ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ХХВЕК
ISSN 2073-9613
Журнал основан в 2003 году
Выходит 4 раза в год
Издается в 2 частях
I
Издатель: МПГУ
Журнал входит в Пе ре чень ве ду щих ре цен зи ру е мых на уч ных жур на лов и из да ний,
выпускаемых в Российской Федерации, в которых рекомендуется публикация основных
результатов диссертаций на соискание ученых степеней доктора и кандидата наук
РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ
Блох Марк Яковлевич,
доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой
грамматики английского языка МПГУ, почетный академик
Российской академии естественных наук, почетный академик
Международной академии наук педагогического образования
Демьянков Валерий Закиевич,
доктор филологических наук, профессор, заместитель директора
Института языкознания РАН
Кузнецов Александр Андреевич,
академик РАО, профессор, доктор педагогических наук,
и.о. вице-президента РАО
Левицкий Михаил Львович,
академик РАО, доктор педагогических наук, профессор,
директор Института менеджмента МГПУ
Мурын Тереза,
доктор наук, профессор французской филологии,
Краковский педагогический университет (Польша)
Петров Юрий Александрович,
доктор исторических наук, директор
Института российской истории РАН
Попова-Велева Иванка,
кандидат филологических наук, кафедра романистики,
Университет св. Кирилла и Мефодия, Велико Тырново (Болгария),
Рогожин Николай Михайлович,
доктор исторических наук, профессор, директор Центра истории
русского феодализма Института российской истории РАН
Уваров Александр Юрьевич, доктор педагогических наук,
профессор, ведущий научный сотрудник Института
и образовательной информатики ФИЦ «Информатика
управление» Российской академии наук
Уваров Павел Юрьевич,
доктор исторических наук, профессор, член-корреспондент РАН,
и заведующий Отделом западноевропейского средневековья
раннего нового времени Института всеобщей истории РАН
Чубарьян Александр Оганович,
академик РАН, доктор исторических наук,
директор Института всеобщей истории РАН
Штольценберг Юрген,
доктор философии, профессор, кафедра истории философии,
Университет Мартина Лютера, Галле-Виттенберг (Германия)
Мнение Редакционной коллегии по материалам дискуссионного характера может
не совпадать с мнением авторов
ГЛАВНЫЙ
РЕДАКТОР
Каракозов
Сергей
Дмитриевич,
доктор педагогических
наук, профессор,
проректор МПГУ
РЕДАКЦИОННАЯ
КОЛЛЕГИЯ
С.С. Бойко
И.А. Бубнова
А.А. Веряев
О.В. Воробьева
Н.Ю. Гвоздецкая
М.А. Гончаров
И.Н. Грифцова
Е.Ю. Лазарева
Е.А. Леванова
С.И. Маловичко
Ф.В. Николаи
Н.А. Николина
Е.А. Никулина
Н.И. Рыжова
С.Б. Серякова
В.А. Славина
Л.А. Трубина
А.В. Хазина
Ответственный
редактор
О.В. Воробьева
Дизайнер
Н.И. Лисова
© МПГУ, 2019
Общероссийский
научный журнал
о мире образования
20191
часть 1
Подписной индекс журнала
по Объединенному каталогу
«Пресса России» — 85009
Учредитель: Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего образования «Московский педагогический
государственный университет»
В.Е. Цибульникова
В.Д. Янченко
Стр.3
PREPODAVATEL ХХIVEK
Russian
Journal
of Education
ISSN 2073-9613
The journal was founded in 2003
Published quaterly
Issued in 2 volumes
Founder:
Publisher:
EDITORIAL COUNCIL
Mark Ya. Bloch, ScD (Philology), Professor, Chairman,
English grammar Department, Moscow Pedagogical State
University, Honoraty Member of Russian Academy
of Natural Sciences, Honoraty Member of International
Academy of Sciences in Pedagogical Education
Valery Z. Demyankov, ScD (Philology), Professor, Deputy
Director, Institute of Linguistics, Russian Academy of Sciences
Alexander A. Kuznetsov, Academician, Russian Academy
of Education, ScD (Pedagogy), Acting Vice-President, Russian
Academy of Education
Mikhail L. Levitsky, Academician, Russian Academy of Education,
ScD (Pedagogy), Professor, Director, Institute of Management,
Moscow City Pedagogical University
Theresa Muryn (Poland), ScD, Professor, French Philology,
Krakow Pedagogical University
Yury A. Petrov, ScD (History), Director, Institute of Russian
History, Russian Academy of Sciences
Ivanka Popova-Veleva (Bulgaria), PhD in Philology,
Romance Philology Department, St Cyril and St Methodius
University, Veliko Turnovo
Nikolay M. Rogozhin, ScD (History), Professor, Director,
Center of Russian Feudalism History, Institute of Russian
History, Russian Academy of Sciences
Alexander O. Chubaryan, Academician, Russian Academy
of Sciences, ScD (History), Director, Institute of World
History, Russian Academy of Sciences
Jurgen Stoltzenberg, (Germany), ScD (Philosophy),
Professor, History of Philosophy Department,
Martin Luther University, Halle-Wittenberg
Alexander Yu. Uvarov, ScD (Pedagogy), Professor,
Chief Researcher, Institute of Educational Informatics,
Federal Research Center “Informatics and Management”,
Russian Academy of Science
Pavel Yu. Uvarov, ScD (History), Professor, Corresponding Member,
Russian Academy of Sciences, Head of the Department
of West European Middle Ages and Early Modern Times,
Institute of General History, Russian Academy of Sciences
EDITORIN-CHIEF
Karakozov
Sergey
Dmitrievich,
Dr. of Science
(Pedagogics),
Professor,
Vice-rector of MPSU
EDITORIAL
BOARD
S.S. Boiko
I.A. Bubnova
A.A. Veryaev
O.V. Vorobyova
N.Yu. Gvozdetskaya
M.A. Goncharov
I.N. Griftsova
E.Yu. Lazareva
E.A. Levanova
S.I. Malovichko
F.V. Nikolai
N.A. Nikolina
E.A. Nikulina
N.I. Ryzhova
S.B. Seryakova
V.A. Slavina
L.A. Trubina
A.V. Khazina
V.E. Tsibulnikova
V.D. Yanchenko
Executive
editor
O.V. Vorobyova
Designer
N.I. Lisova
© MSPU, 2019
2019 1
vol. 1
Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education
“Moscow Pedagogical State University”
Moscow Pedagogical State University
The journal has been included in the List of the leading peer-reviewed scientific journals
and periodicals recommended for the publication of the results of the dissertations
submitted for academic degrees
Стр.4
СОДЕРЖАНИЕ
Научные специальности и соответствующие им отрасли науки, по которым издание включено
в Перечень рецензируемых научных журналов ВАК РФ:
10.02.00 – Языкознание (10.02.01; 10.02.02; 10.02.03; 10.02.04; 10.02.05; 10.02.19; 10.02.20;
10.02.22)
07.00.00 – Исторические науки и археология (07.00.02; 07.00.06; 07.00.09; 07.00.10; 07.00.15)
13.00.00 – Педагогические науки (13.00.01; 13.00.02; 13.00.04; 13.00.05; 13.00.08)
НАУКА, ОБРАЗОВАНИЕ, КУЛЬТУРА
Юбилей
Каракозов С.Д., Смирнов В.А. К 150-летию со дня рождения
С.А. Чаплыгина .......................................................9
Педагогические науки (13.00.00)
Философия и история образования
Думачева В.А. Система воспитания и образования Вильгельмины
Прусской (1709–1758) .................................................15
Пазенко Е.А. Цели педагогического образования в США и России:
точки сближения .....................................................28
Грибан И.В., Баранов Н.Н. Научить помнить: Великая Отечественная
война в образовательном пространстве Республики Беларусь...............38
Чигинцева О.Н. Модель самореализации личности взрослого
в изобразительной деятельности, характерная для западной культуры........51
Актуальные проблемы образования
Басанова Т.В. Этнокультурный статус субъекта диалога культур
в современных гуманитарных исследованиях .............................70
Петрунева Р.М., Васильева В.Д., Топоркова О.В. Студенческая
молодежь в эпоху цифрового общества..................................77
Болотова Е.Л. О фундаментальности предметной подготовки
обучающихся по образовательным программам естественнонаучной
и математической направленности педагогического вуза . . . . . . . . . . . . . . . . . . .86
Педагогика профессионального образования
Ичетовкина Н.М. Система педагогического наставничества
и сопровождения процесса адаптации выпускников педвуза ................95
Бочкарева Т.Н., Афанасьева Е.В., Воробьева Н.П. Управление
образовательной организацией на основе построения модели
организационной структуры как фактора успешной аттестации
педагогических работников ...........................................104
Содержание и технологии образования
Богданова С.Ю., Каверина О.А. Самостоятельное обучение
в контексте развития критического мышления ...........................112
Зубков А.Д. Обучение профессиональной лексике на материале
массовых открытых онлайн-курсов .....................................121
Иванова Н.В. Метод «Шесть шляп мышления» для развития культуры
иноязычного речевого общения........................................129
1 / 2019
Преподаватель XXВЕК
3
Стр.5
СОДЕРЖАНИЕ
Уманская Т.М. Медико-биологический компонент в подготовке
учителей к инклюзивному образованию.................................138
Полехина Г.Е. Характерные ошибки в решении задач
по теме «Пределы» ..................................................145
Галямова Э.Х. Методические особенности организации процесса
обучения геометрии с учетом когнитивных стилей ........................153
Алексеенко А.В., Алексеенко А.Е., Костин И.В. Педагогические
условия формирования профессиональной компетентности будущих
инженеров в условиях лабораторного практикума ........................159
Социальная педагогика
Колесов В.И., Смолонская А.Н., Смолонский С.И. Значимость семьи
и семейного воспитания в современном социуме .........................171
Язык и образование
Занкова А.А. Преподаватель русского языка как иностранного
в системе неформального образования в онлайн-среде ...................177
Аль-Кадими Махмуд Гази Чаллюб. Дидактические принципы
формирования профессионально-лингвистической компетенции
у студентов первого курса в иракской аудитории .........................187
Сопот Н.А., Еремеева А.П. Обучение орфографии на основе
понимания синтаксических связей и отношений в коммуникативных
структурах речи .....................................................200
Аверьянова Н.А. Фразеологизмы в речи студентов технического вуза ......206
Образование и художественное творчество
Чеканцев П.А. Декоративный натюрморт в живописи как средство
формирования креативного мышления у студентов-дизайнеров ............212
Образование и музыка
Степанидина О.Д., Царькова Е.Г. Зарубежные арии и романсы
в педагогическом репертуаре студентов высших музыкальных
учебных заведений ..................................................217
4
Образование и физическая культура
Добрянская З.И., Обыденников Г.А., Лукьянец Н.В. Пути
совершенствования спортивного мастерства ............................225
ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ НАУКА ВУЗАМ
Исторические науки (07.00.00)
Рыженко В.Г., Демьянов К.В., Наумов С.С. Специфика
«железнодорожных» сегментов культурного пространства
крупного сибирского города (конец XX – начало XXI века):
топонимические признаки и памятная символика.........................243
Наумов С.С. Материалы личных фондов представителей
интеллигенции Омска и Новосибирска как источник по изучению
памяти о прошлом...................................................260
«Земля и Власть в истории России»
Ананченко А.Б., Артамонов Г.А., Болотова Е.Ю., Вдовина Л.Н.,
Маландин В.В., Наумова Г.Р., Петровичева Е.М., Ружицкая И.В.,
