ISSN 1819-463X
Наука и Школа
№ 5, 2019
ОбщерОссийский
научнО-педагОгический журнал
Редакционный совет:
Дронов В. П. (главный редактор), первый проректор МПГУ,
доктор географических наук, профессор, академик РАО
Бозиев Р. С., главный редактор научно-теоретического журнала РАО «Педагогика»,
доктор педагогических наук, профессор
Гольдберг Э. А., директор Института нейронаук А. Р. Лурии (США), PhD
Гончаров М. А., директор Института «Высшая школа образования» МПГУ,
доктор педагогических наук, доцент
Джуринский А. Н., профессор Кафедры теории и практики начального
образования Института детства МПГУ, доктор педагогических наук, профессор,
академик РАО
Дин Дэкэ, заместитель председателя Ассоциации по науке и технике провинции
Шэньси, КНР, PhD
Масанао Такеда, профессор Университета Хаккай-Такуен, Саппоро (Япония), PhD,
иностранный член РАО
Мясников В. А. главный научный сотрудник ФГБНУ «Институт стратегии
развития образования РАО», доктор педагогических наук, профессор, академик РАО
Панкова Н. Б., ведущий научный сотрудник лаборатории полисистемных
исследований НИИ Общей патологии и патофизиологии РАМН,
доктор биологических наук, профессор
Полонский В. М., главный научный сотрудник ФГБНУ «Институт стратегии
развития образования РАО», доктор педагогических наук, профессор,
член-корреспондент РАО
Розов Н. Х., декан Факультета педагогического образования МГУ
им М. В. Ломоносова, доктор физико-математических наук, профессор,
член-корреспондент РАО
Чертов В. Ф., заведующий Кафедрой методики преподавания литературы МПГУ,
доктор педагогических наук, профессор
Стр.3
Редколлегия:
Новичков В. Б. (заместитель главного редактора), доцент Института «Высшая школа
образования» МПГУ, кандидат педагогических наук, доцент
Абашева Д. В., профессор Кафедры русской классической литературы Института
филологии МПГУ, доктор филологических наук, профессор
Агеносов В. В., заслуженный деятель науки РФ, профессор кафедры истории
журналистики и литературы ИМПЭ им. А. С. Грибоедова, академик РАЕН, Петровской
академии наук и искусств, доктор филологических наук, профессор
Аргунова М. В., профессор кафедры дошкольного и начального образования ГАОУ ДПО
МЦРКПО, кандидат биологических наук, доктор педагогических наук, профессор
Арзамасцева И. Н., профессор Кафедры русской литературы XX–XXI веков Института
филологии МПГУ, доктор филологических наук, доцент
Бондарев А. П., заведующий кафедрой отечественной и зарубежной литературы
переводческого факультета МГЛУ, доктор филологических наук, профессор
Готовцева А. Г., профессор факультета журналистики Института Массмедиа РГГУ,
доктор филологических наук, доцент
Егупова М. В., профессор Кафедры теории и методики обучения математике
и информатике Института математики и информатики МПГУ,
доктор педагогических наук, доцент
Жигорева М. В., профессор Кафедры инклюзивного образования и сурдопедагогики
Института детства МПГУ, доктор педагогических наук, профессор
Ильченко Н. М., заведующий кафедрой русской и зарубежной филологии НГПУ
им. К. Минина, доктор филологических наук, профессор
Ким Т. К., заведующий Кафедрой теоретических основ физической культуры и спорта
МПГУ, доктор педагогических наук, доцент
Князев В. Н., профессор Кафедры философии Института социально-гуманитарного
образования МПГУ, доктор философских наук, профессор
Короткова М. В., профессор Кафедры методики преподавания истории Института
истории и политики МПГУ, руководитель творческой лаборатории «Музейная
педагогика», кандидат педагогических наук, доктор исторических наук, доцент
Кузьменко Г. А., профессор Кафедры теоретических основ физической культуры
и спорта МПГУ, доктор педагогических наук, доцент
Мескин В. А., профессор кафедры русской и зарубежной литературы филологического
факультета РУДН, доктор филологических наук, профессор
Никола М. И., заведующий Кафедрой всемирной литературы Института филологии
МПГУ, доктор филологических наук, профессор
Речицкая Е. Г., профессор Кафедры инклюзивного образования и сурдопедагогики
Института детства МПГУ, кандидат педагогических наук, профессор
Рыжов А. Н. заведующий Кафедрой педагогики Института «Высшая школа образования»
МПГУ, доктор педагогических наук, профессор
