Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634840)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Теоретические и практические аспекты разработки модели коррекционно-развивающего обучения детей с нарушением зрения (220,00 руб.)

0   0
Первый авторВолокитина Татьяна Витальевна
АвторыЗотова Анна Александровна, Попова Елена Вячеславовна
Издательство[Б.и.]
Страниц175
ID652026
АннотацияВ монографии представлены материалы собственных исследований зрительного восприятия, когнитивного развития, поведенческого и сенсомоторного реагирования детей с нарушением зрения (косоглазием и амблиопией) в сопоставлении с психофизиологическими особенностями школьников, имеющих нормальное зрение. Полученные результаты стали основой для разработки модели коррекционно-развивающего обучения детей с нарушением зрения, которая может использоваться в условиях общеобразовательной школы.
Кому рекомендованоМонография будет полезна студентам и магистрантам дефектологических факультетов, аспирантам, тифлопедагогам, психологам, учителям начальных классов
ISBN978-5-98450-288-7
Волокитина, Т.В. Теоретические и практические аспекты разработки модели коррекционно-развивающего обучения детей с нарушением зрения / А.А. Зотова, Е.В. Попова; Т.В. Волокитина .— : [Б.и.], 2013 .— 175 с. — ISBN 978-5-98450-288-7 .— URL: https://rucont.ru/efd/652026 (дата обращения: 27.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Теоретические_и_практические_аспекты_разработки_модели_коррекционно-развивающего_обучения_детей_с_нарушением_зрения.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова» Институт педагогики и психологии Т.В. Волокитина, А.А. Зотова, Е.В. Попова, Е.Ю. Синицкая КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ У СЛАБОВИДЯЩИХ ДЕТЕЙ Учебно-методическое пособие Архангельск 2013 1
Стр.1
УДК ББК Печатается по решению редакционноиздательской комиссии Института педагогики и психологии САФУ имени М.В. Ломоносова Авторы: Т.В. Волокитина, доктор биологических наук, профессор, профессор кафедры логопедии Института педагогики и психологии; А.А. Зотова, ассистент кафедры логопедии Института педагогики и психологии; Е.В. Попова, кандидат биологических наук, доцент кафедры логопедии Института педагогики и психологии; Е.Ю. Синицкая, кандидат биологических наук, зав. НИЛ двигательной системы Института медико-биологических исследований Рецензенты: Г.П. Смирнова, кандидат медицинских наук, доцент кафедры педиатрии СГМУ; Л.Н. Мочалова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры логопедии Института педагогики и психологии В пособии представлены особенности зрительного восприятия детей с нормальным зрением и слабовидящих, дана характеристика познавательных психических процессов и физиологические основы организации движений. Предложенные методы позволяют оценить зрительное восприятие, сенсомоторное и когнитивное развитие детей. Рассматривается система мероприятий по коррекции сенсомоторного развития у детей с нарушением зрения, которая может использоваться тифлопедагогам, учителям начальных классов, инструкторам по физической культуре, а также родителям. Работа выполнена при поддержке РГНФ по проекту «Разработка и внедрение модели коррекционно-развивающего обучения детей с нарушением зрения в условиях общеобразовательной школы» № 12-16-29005а, 2012–2013 гг. ISBN © Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова, 2013 © Волокитина Т.В., Попова Е.В., Зотова А.А., Синицкая Е.Ю., 2013 2 в общеобразовательных и специальных (коррекционных) учреждениях IV вида. Пособие будет полезно студентам дефектологических факультетов,
Стр.2
ПРЕДИСЛОВИЕ Учебное пособие предназначено для студентов высших учебных заведений, обучающихся на дефектологических и педагогических факультетах. В основную образовательную программу подготовки специалистов в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта включена дисциплина «Методика развития зрительного восприятия детей с нарушением зрения», изучение которой предусмотрено учебными программами по следующим специальностям: 050715.65 – «Логопедия»; 050700.62 – «Специальное (дефектологическое) образование». Материал пособия может использоваться студентами высших и средних учебных заведений педагогического профиля при изучении учебных дисциплин «Анатомия и физиология органа слуха, зрения и речи», «Тифлопедагогика», «Психология детей с нарушениями зрения» и «Психолого-педагогическая диагностика детей с ограниченными возможностями здоровья». Актуальность учебно-методического пособия «Коррекция нарушений зрительного восприятия у слабовидящих детей» определяется необходимостью обучения студентов высших педагогических заведений коррекционно-развивающей работе со слабовидящими детьми с учетом их психофизиологических и психологических особенностей. Известно, что число детей с нарушением зрения постоянно растет, а среди детей с отклонениями в развитии слабовидящие составляют 3–15% [24]. Материал пособия будет способствовать профессиональной подготовке будущих педагогов. Первая глава раскрывает теоретические вопросы зрительного восприятия, основные свойства и классификации психических процессов, психофизиологические основы движений. Показано онтогенетическое становление зрительного восприятия и особенности когнитивной и двигательной сферы у детей с нарушением зрения. 3
Стр.3