Фомин В.В., Цветков В.Ж. Некоторые научные итоги конференции
«Земля и Власть в истории России»....................................275
Преподаватель XXВЕК
1/ 2019
Стр.6
СОДЕРЖАНИЕ
Сидорова Л.А. Миф в советской исторической науке:
генерационный аспект ...............................................288
Воронин В.Е. В.Г. Тюкавкин и отечественная историческая мысль .........298
Лисейцев Д.В. «Взяв с собою… из всяких чинов выборных, крепких
и разумных и постоятельных людей»: состав нижегородской делегации
на Земском соборе 1613 года .........................................309
Новохатко О.В. Частная переписка в России XVII века ...................317
Ерохина О.В. Влияние аграрных реформ второй половины
XIX – начала XX века на жизнь немецких колоний ........................329
Вербицкая О.М. Аграрная политика и положение сельских женщин
в годы рыночных реформ (1990-е годы).................................338
Чураков Д.О. Изучение локальных войн СССР и Российской
Федерации бакалаврами-историками...................................348
Киселев А.Ф. Историческая наука и образование: проблемы синтеза
в практике подготовке учителей истории в МПГУ (1970-е – 2000-е годы) .....357
Филологические науки
Языкознание (10.02.00)
Жорж Т.К. Перевод как связующее звено и фактор сближения ............364
Артюх Е.И. Сравнительные конструкции со специальной лексикой
в произведениях Дж. Арчера и их межъязыковая передача ................372
Мохаммади Мохаммад-Реза, Ахмади Мирейла, Хади Бахарлу,
Джавад Акбари. Типичные ошибки при выборе подходящих русских
эквивалентов частотных исламских терминов в переводах
Священного Корана .................................................379
Матвеева А.А., Мурадова Л.А. Функционирование и семантика
давнопрошедшего времени во французском языке ХХ –
начала ХХI века .....................................................390
Воякина Е.Ю., Зайцева В.В., Мордовина Т.В. Вербализация понятий
из области экономики посредством ономастических метафор ..............399
Аль Саади Алла Шинан. Вопросы социального членения языка:
лингвистическая традиция изучения жаргонной лексики ...................407
Аль-Фоади Р.А., Зарытовская В.Н. Фонограмматическая когниция
в русском и арабском языках: основы флективного когнитивного строя ......419
Момени Шахрам, Ахмади Мирейла. К вопросу обозначения времени
в простом и сложном предложениях предлогами «до», «к», «накануне»,
«перед» и способа их выражения в персидском языке.....................436
Наумова Е.В. Речевое поведение врача-депутата во время
предвыборных дебатов...............................................444
Любимова Е.А. Антивоенное выступление в религиозной проповеди
(на материале романов Арчибальда Джозефа Кронина «Ключи
от царства» (1941) и Грэма Грина «Сила и Слава» (1940)) .................451
Ягенич Л.В. Характеристика англоязычных научных медицинских
монографий XXI века ................................................460
5
1 / 2019
Преподаватель XXВЕК
Стр.7
CONTENTS
SCIENCE, EDUCATION, CULTURE
Anniversary
Karakozov S.D., Smirnov V.A. To the 150th Anniversary of the Birth
of S.A. Chaplygin.......................................................9
Philosophy and History in Education
Dumacheva V.A. The System of Upbringing and Education of Wilhelmina
of Prussia (1709–1758) .................................................15
Pazenko E.A. Goals of Teacher Education in the USA and Russia:
Convergence Points ...................................................28
Griban I.V., Baranov N.N. Teach to Remember: the Great Patriotic War
in the Educational Space of the Republic of Belarus ..........................38
Chigintseva O.N. The Model of Self-Realization of the Personality of Adult
in the Graphic Activity Characteristic for Western Culture ......................51
Modern Education Issues
Basanova T.V. Ethnic Background of the Dialogue of Culture Participants
in Contemporary Humanities Research.....................................70
Petruneva R.M., Vasilyeva V.D., Toporkova O.V. Student in the Era
of Digital Society ......................................................77
6
Bolotova E.L. On the Fundamental Nature of Subject Training of Students
on Educational Programs of Natural-Science and Mathematical Focus
in Pedagogical Higher Education Institutions ................................86
Profession Education Pedagogy
Ichetovkina N.M. The System of Pedagogical Mentoring and Supporting
of the Process of Adaptation of Graduates of Teacher Training Institutes ..........95
Bochkareva T.N., Afanaseva E.V., Vorobyeva N.P. Management
of Educational Institution Based on Building a Model of Organizational
Structure as a Factor of Successful Certification of Teachers ..................104
Education Topics and Techniques
Bogdanova S.Yu., Kaverina O.A. Independent Learning in the Context
of Critical Thinking Development.........................................112
Zubkov A.V. Teaching Professional Vocabulary Using the Content
of Massive Open Online Courses ........................................121
Ivanova N.V. The Method of Six Thinking Hats for Developing CrossCultural
Communication Awareness in the Foreign Language Classroom.........129
Umanskaya T.М. Medical and Biological Components in the Training
of Teachers for Inclusive Education.......................................138
Polehina G.E. Typical Errors in Solving the Problems on the Topic “Limits”.......145
Преподаватель XXВЕК
1/ 2019
Стр.8
CONTENTS
Galyamova E.Kh. Methodological Peculiarities of the Process of Geometry
