ISSN 1819-463X
Наука и Школа
№ 4, 2011
ОБЩЕРОССИЙСКИЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
ПО ПЕДАГОГИКЕ, ПСИХОЛОГИИ, ИСТОРИИ
Главный редактор: Т. И. Березина, доктор педагогических наук, профессор
Редакционный совет:
Л. А. Бордонская, доктор педагогических наук, профессор
В. А. Гусев, доктор педагогических наук, профессор
В. И. Данильчук, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук
В. С. Данюшенков, доктор педагогических наук, профессор
В. А. Извозчиков, заслуженный деятель науки РФ, доктор физико-математических наук, профессор
И. А. Иродова, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент АПО РФ
Л. Е. Курнешова, доктор педагогических наук
В. Л. Матросов, академик РАН, академик РАО, доктор физико-математических наук, профессор
Т. И. Степанова, доктор педагогических наук
Г. П. Стефанова, доктор педагогических наук, профессор
А. В. Усова, академик РАО, доктор педагогических наук, профессор
Т. Н. Шамало, доктор педагогических наук, профессор
О. П. Шушарина, кандидат философских наук, профессор
Редакционная коллегия:
Н. С. Пурышева, Н. В. Шаронова, Д. А. Исаев (естественнонаучное направление), В. И. Жог,
Е. А. Леванова (психолого-педагогическое направление), А. А. Данилов (историческое направление),
В. Н. Князев (фи ло соф ское и социокультурное направления), С. В. Матросов,
Г. М. Чернобельская, В. А. Славина, В. В. Николина.
Состав редакции:
Ответственный редактор – И. В. Федосеева
Редактор-корректор – Г. В. Альперина
Верстальщик – Н. И. Лисова
Издание зарегистрировано в Комитете РФ по печати.
Свидетельство о регистрации № 014427 от 1 февраля 1996 г.
Журнал издается при организационной и финансовой поддержке:
Астраханского государственного университета (АГУ)
Волжского государственного инженерно-педагогического университета (ВГИПУ)
Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета (ЗабГГПУ)
Ивановского государственного университета (ИвГУ)
Курган-Тюбинского государственного университета им. Носира Хусрава (КТГУ)
Нижегородского государственного университета (ННГУ) им. Н. И. Лобачевского
Шадринского государственного педагогического института (ШГПИ)
Шуйского государственного педагогического университета (ШГПУ)
Адрес редакции: 117571, Москва, пр-т Вернадского, д. 88, комн. 446
Телефон/факс: 8 (499) 730-38-61, e-mail: naukaishkola@mail.ru
Сайт журнала: www.nauka-i-shkola.ru
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Прохоров Н. Н. Спецкурс – важное средство развития межкультурной
компетенции будущих учителей иностранного языка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4
Алмазова А. А. Тенденции развития лингвистической подготовки логопедов
в процессе стандартизации высшего профессионального образования . . . . . . . . . . . . . . . . . . .8
Зволейко Е. В. Организационные структуры и инновационные задачи
профессиональной деятельности бакалавра по направлению подготовки
«Специальное (дефектологическое) образование», профиль – «Психологическое
сопровождение образования лиц с нарушениями в развитии», в системах
специального и общего образования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .15
Казарихина Т. Н. Психолого-педагогические основы изучения теории меры
и интеграла будущими учителями математики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .22
Егупова М. В. Приложения школьной математики в методической подготовке
студентов педвуза в условиях уровневого образования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .25
Золотарева Л. Р. Научно-исследовательский компонент в содержании
полихудожественного образования бакалавров изобразительного искусства . . . . . . . . . . . . .31
Теплоухов А. П. Методика организации опытно-экспериментальной проверки
педагогических условий формирования конфликтологической компетентности
будущих специалистов сферы физического воспитания и спорта . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .34
Пискунов В. А. Об углублении фундаментально-научных основ подготовки
и векторно-содержательного развития компетентностного потенциала
педагога (психолога) – исследователя (на примере деятельности
оздоровительной ориентации) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .38
ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ ЗА РУБЕЖОМ
Галимуллин В. Ф. Формирующая оценка как базовый элемент учебного
процесса школьной системы Великобритании . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .42
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Казеева О. С. Мотивация поисковой деятельности на уроке литературы
в 7 классе при изучении поэмы Н. А. Некрасова « Русские женщины» . . . . . . . . . . . . . . . . . .45
Рогожкина Н. Н. Развитие мыслительного потенциала учащихся физикоматематического
лицея в играх на уроках литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .49
Ляпустина Л. И. Межкультурная способность как стратегическая цель
иноязычного образования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .52
Пучкова О. А. Формирование экономических компетенций студентов
политехнического колледжа в условиях информатизации образования . . . . . . . . . . . . . . . . . .55
Куценкова Т. С. Модель развития математической деятельности
младших школьников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .60
Похлебаев С. М., Третьякова И. А. Сопряжение и разобщение
как диалектическая пара и ее роль в создании и понимании хемиосмотической
теории Митчелла . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .65
Румянцев Б. В. Содержание обобщенной деятельности по решению
расчетных химических задач . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .68
Салихова В. А. Формирование медиакомпетенций студентов в области
региональных СМИ (на материале лекционного курса «Региональные СМИ России») . . . . . .73
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ
ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИИ И ВОСПИТАНИЯ
Вьюнова Д. С. Программа формирования качеств лидера у будущего учителя . . . . . . . . . . .76
Веденеева Г. И. Мотивационные предпочтения младших школьников и младших
подростков в коллективных видах деятельности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .80
Попова С. И. Психолого-педагогические условия возникновения ситуативной
готовности школьника к включению в совместную деятельность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .85
Цветкова А. Т. Концепция диагностики сформированности мотивации
учебной деятельности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .90
Вишневецкий Е. Г. Системный подход к анализу организационных коммуникаций . . . . . . .98
Мусина-Мазнова Г. Х. Зарубежные и отечественные теоретические подходы
к изучению понятия «карьера» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .101
Петрова А. А. Палехское искусство как источник нравственно-эстетического
воспитания личности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .108
Челышева И. Б. Эффективные технологии и модели индивидуального
социального сопровождения несовершеннолетних, находящихся
в конфликте с законом . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .111
Жанцан Нямаа. Структура личностных качеств у детей, переживших
психическую травму . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .114
КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА
Нагапетян Р. С. Первые трудности школьника на уроке письма . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .117
Позднякова И. О. Психологические условия и методы развития разговорной
речи умственно отсталых младших школьников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .120
ВОПРОСЫ ИСТОРИИ
Николаев П. В. Парсуны всадников конца XVII века. Проблема атрибуции . . . . . . . . . . . . . .123
Скороходова С. И. Эстетическое начало в историософии И. В. Киреевского
и его отражение в русской философской мысли. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .129
Карпова Н. А. Учреждение районных охранных отделений в процессе
реформирования системы МВД России в начале ХХ в. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .135
Текучева И. В. Некоторые аспекты преподавания грамматики в школе
в первой трети XX в. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .139
Лиджеева К. Ф. Ликвидация неграмотности как фактор модернизации
образования (на материалах Северокавказского региона) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .142
Сарри Н. А. Творческая интеллигенция Чувашии в годы Великой
Отечественной войны 1941–1945 гг. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .145
Бабаев Э. А. Пьер Эллиот Трюдо: политический портрет . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .147
Нефёдов В. В. СЕПГ и высшее образование в ГДР . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .150
Берёзкина А. В. Значение идеологии в формировании внешнеполитической
стратегии США . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .152
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 155
Стр.4