Сибгатуллина А. Т., главный научный сотрудник Отдела литературы народов
Российской Федерации и СНГ ИМЛИ им. А. М. Горького РАН, ведущий научный
сотрудник отдела истории Востока Института востоковедения РАН,
доктор филологических наук, профессор
Стр.4
Славина В. А., заведующий Кафедрой журналистики и медиакоммуникаций Института
журналистики, коммуникации и медиаобразования МПГУ, доктор филологических наук,
профессор
Солдаткина Я. В., профессор Кафедры русской литературы XX–XXI веков Института
филологии МПГУ, доктор филологических наук, доцент
Уваров А. Ю., и.о. заведующего отделом содержания образования и проектирования
образовательных процессов Федерального исследовательского центра «Информатика и
управление» РАН, доктор педагогических наук, профессор
Урюпин И. С., профессор Кафедры русской литературы XX–XXI веков Института
филологии МПГУ, доктор филологических наук
Филатова Ю. О., профессор Кафедры логопедии Института детства МПГУ,
доктор педагогических наук, профессор
Черемных Г. В., профессор Кафедры декоративного искусства и художественных
ремесел Художественно-графического факультета Института изящных искусств МПГУ,
кандидат педагогических наук, доцент
Состав редакции:
Выпускающий редактор Г. В. Альперина
Переводчик М. А. Геворкова
Дизайн, верстка Н. И. Лисовой
Издание зарегистрировано в Комитете РФ по печати.
Свидетельство о регистрации № 014427 от 1 февраля 1996 г.
Адрес редакции: 119571, Москва, пр-т Вернадского, д. 88, комн. 446
Телефон/факс: 8 (499) 730-38-61, e-mail: naukaishkola@mail.ru
Сайт журнала: www.nauka-i-shkola.ru
© МПГУ, 2019
С требованиями к предоставляемым материалам и сопутствующей информацией
можно ознакомиться на сайте журнала
www.nauka-i-shkola.ru
Стр.5
Science and School
№ 5, 2019
All-RussiAn
scientific And PedAgogicAl JouRnAl
Editorial Board:
Dronov V. P., Editor -in -Chief, First Vice -rector, Moscow Pedagogical State University,
ScD in Geography, Professor, Member of Russian Academy of Education
Boziev R. S., Editor-in- Chief of the Journal “Pedagogics”, ScD in Education, Professor
Dzhurinsky A. N., Professor, Institute of the Childhood, Moscow Pedagogical State
University, ScD in Education, Academician, Russian Academy of Education
Ding Deke, Assistant Chairman, Science and Technology Association of Shaanxi Province
(China), PhD
Goldberg E. A., Director, Luria Neuroscience Institute, PhD
Goncharov M. A., director of the Institute “Higher School of Education”, Moscow Pedagogical
State University, ScD in Education
Masanao Takeda, Professor, University of Hakkai-Takuen, Sapporo (Japan), PhD, foreign
member of Russian Academy of Education
Myasnikov V. A., Chief Researcher, Institute for Strategy of Education Development of
the Russian Academy of Education, ScD in Education, Academician, Russian Academy of
Education
Pankova N. B., Chief Researcher, Laboratory of Polysystem Research, Institute of General
Pathology and Pathophysiology, Russian Academy of Medical Sciences, ScD in Biology
Polonskiy V. M., Chief Researcher, Institute for Strategy of Education Development of
the Russian Academy of Education, ScD in Education, Corresponding Member of Russian
Academy of Education
Rozov N. Kh., Dean, Pedagogical Education Faculty, Lomonosov Moscow State University,
ScD in Physics and Mathematics, Professor
Chertov V. F., Chairperson, Methods of Teaching Literature Department, Moscow
Pedagogical State University, ScD in Education, Professor
Стр.6
Editorial Team:
Novichkov V. B., Deputy Editor-in-Chief, Associate Professor, Institute “Higher School of
Education”, Moscow Pedagogical State University, PhD in Education, Associate Professor
Abasheva D. V., Professor, Russian Classical Literature Department, Institute of Philology,
Moscow Pedagogical State University, ScD in Philology, Professor
Agenosov V. V., Honored Scientist, Professor, History of Journalism and Literature
Department, A.S. Griboedov Institute of International Law and Economics, Academician,
Russian Academy of Natural Sciences, Peter’s Academy of Sciences and Arts, ScD in
Philology, Professor
Argunova M. V., Professor, Preschool and Primary Education Department, Moscow Center
