Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 500891)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента
"Уважаемые СТУДЕНТЫ и СОТРУДНИКИ ВУЗов, использующие нашу ЭБС. Рекомендуем использовать новую версию сайта."

Отец Иоанн Кронштадтский на родине: монграфия (270,00 руб.)

0   0
Первый авторЕсеева Ольга Владимировна
ИздательствоСеверный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова
Страниц256
ID652108
АннотацияВ монографии исследуются ранние годы жизни Иоанна Кронштадтского, связанные с Пинежьем, период его учебы в Архангельске.
ISBN978-5-261-00824-8
Есеева, О.В. Отец Иоанн Кронштадтский на родине: монграфия [Электронный ресурс] / О.В. Есеева .— Архангельск : Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова, 2013 .— 256 с. — ISBN 978-5-261-00824-8 .— Режим доступа: https://rucont.ru/efd/652108

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Отец_Иоанн_Кронштадтский_на_родине_монграфия.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Отец_Иоанн_Кронштадтский_на_родине_монграфия.pdf
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования Министерство образования и науки Российской Федерации «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова» О.В. Есеева Отец Иоанн Кронштадтский на родине Монография Архангельск ИПЦ САФУ 2013 1
Стр.1
УДК 94(470.11)‘‘18/19’’(092)+271.2-26 ББК 63.3(2Рос-4Арх)6-8+86.372.24 Е820 Рекомендовано к изданию редакционно-издательским советом Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова доктор филологических наук, профессор Е.Ш. Галимова, доктор философских наук, профессор Н.М. Теребихин Рецензенты: Е820 Есеева, О.В. Отец Иоанн Кронштадтский на родине: монография / О.В. Есеева; Сев. (Арктич.) федер. ун-т им. М.В. Ломоносова. – Архангельск: ИПЦ САФУ, 2013. – 256 с.: ил. ISBN 978-5-261-00824-8 В монографии исследуются ранние годы жизни святого праведного Иоанна Кронштадтского, связанные с Пинежьем, период его учебы в Архангельске; подробно рассказано о посещениях отцом Иоанном Архангельской земли и его благотворительной деятельности на малой родине. Для специалистов в области отечественной истории и религиоведения, краеведов. УДК 94(470.11)‘‘18/19’’(092)+271.2-26 ББК 63.3(2Рос-4Арх)6-8+86.372.24 ISBN 978-5-261-00824-8 © Есеева О.В., 2013 © Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова, 2013 2
Стр.2
Оглавление Напутственное слово .............................................................................. Введение ..................................................................................................... Глава I. Светлое Пинежье ........................................................................ Глава II. Семья .......................................................................................... Глава III. Годы учебы в Архангельске ................................................... Глава IV. Благотворительная деятельность отца Иоанна на родине .. Глава V. Храм во имя Cвятителя и Чудотворца Николая в Суре ....... Глава VI. Сурская церковноприходская школа .................................... Глава VII. Сурский Иоанно-Богословский женский монастырь ........ Глава VIII. Посещение отцом Иоанном Архангельской земли (хронология) ..................................................................................................... Глава IX. Поминовение отца Иоанна на родине в первые годы после кончины (1908–1917 гг.) ............................................................................ Заключение ................................................................................................ Приложения .............................................................................................. 1. Автобиография .............................................................................. 2. Список учащихся Архангельского Уездного Духовного училища высшего отделения, бывших у исповеди во время Четыредесятницы сего 1845 года ................................................................. 4 5 9 51 69 85 99 107 127 153 181 193 201 203 3. Список учеников Архангельской Семинарии Низшаго Отделения 4. Речь, произнесенная учеником Богословия Архангельской Д. Семинарии Иваном Сергиевым, при окончании им курса в означенной Семинарии .................................................................. 5. Слово на освящение Никольского храма, сказанное 29 июня 1891 года .......................................................................................... 6. Поучение о. протоиерея Иоанна Ильича Сергиева за литургиею пред открытием церковно-приходской Сурской школы ..... 205 206 207 212 7. Приветственный адрес о. протоиерею Иоанну Ильичу Сергиеву 8. Слово по освящении храма с школой в селении Шестовец, Вытегорскаго уезда Олонецкой епархии, 30 мая 1897 года ........... 9. Слово в день Пятидесятницы ...................................................... 216 218 10. Слово по освящении вновь сооруженнаго храма в Веркольской обители, 14-го июня 1897 года ..................................................... 11. Слово по освящении нижняго храма собора – в честь Рождества по плоти Бога Слова, Господа нашего Иисуса Христа, в Веркольской обители 15 июня 1897 года .................................. 220 222 226 12. Слово на день Пятидесятницы (7 июня 1899 г.) ........................ 13. Слово на освящение храма учрежденной в селе Cуре ИоанноБогословской женской Общины ................................................... 14. Поучение, произнесенное отцом Иоанном 14 июня 1905 года в кафедральном соборе города Архангельска ............................. 15. Речь, произнесенная отцом Иоанном 15 июня 1905 года в Соломбальском Преображенском соборе ....................................... Библиографический список ...................................................................... 3 230 233 237 241 243 245
Стр.3
