ISSN 1819-463X
Наука и Школа
№ 1, 2015
ОбщерОссийский
научнО-педагОгический журнал
Редакционный совет:
А. Л. Семенов, председатель редакционного совета, главный редактор, доктор физикоматематических
наук, профессор, академик РАН, академик РАО, ректор МПГУ
Р. С. Бозиев, доктор педагогических наук, профессор, главный редактор журнала
«Педагогика»
Е. И. Булин-Соколова, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой
информационных технологий в образовании МПГУ
А. Н. Джуринский, доктор педагогических наук, академик РАО, профессор
Института детства МПГУ
В. И. Ерошин, доктор экономических наук, доктор педагогических наук, профессор,
член-корреспондент РАО
Н. Б. Панкова, доктор биологических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории
полисистемных исследований НИИ общей патологии и патофизиологии РАМН
Н. Х. Розов, доктор физико-математических наук, профессор, декан факультета
педагогического образования МГУ им М. В. Ломоносова
А. Г. Хабибулин, доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой
экономических и финансовых расследований Высшей школы государственного аудита
(факультет МГУ им. М. В. Ломоносова)
В. Ф. Чертов, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой методики
преподавания литературы МПГУ
Тассило Кюппер, профессор Университета г. Кёльн (Германия)
Мирослав Машлан, профессор Университета Палацкого г. Оломоуц (Чехия)
Василиос Фтенакис, профессор Университета г. Больцано (Италия), директор Института
дошкольного воспитания и исследования (Германия)
Редакционная коллегия:
В. Б. Новичков, заместитель главного редактора, советник при ректорате
МПГУ, кандидат педагогических наук, доцент, Заслуженный учитель РФ
М. В. Аргунова, доктор педагогических наук, кандидат биологических наук,
профессор, директор Центра экологического образования и устойчивого развития
В. Н. Князев, доктор философских наук, профессор кафедры философии МПГУ
М. В. Короткова, доктор исторических наук, профессор кафедры методики
преподавания истории МПГУ, академик МАНПО
М. М. Мусарский, доктор экономических наук, доцент, директор Института
социально-гуманитарного образования МПГУ
В. А. Славина, доктор филологических наук, профессор кафедры русской
литературы и журналистики ХХ–ХХI вв. МПГУ
В. И. Чеха, кандидат юридических наук, проректор МПГУ
А. Б. Чехович, начальник Управления издательской деятельности и
инновационного проектирования МПГУ
Состав редакции:
Выпускающий редактор Г. В. Альперина
Переводчик М. А. Геворкова
Дизайн, верстка Н. И. Лисовой
Издание зарегистрировано в Комитете РФ по печати.
Свидетельство о регистрации № 014427 от 1 февраля 1996 г.
Адрес редакции: 119571, Москва, пр-т Вернадского, д. 88, комн. 446
Телефон/факс: 8 (499) 730-38-61, e-mail: naukaishkola@mail.ru
Сайт журнала: www.nauka-i-shkola.ru
© МПГУ, 2015
Стр.2
Science and School
№ 1, 2015
all-russian
scientific and pedagogical journal
Editorial board:
A. L. Semyonov, Chairman, Editor-in-Chief, ScD in Physics and Mathematics,
Professor, Academician, Member of Russian Academy of Sciences, Member of
Russian Academy of Education, Rector, Moscow State Pedagogical University
R. S. Boziev, ScD in Education, Professor, Editor-in-chief of the Journal “Pedagogics”
E. I. Bulin-Sokolova, ScD in Education, Professor, Chairperson, Information
Technologies in Education Department, Moscow State Pedagogical University
A. N. Dzhurinsky, ScD in Education, Member of Russian Academy of Education,
Professor, Institute of the Childhood, Moscow State Pedagogical University
V. I. Eroshin, Corresponding Member, Russian Academy of Sciences,
ScD in Education, Professor
N. B. Pankova, ScD in Biology, Chief Researcher, Polysystem Studies
Laboratory, Scientific Research Institute of General Pathology and
Pathophysiology, Russian Academy of Medical Sciences
N. Kh. Rozov, ScD in Physics and Mathematics, Professor, Dean, Pedagogical
Education Faculty, Lomonosov Moscow State University
A. G. Khabibulin, ScD in Jurisprudence, Professor, Chairperson, Economics
and Financial Studies Department, Higher School of State Audit, Lomonosov
Moscow State University
V. F. Chertov, ScD in Education, Professor, Chairperson, Methods of teaching
Literature Department, Moscow State Pedagogical University
Tassilo Küpper, Professor, University of Cologne (Germany)
Miroslav Mašláň, Professor, Palacký University (Olomouc, Czech Republic)
Wassilios Fthenakis, Professor, University of Bolzano (Italy), Director of
Institute of Preschool Education and Studies (Germany)
Editorial team:
V. B. Novichkov, Deputy Chief Editor, Advisor to the Rector’s Office, PhD in
Education, Associate Professor, Honored Teacher, Moscow State Pedagogical University
M. V. Argunova, ScD in Pedagogy, PhD in Biology, Professor, Director of the
Center for Ecological Education and Sustainable Development
V. N. Knyazev, ScD in Philosophy, Professor, Philosophy Department, Moscow
State Pedagogical University
M. V. Korotkova, ScD in History, Professor, Methods of Teaching History
