ISSN 1819-463X
Наука и Школа
№ 6, 2017
ОбщерОссийский
научнО-педагОгический журнал
Редакционный совет:
Новичков В. Б., главный редактор, доцент Института «Высшая школа образования»
МПГУ, кандидат педагогических наук
Дронов В. П., первый проректор МПГУ, доктор географических наук, профессор,
академик РАО
Бозиев Р. С., главный редактор научно-теоретического журнала РАО «Педагогика»,
доктор педагогических наук, профессор
Глушков А. И., и.о. заведующего кафедрой права ИСГО МПГУ, доктор юридических
наук, профессор
Джуринский А. Н., профессор Института детства МПГУ, доктор педагогических
наук, академик РАО
Ерошин В. И., главный научный сотрудник НИЦ Московского психологосоциального
университета, доктор экономических наук, доктор педагогических
наук, профессор, член-корреспондент РАО
Минин А. Я., заведующий кафедрой уголовно-правовых дисциплин ИСГО МПГУ,
доктор юридических наук, профессор
Молчанов А. В., профессор кафедры «Экономические и финансовые расследования»
Высшей школы государственного аудита (факультет) МГУ им. М. В. Ломоносова
Панкова Н. Б., ведущий научный сотрудник лаборатории полисистемных
исследований НИИ общей патологии и патофизиологии РАМН, доктор
биологических наук
Райзберг Б. А., главный научный сотрудник Всероссийской академии внешней
торговли, доктор экономических наук, доктор технических наук, профессор
Розов Н. Х., декан факультета педагогического образования МГУ
им М. В. Ломоносова, доктор физико-математических наук, профессор
Хабибулин А. Г., заведующий кафедрой «Экономические и финансовые
расследования» Высшей школы государственного аудита (факультет) МГУ
им. М. В. Ломоносова, доктор юридических наук, профессор
Чертов В. Ф., заведующий кафедрой методики преподавания литературы МПГУ,
доктор педагогических наук, профессор
Борис Черни, директор факультета иностранных языков университета г. Кан
(Франция), профессор
Дин Дэкэ, ректор Вэйнаньского педагогического университета, доктор философских
наук, профессор (КНР)
Тассило Кюппер, профессор Университета г. Кёльн (Германия)
Мирослав Машлан, профессор Университета Палацкого (г. Оломоуц, Чехия)
Василиос Фтенакис, профессор Свободного Университета г. Больцано (Италия),
директор Государственного института дошкольного воспитания и исследования
Министерства образования Баварии (Германия)
Стр.3
Редколлегия:
Аргунова М. В., профессор кафедры дошкольного и начального образования Центра
дошкольного и начального образования ГАОУ ВО МИОО, доктор педагогических наук,
кандидат биологических наук
Князев В. Н., профессор кафедры философии МПГУ, доктор философских наук
Короткова М. В., профессор кафедры методики преподавания истории МПГУ, доктор
исторических наук
Кузьменко Г. А., заместитель заведующего кафедрой теоретических основ физической
культуры и спорта МПГУ, кандидат педагогических наук
Кучугурова Н. Д., профессор кафедры элементарной математики и методики обучения
математике МПГУ, доктор педагогических наук
Мусарский М. М., директор Института социально-гуманитарного образования МПГУ,
доктор экономических наук
Нестерова Н. М., и. о. заведующего кафедрой гражданско-правовых дисциплин МПГУ,
кандидат юридических наук
Николаев М. В., доцент кафедры экономической теории и менеджмента МПГУ, кандидат
экономических наук
Речицкая Е. Г., профессор кафедры инклюзивного образования и сурдопедагогики
МПГУ, кандидат педагогических наук
Славина В. А., заведующий кафедрой журналистики и медиакоммуникаций МПГУ,
доктор филологических наук
Уваров А. Ю., профессор кафедры информационных технологий в образовании МПГУ,
доктор педагогических наук
Черемных Г. В., профессор кафедры декоративно-прикладного искусства МПГУ,
кандидат педагогических наук
Чеха В. В., профессор кафедры управления образовательными системами МПГУ,
начальник управления правового и кадрового обеспечения Россотрудничества, кандидат
юридических наук
Ширяева С. В., и. о. заведующего кафедрой теории и истории государства и права МПГУ,
кандидат юридических наук
Состав редакции:
Выпускающий редактор Г. В. Альперина
Переводчик М. А. Геворкова
Дизайн, верстка Н. И. Лисовой
Издание зарегистрировано в Комитете РФ по печати.