Teaching Considering the Cognitive Styles.................................153
Alekseenko A.V., Alekseenko A.E., Kostin I.V. Pedagogical Conditions
of Forming Professional Competence of Future Engeneers in Terms
of Laboratory Practical Work ............................................159
Social Pedagogy
Kolesov V.I., Smolonskaya A.N., Smolonskiy S.I. The Importance
of the Family and Family Education in Modern Society .......................171
Education and Language
Zankova A.A. Teacher of Russian as a Foreign Language in the System
of Non-Formal Education in the Online Environment .........................177
A.-K. Mahmood Ghazi Challoob. Didactic Principles of Building
Professional and Linguistic Competence in First-Year Students
in Iraq Class Rooms ..................................................187
Sopot N.A., Eremeeva A.P. Teaching Orthography on the Base
of Understanding of Syntactic Links and Relations...........................200
Averyanova N.A. Phraseological Units in Speech of Students
of Technical Universities ...............................................206
Education and Art
Chekantsev P.A. Decorative Still Life in Painting as a Means of Shaping
Creative Thinking Among Students Future Designers ........................212
Education and Arts
Stepanidyna O.D., Tsarkova E.G. Foreign Arias and Romances
in the Pedagogical Repertoire of the Students of Higher Musical
Educational Institutions ................................................217
Education and Physical Culture
Dobryanskaya Z.I., Obydennikov G.A., Lukyanets N.V. Ways
of Improving Sports Mastery . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .225
FUNDAMENTAL SCIENCE TO HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS
History
Ryzhenko V.G., Demyanov K.V., Naumov S.S. The Specificity
of the Rail Network Segments of the Cultural Space of Major Siberian Town
(The Late 20th and Early 21st Century): Toponymic Indicators
and Commemorative Simbolics..........................................243
Naumov S.S. Materials of the Personal Funds of Omsk and Novosibirsk
Intelligentia as a Source for Studying the Memory of the Past ..................260
“Land and Power in the History of Russia”
Ananchenko A.B., Artamonov G.A., Bolotova E.Yu., Vdovina L.N.,
Malandin V.V., Naumova G.R., Petrovicheva E.M., Ruzhitskaya I.V.,
Fomin V.V., Tsvetkov V.Zh. Some Scientific Results of the Conference
“Land and Power in the History of Russia” .................................275
7
1 / 2019
Преподаватель XXВЕК
Стр.9
CONTENTS
Sidorova L.A. Myth in Soviet Historical Science: The Generational Aspect .......288
Voronin V.Е. V.G. Tyukavkin and Russian Historical Thought .................298
Liseitsev D.V. “Taking with Him... Elected people From All Ranks: Strong
and Wise and Permanent”: The Structure of the Nizhny Novgorod Delegation
at the Zemsky Sobor in 1613 ...........................................309
Novohatko O.V. Private Correspondence in the XVII Century Russia ...........317
Erokhina O.V. Agrarian Reforms of the Second Half of the XIX –
Early XX Centuries and Their Influence on the Life of the German Colonies .......329
Verbitskaya O.M. Agricultural Policy and Rural Women in the Years
of Market Reforms (1990’s).............................................338
Churakov D.O. Study of the Local Wars of the USSR and the Russian
Federation by the Students of the Bachelor’s Degree Programme in History ......348
Kiselev A.F. Historical Science and Education: Problems of Synthesis
in the Practice of Training History Teachers at Moscow Pedagogical State
University (1970s – 2000s) .............................................357
Linguistics
George T.K. Translation as a Connecting Link and Convergence Factor.........364
Artyukh E.I. Comparative Constructions with Specific Vocabulary
in J. Archer’s Works and Their Interlingual Translation........................372
Mohammadi Mohammad-Reza, Ahmadi Mireyla, Baharlou Hadi,
Akbari Javad. Common Mistakes in Choosing the Appropriate Russian
Equivalents for the High Frequency Islamic Terms in the Translations
of the Holy Quran ....................................................379
Matveeva A.A., Muradova L.A. Semantic and Functional Characteristics
of the French Pluperfect in the XX — Early XXI Centuries .....................390
Voyakina E.Yu., Zaitseva V.V., Mordovina T.V. Verbalization of Concepts
from the Field of Economics by Means of Onomastic Metafors . . . . . . . . . . . . . . . . .399
Al Saadi Alla Shinan. Issues of Social Structure of the Language:
Linguistic Traditio of Slang Vocabulary Studying ............................407
8
Raheem A. Al-foadi, Zarytovskаya V.N. Phono-Grammatical Cognition
in Russian and Arabic: The Bases of Inflected Cognitive System ...............419
Momeni Shahram, Ahmadi Mireyla. To the Question of Designating Time
in Simple and Complex Sentences with Prepositions «до», «к», «накануне»,
«перед» and the Way They are Expressed in Persian Language ...............436
Naumova E.V. Speech Behavior of a Doctor-Parliamentary Deputy
During the Election Debates ............................................444
Lyubimova E.A. Anti-War Speech in Religious Preaching (On the Material
of the Novels “Keys of the Kingdom” by Archibald Joseph Cronin (1941)
and “The Power and the Glory” by Graham Greene (1940)) ...................451
Yagenich L.V. Characteristics of English Scientific Medical Monographies
of the XXI Century ....................................................460
Преподаватель XXВЕК
1/ 2019
Стр.10
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ХХВЕК
ISSN 2073-9613
Журнал основан в 2003 году
Выходит 4 раза в год
Издается в 2 частях
I
Издатель: МПГУ
Журнал входит в Пе ре чень ве ду щих ре цен зи ру е мых на уч ных жур на лов и из да ний,
выпускаемых в Российской Федерации, в которых рекомендуется публикация основных
результатов диссертаций на соискание ученых степеней доктора и кандидата наук
РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ
Блох Марк Яковлевич,
доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой
грамматики английского языка МПГУ, почетный академик
Российской академии естественных наук, почетный академик
Международной академии наук педагогического образования
Демьянков Валерий Закиевич,
доктор филологических наук, профессор, заместитель директора
Института языкознания РАН
Кузнецов Александр Андреевич,
академик РАО, профессор, доктор педагогических наук,
и.о. вице-президента РАО
Левицкий Михаил Львович,
академик РАО, доктор педагогических наук, профессор,
директор Института менеджмента МГПУ
Мурын Тереза,
доктор наук, профессор французской филологии,
Краковский педагогический университет (Польша)
Петров Юрий Александрович,
доктор исторических наук, директор
Института российской истории РАН
Попова-Велева Иванка,
кандидат филологических наук, кафедра романистики,
Университет св. Кирилла и Мефодия, Велико Тырново (Болгария),
Рогожин Николай Михайлович,
доктор исторических наук, профессор, директор Центра истории
русского феодализма Института российской истории РАН
Уваров Александр Юрьевич, доктор педагогических наук,
профессор, ведущий научный сотрудник Института
и образовательной информатики ФИЦ «Информатика
управление» Российской академии наук
Уваров Павел Юрьевич,
доктор исторических наук, профессор, член-корреспондент РАН,
и заведующий Отделом западноевропейского средневековья
раннего нового времени Института всеобщей истории РАН
Чубарьян Александр Оганович,
академик РАН, доктор исторических наук,
директор Института всеобщей истории РАН
Штольценберг Юрген,
доктор философии, профессор, кафедра истории философии,
Университет Мартина Лютера, Галле-Виттенберг (Германия)
Мнение Редакционной коллегии по материалам дискуссионного характера может
не совпадать с мнением авторов
ГЛАВНЫЙ
РЕДАКТОР
Каракозов
Сергей
Дмитриевич,
доктор педагогических
наук, профессор,
проректор МПГУ
РЕДАКЦИОННАЯ
КОЛЛЕГИЯ
С.С. Бойко
И.А. Бубнова
А.А. Веряев
О.В. Воробьева
Н.Ю. Гвоздецкая
М.А. Гончаров
И.Н. Грифцова
Е.Ю. Лазарева
Е.А. Леванова
С.И. Маловичко
Ф.В. Николаи
Н.А. Николина
Е.А. Никулина
Н.И. Рыжова
С.Б. Серякова
В.А. Славина
Л.А. Трубина
А.В. Хазина
Ответственный
редактор
О.В. Воробьева
Дизайнер
Н.И. Лисова
© МПГУ, 2019
Общероссийский
научный журнал
о мире образования
20191
часть 2
Подписной индекс журнала
по Объединенному каталогу
«Пресса России» — 85009
Учредитель: Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего образования «Московский педагогический
государственный университет»
В.Е. Цибульникова
В.Д. Янченко
Стр.239
PREPODAVATEL ХХIVEK
Russian
Journal
of Education
ISSN 2073-9613
The journal was founded in 2003
Published quaterly
Issued in 2 volumes
Founder:
Publisher:
EDITORIAL COUNCIL
Mark Ya. Bloch, ScD (Philology), Professor, Chairman,
English grammar Department, Moscow Pedagogical State
University, Honoraty Member of Russian Academy
of Natural Sciences, Honoraty Member of International
Academy of Sciences in Pedagogical Education
Valery Z. Demyankov, ScD (Philology), Professor, Deputy
Director, Institute of Linguistics, Russian Academy of Sciences
Alexander A. Kuznetsov, Academician, Russian Academy
of Education, ScD (Pedagogy), Acting Vice-President, Russian
Academy of Education
Mikhail L. Levitsky, Academician, Russian Academy of Education,
ScD (Pedagogy), Professor, Director, Institute of Management,
Moscow City Pedagogical University
Theresa Muryn (Poland), ScD, Professor, French Philology,
Krakow Pedagogical University
Yury A. Petrov, ScD (History), Director, Institute of Russian
History, Russian Academy of Sciences
Ivanka Popova-Veleva (Bulgaria), PhD in Philology,
Romance Philology Department, St Cyril and St Methodius
University, Veliko Turnovo
Nikolay M. Rogozhin, ScD (History), Professor, Director,
Center of Russian Feudalism History, Institute of Russian
History, Russian Academy of Sciences
Alexander O. Chubaryan, Academician, Russian Academy
of Sciences, ScD (History), Director, Institute of World
History, Russian Academy of Sciences
Jurgen Stoltzenberg, (Germany), ScD (Philosophy),
Professor, History of Philosophy Department,
Martin Luther University, Halle-Wittenberg
Alexander Yu. Uvarov, ScD (Pedagogy), Professor,
Chief Researcher, Institute of Educational Informatics,
Federal Research Center “Informatics and Management”,
Russian Academy of Science
Pavel Yu. Uvarov, ScD (History), Professor, Corresponding Member,
Russian Academy of Sciences, Head of the Department
of West European Middle Ages and Early Modern Times,
Institute of General History, Russian Academy of Sciences
EDITORIN-CHIEF
Karakozov
Sergey
Dmitrievich,
Dr. of Science
(Pedagogics),
Professor,
Vice-rector of MPSU
EDITORIAL
BOARD
S.S. Boiko
I.A. Bubnova
A.A. Veryaev
O.V. Vorobyova
N.Yu. Gvozdetskaya
M.A. Goncharov
I.N. Griftsova
E.Yu. Lazareva
E.A. Levanova
S.I. Malovichko
F.V. Nikolai
N.A. Nikolina
E.A. Nikulina
N.I. Ryzhova
S.B. Seryakova
V.A. Slavina
L.A. Trubina
A.V. Khazina
V.E. Tsibulnikova
V.D. Yanchenko
Executive
editor
O.V. Vorobyova
Designer
N.I. Lisova
© MSPU, 2019
2019 1
vol. 2
Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education
“Moscow Pedagogical State University”
Moscow Pedagogical State University
The journal has been included in the List of the leading peer-reviewed scientific journals
and periodicals recommended for the publication of the results of the dissertations
submitted for academic degrees
Стр.240
СОДЕРЖАНИЕ
Научные специальности и соответствующие им отрасли науки, по которым издание включено
в Перечень рецензируемых научных журналов ВАК РФ:
10.02.00 – Языкознание (10.02.01; 10.02.02; 10.02.03; 10.02.04; 10.02.05; 10.02.19; 10.02.20;
10.02.22)
07.00.00 – Исторические науки и археология (07.00.02; 07.00.06; 07.00.09; 07.00.10; 07.00.15)
13.00.00 – Педагогические науки (13.00.01; 13.00.02; 13.00.04; 13.00.05; 13.00.08)
НАУКА, ОБРАЗОВАНИЕ, КУЛЬТУРА
Юбилей
Каракозов С.Д., Смирнов В.А. К 150-летию со дня рождения
С.А. Чаплыгина .......................................................9
Педагогические науки (13.00.00)
Философия и история образования
Думачева В.А. Система воспитания и образования Вильгельмины
Прусской (1709–1758) .................................................15
Пазенко Е.А. Цели педагогического образования в США и России:
точки сближения .....................................................28
Грибан И.В., Баранов Н.Н. Научить помнить: Великая Отечественная
война в образовательном пространстве Республики Беларусь...............38
Чигинцева О.Н. Модель самореализации личности взрослого
в изобразительной деятельности, характерная для западной культуры........51
Актуальные проблемы образования
Басанова Т.В. Этнокультурный статус субъекта диалога культур
в современных гуманитарных исследованиях .............................70
Петрунева Р.М., Васильева В.Д., Топоркова О.В. Студенческая
молодежь в эпоху цифрового общества..................................77
Болотова Е.Л. О фундаментальности предметной подготовки
обучающихся по образовательным программам естественнонаучной
и математической направленности педагогического вуза . . . . . . . . . . . . . . . . . . .86
Педагогика профессионального образования
Ичетовкина Н.М. Система педагогического наставничества
и сопровождения процесса адаптации выпускников педвуза ................95
Бочкарева Т.Н., Афанасьева Е.В., Воробьева Н.П. Управление
образовательной организацией на основе построения модели
организационной структуры как фактора успешной аттестации
педагогических работников ...........................................104
Содержание и технологии образования
Богданова С.Ю., Каверина О.А. Самостоятельное обучение
в контексте развития критического мышления ...........................112
Зубков А.Д. Обучение профессиональной лексике на материале
массовых открытых онлайн-курсов .....................................121
Иванова Н.В. Метод «Шесть шляп мышления» для развития культуры
иноязычного речевого общения........................................129
1 / 2019
Преподаватель XXВЕК
237
Стр.241
СОДЕРЖАНИЕ
Уманская Т.М. Медико-биологический компонент в подготовке
учителей к инклюзивному образованию.................................138
Полехина Г.Е. Характерные ошибки в решении задач
по теме «Пределы» ..................................................145
Галямова Э.Х. Методические особенности организации процесса
обучения геометрии с учетом когнитивных стилей ........................153
Алексеенко А.В., Алексеенко А.Е., Костин И.В. Педагогические
условия формирования профессиональной компетентности будущих
инженеров в условиях лабораторного практикума ........................159
Социальная педагогика
Колесов В.И., Смолонская А.Н., Смолонский С.И. Значимость семьи
и семейного воспитания в современном социуме .........................171
Язык и образование
Занкова А.А. Преподаватель русского языка как иностранного
в системе неформального образования в онлайн-среде ...................177
Аль-Кадими Махмуд Гази Чаллюб. Дидактические принципы
формирования профессионально-лингвистической компетенции
у студентов первого курса в иракской аудитории .........................187
Сопот Н.А., Еремеева А.П. Обучение орфографии на основе
понимания синтаксических связей и отношений в коммуникативных
структурах речи .....................................................200
Аверьянова Н.А. Фразеологизмы в речи студентов технического вуза ......206
Образование и художественное творчество
Чеканцев П.А. Декоративный натюрморт в живописи как средство
формирования креативного мышления у студентов-дизайнеров ............212
Образование и музыка
Степанидина О.Д., Царькова Е.Г. Зарубежные арии и романсы
в педагогическом репертуаре студентов высших музыкальных
учебных заведений ..................................................217
238
Образование и физическая культура
Добрянская З.И., Обыденников Г.А., Лукьянец Н.В. Пути
совершенствования спортивного мастерства ............................225
ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ НАУКА ВУЗАМ
Исторические науки (07.00.00)
Рыженко В.Г., Демьянов К.В., Наумов С.С. Специфика
«железнодорожных» сегментов культурного пространства
крупного сибирского города (конец XX – начало XXI века):
топонимические признаки и памятная символика.........................243
Наумов С.С. Материалы личных фондов представителей
интеллигенции Омска и Новосибирска как источник по изучению
памяти о прошлом...................................................260
«Земля и Власть в истории России»
Ананченко А.Б., Артамонов Г.А., Болотова Е.Ю., Вдовина Л.Н.,
Маландин В.В., Наумова Г.Р., Петровичева Е.М., Ружицкая И.В.,