Department, Moscow State Pedagogical University, Academician, International
Teacher’s Training Academy of Science
M. M. Musarsky, ScD in Economics, Associate Professor, Director of the
Institute of Social and Humanitarian Education, Moscow State Pedagogical University
V. A. Slavina, ScD in Philology, Professor, Russian Literature and Journalism
of XX–XXI centuries Department, Moscow State Pedagogical University
V. I. Chekha, PhD in Jurisprudence, Vice Rector, Moscow State Pedagogical University
A. B. Chekhovich, Head of Publishing Activity and Innovative Project Office,
Moscow State Pedagogical University
Editorial staff:
Executive editor G. V. Alperina
Translator M. A. Gevorkova
Design and layout N. I. Lisova
The issue is registered in the State Press Committee of the Russian Federation.
Certificate of registration № 014427 of 1 February 1996
Editorial office: 119571, Moscow, Vernadskogo avenue, House 88, Office 446
Telephone/Fax: 8 (499) 730-38-61, e-mail: naukaishkola@mail.ru
Website: www.nauka-i-shkola.ru
© MSPU, 2015
Стр.3
содержание
Научные направления издания по отраслям наук:
Педагогические науки (13.00.00)
Экономические науки (08.00.00)
Юридические науки (12.00.00)
ЮРИДИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
Бунимович Е. А. Право и образование: Интервью с уполномоченным
по правам ребенка в г. Москве .....................................................9
НОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Каракозов С. Д., Сулейманов Р. С., Уваров А. Ю. Техническая политика
и этапы развития цифровой образовательной среды МПГУ ............................17
Ван Юй. Активные методы обучения в современном Китае:
теория и практика применения ....................................................28
Логинова О. Б. К вопросу о новой разработке документа о содержании общего
образования (аналога обязательного минимума). Некоторые тезисы ....................35
Нестерова А. Ю. Основные аспекты соотношения профессиональных
компетентностей и идентичности педагога ..........................................41
ПРОБЛЕМЫ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Виноградова А. В. Коммуникативная деятельность на уроках геометрии
как средство социализации старшеклассников .......................................46
Ляш А. А. Актуальность обучения будущих учителей информатики
использованию информационно-образовательных систем в условиях
виртуализации и информатизации современного образования .........................51
СТРАТЕГИИ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Ваганов А. Г. Чем определяется интерес общества к науке ...........................61
Бацын В. К. Образовательная стратегия и человеческий потенциал ....................72
Богомолова Г. Н. Педагогика как наука и искусство
в процессуально-описательном аспекте .............................................81
Ковалева Т. М. Новые ресурсы дидактики для современной школы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .88
Лоскутова И. М. Стратегии позиционирования общеобразовательных школ
в обществе риска ...............................................................95
Отгонбаяр Я. Модернизация высшего образования и повышение квалификации
преподавателя (на примери Монголии) ............................................104
Асеева Д. В. Представления учащихся о научно-исследовательской
деятельности в области эстетики языка и речи .....................................109
Сычугова Л. П. Совершенствование личности в контексте искусства:
лингвокогнитивная парадигма профессионального становления будущих
учителей-словесников. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .113
Стр.4
содержание
БИОЛОГО-ВАЛЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ
Горобец Л. Н., Лорикян А. Г., Кутузова Н. М. Роль стероидных гормонов
в патофизиологии первого психотического эпизода ..................................122
Богданов И. В. Исследование оптимальных параметров ходьбы как средства
физической тренировки .........................................................129
Гасанов Р. Г., Иванков Ч. Т., Сафошин А. В. Повышение технико-тактической
подготовки юных дзюдоистов с учетом динамических ситуаций соревновательной
деятельности ..................................................................135
Давыдов Д. Ж. Апробация модели проектной деятельности в процессе
преодоления неуспешности школьников ...........................................142
АНТРОПОЛОГИЯ И ЭТНОЛОГИЯ
Артеменко О. И. Государственный и языки народов России в современной школе .......150
Загрекова Л. В., Краснова Т. А. Поликультурное воспитание в современной
теории и образовательной практике: проблемы и пути их решения .....................159
Ахмади Зейнаб. Вежливость в Иране и России: общее и различное ...................167
Шеваршинова Е. И. Применение медиатекстов с целью взаимосвязанного
обучения иностранному языку и межкультурному общению студентов