Свидетельство о регистрации № 014427 от 1 февраля 1996 г.
Адрес редакции: 119571, Москва, пр-т Вернадского, д. 88, комн. 446
Телефон/факс: 8 (499) 730-38-61, e-mail: naukaishkola@mail.ru
Сайт журнала: www.nauka-i-shkola.ru
© МПГУ, 2017
Точка зрения авторов наших публикаций не обязательно совпадает
с позицией редакции. Авторы статей несут полную ответственность за точность
приводимой информации, цитат, ссылок и списка использованной литературы.
Перепечатка материалов, опубликованных в журнале, невозможна
без письменного разрешения редакции.
Подписано в печать 27.12.2017. Формат 60х90/8. Тираж 1000 экз.
Усл. печ. л. 26,75.
Стр.4
Science and School
№ 6, 2017
All-russian
Scientific and Pedagogical Journal
Editorial Board:
Novichkov V. B., Editor-in-Chief, Associate Professor, Institute “Graduate School
of Education”, Moscow Pedagogical State University, PhD in Education
Dronov V. P., First Vice-rector, Moscow Pedagogical State University, ScD
in Geography, Professor, Member of Russian Academy of Education
Boziev R. S., Editor-in-Chief of the Journal “Pedagogics”, ScD in Education, Professor
Glushkov A. I., Acting Chairperson, Law Department, Institute of Socio-Humanitarian
Education, Moscow Pedagogical State University, ScD in Jurisprudence, Professor
Dzhurinsky A. N., Professor, Institute of the Childhood, Moscow Pedagogical State
University, ScD in Education, Academician, Russian Academy of Education
Eroshin V. I., Chief Researcher, Scientific Research Center, Moscow Psychological
and Social University, ScD in Education, ScD in Economics, Professor, Corresponding
Member, Russian Academy of Education
Minin A. Ya., Chairperson, Criminal Law Disciplines Department, Institute of SocioHumanitarian
Education, Moscow Pedagogical State University, ScD in Jurisprudence,
Professor
Molchanov A. V., Professor, Economics and Financial Studies Department, Higher
School of State Audit, Lomonosov Moscow State University
Pankova N. B., Chief Researcher, Poly-system Studies Laboratory, Scientific Research
Institute of General Pathology and Pathophysiology, Russian Academy of Medical
Sciences, ScD in Biology
Raizberg B. A., Chief Researcher, Russian Foreign Trade Academy, ScD in Economics,
ScD in Engineering, Professor
Rozov N. Kh., Dean, Pedagogical Education Faculty, Lomonosov Moscow State
University, ScD in Physics and Mathematics, Professor
Khabibulin A. G., Chairperson, Economics and Financial Studies Department, Higher
School of State Audit, Lomonosov Moscow State University, ScD in Jurisprudence,
Professor
Chertov V. F., Chairperson, Methods of Teaching Literature Department, Moscow
Pedagogical State University, ScD in Education, Professor
Boris Czerny, Director, Faculty of Foreign Languages, University of Caen Normandy
(France), Professor
Ding Deke, President, Weinan Normal University (China), ScD in Philosophy, Professor
Tassilo Küpper, Professor, University of Cologne (Germany)
Miroslav Mašláň, Professor, Palacký University (Olomouc, Czech Republic)