of human resource evolution of education sphere, ScD in Education, PhD in Biology, Professor
Arzamastseva I. N., Professor, Russian Literature of the XX–XXI centuries Department,
Institute of Philology, Moscow Pedagogical State University, ScD in Philology, Associate
Professor
Bondarev A. P., Chairperson, Domestic and Foreign Literature Department, Moscow State
Linguistic University, ScD in Philology, Professor
Gotovtseva A. G., Professor, Journalism Faculty, Institute of Mass media, Russian State
University for the Humanities, ScD in Philology, Associate Professor
Egupova M. V., Professor, Elementary Mathematics and Methods of Teaching Mathematics
Department, Moscow Pedagogical State University, ScD in Education
Zhigoreva M. V., Professor, Inclusive Education and Surdopedagogy Department, Institute
of Childhood, Moscow Pedagogical State University, ScD in Education, Professor
Ilchenko N. M., Chairperson, Russian and Foreign Philology Department, K. Minin Nizhny
Novgorod State Pedagogical University, ScD in Philology, Professor
Kim T. K., Chairperson, Theoretical Foundations of Physical Culture and Sport Department,
Moscow Pedagogical State University, ScD in Education, Associate Professor
Knyazev V. N., Professor, Philosophy Department, Moscow Pedagogical State University,
ScD in Philosophy, Professor
Korotkova M. V., Professor, Methods of Teaching History Department, Moscow Pedagogical
State University, ScD in History, Associate Professor
Kuzmenko G. A., Deputy Chairperson, Theoretical Bases of Physical Training and Sports
Department, Moscow Pedagogical State University, ScD in Education, Associate Professor
Meskin V. А., Professor, Russian and Foreign Literature Department, Philology Faculty, the
Peoples’ Friendship University of Russia, ScD in Philology, Professor
Nicola M. I., Chairperson, World Literature Department, Institute of Philology, Moscow
Pedagogical State University, ScD in Philology, Professor
Rechitskaya E. G., Professor, Inclusive Education and Surdopedagogy Department, Moscow
Pedagogical State University, PhD in Education, Professor
Ryzhov A. N., Chairperson, Pedagogy Department, Institute “Higher School of Education”,
Moscow Pedagogical State University, ScD in Education, Professor
Sibgatullina A. T., Senior Researcher, Department of Literature of the Peoples of the
Russian Federation and the CIS, A. M. Gorky Institute of World Literature, Russian Academy
of Sciences, Leading Researcher, Department of Oriental History, Institute of Oriental
Studies, Russian Academy of Sciences, ScD in Philology, Professor
Slavina V. A., Chairperson, Journalism and Media Communications Department, Institute
of Journalism, Communication and Media Education, Moscow Pedagogical State University,
Стр.7
Doctor of Philology, Professor
Soldatkina Ya. V., Professor, Russian Literature of the XX–XXI centuries Department,
Institute of Philology, Moscow Pedagogical State University, ScD in Philology, Associate
Professor
Uryupin I. S., Professor, Russian Literature of the XX–XXI centuries Department, Institute
of Philology, Moscow Pedagogical State University, ScD in Philology
Uvarov A. Yu., Senior Researcher, Federal Research Center “Informatics and Management”,
Russian Academy of Sciences, ScD in Education, Professor
Filatova Yu. O., Professor, speech therapy Department, Institute of Childhood, Moscow
Pedagogical State University, ScD in Education, Professor
Cheremnykh G. V., Professor, Decorative Applied Arts Department, Moscow Pedagogical
State University, PhD in Education, Associate Professor
Editorial staff:
Executive editor G. V. Alperina
Translator M. A. Gevorkova
Design and layout N. I. Lisova
The issue is registered in the State Press Committee of the Russian Federation.
Certificate of registration № 014427 of 1 February 1996
Editorial office: 119571, Moscow, Vernadskogo avenue, House 88, Office 446
Telephone/Fax: 8 (499) 730-38-61, e-mail: naukaishkola@mail.ru
Website: www.nauka-i-shkola.ru
© MPGU, 2019
Точка зрения авторов наших публикаций не обязательно совпадает
с позицией редакции. Авторы статей несут полную ответственность за точность
приводимой информации, цитат, ссылок и списка использованной литературы.
