Министерство образования и науки Российской Федерации
федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Северный (Арктический) федеральный университет
имени М.В. Ломоносова»
Институт педагогики и психологии
Т.В. Волокитина, А.А. Зотова, Е.В. Попова, Е.Ю. Синицкая
КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ У
СЛАБОВИДЯЩИХ ДЕТЕЙ
Учебно-методическое пособие
Архангельск
2013
1
Стр.1
УДК
ББК
Печатается по решению редакционноиздательской
комиссии Института
педагогики и психологии
САФУ имени М.В. Ломоносова
Авторы:
Т.В. Волокитина, доктор биологических наук,
профессор, профессор кафедры логопедии Института
педагогики и психологии;
А.А. Зотова, ассистент кафедры логопедии Института
педагогики и психологии;
Е.В. Попова, кандидат биологических наук, доцент
кафедры логопедии Института педагогики и психологии;
Е.Ю. Синицкая, кандидат биологических наук, зав. НИЛ
двигательной системы Института медико-биологических
исследований
Рецензенты:
Г.П. Смирнова, кандидат медицинских наук, доцент
кафедры педиатрии СГМУ;
Л.Н. Мочалова, кандидат педагогических наук, доцент
кафедры логопедии Института педагогики и психологии
В пособии представлены особенности зрительного восприятия детей
с нормальным зрением и слабовидящих, дана характеристика
познавательных психических процессов и физиологические основы
организации движений.
Предложенные методы позволяют оценить зрительное восприятие,
сенсомоторное и когнитивное развитие детей. Рассматривается система
мероприятий по коррекции сенсомоторного развития у детей с
нарушением зрения, которая может использоваться
тифлопедагогам, учителям начальных классов, инструкторам по
физической культуре, а также родителям.
Работа выполнена при поддержке РГНФ по проекту «Разработка и
внедрение модели коррекционно-развивающего обучения детей с
нарушением зрения в условиях общеобразовательной школы»
№ 12-16-29005а, 2012–2013 гг.
ISBN
© Северный (Арктический) федеральный
университет имени М.В. Ломоносова, 2013
© Волокитина Т.В., Попова Е.В., Зотова А.А.,
Синицкая Е.Ю., 2013
2
в
общеобразовательных и специальных (коррекционных) учреждениях IV
вида.
Пособие будет полезно студентам дефектологических факультетов,
Стр.2
ПРЕДИСЛОВИЕ
Учебное пособие предназначено для студентов высших учебных
заведений, обучающихся на дефектологических и педагогических
факультетах. В основную образовательную программу подготовки
специалистов в соответствии с требованиями Государственного
образовательного стандарта включена дисциплина «Методика
развития зрительного восприятия детей с нарушением зрения»,
изучение которой предусмотрено учебными программами по
следующим специальностям: 050715.65 – «Логопедия»; 050700.62 –
«Специальное (дефектологическое) образование». Материал пособия
может использоваться студентами высших и средних учебных
заведений педагогического профиля при изучении учебных
дисциплин «Анатомия и физиология органа слуха, зрения и речи»,
«Тифлопедагогика», «Психология детей с нарушениями зрения» и
«Психолого-педагогическая диагностика детей с ограниченными
возможностями здоровья».
Актуальность учебно-методического пособия «Коррекция
нарушений зрительного восприятия у слабовидящих детей»
определяется необходимостью обучения студентов высших
педагогических заведений коррекционно-развивающей работе со
слабовидящими детьми с учетом их психофизиологических и
психологических особенностей.
Известно, что число детей с нарушением зрения постоянно
растет, а среди детей с отклонениями в развитии слабовидящие
составляют 3–15% [24]. Материал пособия будет способствовать
профессиональной подготовке будущих педагогов.
Первая глава раскрывает теоретические вопросы зрительного
восприятия, основные свойства и классификации психических
процессов, психофизиологические основы движений. Показано
онтогенетическое становление зрительного восприятия и особенности
когнитивной и двигательной сферы у детей с нарушением зрения.
3
Стр.3
Во второй главе приводятся методы изучения и оценки
зрительного восприятия, когнитивного и сенсомоторного развития. В
третьей главе представлена система мероприятий по коррекции
сенсомоторного развития у детей с нарушением зрения, включающая
игры, приемы, упражнения для развития зрительного восприятия,
познавательных процессов и двигательных функций.
В заключении учебно-методического пособия обосновывается
необходимость комплексного подхода при проведении коррекционноразвивающей
работы со слабовидящими детьми с учетом их
психологических и психофизиологических особенностей.
Учебный материал пособия излагается с учетом современных
научных данных и, вместе с тем, в доступной, лаконичной форме,
адаптированной для студентов, овладевающих базисными знаниями
по тифлопедагогике. Представленные приемы, игры и упражнения
сопровождаются иллюстрациями и образцами дидактического
материала.
Важной составной частью пособия является глоссарий,
позволяющий освоить ключевые термины тифлопедагогики. Список
основной и дополнительной литературы дает возможность
качественной организации самостоятельной работы студентов.
Приложения к пособию содержат таблицы с характеристикой
учебно-наглядных пособий с учетом зрительных режимов,
рекомендации по организации зрительной работы детей,
офтальмогигиенические советы по выполнению зрительной работы
детей с нарушением зрения.