Wassilios Fthenakis, Professor, Free University of Bolzano (Italy), Director, State
Institute of Pre-School Education and Research of the Ministry of Education of Bavaria
(Germany)
Стр.5
Editorial Team:
Argunova M. V., Professor, Department of Preschool and Primary Education, Center
for Preschool and Primary Education, Moscow Institute of the Open Education,
ScD in Education, PhD in Biology
Knyazev V. N., Professor, Philosophy Department, Moscow Pedagogical State University,
ScD in Philosophy
Korotkova M. V., Professor, Methods of Teaching History Department, Moscow Pedagogical
State University, ScD in History
Kuzmenko G. A., Deputy Chairperson, Theoretical Bases of Physical Training and Sports
Department, Moscow Pedagogical State University, PhD in Education
Kuchugurova N. D., Professor, Elementary Mathematics and Methods of Teaching
Mathematics Department, Moscow Pedagogical State University, ScD in Education
Musarsky M. M., Director of the Institute of Social and Humanitarian Education, Moscow
Pedagogical State University, ScD in Economics
Nesterova N. M., Acting Chairperson, Civil Law Disciplines Department, Moscow
Pedagogical State University, PhD in Jurisprudence
Nikolaev M. V., Associate Professor, Economical Theory and Management Department,
Moscow Pedagogical State University, PhD in Economics
Rechitskaya E. G., Professor Inclusive Education and Surdopedagogy Department, Moscow
Pedagogical State University, PhD in Education
Slavina V. A., Chairperson, Journalism and Mediacommunications Department, Moscow
Pedagogical State University, ScD in Philology
Uvarov A. Yu., Professor, Information Technologies in Education Department, Moscow
Pedagogical State University, ScD in Education
Cheremnykh G. V., Professor, Decorative Applied Arts Department, Moscow Pedagogical
State University, PhD in Education
Chekha V. V., Professor, Management of Educational Systems Department, Moscow
Pedagogical State University, Head of Legal and Staffing Office, Rossotrudnichestvo Federal
Agency, PhD in Jurisprudence
Shiryaeva S. V., Acting Chairperson, Theory and History of State and Law Department,
Moscow Pedagogical State University, PhD in Jurisprudence
Editorial staff:
Executive editor G. V. Alperina
Translator M. A. Gevorkova
Design and layout N. I. Lisova
The issue is registered in the State Press Committee of the Russian Federation.
Certificate of registration № 014427 of 1 February 1996
Editorial office: 119571, Moscow, Vernadskogo avenue, House 88, Office 446
Telephone/Fax: 8 (499) 730-38-61, e-mail: naukaishkola@mail.ru
Website: www.nauka-i-shkola.ru
© MSPU, 2017
С требованиями к предоставляемым материалам
и сопутствующей информацией можно ознакомиться
на сайте журнала
www.nauka-i-shkola.ru
Стр.6
СОДЕРЖАНИЕ
В рамках разработки концепции развития педагогического образования редакция журнала
пуб ликует материалы, касающиеся новых подходов к содержанию образования, в том числе в части
раскрытия его правовых и экономических аспектов. Приглашаем авторов публикаций принять
участие в обсуждении данных проблем.