Фомин В.В., Цветков В.Ж. Некоторые научные итоги конференции
«Земля и Власть в истории России»....................................275
Преподаватель XXВЕК
1/ 2019
Стр.242
СОДЕРЖАНИЕ
Сидорова Л.А. Миф в советской исторической науке:
генерационный аспект ...............................................288
Воронин В.Е. В.Г. Тюкавкин и отечественная историческая мысль .........298
Лисейцев Д.В. «Взяв с собою… из всяких чинов выборных, крепких
и разумных и постоятельных людей»: состав нижегородской делегации
на Земском соборе 1613 года .........................................309
Новохатко О.В. Частная переписка в России XVII века ...................317
Ерохина О.В. Влияние аграрных реформ второй половины
XIX – начала XX века на жизнь немецких колоний ........................329
Вербицкая О.М. Аграрная политика и положение сельских женщин
в годы рыночных реформ (1990-е годы).................................338
Чураков Д.О. Изучение локальных войн СССР и Российской
Федерации бакалаврами-историками...................................348
Киселев А.Ф. Историческая наука и образование: проблемы синтеза
в практике подготовке учителей истории в МПГУ (1970-е – 2000-е годы) .....357
Филологические науки
Языкознание (10.02.00)
Жорж Т.К. Перевод как связующее звено и фактор сближения ............364
Артюх Е.И. Сравнительные конструкции со специальной лексикой
в произведениях Дж. Арчера и их межъязыковая передача ................372
Мохаммади Мохаммад-Реза, Ахмади Мирейла, Хади Бахарлу,
Джавад Акбари. Типичные ошибки при выборе подходящих русских
эквивалентов частотных исламских терминов в переводах
Священного Корана .................................................379
Матвеева А.А., Мурадова Л.А. Функционирование и семантика
давнопрошедшего времени во французском языке ХХ –
начала ХХI века .....................................................390
Воякина Е.Ю., Зайцева В.В., Мордовина Т.В. Вербализация понятий
из области экономики посредством ономастических метафор ..............399
Аль Саади Алла Шинан. Вопросы социального членения языка:
лингвистическая традиция изучения жаргонной лексики ...................407
Аль-Фоади Р.А., Зарытовская В.Н. Фонограмматическая когниция
в русском и арабском языках: основы флективного когнитивного строя ......419
Момени Шахрам, Ахмади Мирейла. К вопросу обозначения времени
в простом и сложном предложениях предлогами «до», «к», «накануне»,
«перед» и способа их выражения в персидском языке.....................436
Наумова Е.В. Речевое поведение врача-депутата во время
предвыборных дебатов...............................................444
Любимова Е.А. Антивоенное выступление в религиозной проповеди
(на материале романов Арчибальда Джозефа Кронина «Ключи
от царства» (1941) и Грэма Грина «Сила и Слава» (1940)) .................451
Ягенич Л.В. Характеристика англоязычных научных медицинских
монографий XXI века ................................................460
239
1 / 2019
Преподаватель XXВЕК
Стр.243
CONTENTS
SCIENCE, EDUCATION, CULTURE
Anniversary
Karakozov S.D., Smirnov V.A. To the 150th Anniversary of the Birth
of S.A. Chaplygin.......................................................9
Philosophy and History in Education
Dumacheva V.A. The System of Upbringing and Education of Wilhelmina
of Prussia (1709–1758) .................................................15
Pazenko E.A. Goals of Teacher Education in the USA and Russia:
Convergence Points ...................................................28
Griban I.V., Baranov N.N. Teach to Remember: the Great Patriotic War
in the Educational Space of the Republic of Belarus ..........................38
Chigintseva O.N. The Model of Self-Realization of the Personality of Adult
in the Graphic Activity Characteristic for Western Culture ......................51
Modern Education Issues
Basanova T.V. Ethnic Background of the Dialogue of Culture Participants
in Contemporary Humanities Research.....................................70
Petruneva R.M., Vasilyeva V.D., Toporkova O.V. Student in the Era
of Digital Society ......................................................77
240
Bolotova E.L. On the Fundamental Nature of Subject Training of Students
on Educational Programs of Natural-Science and Mathematical Focus
in Pedagogical Higher Education Institutions ................................86
Profession Education Pedagogy
Ichetovkina N.M. The System of Pedagogical Mentoring and Supporting
of the Process of Adaptation of Graduates of Teacher Training Institutes ..........95
Bochkareva T.N., Afanaseva E.V., Vorobyeva N.P. Management
of Educational Institution Based on Building a Model of Organizational
Structure as a Factor of Successful Certification of Teachers ..................104
Education Topics and Techniques
Bogdanova S.Yu., Kaverina O.A. Independent Learning in the Context
of Critical Thinking Development.........................................112
Zubkov A.V. Teaching Professional Vocabulary Using the Content
of Massive Open Online Courses ........................................121
Ivanova N.V. The Method of Six Thinking Hats for Developing CrossCultural
Communication Awareness in the Foreign Language Classroom.........129
Umanskaya T.М. Medical and Biological Components in the Training
of Teachers for Inclusive Education.......................................138
Polehina G.E. Typical Errors in Solving the Problems on the Topic “Limits”.......145
Преподаватель XXВЕК
1/ 2019
Стр.244
CONTENTS
Galyamova E.Kh. Methodological Peculiarities of the Process of Geometry