Пособие будет полезно студентам дефектологических
факультетов, тифлопедагогам, учителям начальных классов,
инструкторам по физической культуре, а также родителям.
4
Стр.4
ВВЕДЕНИЕ
Опыт стран всего мира свидетельствует о росте числа детей с
отклонениями в развитии. К факторам, вызывающих увеличение
числа детей-инвалидов, относят высокий уровень заболевания
матерей, ухудшение экологической обстановки, нерешенные
социально-экономические и психолого-педагогические проблемы,
уменьшение доли рождения здоровых детей, повышения показателей
осложненных родов и отклонений в развитии, повышение процента
рождения недоношенных детей с критически низкой массой тела [6,
49]. Показано, что токсикоз первой половины беременности у матери,
родовая травма и перинатальная гипоксия, искусственное
вскармливание с рождения наиболее негативно влияют на степень
функциональной зрелости зрительного восприятия [21].
На сегодняшний день в тифлопсихологии нет единого подхода к
классификации и пониманию особенностей состояния зрительных
функций, что вызывает трудности в тифлопедагогической практике.
В.З. Денискина (2012) отмечает, что категория детей с нарушением
зрения весьма разнообразна и неоднородна [12, 13, 14, 22]. Среди
детей с отклонениями в развитии ежегодно выявляется большое
число детей с нарушением зрения [15, 20, 27, 28, 29, 53]. Они
объединяются в группы, различающиеся по характеристике состояния
зрения и по происхождению нарушений. Усовершенствованная
классификация детей со зрительной патологией включает следующие
группы [2, 12, 13, 14, 22, 36, 44]:
I. Слепые. Эту группу составляют дети с остротой зрения от 0
(0%) до 0,04 (4%) с коррекцией на лучше видящий глаз. Однако,
острота зрения не является единственным критерием слепоты. К
данной группе относятся также дети с визусом вплоть до 1,0 (100%), у
которых границы поля зрения сужены в лучше видящем глазу до 150
от точки фиксации во всех направлениях. Они ограниченно
используют зрение, как в познавательной, так и в ориентировочной
деятельности. Ведущими для них являются осязательное и слуховое
5
Стр.5
восприятия. Обучаются представители названной группы на основе
системы Брайля.
II. Слабовидящие. Диапазон зрительных возможностей таких
детей очень широк и индивидуален. К этой группе относятся дети с
остротой зрения от 0,05 (5%) до 0,4 (40%) с коррекцией на лучше
видящем глазу. Кроме того, к слабовидящим относятся дети с
косоглазием и амблиопией в период применения окклюзии на этапе
плеоптического лечения. В период первичной окклюзии зрение
работающего глаза ребёнка, как правило, не превышает 0,1 (10%) –
0,2 (20%), на последующих этапах лечебно-восстановительной
работы до 0,5 (50%) [48]. Под амблиопией понимают различные по
происхождению формы понижения остроты зрения, причиной
которых являются функциональные расстройства зрительного
аппарата. Термин «косоглазие» объединяет различные по
происхождению и локализации поражения зрительной и
глазодвигательной систем, вызывающие периодическое или
постоянное отклонение глазного яблока. Амблиопия и косоглазие,
обусловливая снижения остроты зрения и зрительных функций,
неизбежно становятся причиной возникновения зрительной
депривации [26, 11].
III. Дети с пониженным зрением или с пограничным зрением
между слабовидением и нормой. Острота зрения в этой группе
варьируется от 0,5 (50%) до 0,8 (80%) с коррекцией на лучше
видящем глазу [12]. Для детей второй и третьей групп зрение
является основным средством восприятия. Зрительный анализатор
остаётся ведущим в учебном процессе.
Процесс восприятия учебного материала учащимися со
зрительными нарушениями во многом зависит от клинической
картины зрительного дефекта, от структурно-функциональных
нарушений данного анализатора. В зависимости от функциональных
нарушений органа зрения (острота, поле, бинокулярность, светоцветоразличие,
фиксация взора и др.) организуется и методически
направляется коррекционно-педагогическая работа, определяются
6
Стр.6
различные эргономические рекомендации (зрительная, тактильная,
физическая нагрузки, освещенность рабочей поверхности стола и др.).
В настоящее время наблюдается тенденция к увеличению числа
детей с пониженным зрением, особенно в арктическом регионе.
Особенно актуальны для детей-северян имеющиеся специфичные
характеристики визуальной среды: дефицит освещенности, резко
выраженная фотопериодичность (январь и декабрь – «биологическая
ночь», ноябрь и февраль – «биологические сумерки»).
Известно, что жители северных районов страдают от отсутствия
света и ярких красок, однообразного серебристо-серого или голубого
цвета неба, снега, у них снижается эффективность зрительного
восприятия. Искусственный световой климат, в котором детисеверяне
находятся, длительный период времени года, не
способствует поддержанию зрительных функций на должном уровне.
Нарушение зрения сказывается на функциональном состоянии
организма, а в условиях интенсивной информационной нагрузки и
смены социальной среды это влияние особенно выражено.
7
Стр.7