Педагогические науки (13.00.00)
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА
Аргунова М. В., Моргун Д. В. Аксиологические и методологические основания
экологического образования для устойчивого развития как метапредметного
направления образования
Боргояков С. А. Состояние и перспективы родных языков в российской системе
образования
Ильин Г. Л. Образование и детский труд
Антипушина Ж. А., Калашникова О. А., Чубарова О. В. Интерактивные занятия
по анатомии и физиологии: опыт Государственного биологического музея
им К А Тимирязева
ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Янченко В. Д., Цзи Мин. Способы предупреждения трудностей в процессе
обучения чтению китайских студентов
Юдина Е. Н., Тренёв В. Н. Студенты вузов на рынке труда
Позднякова А. А., Чепкова Т. П., Филиппова О. В., Федорова И. В. Интеграция
фразеологического и историко-культурного модулей в системе обучения
иностранных студентов-филологов языку специальности
Текучева И. В. Виды грамматических упражнений в учебниках по методике
преподавания русского языка начала ХХ века
Ли Сицай, Дмитриев Ю. А. Педагогические условия социального развития детей
старшего дошкольного возраста в процессе игр (на материале КНР)
Байдикова Н. Л. Характеристики продуктивной учебной деятельности
студентов вузов
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
Кащук С. М. Новое содержание общих методических принципов обучения
иностранному языку как основа для создания современного учебника-гибрида
иностранного языка
Дмитришина Е. В., Галочкина Т. А. Проект «Урок в музее» как фактор
формирования личности учащегося
Абраменко О. В., Надха С. Э. Интеллект-карты как средство визуализации
в обучении русской грамматике иностранных студентов начального
этапа обучения
Опарина Н. А. Театр – универсальная образовательная модель
90
95
100
107
45
53
59
70
76
85
9
20
31
37
Стр.7
СОДЕРЖАНИЕ
Кутлыев Ю. В., Багишаев З. А. Технология реализации педагогической модели
развития информационно-прогностических компетенций
Корнеева Е. Н. Профессиональные компетенции в обучении художественной
обработке текстильных материалов (на материале ручного ткачества)
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОИСК
Васильев В. В. Обучение в суворовских военных училищах МВД РФ как элемент
непрерывного правоохранительного образования
Белышев С. С., Владимирова Е. В., Вязовский В. В., Зверева И. М.,
Казарина Н. Ю., Радченко В. В., Широков Е. В. Установка «Космический душ»
как одно из средств формирования радиационной грамотности обучающихся
во внеурочной деятельности
Тихвинская Н. Б. Учебная дискуссия как средство формирования диалогической
позиции на уроках литературы (на примере рассказа Д Рубиной «Собака»)
Мазниченко М. А., Папазян Г. С. Инновационный подход к организации
волонтерской деятельности обучающихся как стимула и средства их личностного
и профессионального роста
Колесникова Т. А. Формирование социальности младших школьников
во внеурочной деятельности: опытно-эскпериментальная работа
Рассказова А. Л. Понятие субъекта и объекта в педагогике
СЛОВО ПРЕДОСТАВЛЯЕТСЯ
Илькевич Б. В., Никонов В. В. Начальное образование на территории
Гжельского народного художественного промысла в конце XIX – начале ХХ вв
Алейникова К. А. Каролина Луиза Пратт и ее педагогические новации
(к 150-летию со дня рождения педагога)
Поликашина О. В. О некоторых аспектах квалификации склонения и вовлечения
несовершеннолетнего в совершение действий, представляющих опасность
для жизни несовершеннолетнего (ст 151 2 УК РФ)
Похлебаев С. М. Методологическая роль категории сопряжения в понимании
сущности уникальных свойств биологически активных молекул
Баринова И. И., Дронов В. П., Лопатников Д. Л. Возможности школьной
географии в формировании позитивного образа страны
Шимлина (Рябцева) И. В., Суворова Л. Б. Анализ школьных учебников
по курсу «География Казахстана» с позиции возможности их использования
для формирования опыта исследовательской деятельности учащихся
171
183
190
195
200
206
125
112
119
132
139
145
154
163
Стр.8
CONTENTS
Pedagogics (13.00.00)