НапутстВЕННОЕ слОВО Святой праведный Иоанн Кронштадтский еще при жизни был известен всей России, а сегодня его почитает весь православный мир. В чем причина такой известности простого священника из Кронштадта? Очевидно, в жертвенной любви, освещавшей каждую минуту его жизни. Его труды нам сложно даже представить; одних только писем от тех, кто нуждался в его помощи, приходило столько, что для них было открыто особое почтовое отделение. Тем более удивительно, что среди этого непрерывного, каждодневного подвига святой праведный Иоанн Кронштадтский не только не оставлял родное Пинежье своим попечением, но и сам находил время для поездок на Север. Всего столетие отделяет нас от времени земного служения праведного Иоанна, а его молитвенную помощь мы ощущаем и по сей день. На нас лежит большая ответственность – не допустить, чтобы подвиг нашего великого земляка был забыт, чтобы этот дар Божий Русской Церкви пропал втуне. Меня искренне радует появление этой работы, посвященной пребыванию праведного Иоанна на его малой родине. Хочется верить, что в дальнейшем интерес к этой удивительной личности, чья жизнь неразрывно связана с историей нашего Отечества, будет возрастать, в том числе и в научных кругах. Я глубоко убежден, что всестороннее изучение жизни и трудов Кронштадтского Пастыря может иметь немалое значение как с исторической, так и с духовной точки зрения. Желаю автору помощи Божией и молитвенного заступления святого праведного Иоанна Кронштадтского. Митрополит Архангельский и Холмогорский 4
Стр.4
Введение 5
Стр.5
6
Стр.6
А рхангельская земля осенена высшей благодатью, светом просвещения и преображения, излучаемым двумя гениями северного месторазвития – Михаилом Васильевичем Ломоносовым и святым праведным Иоанном Кронштадтским. Ломоносов жил и творил в те годы, когда российская наука только зарождалась, стоял у ее колыбели, боролся с косностью и невежеством, стремясь к торжеству отечественной научной мысли. Пастырское служение отца Иоанна пришлось на тяжелое время войн, смут, революций и безверия. Его молитвы, дар чудотворения и широкая благотворительная деятельность сделали русского праведника одним из самых известных православных святых. Ломоносов и отец Иоанн – уроженцы светлого Севера, гениальные выходцы из народа, снискавшие славу себе, своей малой родине и своему Отечеству. Их сравнивали еще при жизни отца Иоанна. Редактор журнала «Русский паломник» А.И. Поповицкий, присутствовавший на торжестве освящения в Суре Никольского храма, говорил: «Один иностранный писатель прошлаго столетия, удивляясь мудрым деяниям и намерениям русской монархини, сказал, “теперь свет идет к нам с Севера”. Но на Севере сиял в то время не один только свет государственной милости. Около того же времени доживал свои последние годы другой великий русский светильник М.В. Ломоносов, творец русской словесности и науки, осиявший наши умы и давший нам знание и искусство. Он был урожденцем того самого Севера, который ныне с таким радушием и гостеприимством отворил нам свои двери. С тех пор прошло более ста лет, и вот тому же Северу суждено было пролить на нас новую струю света, направленную в наши сердца, светлую струю веры и любви. Я не хочу этим сказать, чтобы в русском народе до сих пор отсутствовали эти добродетели; но едва ли можно сомневаться, что оне были у нас в скрытом состоянии и нужна была могучая сила, чтобы пробудить их, дать им толчок. Эта сила родилась на том же Севере, и носитель этой силы – глубокочтимый всеми нами отец Иоанн»1 В первую очередь Поповицкий указывал на то влияние, которое . имел отец Иоанн на сердца верующих, сопоставляя его с тем влия1 Окончание Сурскаго празднества // Архангельские епархиальные ве7 домости (далее АЕВ). 1891. № 18. С. 251. Здесь и далее цитаты приводятся с сохранением орфографии и пунктуации источников.
Стр.7
нием, которое Ломоносов оказал на умы современников и потомков. Возрождение в России религиозной нравственности, духовности, веры и подъем отечественной науки должны стать лучшим памятником двум величайшим россиянам, нашей данью уважения им и признания их заслуг. Святой праведный Иоанн Кронштадтский сыграл важную роль в укреплении не только русской церковности, но и государственности на трагическом разломе русского исторического бытия. Он самыми тесными духовными узами был связан с венценосным семейством Романовых, 400-летний юбилей Дома которого российская общественность отмечала в 2013 году. Многие важные вехи в истории царской династии связаны с именем святого. Отец Иоанн присутствовал при кончине государя Александра III, исповедовав его и облегчив страдания умирающего монарха. Тогда же впервые произошла его встреча с будущим государем Николаем II. Отец Иоанн был приглашен на коронацию Николая II в Успенском соборе, участвовал в таинстве крещения детей императора. Во время болезни отца Иоанна государь лично интересовался его здоровьем, телеграфируя в Кронштадт, а после смерти святого царский рескрипт от 12 января 1909 года положил начало его прославлению. Сегодня, размышляя о великом подвиге самопожертвования святых царственных мучеников, неизменно вспоминают пророчества Иоанна Кронштадтского о гибели династии и страшных событиях, ожидающих Россию. Но хотелось бы верить, что сбудется и то предсказание батюшки, которое дает нам надежду на возрождение новой России: «Я предвижу восстановление мощной России, еще более сильной и могучей. На костях вот таких мучеников, помни, как на крепком фундаменте, будет воздвигнута Русь новая – по-старому образцу; крепкая своей верою в Христа Бога и в Святую Троицу! И будет по завету святого князя Владимира – как единая Церковь!»1 Подобно древним писателям, живописавшим жития святых, . автор книги, которую вы держите в руках, видит свою скромную роль в том, чтобы описать земные пути и труды святого праведного отца Иоанна Кронштадтского на родной северной земле, а также то бесценное наследие, которое нам, его потомкам, надлежит усвоить и преумножить2 . 1 Кронштадтский И. [Б.н.] // Православная Русь. 1991. № 9. 2 Часть материала, вошедшего в эту монографию, была опубликова8 на в кн.: Есеева О.В. Православный монастырь в религиозно-культурном пространстве Пинежья. Архангельск: Поморский университет, 2007.
Стр.8

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически