ISSN 1819-463X
Наука и Школа
№ 4, 2015
ОбщерОссийский
научнО-педагОгический журнал
Редакционный совет:
А. Л. Семенов, председатель редакционного совета, главный редактор, доктор физикоматематических
наук, профессор, академик РАН, академик РАО, ректор МПГУ
Р. С. Бозиев, доктор педагогических наук, профессор, главный редактор журнала
«Педагогика»
Е. И. Булин-Соколова, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой
информационных технологий в образовании МПГУ
А. Н. Джуринский, доктор педагогических наук, академик РАО, профессор
Института детства МПГУ
В. И. Ерошин, доктор экономических наук, доктор педагогических наук, профессор,
член-корреспондент РАО
Н. Б. Панкова, доктор биологических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории
полисистемных исследований НИИ общей патологии и патофизиологии РАМН
Н. Х. Розов, доктор физико-математических наук, профессор, декан факультета
педагогического образования МГУ им М. В. Ломоносова
А. Г. Хабибулин, доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой
экономических и финансовых расследований Высшей школы государственного аудита
(факультет МГУ им. М. В. Ломоносова)
В. Ф. Чертов, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой методики
преподавания литературы МПГУ
Тассило Кюппер, профессор Университета г. Кёльн (Германия)
Мирослав Машлан, профессор Университета Палацкого г. Оломоуц (Чехия)
Василиос Фтенакис, профессор Университета г. Больцано (Италия), директор Института
дошкольного воспитания и исследования (Германия)
Редакционная коллегия:
В. Б. Новичков, заместитель главного редактора, советник при ректорате
МПГУ, кандидат педагогических наук, доцент, Заслуженный учитель РФ
М. В. Аргунова, доктор педагогических наук, кандидат биологических наук,
профессор, директор Центра экологического образования и устойчивого развития
В. Н. Князев, доктор философских наук, профессор кафедры философии МПГУ
М. В. Короткова, доктор исторических наук, профессор кафедры методики
преподавания истории МПГУ, академик МАНПО
М. М. Мусарский, доктор экономических наук, доцент, директор Института
социально-гуманитарного образования МПГУ
В. А. Славина, доктор филологических наук, профессор кафедры русской
литературы и журналистики ХХ–ХХI вв. МПГУ
В. И. Чеха, кандидат юридических наук, проректор МПГУ
А. Б. Чехович, начальник Управления издательской деятельности и
инновационного проектирования МПГУ
Состав редакции:
Выпускающий редактор Г. В. Альперина
Переводчик М. А. Геворкова
Дизайн, верстка Н. И. Лисовой
Издание зарегистрировано в Комитете РФ по печати.
Свидетельство о регистрации № 014427 от 1 февраля 1996 г.
Адрес редакции: 119571, Москва, пр-т Вернадского, д. 88, комн. 446
Телефон/факс: 8 (499) 730-38-61, e-mail: naukaishkola@mail.ru
Сайт журнала: www.nauka-i-shkola.ru
© МПГУ, 2015
Стр.2
Science and School
№ 4, 2015
All-russian
Scientific and Pedagogical Journal
Editorial board:
A. L. Semyonov, Chairman, Editor-in-Chief, ScD in Physics and Mathematics,
Professor, Academician, Member of Russian Academy of Sciences, Member of
Russian Academy of Education, Rector, Moscow State Pedagogical University
R. S. Boziev, ScD in Education, Professor, Editor-in-chief of the Journal “Pedagogics”
E. I. Bulin-Sokolova, ScD in Education, Professor, Chairperson, Information
Technologies in Education Department, Moscow State Pedagogical University
A. N. Dzhurinsky, ScD in Education, Member of Russian Academy of Education,
Professor, Institute of the Childhood, Moscow State Pedagogical University
V. I. Eroshin, Corresponding Member, Russian Academy of Sciences,
ScD in Education, Professor
N. B. Pankova, ScD in Biology, Chief Researcher, Polysystem Studies
Laboratory, Scientific Research Institute of General Pathology and
Pathophysiology, Russian Academy of Medical Sciences
N. Kh. Rozov, ScD in Physics and Mathematics, Professor, Dean, Pedagogical
Education Faculty, Lomonosov Moscow State University
A. G. Khabibulin, ScD in Jurisprudence, Professor, Chairperson, Economics
and Financial Studies Department, Higher School of State Audit, Lomonosov
Moscow State University
V. F. Chertov, ScD in Education, Professor, Chairperson, Methods of teaching
Literature Department, Moscow State Pedagogical University
Tassilo Küpper, Professor, University of Cologne (Germany)
Miroslav Mašláň, Professor, Palacký University (Olomouc, Czech Republic)
