364 Artyukh E.I. Comparative Constructions with Specific Vocabulary in J. Archer’s Works and Their Interlingual Translation........................372 Mohammadi Mohammad-Reza, Ahmadi Mireyla, Baharlou Hadi, Akbari Javad. Common Mistakes in Choosing the Appropriate Russian Equivalents for the High Frequency Islamic Terms in the Translations of the Holy Quran ....................................................379 Matveeva A.A., Muradova L.A. Semantic and Functional Characteristics of the French Pluperfect in the XX — Early XXI Centuries .....................390 Voyakina E.Yu., Zaitseva V.V., Mordovina T.V. Verbalization of Concepts from the Field of Economics by Means of Onomastic Metafors . . . . . . . . . . . . . . . . .399 Al Saadi Alla Shinan. Issues of Social Structure of the Language: Linguistic Traditio of Slang Vocabulary Studying ............................407 242 Raheem A. Al-foadi, Zarytovskаya V.N. Phono-Grammatical Cognition in Russian and Arabic: The Bases of Inflected Cognitive System ...............419 Momeni Shahram, Ahmadi Mireyla. To the Question of Designating Time in Simple and Complex Sentences with Prepositions «до», «к», «накануне», «перед» and the Way They are Expressed in Persian Language ...............436 Naumova E.V. Speech Behavior of a Doctor-Parliamentary Deputy During the Election Debates ............................................444 Lyubimova E.A. Anti-War Speech in Religious Preaching (On the Material of the Novels “Keys of the Kingdom” by Archibald Joseph Cronin (1941) and “The Power and the Glory” by Graham Greene (1940)) ...................451 Yagenich L.V. Characteristics of English Scientific Medical Monographies of the XXI Century ....................................................460 Преподаватель XXВЕК 1/ 2019
Стр.246

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.