Во второй главе приводятся методы изучения и оценки зрительного восприятия, когнитивного и сенсомоторного развития. В третьей главе представлена система мероприятий по коррекции сенсомоторного развития у детей с нарушением зрения, включающая игры, приемы, упражнения для развития зрительного восприятия, познавательных процессов и двигательных функций. В заключении учебно-методического пособия обосновывается необходимость комплексного подхода при проведении коррекционноразвивающей работы со слабовидящими детьми с учетом их психологических и психофизиологических особенностей. Учебный материал пособия излагается с учетом современных научных данных и, вместе с тем, в доступной, лаконичной форме, адаптированной для студентов, овладевающих базисными знаниями по тифлопедагогике. Представленные приемы, игры и упражнения сопровождаются иллюстрациями и образцами дидактического материала. Важной составной частью пособия является глоссарий, позволяющий освоить ключевые термины тифлопедагогики. Список основной и дополнительной литературы дает возможность качественной организации самостоятельной работы студентов. Приложения к пособию содержат таблицы с характеристикой учебно-наглядных пособий с учетом зрительных режимов, рекомендации по организации зрительной работы детей, офтальмогигиенические советы по выполнению зрительной работы детей с нарушением зрения. Пособие будет полезно студентам дефектологических факультетов, тифлопедагогам, учителям начальных классов, инструкторам по физической культуре, а также родителям. 4
Стр.4
ВВЕДЕНИЕ Опыт стран всего мира свидетельствует о росте числа детей с отклонениями в развитии. К факторам, вызывающих увеличение числа детей-инвалидов, относят высокий уровень заболевания матерей, ухудшение экологической обстановки, нерешенные социально-экономические и психолого-педагогические проблемы, уменьшение доли рождения здоровых детей, повышения показателей осложненных родов и отклонений в развитии, повышение процента рождения недоношенных детей с критически низкой массой тела [6, 49]. Показано, что токсикоз первой половины беременности у матери, родовая травма и перинатальная гипоксия, искусственное вскармливание с рождения наиболее негативно влияют на степень функциональной зрелости зрительного восприятия [21]. На сегодняшний день в тифлопсихологии нет единого подхода к классификации и пониманию особенностей состояния зрительных функций, что вызывает трудности в тифлопедагогической практике. В.З. Денискина (2012) отмечает, что категория детей с нарушением зрения весьма разнообразна и неоднородна [12, 13, 14, 22]. Среди детей с отклонениями в развитии ежегодно выявляется большое число детей с нарушением зрения [15, 20, 27, 28, 29, 53]. Они объединяются в группы, различающиеся по характеристике состояния зрения и по происхождению нарушений. Усовершенствованная классификация детей со зрительной патологией включает следующие группы [2, 12, 13, 14, 22, 36, 44]: I. Слепые. Эту группу составляют дети с остротой зрения от 0 (0%) до 0,04 (4%) с коррекцией на лучше видящий глаз. Однако, острота зрения не является единственным критерием слепоты. К данной группе относятся также дети с визусом вплоть до 1,0 (100%), у которых границы поля зрения сужены в лучше видящем глазу до 150 от точки фиксации во всех направлениях. Они ограниченно используют зрение, как в познавательной, так и в ориентировочной деятельности. Ведущими для них являются осязательное и слуховое 5
Стр.5
восприятия. Обучаются представители названной группы на основе системы Брайля. II. Слабовидящие. Диапазон зрительных возможностей таких детей очень широк и индивидуален. К этой группе относятся дети с остротой зрения от 0,05 (5%) до 0,4 (40%) с коррекцией на лучше видящем глазу. Кроме того, к слабовидящим относятся дети с косоглазием и амблиопией в период применения окклюзии на этапе плеоптического лечения. В период первичной окклюзии зрение работающего глаза ребёнка, как правило, не превышает 0,1 (10%) – 0,2 (20%), на последующих этапах лечебно-восстановительной работы до 0,5 (50%) [48]. Под амблиопией понимают различные по происхождению формы понижения остроты зрения, причиной которых являются функциональные расстройства зрительного аппарата. Термин «косоглазие» объединяет различные по происхождению и локализации поражения зрительной и глазодвигательной систем, вызывающие периодическое или постоянное отклонение глазного яблока. Амблиопия и косоглазие, обусловливая снижения остроты зрения и зрительных функций, неизбежно становятся причиной возникновения зрительной депривации [26, 11]. III. Дети с пониженным зрением или с пограничным зрением между слабовидением и нормой. Острота зрения в этой группе варьируется от 0,5 (50%) до 0,8 (80%) с коррекцией на лучше видящем глазу [12]. Для детей второй и третьей групп зрение является основным средством восприятия. Зрительный анализатор остаётся ведущим в учебном процессе. Процесс восприятия учебного материала учащимися со зрительными нарушениями во многом зависит от клинической картины зрительного дефекта, от структурно-функциональных нарушений данного анализатора. В зависимости от функциональных нарушений органа зрения (острота, поле, бинокулярность, светоцветоразличие, фиксация взора и др.) организуется и методически направляется коррекционно-педагогическая работа, определяются 6
Стр.6
различные эргономические рекомендации (зрительная, тактильная, физическая нагрузки, освещенность рабочей поверхности стола и др.). В настоящее время наблюдается тенденция к увеличению числа детей с пониженным зрением, особенно в арктическом регионе. Особенно актуальны для детей-северян имеющиеся специфичные характеристики визуальной среды: дефицит освещенности, резко выраженная фотопериодичность (январь и декабрь – «биологическая ночь», ноябрь и февраль – «биологические сумерки»). Известно, что жители северных районов страдают от отсутствия света и ярких красок, однообразного серебристо-серого или голубого цвета неба, снега, у них снижается эффективность зрительного восприятия. Искусственный световой климат, в котором детисеверяне находятся, длительный период времени года, не способствует поддержанию зрительных функций на должном уровне. Нарушение зрения сказывается на функциональном состоянии организма, а в условиях интенсивной информационной нагрузки и смены социальной среды это влияние особенно выражено. 7
Стр.7

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