Wassilios Fthenakis, Professor, University of Bolzano (Italy), Director of
Institute of Preschool Education and Studies (Germany)
Editorial team:
V. B. Novichkov, Deputy Chief Editor, Advisor to the Rector’s Office, PhD in
Education, Associate Professor, Honored Teacher, Moscow State Pedagogical University
M. V. Argunova, ScD in Pedagogy, PhD in Biology, Professor, Director of the
Center for Ecological Education and Sustainable Development
V. N. Knyazev, ScD in Philosophy, Professor, Philosophy Department, Moscow
State Pedagogical University
M. V. Korotkova, ScD in History, Professor, Methods of Teaching History
Department, Moscow State Pedagogical University, Academician, International
Teacher’s Training Academy of Science
M. M. Musarsky, ScD in Economics, Associate Professor, Director of the
Institute of Social and Humanitarian Education, Moscow State Pedagogical University
V. A. Slavina, ScD in Philology, Professor, Russian Literature and Journalism
of XX–XXI centuries Department, Moscow State Pedagogical University
V. I. Chekha, PhD in Jurisprudence, Vice Rector, Moscow State Pedagogical University
A. B. Chekhovich, Head of Publishing Activity and Innovative Project Office,
Moscow State Pedagogical University
Editorial staff:
Executive editor G. V. Alperina
Translator M. A. Gevorkova
Design and layout N. I. Lisova
The issue is registered in the State Press Committee of the Russian Federation.
Certificate of registration № 014427 of 1 February 1996
Editorial office: 119571, Moscow, Vernadskogo avenue, House 88, Office 446
Telephone/Fax: 8 (499) 730-38-61, e-mail: naukaishkola@mail.ru
Website: www.nauka-i-shkola.ru
© MSPU, 2015
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ
ЭКОНОМИКО-ПРАВОВОЕ ПРОСТРАНСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
Экономические науки 08.00.00
Юридические науки 12.00.00
Правовое обеспечение социокультурного развития
Яковлева М. А. Правовой аспект взаимодействия гражданского
общества и государства
Чеха В. В. Негосударственные формы аккредитации и финансирование
образовательных организаций: правовые вопросы
Экономика и школа
Мусарский М. М., Дмитриев М. А. Технология финансового менеджмента
в образовательной организации: цели и задачи
Райзберг Б. А., Лысенко А. А. Ситуативный анализ нормативно-правового
положения в российском образовании
НАУКА – ОБРАЗОВАНИЮ
Педагогические науки 13.00.00
Образовательные стандарты и педагогическая практика
Веретенникова Л. К. Общее и особенное в профессионально-педагогическом
образовании обучающихся билингвов в новых условиях
Зверев С. М., Слободчиков В. И. Анализ понятия «прототип» – условие оценки
и разработки содержания образования
Магомедов Р. М. Методические аспекты использования организационных форм
обучения в педвузе в условиях внедрения средств ИКТ
Новичков В. Б. Антропологическая дидактика: проблемы и перспективы
Волкова Е. Г. О возможных дидактических подходах к повышению качества
преподавания философии в высшем учебном заведении
Смирнова И. М. Требования к формулировке темы научно-методического
исследования
Школа и социум
Джуринский А. Н. Межнациональное воспитание в странах Запада:
сравнительный анализ
Рябцев В. К., Ильичева И. В., Ряшина В. В. Проектирование возрастнонормативных
моделей развития дошкольников в условиях
образовательного комплекса
77
88
40
44
50
57
64
70
22
33
7
13
Стр.4
СОДЕРЖАНИЕ
Стулова Г. П. О формировании творческих способностей учащихся
Безбородова Л. А. Проблемы дошкольного и начального образования
95
100
Морева Н. А., Дмитриев Ю. А., Кротова Т. В. Методика использования деловых
игр в работе с педагогами дошкольного образования
Луцькая Е. Е., Мерзлякова Е. В. Методы и технологии разрешения конфликтов
в управлении знаниями
Масягина Н. В. Конфликты в среде физкультурно-спортивного персонала
Проекты и инновации
Фролова А. А. Шаг вперед, два шага назад: к вопросу об инновациях
и традициях в образовательном процессе
Фабинская А. А., Фомина Е. В. Связь креативности и асимметрии зрительного
сенсорного входа у школьников
Радынова О. П. Народные колыбельные как средство формирования основ
музыкальной культуры детей дошкольного возраста
Методика и технологии обучения
Малинина С. А. Изучение невербальных средств общения в процессе
формирования коммуникативно-речевых умений школьников
Желеева А. В. Диагностика мотивации школьников к изучению физики
Асланов Р. М., Беляева Е. В., Муханов С. А. Информационные технологии