Перепечатка материалов, опубликованных в журнале, невозможна
без письменного разрешения редакции.
Подписано в печать 30.10.2019. Формат 70х100/16. Тираж 1000 экз.
Усл. печ. л. 15.
Стр.8
Содержание
Журнал входит в перечень ведущих рецензируемых научных журналов, включенных
Высшей аттестационной комиссией Министерства науки и высшего образования
Российской Федерации в список изданий, рекомендуемых для опубликования основных
научных результатов диссертаций на соискание ученой степени доктора и кандидата
наук по следующим научным специальностям:
13.00.00 – Педагогические науки:
13.00.01 Общая педагогика, история педагогики и образования;
13.00.02 Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уров13.00.03
ням образования);
13.00.08 Теория и методика профессионального образования.
Коррекционная педагогика (сурдопедагогика, тифлопедагогика,
олигофренопедагогика и логопедия);
Литературоведение (10.01.00)
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТЕКСТ: ИЗУЧЕНИЕ И ПРЕПОДАВАНИЕ
Владимирова Т. Н., Морозов Р. П. Вопросы классификации
художественно-публицистических жанров в науке о журналистике
Акимова А. С. «Костры горели всю ночь…»: о работе А Н Толстого
над романом «Петр Первый»
Баталова Д. А., Сапожков С. В. О некоторых философских
источниках «мэонизма» Н Минского (трактат «При свете совести:
мысли и мечты о цели жизни»)
Шаряфетдинов Р. Х. Изображение детства и юности в татарской
литературе Средневековья и современности
Педагогические науки (13.00.00)
ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Лубков А. В. Педагогическое образование России: современное
состояние, опыт, проблемы и перспективы
Кащук С. М. Насколько реальны компетенции в роли современной
цели языкового образования?
Наумчик В.Н. Генезис педагогической эргономики в системе образования
Ходякова Л. А. Интерактивное занятие внеурочной деятельности
«Язык – наивысшая ценность культуры» как подготовка к итоговой
аттестации школьников
Бачина О. В. Использование модульного и контекстного обучения
в направлении «специальное (дефектологическое) образование»
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА
Матюшкина М. Д., Белоусов К. Ю. Репетиторство в оценках
педагогов школ Санкт-Петербурга
Ерофеева А. А. Актуальные проблемы обучения языку специальности
на довузовских занятиях по русскому языку как иностранному
Шапошникова Т. Д., Зианшина Р. И. Гуманистические идеи ислама:
взаимодействие светского и религиозного компонентов на примере
реализации курса «Основы исламской культуры» в школе
Наука и Школа № 5’2019
88
98
106
7
41
50
58
64
75
11
16
20
34
Стр.9
Содержание
Окулова Л. П. Эргономическая культура будущих педагогов
как условие новой образовательной среды
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
Алабина Т. В., Шевырева Т. В. Развитие представлений
о растительном мире у дошкольников с нарушениями интеллекта
Ли Цзяци. Особенности работы с безэквивалентной лексикой
на занятиях по русскому языку как иностранному
в китайской аудитории
Кургаева О. Л. Принципы выстраивания индивидуального учебного
сопровождения студентов в процессе самостоятельной
иноязычной деятельности
Фирстова Н. И. Обучение решению алгебраических уравнений
методом замены переменной
Смирнова А. А. Технология конструирования творческих заданий
с учащимися на уроках математики
Скуйбедина О. Н., Кобзева О. В., Федорова Е. Л. Методический
аспект обучения юридическому дискурсу студентов в неязыковом вузе
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОИСК
Бердиева М. А. Вопросы формирования профессиональной
компетентности в работе над стилями речи при обучении русскому языку
Шаповалова О. Е. Изучение воображения умственно отсталых детей
Суханова Н. П. Детская философия и преподавание философии детям
Савиных Г. П. Фактор правового регулирования внутренней
системы оценки качества общего образования
Ростовцев А. С. Развитие гибкости мышления старшеклассников
при решении задач, связанных с числами Бернулли
СЛОВО ПРЕДОСТАВЛЯЕТСЯ
Борзова Е. С. Социальные сети – действенный инструмент
в работе педагога
Петкевич А. Н. Развитие познавательной активности
при использовании многоуровневой системы средств обучения
на уроках биологии в профильных классах