Teaching Considering the Cognitive Styles.................................153
Alekseenko A.V., Alekseenko A.E., Kostin I.V. Pedagogical Conditions
of Forming Professional Competence of Future Engeneers in Terms
of Laboratory Practical Work ............................................159
Social Pedagogy
Kolesov V.I., Smolonskaya A.N., Smolonskiy S.I. The Importance
of the Family and Family Education in Modern Society .......................171
Education and Language
Zankova A.A. Teacher of Russian as a Foreign Language in the System
of Non-Formal Education in the Online Environment .........................177
A.-K. Mahmood Ghazi Challoob. Didactic Principles of Building
Professional and Linguistic Competence in First-Year Students
in Iraq Class Rooms ..................................................187
Sopot N.A., Eremeeva A.P. Teaching Orthography on the Base
of Understanding of Syntactic Links and Relations...........................200
Averyanova N.A. Phraseological Units in Speech of Students
of Technical Universities ...............................................206
Education and Art
Chekantsev P.A. Decorative Still Life in Painting as a Means of Shaping
Creative Thinking Among Students Future Designers ........................212
Education and Arts
Stepanidyna O.D., Tsarkova E.G. Foreign Arias and Romances
in the Pedagogical Repertoire of the Students of Higher Musical
Educational Institutions ................................................217
Education and Physical Culture
Dobryanskaya Z.I., Obydennikov G.A., Lukyanets N.V. Ways
of Improving Sports Mastery . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .225
FUNDAMENTAL SCIENCE TO HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS
History
Ryzhenko V.G., Demyanov K.V., Naumov S.S. The Specificity
of the Rail Network Segments of the Cultural Space of Major Siberian Town
(The Late 20th and Early 21st Century): Toponymic Indicators
and Commemorative Simbolics..........................................243
Naumov S.S. Materials of the Personal Funds of Omsk and Novosibirsk
Intelligentia as a Source for Studying the Memory of the Past ..................260
“Land and Power in the History of Russia”
Ananchenko A.B., Artamonov G.A., Bolotova E.Yu., Vdovina L.N.,
Malandin V.V., Naumova G.R., Petrovicheva E.M., Ruzhitskaya I.V.,
Fomin V.V., Tsvetkov V.Zh. Some Scientific Results of the Conference
“Land and Power in the History of Russia” .................................275
241
1 / 2019
Преподаватель XXВЕК
Стр.245
CONTENTS
Sidorova L.A. Myth in Soviet Historical Science: The Generational Aspect .......288
Voronin V.Е. V.G. Tyukavkin and Russian Historical Thought .................298
Liseitsev D.V. “Taking with Him... Elected people From All Ranks: Strong
and Wise and Permanent”: The Structure of the Nizhny Novgorod Delegation
at the Zemsky Sobor in 1613 ...........................................309
Novohatko O.V. Private Correspondence in the XVII Century Russia ...........317
Erokhina O.V. Agrarian Reforms of the Second Half of the XIX –
Early XX Centuries and Their Influence on the Life of the German Colonies .......329
Verbitskaya O.M. Agricultural Policy and Rural Women in the Years
of Market Reforms (1990’s).............................................338
Churakov D.O. Study of the Local Wars of the USSR and the Russian
Federation by the Students of the Bachelor’s Degree Programme in History ......348
Kiselev A.F. Historical Science and Education: Problems of Synthesis
in the Practice of Training History Teachers at Moscow Pedagogical State
University (1970s – 2000s) .............................................357
Linguistics
George T.K. Translation as a Connecting Link and Convergence Factor.........364
Artyukh E.I. Comparative Constructions with Specific Vocabulary
in J. Archer’s Works and Their Interlingual Translation........................372
Mohammadi Mohammad-Reza, Ahmadi Mireyla, Baharlou Hadi,
Akbari Javad. Common Mistakes in Choosing the Appropriate Russian
Equivalents for the High Frequency Islamic Terms in the Translations
of the Holy Quran ....................................................379
Matveeva A.A., Muradova L.A. Semantic and Functional Characteristics
of the French Pluperfect in the XX — Early XXI Centuries .....................390
Voyakina E.Yu., Zaitseva V.V., Mordovina T.V. Verbalization of Concepts
from the Field of Economics by Means of Onomastic Metafors . . . . . . . . . . . . . . . . .399
Al Saadi Alla Shinan. Issues of Social Structure of the Language:
Linguistic Traditio of Slang Vocabulary Studying ............................407
242
Raheem A. Al-foadi, Zarytovskаya V.N. Phono-Grammatical Cognition
in Russian and Arabic: The Bases of Inflected Cognitive System ...............419
Momeni Shahram, Ahmadi Mireyla. To the Question of Designating Time
in Simple and Complex Sentences with Prepositions «до», «к», «накануне»,
«перед» and the Way They are Expressed in Persian Language ...............436
Naumova E.V. Speech Behavior of a Doctor-Parliamentary Deputy
During the Election Debates ............................................444
Lyubimova E.A. Anti-War Speech in Religious Preaching (On the Material
of the Novels “Keys of the Kingdom” by Archibald Joseph Cronin (1941)
and “The Power and the Glory” by Graham Greene (1940)) ...................451
Yagenich L.V. Characteristics of English Scientific Medical Monographies
of the XXI Century ....................................................460
Преподаватель XXВЕК
1/ 2019
Стр.246