EDUCATIONAL STANDARDS AND PEDAGOGICAL PRACTICE
Argunova M. V., Morgun D. V. Axiological and Methodological Foundations
of Environmental Education for Sustainable Development as a Direction
of Metasubject Education
Borgoyakov S. A. The Condition and Prospects of Native Languages
in the Russian System of Education
Ilyin G. L. Child Labor and Education
Antipushina Zh. A., Kalashnikova O. A., Chubarova O. V. Anatomy and Physiology
Interactive Lessons: Experience of the State Biological Museum named
after K A Timiryazev
PROBLEMS OF PEDAGOGICAL EDUCATION
Yanchenko V. D., Qi Ming. Ways of Preventing Difficulties in the Course of Teaching
Reading the Chinese Students
Yudina E. N., Trenyov V. N. Higher Education Students in the Labor Market
Pozdnyakova A. A., Chepkova T. P., Philippova O. V., Fedorova I. V. Integration
of phraseological, historical and cultural modules into the system of teaching foreign
students the specialty language
Tekucheva I. V. The Types of Grammar Exercises in Methodology Textbooks
for Teaching the Russian Language of the Early XX Century
Li Xicai, Dmitriev Yu. A. Pedagogical Conditions of Social Development of Children
of The Senior Preschool Age during the Games (on the Basis of China)
Baydikova N. L. Properties of Constructive Learning Activity of University Students
PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES
Kashchuk S. M. New Content of General Learning Material Principles in Foreign
Language Teaching as a Basis for Creating a Modern Textbook Hybrid
of a Foreign Language
Dmitrishina E. V., Galochkina T. A. Project “Lesson at the Museum” as a factor
of student’s personality formation
Abramenko O. V., Nadkha S. E. Mind Maps as a Vizualization Tool in Teaching
Russian Grammar for Starter Level Foreign Students
Oparina N. A. Theatre as a Universal Educational Model
90
95
100
107
45
53
59
70
76
85
9
20
31
37
Стр.9
CONTENTS
Kutlyev Yu. V., Bagishaev Z. A. Technology of Implementing a Pedagogical Model
for the Development of Information and Forecasting Competences
112
Korneeva E. N. Professional Competences in Teaching Artistic Processing of Textile
Materials (on the Example of Hand Weaving)
PEDAGOGICAL SEARCH
Vasiliev V. V. Training in Suvorov Military Schools of the Ministry of Internal Affairs
of the Russian Federation as an Element of Continuous Law-Enforcement Education
Belyshev S. S., Vladimirova E. V. , Viazovsky V. V., Zvereva I. M., Kazarina N. Yu.,
Radchenko V. V., Shirokov E. V. The “Cosmic Shower” Experiment in Extracurricular
Activities as One of the Means for Formation of Students’ Radiation Literacy
Tihvinskaya N. B. Academic Debate as a Means of Creating a Dialogue Position
in Literature Classes (on the Example of the Story “Dog” by D Rubina)
Maznichenko М. А., Papazyan G. S. Innovative Approach to the Organization
of Volunteer Activities of Students as a Means of their Personal
and Professional Growth
Kolesnikova T. A. Formation of Sociality of Younger Schoolchildren in Extracurricular
Activity: the Experimental Work
Rasskazova A. L. The Concept of Subject and Object in Pedagogy
THE FLOOR IS GIVEN....
Ilkevich B. V., Nikonov V. V. Primary Education in the Territory of Gzhel Folk Arts
and Handicrafts in the Late XIX – Early XX Centuries
Aleynikova K. A. Caroline Pratt and Her Educational Innovations
(on the 150th
Anniversary of the Birth of the Educator)
Polikashina O. V. Some Aspects of Inducement and Involvement of the Minor
to Commit the Actions Posing Hazard to Their Life (Art 151 2 of the Criminal Code)
Pohlebaev S. M. Methodological Role of Conjugation Category in Understanding
the Essence of Unique Properties of Biologically Active Molecules
Barinova I. I., Dronov V. P., Lopatnikov D. L. Possibilities of School Geography
in Forming a Positive Image of the Country
Shimlina (Ryabtseva) I. V., Suvorova L. B. Analysis of School Textbooks
on the Geography of Kazakhstan Course from the Standpoint of Their Possible use
for the Formation of Experience of Students’ Research Activity
171
183
190
195
200
206
125
132
139
145
154
163
119
Стр.10