ISSN 1819-463X
Наука и Школа
№ 4, 2019
ОбщерОссийский
научнО-педагОгический журнал
Редакционный совет:
Дронов В. П. (главный редактор), первый проректор МПГУ,
доктор географических наук, профессор, академик РАО
Бозиев Р. С., главный редактор научно-теоретического журнала РАО «Педагогика»,
доктор педагогических наук, профессор
Гольдберг Э. А., директор Института нейронаук А. Р. Лурии (США), PhD
Гончаров М. А., директор Института «Высшая школа образования» МПГУ,
доктор педагогических наук, доцент
Джуринский А. Н., профессор Кафедры теории и практики начального
образования Института детства МПГУ, доктор педагогических наук, профессор,
академик РАО
Дин Дэкэ, заместитель председателя Ассоциации по науке и технике провинции
Шэньси, КНР, PhD
Лукацкий М. А., главный научный сотрудник ФГБНУ «Институт стратегии
развития образования РАО», доктор педагогических наук, кандидат философских
наук, профессор, член-корреспондент РАО
Масанао Такеда, профессор Университета Хаккай-Такуен, Саппоро (Япония), PhD,
иностранный член РАО
Мясников В. А. главный научный сотрудник ФГБНУ «Институт стратегии
развития образования РАО», доктор педагогических наук, профессор, академик РАО
Панкова Н. Б., ведущий научный сотрудник лаборатории полисистемных
исследований НИИ Общей патологии и патофизиологии РАМН,
доктор биологических наук, профессор
Полонский В. М., главный научный сотрудник ФГБНУ «Институт стратегии
развития образования РАО», доктор педагогических наук, профессор,
член-корреспондент РАО
Розов Н. Х., декан Факультета педагогического образования МГУ
им М. В. Ломоносова, доктор физико-математических наук, профессор,
член-корреспондент РАО
Чертов В. Ф., заведующий Кафедрой методики преподавания литературы МПГУ,
доктор педагогических наук, профессор
Стр.3
Редколлегия:
Новичков В. Б. (заместитель главного редактора), доцент Института «Высшая школа
образования» МПГУ, кандидат педагогических наук, доцент
Абашева Д. В., профессор Кафедры русской классической литературы Института
филологии МПГУ, доктор филологических наук, профессор
Агеносов В. В., заслуженный деятель науки РФ, профессор кафедры истории
журналистики и литературы ИМПЭ им. А. С. Грибоедова, академик РАЕН, Петровской
академии наук и искусств, доктор филологических наук, профессор
Аргунова М. В., профессор кафедры дошкольного и начального образования ГАОУ ДПО
МЦРКПО, кандидат биологических наук, доктор педагогических наук, профессор
Арзамасцева И. Н., профессор Кафедры русской литературы XX–XXI веков Института
филологии МПГУ, доктор филологических наук, доцент
Бондарев А. П., заведующий кафедрой отечественной и зарубежной литературы
переводческого факультета МГЛУ, доктор филологических наук, профессор
Волоскова Н. Н., профессор кафедры клинической психологии, факультета
медико-биологического и гуманитарного образования ФГБОУ ВО «Ставропольский
государственный медицинский университет», кандидат педагогических наук,
доктор психологических наук, профессор
Готовцева А. Г., профессор факультета журналистики Института Массмедиа РГГУ,
доктор филологических наук, доцент
Егупова М. В., профессор Кафедры теории и методики обучения математике
и информатике Института математики и информатики МПГУ,
доктор педагогических наук, доцент
Жигорева М. В., профессор Кафедры инклюзивного образования и сурдопедагогики
Института детства МПГУ, доктор педагогических наук, профессор
Ильченко Н. М., заведующий кафедрой русской и зарубежной филологии НГПУ
им. К. Минина, доктор филологических наук, профессор
Ким Т. К., заведующий Кафедрой теоретических основ физической культуры и спорта
МПГУ, доктор педагогических наук, доцент
Князев В. Н., профессор Кафедры философии Института социально-гуманитарного
образования МПГУ, доктор философских наук, профессор
Короткова М. В., профессор Кафедры методики преподавания истории Института
истории и политики МПГУ, руководитель творческой лаборатории «Музейная
педагогика», кандидат педагогических наук, доктор исторических наук, доцент
Кузьменко Г. А., профессор Кафедры теоретических основ физической культуры
и спорта МПГУ, доктор педагогических наук, доцент
Мескин В. А., профессор кафедры русской и зарубежной литературы филологического
факультета РУДН, доктор филологических наук, профессор
Никола М. И., заведующий Кафедрой всемирной литературы Института филологии