Шумейко Т. Н. Принципы обучения иноязычной просветительской
деятельности будущих инженеров
НАШИ ПРЕЗЕНТАЦИИ
Романова Н. Н., Летягова Т. В. Отзыв на книгу А Д Дейкиной
«Аксиологическая методика преподавания русского языка»
М : МПГУ, 2019
Полтавец Е. Ю. История идей как новый учебник
по литературоведению
228
232
205
209
217
171
179
185
191
196
123
131
136
144
156
164
115
8
Наука и Школа № 5’2019
Стр.10
Contents
Literary Studies (10.01.00)
LITERARY TEXT: LEARNING AND TEACHING
Vladimirova T. N., Morozov R. P. Issues of classifying artistic
and publicistic genres in journalism
Akimova A. S. “Bonfires were burning all night ”: about A N Tolstoy’s
work on the novel “Peter the Great”
Batalova D. A., Sapozhkov S. V. Some of the philosophical sources
of N Minsky’s “meonism” (treatise With the Light of Conscience: thoughts
and dreams about the purpose of life)
Sharyafetdinov R. Kh. Image of childhood and youth in the Tatar
literature of the Middle Ages and the Present
Pedagogics (13.00.00)
PROBLEMS OF PEDAGOGICAL EDUCATION
Lubkov A. V. Pedagogical education of Russia: current state, experience,
problems and prospects
Kashchuk S. M. Truth behind competences as current goals
for linguistic education
Naumchik V. N. Genesis of pedagogical ergonomics in the education system
Khodiakova L. A. Interactive extracurricular activities “Language –
the highest value of culture” as a preparation for the students’ final
certification
Bachina O. V. Using modular and contextual teaching in “special
(defectological) education”
EDUCATIONAL STANDARDS AND PEDAGOGICAL PRACTICE
Matyushkina M. D., Belousov K. Yu. Tutoring in the assessments
of teachers in schools of Saint-Petersburg
Erofeeva A. A. Current problems of teaching a language of specialty
in pre-university classes of the Russian as a foreign language
Shaposhnikova T. D., Zianshina R. I. Humanistic ideas of Islam:
interaction of secular and religious components on the example
of implementing the course “Foundations of Islamic culture” at school
Наука и Школа № 5’2019
88
98
106
9
41
50
58
64
75
11
16
20
34
Стр.11
Contents
Okulova L. P. Ergonomic culture of future teachers as a condition
of a new educational environment
PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES
Alabina T. V., Shevyreva Т. V. Development of ideas about the natural
world in preschoolers with intellectual disabilities
Li Jiaqi. Specifics of working with non-equivalent vocabulary
within the course of teaching Russian as a foreign language
with the Chinese learners
Kurgaeva O. L. Principles of building individual educational support
of students in the process of independent foreign language activity
Firstova N. I. Training technique for solving algebraic equations
with the method of replacing a variable
Smirnova A. A. Technology of creative tasks design with students
at the lessons of mathematics
Skuybedina O. N., Kobzeva O. V., Fedorova E. L. Methodological
aspect of teaching legal discourse to non-linguistic university students
PEDAGOGICAL SEARCH
Berdiyeva M. A. Formation of professional competence when working
on speech styles in teaching the Russian language
Shapovalova O. E. Studying the imagination of mentally retarded children
Sukhanova N. P. Children’s philosophy and teaching philosophy to children
Savinykh G. P. The factor of legal regulation of the internal system
of General education quality assessment
Rostovtsev A. S. Developing the thinking flexibility of high school
students when solving problems related to Bernoulli numbers
THE FLOOR IS GIVEN....
Borzova E. S. Social networks – an effective tool in teacher’s work
Petkevich A. N. Development of cognitive activity using a multi-level
system of teaching tools in biology lessons in specialized classes
Shumeyko T. N. Principles of teaching foreign educational activity
to future engineers
OUR PRESENTATIONS
Romanova N. N., Letyagova T. V. Review on A D Deikina’s book
“Axiological Methods of teaching the Russian language” M : MPGU, 2019
Poltavets E. Yu. The history of ideas as a new text-book on literary criticism
228
232
171
179
185
191
196
205
209
217
123
131
136
144
156
164
115
10
Наука и Школа № 5’2019
Стр.12