ISSN 1819-463X
Наука и Школа
№ 1, 2012
ОБЩЕРОССИЙСКИЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
ПО ПЕДАГОГИКЕ, ПСИХОЛОГИИ, ИСТОРИИ
Главный редактор: С. В. Матросов, кандидат экономических наук
Редакционный совет:
Л. А. Бордонская, доктор педагогических наук, профессор
В. А. Гусев, доктор педагогических наук, профессор
В. И. Данильчук, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук
В. С. Данюшенков, доктор педагогических наук, профессор
В. А. Извозчиков, заслуженный деятель науки РФ, доктор физико-математических наук, профессор
И. А. Иродова, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент АПО РФ
Л. Е. Курнешова, доктор педагогических наук
В. Л. Матросов, академик РАН, академик РАО, доктор физико-математических наук, профессор
Т. И. Степанова, доктор педагогических наук
Г. П. Стефанова, доктор педагогических наук, профессор
А. В. Усова, академик РАО, доктор педагогических наук, профессор
Т. Н. Шамало, доктор педагогических наук, профессор
О. П. Шушарина, доктор исторических наук, профессор
Редакционная коллегия:
Н. С. Пурышева, Н. В. Шаронова, Д. А. Исаев (естественнонаучное направление), В. И. Жог,
Е. А. Леванова (психолого-педагогическое направление), А. А. Данилов (историческое направление),
В. Н. Князев (фи ло соф ское и социокультурное направления), С. В. Матросов,
Г. М. Чернобельская, В. А. Славина, В. В. Николина.
Состав редакции:
Ответственный редактор – Г. В. Альперина
Верстальщик – Н. И. Лисова
Издание зарегистрировано в Комитете РФ по печати.
Свидетельство о регистрации № 014427 от 1 февраля 1996 г.
Журнал издается при организационной и финансовой поддержке:
Астраханского государственного университета (АГУ)
Волжского государственного инженерно-педагогического университета (ВГИПУ)
Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета (ЗабГГПУ)
Ивановского государственного университета (ИвГУ)
Курган-Тюбинского государственного университета им. Носира Хусрава (КТГУ)
Нижегородского государственного университета (ННГУ) им. Н. И. Лобачевского
Шадринского государственного педагогического института (ШГПИ)
Шуйского государственного педагогического университета (ШГПУ)
Адрес редакции: 117571, Москва, пр-т Вернадского, д. 88, комн. 446
Телефон/факс: 8 (499) 730-38-61, e-mail: naukaishkola@mail.ru
Сайт журнала: www.nauka-i-shkola.ru
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
Лебедев В. В. Содержательно-критериальная система оценивания
успешности учения обучающихся . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4
Горенков Е. М. Изучение инновационного потенциала студентов
многоуровневого высшего образования. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .11
Намаканов Б. А., Старшинина Е. Н. Здоровьесберегающие технологии
педагогического процесса в современной школе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .16
Тулинцев А. Е. Фундаментализация образования на основе
принципа научной актуальности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .20
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Белянин В. А. Учебное экспериментальное исследование как средство
формирования исследовательской компетенции будущего учителя физики . . . . . . . . . . . . . . .24
Калекин А. А. Концептуальные основы отраслевой подготовки
бакалавра технологии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .30
Вань Хань. Музыка разных народов в подготовке современного
педагога-музыканта . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .34
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Саукова Н. М. Современные возможности моделирования методической
системы к созданию и использованию мультимедийных технологий
в самостоятельной подготовке студентов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .37
Магомедов Р. М., Ниматулаев М. М. Требования, предъявляемые к учителю
информатики в новой информационно-образовательной среде . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .41
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Рябухина Е. А. Развитие языковой личности как цель компетентностно
ориентированного обучения русскому языку в школе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .43
Левушкина О. Н. О роли эстетической составляющей лингвокультурного
наследия М. В. Ломоносова . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .49
Батурина Л. А., Воробьёва Г. В. Методика работы на краткосрочных курсах
и факультативных занятиях по аудированию и фонетике при обучении
русскому языку как иностранному . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .53
Петрикова А. А. Учет методики обучения чтению на родном (русском) языке
при овладении иноязычным чтением . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .57
Мехди Нассири. Фразеологизмы в персидском и русском языках:
сопоставительный аспект разных видов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .61
Полчанинова Е. О. Афоризмы как наглядный материал для изучения
употребления библейских фразеологизмов в современном немецком языке
(лингвистический и методический аспекты) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .63
Мендыгалиева А. К. Реализация преемственности в курсе математики
начальной и основной школы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .67
Шакирова Н. С., Чернобельская Г. М. Использование методов педагогического
исследования на пропедевтических занятиях в химической лаборатории
политехнического музея . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .71
Белов П. С. О взаимосвязи компонентов экспериментальной учебноисследовательской
деятельности учащихся на практических занятиях по химии . . . . . . . . . .75
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ
Галкин И. В. Вариант применения историко-химического эксперимента
при обучении химии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .79
Беляева Е. Н. Эмоционально-ценностное отношение учащихся к живой природе
как одно из условий развития личности школьника . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .81
Алимов А. Т. Моделирование современного школьного учебника
«Трудовое обучение» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .85
Иванова Н. Д. Педагогические условия, определяющие эффективность
спортивной подготовки легкоатлетов 35–55 лет, специализирующихся
в прыжковых видах и метаниях . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .88
Балакин В. С. Особенности системы межпредметных связей в детской
художественной школе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .92
ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИИ И ВОСПИТАНИЯ
Самойлов Е. А. Лидерство и новаторство как ключевые компетенции . . . . . . . . . . . . . . . . . .96
Кузьменко Г. А. Критерии развития интеллектуальных способностей
спортсмена-подростка в условиях реализации компетентностного подхода . . . . . . . . . . . . . .102
Куренная Е. В. Классификация затруднений учителя в педагогической
проектировочной деятельности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .109
Падюков А. Л. Организация проектной деятельности со школьниками
по месту жительства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .112
Гордеева Е. Е. Педагогические условия развития детско-взрослой общности
в процессе межкультурной коммуникации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .115
КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА
Иншакова О. Б. Нейропсихологический анализ состояния зрительнопространственных
функций у младших школьников при нормальном
и нарушенном формировании фонематического навыка письма . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .118
Дятлова К. Д., Максимова А. Е. Влияние межполушарной асимметрии учащихся
на восприятие ими вербальной и невербальной информации. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .124
Речицкий И. В., Файтарон Мохамад, Кавкина А. О., Кашапова Р. Т.,
Сапунова Е. А., Яковлева М. С., Курникова Е. В. Проведение
профилактических работ по предупреждению патологий слуха . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .130
ВОПРОСЫ ИСТОРИИ
Скороходова С. И. Философские истоки мировоззрения И. В. Киреевского . . . . . . . . . . . .134
Лебедко В. К. Художник-педагог К. И. Финогенов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .139
Карпова Н. А. К истории упразднения районных охранных отделений
департамента полиции МВД России . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .142
Лиджеева К. Ф. Развитие общего образования в национальных автономиях
Юга России в период форсированного строительства социализма . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .146
Иванов И. В. Особенности воспитания японских школьников в милитаристской
Японии (1927–1945 гг.) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .149
Буданова М. А. Теоретические основания осуществления социально
ориентированного управления в условиях неопределенности и риска . . . . . . . . . . . . . . . . . . .152
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .156
Стр.4