МПГУ, доктор филологических наук, профессор
Речицкая Е. Г., профессор Кафедры инклюзивного образования и сурдопедагогики
Института детства МПГУ, кандидат педагогических наук, профессор
Рыжов А. Н. заведующий Кафедрой педагогики Института «Высшая школа образования»
МПГУ, доктор педагогических наук, профессор
Стр.4
Сибгатуллина А. Т., главный научный сотрудник Отдела литературы народов
Российской Федерации и СНГ ИМЛИ им. А. М. Горького РАН, ведущий научный
сотрудник отдела истории Востока Института востоковедения РАН,
доктор филологических наук, профессор
Славина В. А., заведующий Кафедрой журналистики и медиакоммуникаций Института
журналистики, коммуникации и медиаобразования МПГУ, доктор филологических наук,
профессор
Солдаткина Я. В., профессор Кафедры русской литературы XX–XXI веков Института
филологии МПГУ, доктор филологических наук, доцент
Уваров А. Ю., и.о. заведующего отделом содержания образования и проектирования
образовательных процессов Федерального исследовательского центра «Информатика и
управление» РАН, доктор педагогических наук, профессор
Урюпин И. С., профессор Кафедры русской литературы XX–XXI веков Института
филологии МПГУ, доктор филологических наук
Филатова Ю. О., профессор Кафедры логопедии Института детства МПГУ,
доктор педагогических наук, профессор
Черемных Г. В., профессор Кафедры декоративного искусства и художественных
ремесел Художественно-графического факультета Института изящных искусств МПГУ,
кандидат педагогических наук, доцент
Состав редакции:
Выпускающий редактор Г. В. Альперина
Переводчик М. А. Геворкова
Дизайн, верстка Н. И. Лисовой
Издание зарегистрировано в Комитете РФ по печати.
Свидетельство о регистрации № 014427 от 1 февраля 1996 г.
Адрес редакции: 119571, Москва, пр-т Вернадского, д. 88, комн. 446
Телефон/факс: 8 (499) 730-38-61, e-mail: naukaishkola@mail.ru
Сайт журнала: www.nauka-i-shkola.ru
© МПГУ, 2019
С требованиями к предоставляемым материалам и сопутствующей информацией
можно ознакомиться на сайте журнала
www.nauka-i-shkola.ru
Стр.5
Science and School
№ 4, 2019
All-RussiAn
scientific And PedAgogicAl JouRnAl
Editorial Board:
Dronov V. P., Editor -in -Chief, First Vice -rector, Moscow Pedagogical State University,
ScD in Geography, Professor, Member of Russian Academy of Education
Boziev R. S., Editor-in- Chief of the Journal “Pedagogics”, ScD in Education, Professor
Dzhurinsky A. N., Professor, Institute of the Childhood, Moscow Pedagogical State
University, ScD in Education, Academician, Russian Academy of Education
Ding Deke, Assistant Chairman, Science and Technology Association of Shaanxi Province
(China), PhD
Goldberg E. A., Director, Luria Neuroscience Institute, PhD
Goncharov M. A., director of the Institute “Higher School of Education”, Moscow Pedagogical
State University, ScD in Education
Lukatskiy M. A., Senior Researcher, Institute for Strategy of Education Development of the
Russian Academy of Education, ScD in Education, PhD in Philosophy, corresponding member
of the Russian Academy of Education
Masanao Takeda, Professor, University of Hakkai-Takuen, Sapporo (Japan), PhD, foreign
member of Russian Academy of Education
Myasnikov V. A., Chief Researcher, Institute for Strategy of Education Development of
the Russian Academy of Education, ScD in Education, Academician, Russian Academy of
Education
Pankova N. B., Chief Researcher, Laboratory of Polysystem Research, Institute of General
Pathology and Pathophysiology, Russian Academy of Medical Sciences, ScD in Biology
Polonskiy V. M., Chief Researcher, Institute for Strategy of Education Development of
the Russian Academy of Education, ScD in Education, Corresponding Member of Russian
Academy of Education
Rozov N. Kh., Dean, Pedagogical Education Faculty, Lomonosov Moscow State University,
ScD in Physics and Mathematics, Professor
Chertov V. F., Chairperson, Methods of Teaching Literature Department, Moscow
Pedagogical State University, ScD in Education, Professor
Стр.6
Editorial Team:
Novichkov V. B., Deputy Editor-in-Chief, Associate Professor, Institute “Higher School of
Education”, Moscow Pedagogical State University, PhD in Education, Associate Professor
Abasheva D. V., Professor, Russian Classical Literature Department, Institute of Philology,
Moscow Pedagogical State University, ScD in Philology, Professor
