Литвина Учебно-тренировочная туристская фирма Методические указания Рекомендовано Научно-методическим советом университета для студентов, обучающихся по специальности Социально-культурный сервис и туризм Ярославль 2009 1 УДК 338.48;796.5 ББК Ч 518.11я73 К 93 Рекомендовано Редакционно-издательским советом университета в качестве учебного издания. <...> Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по специальности 100103 Социальнокультурный сервис и туризм (дисциплина «Учебнотренировочная туристская фирма», блок ДС), очной формы обучения. <...> УДК 338.48;796.5 ББК Ч 518.11я73 © © Ярославский государственный университет, 2009 © 2 В процессе подготовки кадров для туристской деятельности в учебный план специальности Туризм была включена дисциплина "Учебно-тренировочная фирма" (УТФ). <...> УТФ придает гибкость и более высокую эффективность системе подготовки специалистов, обеспечивая принцип совмещения теории с практикой. <...> УТФ – это практический курс объемом 68 учебных часов. <...> Обязательным для проведения учебного практикума является использование современных информационных технологий. <...> Условия проведения УТФ должны быть максимально приближены к реальной действительности, т.е. конкретной среде функционирования туристского агентства. <...> Учебный практикум по смысловой направленности можно классифицировать по нескольким группам: • применение на практике теоретических знаний в области менеджмента, маркетинга, рекламы, экономики, дисциплин специальной направленности; • самоорганизация; • командная работа; • работа с внешней средой; • ориентация на клиента; • выработка профессиональных навыков; • организация работы персонала туристской фирмы. <...> Особенностью учебного практикума является его направленность на развитие и выявление профессиональных способностей студента, улучшающих качественный подход к выбору будущей профессии. <...> По итогам учебного практикума студенты сдают зачет. <...> Поставленная цель достигается <...>
Учебно-тренировочная_туристская_фирма_Методические_указания.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова
Кафедра регионоведения и туризма
Л.Н. Курцев
А.А. Литвина
Учебно-тренировочная
туристская фирма
Методические указания
Рекомендовано
Научно-методическим советом университета
для студентов, обучающихся по специальности
Социально-культурный сервис и туризм
Ярославль 2009
1
Стр.1
УДК 338.48;796.5
ББК Ч 518.11я73
К 93
Рекомендовано
Редакционно-издательским советом университета
в качестве учебного издания. План 2009 года
Рецензент
кафедра регионоведения и туризма
Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова
К 93
Курцев, Л.Н. Учебно-тренировочная туристская
фирма: метод. указания / Л.Н. Курцев, А.А. Литвина;
Яросл. гос. ун-т. – Ярославль: ЯрГУ, 2009. – 39 с.
Методические указания предназначены для студентов,
обучающихся по специальности 100103 Социальнокультурный
сервис и туризм (дисциплина «Учебнотренировочная
туристская фирма», блок ДС), очной формы
обучения.
УДК 338.48;796.5
ББК Ч 518.11я73
© © Ярославский государственный
университет, 2009
©
2
Стр.2
В процессе подготовки кадров для туристской деятельности в
учебный план специальности Туризм была включена дисциплина
"Учебно-тренировочная фирма" (УТФ). Данный практикум
позволяет увязать цели и задачи всего учебного процесса в системе
образования с общей стратегией развития индустрии туризма,
в которой основную роль играет квалифицированный специалист.
УТФ придает гибкость и более высокую эффективность
системе подготовки специалистов, обеспечивая принцип совмещения
теории с практикой.
УТФ – это практический курс объемом 68 учебных часов.
Продолжительность одного учебного занятия, как правило, не
менее 4 часов в день. Оптимальное количество участников группы
10 – 16 человек. Обязательным для проведения учебного
практикума является использование современных информационных
технологий. Условия проведения УТФ должны быть максимально
приближены к реальной действительности, т.е. конкретной
среде функционирования туристского агентства. Для этих
целей задействована аудитория, в которой есть достаточное количество
компьютеров, линия Интернет, сканер, принтер, офисная
мебель.