автоматизированной генерации заданий по дифференциальным уравнениям
Калугин А. И. Оптимизационный эксперимент в среде AnyLogic
Ефимов П. И. Рассмотрение вопросов информационной безопасности
на примере изучения семейства файловых систем ОС Linux ext2fs-ext4fs
на уроках информатики в средней школе
Нелюбина Е. Г., Сафина Л. Г. Основные методические подходы к решению
задач, связанных с растворимостью и кристаллизацией
Доброхотов Э. В. Один из подходов к изучению темы «Физическая модель
идеального газа и распределение Максвелла по скоростям молекул»
Слово предоставляется
Стулов И. Х. К вопросу о методах обучения эстрадному пению
Сафошин А. В. Социально-педагогическая сущность идеала восточных
единоборств: личностный подход
150
155
162
168
174
181
186
191
197
105
114
122
126
135
144
Стр.5
CONTENTS
ECONOMIC AND LEGAL SPACE OF EDUCATION
Economics (08.00.00)
Law (12.00.00)
Legal support of social and cultural development
Yakovleva M. A. Legal Aspects of Interaction between the State and Civil Society
Checha V. V. Non-State Forms of Accreditation and Financing of Educational
Organizations: Legal Issues
Economics and school
Мusarsky М. M., Dmitriev M. A. Technology of Financial Management
in Educational Organization: Goals and Objectives
Raizberg B. A., Lysenko A. A. Situational Analysis of Statutory and Regulatory
Provisions in Russian Education
SCIENCE TO EDUCATION
Pedagogics (13.00.00)
Educational standards and pedagogical practice
Veretennikova L. K. The General and Special in Professional and Pedagogical
Training of Bilingual Students in New Conditions
Zverev S. M., Slobodchikov V. I. Analysis of the Concept “Prototype” –
Condition of Assessment and Development of the Content of Education
Magomedov R. M. Methodical Aspects of Use of Organizational Forms
of Education in Teachers’ Training University within the Introduction of Means
of Information and Communication Technologies
Novichkov V. B. Anthropological Didactics: Problems and Prospects
Volkova E. G. Possible didactic approaches to increasing efficiency
of teaching philosophy in higher school
Smirnova I. M. Requirements to the formulation of the theme of scientific
and methodical research
School and society
Dzhurinsky A. N. Interethnic Education in the Countries of the West:
a Comparative Analysis
Ryabtsev V. K., Ilyichova I. V., Ryashina V. V. Design of the Age-Related Normative
Models of Development
77
88
40
44
50
57
64
70
22
33
7
13
Стр.6
CONTENTS
Stulova G. P. Formation of Creative Abilities of Pupils
95
Bezborodova L. A. The Issues in Preschool and Primary Education
Moreva N. A., Dmitriev Yu. A., Krotova T. V. Methods of Using Games in Preschool
Teacher Training
Lutskaya E. E., Merzlyakova E. V. Methods and Technologies of Conflict Resolution
in Knowledge Management
Masyagina N. V. Conflict among the Sports Staff Members
Projects and innovations
Frolova A. A. One Step Forward, Two Steps Back: to the Issue of Innovations
and Traditions in Educational Process
Fabinskaya A. A., Fomina E. V. Connection between Creativity and Asymmetry
of the Visual Sensory Input among Pupils
Radynova O. P. Folk Lullabies as a Means of Forming the Foundations
of Musical Culture of Preschool Age Children
Methods and technologies of training
Malinina S. A. The Study of Non-Verbal Means of Communication in the Course
of Formation of Communicative and Speech Skills of School Students
Zheleeva A. V. The Diagnostics of School Students’ Motivation towards
Learning Physics
Aslanov R. M., Belyaeva E. V., Mukhanov S. A. Information Technologies
of Automated Generation of Tasks on the Differential Equations
Kalugin A. I. Optimization Experiment in AnyLogic
Efimov P. I. Consideration of Information Security Issues on the Example of the
Study of Family of File Systems ext2fs-ext4fs of Linux Operation System at Informatics
Lessons in High School
Nelubina E. G., Safina L. G. Basic Methodological Approaches to the Solution
of Problems Related to Solubility and Crystallization
Dobrokhotov E. V. One Approach to the Study of the Topic “Physical Model of Ideal
Gas and Maxwell Distribution of Molecular Velocities”
The floor is given
Stulov I. Kh. To the Issue of Methods of Teaching Pop Singing
Safoshin A. V. Social and Pedagogical Nature of the Ideal of Oriental Martial Arts:
Personal Approach
150
155
162
168
174
181
186
191
197
100
105
114
122
126
135
144
Стр.7