Agenosov V. V., Honored Scientist, Professor, History of Journalism and Literature
Department, A.S. Griboedov Institute of International Law and Economics, Academician,
Russian Academy of Natural Sciences, Peter’s Academy of Sciences and Arts, ScD in
Philology, Professor
Argunova M. V., Professor, Preschool and Primary Education Department, Moscow Center
of human resource evolution of education sphere, ScD in Education, PhD in Biology, Professor
Arzamastseva I. N., Professor, Russian Literature of the XX–XXI centuries Department,
Institute of Philology, Moscow Pedagogical State University, ScD in Philology, Associate
Professor
Bondarev A. P., Chairperson, Domestic and Foreign Literature Department, Moscow State
Linguistic University, ScD in Philology, Professor
Voloskova N. N., Professor, Clinical Psychology Department, Biomedical and Humanities
Faculty, Stavropol State Medical University, PhD in Education, ScD in Psychology
Gotovtseva A. G., Professor, Journalism Faculty, Institute of Mass media, Russian State
University for the Humanities, ScD in Philology, Associate Professor
Egupova M. V., Professor, Elementary Mathematics and Methods of Teaching Mathematics
Department, Moscow Pedagogical State University, ScD in Education
Zhigoreva M. V., Professor, Inclusive Education and Surdopedagogy Department, Institute
of Childhood, Moscow Pedagogical State University, ScD in Education, Professor
Ilchenko N. M., Chairperson, Russian and Foreign Philology Department, K. Minin Nizhny
Novgorod State Pedagogical University, ScD in Philology, Professor
Kim T. K., Chairperson, Theoretical Foundations of Physical Culture and Sport Department,
Moscow Pedagogical State University, ScD in Education, Associate Professor
Knyazev V. N., Professor, Philosophy Department, Moscow Pedagogical State University,
ScD in Philosophy, Professor
Korotkova M. V., Professor, Methods of Teaching History Department, Moscow Pedagogical
State University, ScD in History, Associate Professor
Kuzmenko G. A., Deputy Chairperson, Theoretical Bases of Physical Training and Sports
Department, Moscow Pedagogical State University, ScD in Education, Associate Professor
Meskin V. А., Professor, Russian and Foreign Literature Department, Philology Faculty, the
Peoples’ Friendship University of Russia, ScD in Philology, Professor
Nicola M. I., Chairperson, World Literature Department, Institute of Philology, Moscow
Pedagogical State University, ScD in Philology, Professor
Rechitskaya E. G., Professor, Inclusive Education and Surdopedagogy Department, Moscow
Pedagogical State University, PhD in Education, Professor
Ryzhov A. N., Chairperson, Pedagogy Department, Institute “Higher School of Education”,
Moscow Pedagogical State University, ScD in Education, Professor
Sibgatullina A. T., Senior Researcher, Department of Literature of the Peoples of the
Russian Federation and the CIS, A. M. Gorky Institute of World Literature, Russian Academy
of Sciences, Leading Researcher, Department of Oriental History, Institute of Oriental
Studies, Russian Academy of Sciences, ScD in Philology, Professor
Стр.7
Slavina V. A., Chairperson, Journalism and Media Communications Department, Institute
of Journalism, Communication and Media Education, Moscow Pedagogical State University,
Doctor of Philology, Professor
Soldatkina Ya. V., Professor, Russian Literature of the XX–XXI centuries Department,
Institute of Philology, Moscow Pedagogical State University, ScD in Philology, Associate
Professor
Uryupin I. S., Professor, Russian Literature of the XX–XXI centuries Department, Institute
of Philology, Moscow Pedagogical State University, ScD in Philology
Uvarov A. Yu., Senior Researcher, Federal Research Center “Informatics and Management”,
Russian Academy of Sciences, ScD in Education, Professor
Filatova Yu. O., Professor, speech therapy Department, Institute of Childhood, Moscow
Pedagogical State University, ScD in Education, Professor
Cheremnykh G. V., Professor, Decorative Applied Arts Department, Moscow Pedagogical
State University, PhD in Education, Associate Professor
Editorial staff:
Executive editor G. V. Alperina
Translator M. A. Gevorkova
Design and layout N. I. Lisova
The issue is registered in the State Press Committee of the Russian Federation.
Certificate of registration № 014427 of 1 February 1996
Editorial office: 119571, Moscow, Vernadskogo avenue, House 88, Office 446
Telephone/Fax: 8 (499) 730-38-61, e-mail: naukaishkola@mail.ru
Website: www.nauka-i-shkola.ru
© MSPU, 2019
Точка зрения авторов наших публикаций не обязательно совпадает
с позицией редакции. Авторы статей несут полную ответственность за точность
приводимой информации, цитат, ссылок и списка использованной литературы.
Перепечатка материалов, опубликованных в журнале, невозможна
без письменного разрешения редакции.
Подписано в печать 03.09.2019. Формат 70х100/16. Тираж 1000 экз.
Усл. печ. л. 15.
Стр.8
Содержание
Журнал входит в перечень ведущих рецензируемых научных журналов, включенных
Высшей аттестационной комиссией Министерства науки и высшего образования
Российской Федерации в список изданий, рекомендуемых для опубликования основных
научных результатов диссертаций на соискание ученой степени доктора и кандидата
наук по следующим научным специальностям:
13.00.00 – Педагогические науки:
13.00.01 Общая педагогика, история педагогики и образования;
13.00.02 Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уров13.00.03
ням образования);
13.00.08 Теория и методика профессионального образования.
Коррекционная педагогика (сурдопедагогика, тифлопедагогика,
олигофренопедагогика и логопедия);
Литературоведение (10.01.00)
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТЕКСТ: ИЗУЧЕНИЕ И ПРЕПОДАВАНИЕ
Игнатова И. Б., Фольц А. О. Гражданская медиакритика
в Германии: обзор исследований
Черноземова Е. Н. Шуты и шутовство сквозь эпохи: социальный
и эстетический аспекты
Хайруллин Р. З., Галимуллина А. Ф. Художественные особенности
образа А С Пушкина в поэзии Д Кугультинова
Иванова Е. В. Роман Б Васильева «Ярослав и его сыновья»
как символ княжеской воли и доблести
Педагогические науки (13.00.00)
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА
Чертов В. Ф., Журавлев В. П. Расширение диапазона
навигационных функций современного учебника литературы
Петунин О. В. Преемственность и особенности учебноисследовательской
и проектной деятельности обучающихся
на уровне среднего общего образования
Коростелева А. А. Дети с особенностями развития в отечественной
и зарубежной школе через призму современного мониторинга
Лукина С. А. Методика формирования ценностного отношения
к здоровому образу жизни в школах Якутии в процессе обучения биологии
ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Боброва Л. Н., Жигаленко С. Г., Никулова Г. А. Проблемы
когнитивно-ориентированного обучения школьной физике
Крупник В. Ш. Модель функционирования сети социальнопсихологических
классов московских школ
Дроздов С. А. Рекомендации по методике выполнения рисунка
гипсовой головы «Экорше» с плечевым поясом
61
75
85
Калганова Ю. С. Историко-культурный потенциал художественной
ковки как средство формирования общекультурных компетенций бакалавров 94
Наука и Школа № 4’2019
7
36
43
50
56
11
20
28
33
Стр.9
Содержание
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
Гордиенко О. В. Теоретические основы креативного подхода
к развитию лингвометодического мышления студента-филолога
Савиных Н. В. Дискурсивные технологии в формировании
коммуникативных компетенций при обучении иностранных
военнослужащих русскому языку
Бутко Е. Ю., Худжин А. Ю. Электронное обучение как средство
повышения качества математической подготовки обучающихся вуза
(на примере применения компонентов платформы Moodle)
Ульянова И. В. Роль математических задач в обучении
учащихся эвристикам
Гаврилина О. В. Формирование познавательной активности
у младших школьников в условиях внеурочной деятельности
Кузнецова И. А. Роль целостного педагогического процесса
в формировании нравственной устойчивости несовершеннолетних,
отбывающих наказание в местах лишения свободы,
в пенитенциарном учреждении
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОИСК
Крючкова Е. А. Межпредметные экономические понятия
при изучении истории и их согласование с предметом
«Обществознание» в основной школе
Ганем И. В. Влияние французского образования на формирование
образовательной системы Сирии и Ливана
Быкова В. П. Развитие самостоятельной познавательной
деятельности студентов при использовании алгоритмических
предписаний для решения задач по термодинамике
Джафарова О. С. Методические особенности включения
регионального компонента в содержание художественного
образования учеников начальных классов крымских школ
Дементьева С. В., Барциц Р. Ч. Развитие творческих способностей
школьников средствами пластилиновой анимации в системе
дополнительного образования
Гнеушева И. А. Формирование профессиональной мотивации
учащихся старших классов
Кремнева А. С. Проектирование моделей индивидуального
образовательного маршрута для учащихся с признаками одаренности
СЛОВО ПРЕДОСТАВЛЯЕТСЯ
Куркин Е. Б. «Уравновешенная общность» – социокультурная среда
и образование
Ягофарова И. Д. Правовое регулирование профориентации
современной молодежи: вопросы теории и практики
Сотцкова Т. С. Формирование универсальных учебных действий
в ситуациях формирующего оценивания младших школьников
Опарина Е. В. Внеурочная проектная деятельность как фактор
развития социальных навыков сельских школьников
8
211
219
225
232
160
168
176
185
193
199
205
101
116
126
135
144
153
Наука и Школа № 4’2019
Стр.10
Contents
Literary Studies (10.01.00)
LITERARY TEXT: LEARNING AND TEACHING
Ignatova I. B., Folts A. O. Civil Media Criticism in Germany:
a review of research
Chernozemova E. N. Jesters and Buffoonery through the ages: social
and aesthetic aspects
Khayrullin R. Z., Galimullina A. F. Artistic features of A S Pushkin’s
image in D Kugultinov’s poetry
Ivanova E. V. B Vasilyev’s novel „Yaroslav and his sons” as a symbol
of princely will and valor
Pedagogics (13.00.00)
EDUCATIONAL STANDARDS AND PEDAGOGICAL PRACTICE
Chertov V. F., Zhuravlev V. P. Expansion of the range of navigation
functions of modern literature textbooks
Petunin O. V. Continuity and features of educational, research
and project activities of students at the level of secondary education
Korosteleva A. A. Children with peculiarities of development
in the domestic and foreign school through the prism of modern monitoring
Lukina S. A. Methods of forming the values-based attitude towards
the healthy way of life in Yakutsk school in the course of biology
PROBLEMS OF PEDAGOGICAL EDUCATION
Bobrova L. N., Zhigalenko S. G., Nikulova G. A. The problems
of cognitive-oriented physics teaching at school
Krupnik V. Sh. A model of functioning of a network of social
and psychological classes in Moscow schools
Drozdov S. A. Recommendations on the method of performing
the gypsum head „Écorché” drawing with the shoulder girdle
Kalganova Ju. S. Historical and cultural potential of art forging
as a means of forming bachelors’ general cultural competencies
61
75
85
94
Наука и Школа № 4’2019
9
36
43
50
56
11
20
28
33
Стр.11
Contents
PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES
Gordienko O. V. Theoretical basis of a creative approach
to the development of linguistic and methodical thinking
of a student-philologist
Savinykh N. V. Discursive technologies in the formation
of communicative competences when teaching Russian to foreign
military men
Butko E. Yu., Khudzhin A. Yu. E-learning as a means of increasing
the level of teaching mathematics at the university (a case study
of the Moodle platform components application)
Ulyanova I. V. The role of math problems in teaching heuristics
Gavrilina O. V. Formation of cognitive activity in younger students within
extracurricular activities
Kuznetsova I. A. The role of holistic educational process in the formation
of moral stability of minors serving their sentences in places of deprivation
of liberty, in a penitentiary institution
PEDAGOGICAL SEARCH
Kryuchkova E. A. Interdisciplinary economic concepts in the study
of history and their coordination with the basic school subject „Social Studies”
Ganem I. V. The influence of French education on the formation
of the educational system of Syria and Lebanon
Bykova V. P. Students’ independent cognitive activity in using algorithmic
prescriptions for solving problems in thermodynamics
Dzhafarova O. S. Methodological features of the inclusion of the regional
component in the content of art education of primary school children
in Crimea
Dementieva S. V., Barcicz R. Ch. Development of schoolchildren’s
creative abilities by means of clay animation in the system
of additional education
Gneusheva I. A. Forming professional motivation of senior classes students
Kremneva A. S. Designing an individual educational route model
for gifted students
THE FLOOR IS GIVEN....
Kurkin E. B. Balanced Community – Sociocultural Environment
and Education
Yagofarova I. D. Legal regulation of career guidance of modern youth:
theory and practice
Sottskova T. S. Formation of universal learning activities in situations
of primary school students’ formative assessment
Oparina E. V. Extracurricular project activity as a factor
in the development of social skills of rural students
211
219
225
232
160
168
176
185
193
199
205
101
116
126
135
144
153
10
Наука и Школа № 4’2019
Стр.12