Учебный практикум по смысловой направленности можно
классифицировать по нескольким группам:
• применение на практике теоретических знаний в области
менеджмента, маркетинга, рекламы, экономики, дисциплин специальной
направленности;
• самоорганизация;
• командная работа;
• работа с внешней средой;
• ориентация на клиента;
• выработка профессиональных навыков;
• организация работы персонала туристской фирмы.
Особенностью учебного практикума является его направленность
на развитие и выявление профессиональных способностей
студента, улучшающих качественный подход к выбору будущей
профессии. В рамках УТФ студенты учатся эффективно распоряжаться
своим временем, легко принимать самостоятельные решения,
правильно выявлять приоритеты, творчески и активно от3
Стр.3
носиться к своей работе, нести индивидуальную ответственность
за процесс и результат труда всего коллектива.
Во вновь созданной «учебной туристской фирме» среди студентов,
как правило, создается творческая обстановка и доверительная
атмосфера, что способствует раскрытию способностей
каждого участника и более эффективному усвоению знаний, выработке
определенных умений и навыков.
Логическим завершением «деятельности» УТФ является проведение
презентации туристской фирмы, которую смоделировали
студенты.
В конце изучения курса проводится общее собрание, где обсуждаются
положительные и негативные стороны деятельности
каждого из участников, а также группы в целом. По итогам учебного
практикума студенты сдают зачет. Руководителю УТФ (тренеру)
группа предоставляет рабочую папку (в том числе в электронном
виде) с итогами и результатами деятельности каждой
функциональной группы.
Значение УТФ в общей системе образовательного процесса
велико, потому что данный практикум позволяет в имитационном
режиме учебных занятий спроектировать реальные ситуации и
соответствующие модели поведения, предоставить студентам
возможность поиска путей перенесения опыта игровой реальности
в настоящую жизнь и убедиться в их эффективности. В режиме
работы УТФ им легче преодолеть состояние неопределенности,
неуверенности. В условиях привычной учебной среды
легче добиться договоренности в случае существенного различия
позиций. Такая групповая работа позволяет приобрести навыки
сотрудничества в коллективе, выявить лидеров, понять специфику
социально-психологических отношений, определиться в выборе
будущей профессии.
Эффективность данной формы обучения определяется закрепленными
теоретическими знаниями и приобретенными умениями,
применяемыми на практике, в реальной действительности.
Таким образом, целью данного практического курса является
формирование у студентов системы практических знаний, умений
и навыков в области туризма на основе изучения современ4
Стр.4
ных принципов, методов и функций управления, технологий продаж.
Поставленная
цель достигается при решении следующих задач
курса:
– выстроить систему знаний о структуре управления предприятием
в области туризма;
– закрепить у студентов практические навыки в области
управленческих решений и кадровой политики в системе туризма;
–
простимулировать интерес обучающихся к работе в сфере
туризма;
– выработать опыт по формированию, продвижению и реализации
туристского продукта.
Содержание тем и разделов курса
В процессе создания учебно-тренировочной туристской фирмы
в рамках учебного практикума следует выделить четыре основных
этапа:
1. Время выбора.
2. Фаза становления.
3. Формирование и поиск туристского продукта.
4. Стадия продвижения и реализации туристского продукта.
1. Время выбора
В ходе вводного занятия руководитель группы проводит ознакомление
студентов со спецификой моделирования туристской
деятельности. Четко определяются роли. Преподавательруководитель
выступает в двух ипостасях: как «тренерконсультант»
создаваемой туристской фирмы и одновременно
как «внешняя среда» во всем её многообразии (регистрационные
и налоговые органы, банковская сфера, рекламное агентство, поставщик
услуг и т.д.). Студенты представляют собой «внутреннюю
среду», то есть коллектив будущей туристской фирмы.
5
Стр.5