языковых факультетов ..........................................................175
Николаева-Солдатенкова Т. Б. О роли интеллектуального начала в работе
над художественной эмоцией в процессе преподавания музыки .......................182
Шафран Н. М. Особенности организации досуга ребенка дошкольного
возраста в семье ...............................................................187
Луева М. В. Представления о совладающем поведении в контексте
современного образования ......................................................195
Стр.5
contents
The Magazin is Devoted to the Following Scientific fields:
Pedagogics (13.00.00)
Economics
Law
(08.00.00)
(12.00.00)
LEGAL ISSUES IN EDUCATION
Bunimovich E. A. Law and Education: Interview with the Commissioner
for the Rights of the Child, Moscow ...................................................9
NEW EDUCATIONAL TECHNOLOGIES
Karakozov C. D., R. Suleymanov S., Uvarov A. Yu. Technical Policy
and Development Stages of Moscow State Pedagogical University Digital
Educational Environment ..........................................................17
Wang Yu. Active Methods of Learning in Modern China: Theory and Application Practice .......28
Loginova O. B. To the Question of New Development of the Document
on the Content of the General Education (Analog of the Mandatory Minimum).
Some Theses ...................................................................35
Nesterova A. Yu. Main Aspects of the Ratio of Professional Competence
and Identity of the Teacher .........................................................41
ISSUES IN MATHEMATICAL EDUCATION
Vinogradova A. V. Communicative Activity at Geometry Lessons as Means
of Socialization of Senior Students ...................................................46
Lyash A. A. The Relevance of Training Future Computer Science Teachers
to Use Information and Education Systems in Terms of Virtualization
and Informatization of Modern Education ..............................................51
STRATEGIES OF MODERNIZATION OF EDUCATION
Vaganon A.G. What Determines the Public Interest to Science ............................61
Batsyn V.K. Educational Strategy and Human Potential ..................................72
Bogomolova G. N. Pedagogy as Science and Art in Procedural and Descriptive Aspects .......81
Kovaleva T. M. New Resources of Didactics for Modern School ...........................88
Loskutova I. M. Strategy of Comprehensive Schools Positioning in the Risk Society ...........95
Otgonbayar Ya. Modernization of the Higher Education and Professional Development
of Teachers (on the Example of Mongolia) ............................................104
Aseeva D. V. Students’ Views on Scientific and Research Activity in the Field
of Language and Speech Aesthetics ................................................109
Sychugova L. P. Personality Improvement in the Context of Art: Linguistic and
Cognitive Paradigm of Professional Formation of Future Language and Literature Teachers .....113
Стр.6
contents
BIOLOGICAL AND VALEOLOGICAL BASES OF EDUCATIONAL PRACTICE
Gorobets L. N., Lorikyan A. G., Kutuzova N. M. The Role of Steroid Hormones
in Pathophysiology of First Episode Psychosis .........................................122
Bogdanov I. V. Study of Optimum Parameters of Walking as Means
of Physical Training ..............................................................129
Gasanov R. G., Ivankov Ch. T., Safoshin A. V. Improvement
of Technical and Tactical Training of Young Judoists Considering
the Dynamic Situations of Competitive Activity .........................................135
Davydov D. Zh. Appraisal of the Project Activity Model in the Course
of Overcoming School Students’ Poor Progress ........................................142
ANTHROPOLOGY AND ETHNOLOGY
Artemenko O. I. State Language and Languages of the Peoples of Russia
in Modern School ...............................................................150
Zagrekova L. V., Krasnova T. A. Polycultural Education
in the Modern Theory and Educational Practice: Problems and Ways
of Their Solution ................................................................159
Ahmadi Zeinab. Politeness in Iran and Russia:
Common and Different Features ....................................................167
Shevarshinova E. I. Application of Media Texts for Interrelated Foreign
Language Teaching and Intercultural Communication of Students
of Foreign Language Faculties .....................................................175
Nikolaeva-Soldatenkova T. B. On the Role of Intellectual Beginning
in Working on Art Emotion in the Course of Music Teaching ..............................182
Shaffran N. M. Features of Organization of Preschool Children’s
Family Leisure Activities ..........................................................187
Lueva M. V. Ideas on Controlling Behavior in the Context
of Modern Education .............................................................195
Стр.7