Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 563745)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента
Уважаемые СТУДЕНТЫ и СОТРУДНИКИ ВУЗов, использующие нашу ЭБС. Рекомендуем использовать новую версию сайта.

КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ У СЛАБОВИДЯЩИХ ДЕТЕЙ (220,00 руб.)

0   0
Первый авторВолокитина Татьяна Витальевна
АвторыЗотова Анна Александровна, Попова Елена Вячеславовна, Синицкая Елена Юрьевна
ИздательствоСеверный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова
Страниц124
ID652023
АннотацияВ пособии представлены особенности зрительного восприятия детей с нормальным зрением и слабовидящих, дана характеристика познавательных психических процессов и физиологические основы организации движений. Предложенные методы позволяют оценить зрительное восприятие, сенсомоторное и когнитивное развитие детей. Рассматривается система мероприятий по коррекции сенсомоторного развития у детей с нарушением зрения, которая может использоваться в общеобразовательных и специальных (коррекционных) учреждениях IV вида.
Волокитина, Т.В. КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ У СЛАБОВИДЯЩИХ ДЕТЕЙ / А.А. Зотова, Е.В. Попова, Е.Ю. Синицкая; Т.В. Волокитина .— Архангельск : Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова, 2013 .— 124 с. : ил. — URL: https://rucont.ru/efd/652023 (дата обращения: 20.06.2021)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

КОРРЕКЦИЯ_НАРУШЕНИЙ_ЗРИТЕЛЬНОГО_ВОСПРИЯТИЯ_У_СЛАБОВИДЯЩИХ_ДЕТЕЙ.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова» Институт педагогики и психологии Т.В. Волокитина, А.А. Зотова, Е.В. Попова ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗРАБОТКИ МОДЕЛИ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ Монография Архангельск Издательство «КИРА» 2013
Стр.1
УДК 376+159.99+616-053.5 ББК 74.33+88.48+57.31 В 68 Печатается по решению редакционно-издательской комиссии Института педагогики и психологии САФУ имени М.В. Ломоносова Авторы: Т.В. Волокитина, доктор биологических наук, профессор, профессор кафедры логопедии Института педагогики и психологии; А.А. Зотова, ассистент кафедры логопедии Института педагогики и психологии; Е.В. Попова, кандидат биологических наук, доцент кафедры логопедии Института педагогики и психологии. Рецензенты: В.И. Макарова, доктор медицинских наук, профессор, зав. кафедрой педиатрии ( 1 МУ: Е.А. Бочарова, доктор медицинских наук, доцент кафедры клинической психологии и психиатрии СГМУ. Волокитина, Татьяна Витальевна. В 68 Теоретические и практические аспекты разработки модели коррекционно-развивающего обучения детей с нарушением зрения / Т. В. Волокитина, А. А. Зотова, Е. В. Попова ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Федер. гос. автоном. образоват. учреждение высш. проф. образования «Сев. (Аркт.) федер. ун-т им. М. В. Ломоносова», Ин-т педагогики и психологии. - Архангельск : КИРА, 2013. - 123 с. : табл., рис. - ISBN 978-5-98450-288-7. Агентство CIP Архангельской ОНБ В монографии представлены материалы собственных исследований зрительного восприятия, когнитивного развития, поведенческого и сенсомоторного реагирования детей с нарушением зрения (косоглазием и амблиопией) в сопоставлении с психофизиологическими особенностями школьников, имеющих нормальное зрение. Полученные результаты стали основой для разработки модели коррекционно-развивающего обучения детей с нарушением зрения, которая может использоваться в условиях общеобразовательной школы. Монография будет дефектологических полезна факультетов, студентам и магистрантам аспирантам, психологам, учителям начальных классов. УДК 376+159.99+616-053.5 ББК 74.33+88.48+57.31 Работа выполнена при поддержке РГНФ по проекту «Разработка и внедрение модели коррекционно-развивающего вусловиях общеобразовательной обучения детей с нарушением зрения школы» № 12-16-29005а, 2012-2013 гг. ISBN 978-5-98450-288-7 ' © Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова, 2013 © Волокитина ТВ., Попова Е.В., Зотова А. А., 2013 1 ' Ичд-во «КИРА», 2013 тифлопедагогам,
Стр.2
ВВЕДЕНИЕ Задачи гуманизации и индивидуализации процесса воспитания и обучения детей требуют обязательного учёта психологических и психофизиологических особенностей каждого ребёнка, создания оптимальных условий для их полноценного развития. Это становится особенно актуальным для детей с отклонениями в состоянии здоровья. В последние годы наблюдается выраженная тенденция к увеличению числа детей, имеющих зрительную патологию. При этом заболевания глаз занимают первое место в нозологической структуре детской инвалидности и составляют 9,7 на 10 тысяч детей в возрасте до 15 лет. Известно, что среди заболеваний глаз самыми распространенными являются косоглазие и амблиопия (от 15 до 3% детей). Зрительная система детей с нарушением зрения наиболее подвержена неблагоприятным воздействиям, особенно в сенситивный период развития, к которому относится дошкольный и младший школьный возраст [80]. Изучение зрительного восприятия как многозвеньевой системной функции, включающей кодирование и анализ свойств объекта, их мультимодальную конвергенцию, идентификацию объекта, оценку его значимости, необходимо для решения проблем обучения и воспитания детей с сенсорными нарушениями [151]. На сегодняшний день тифлопедагогика обладает арсеналом средств, методов обучения и воспитания детей с нарушением зрения. Дети с нарушением зрения могут получать помощь как в медицинских кабинетах охраны зрения, так и в образовательных учреждениях III—IV вида (специальных (коррекционных) детских садах и школах).
Стр.3
В учебных планах коррекционных детских садов и школ предусмотрено проведение занятий по охране зрения, на которых совершенствуется восприятие глубины пространства и сюжетного изображения, развивается зрительно-моторная координация, уточняются представления ' об окружающей действительности, автоматизируются способы обследования предметов. Специальные школы и детские сады предоставляют все условия для получения полноценного среднего образования, лечения и коррекции зрительных нарушений, так как имеют необходимое техническое оборудование и дидактические средства. Но подавляющее число детей с функциональными нарушениями (косоглазием и амблиопией) воспитываются и обучаются в общеобразовательных учреждениях, где образовательный процесс ведется без учета психофизиологических особенностей детей. В тифлопедагогике для детей с нарушением зрения используется следующая классификация [51, 142]. I . Слепые. Эту группу составляют дети с остротой зрения от О (0%) до 0,04 (4%) с коррекцией на лучше видящий глаз. Однако острота зрения не является единственным критерием слепоты. К данной группе относятся также дети с визусом вплоть до 1,0 (100%), у которых границы поля зрения сужены в лучше видящем глазу до 150 от точки фиксации во всех направлениях. Они ограниченно используют зрение, как в познавательной, так и в ориентировочной деятельности. Ведущими для них являются осязательное и слуховое восприятие. Обучаются представители названной группы на основе системы Брайля. II . Слабовидящие. Диапазон зрительных возможностей таких детей очень широк и индивидуален. К этой группе относятся дети с
Стр.4
остротой зрения от 0,05 (5%) до 0,4 (40%) с коррекцией на лучше видящем глазу. Кроме того, к слабовидящим относятся дети с косоглазием и амблиопией в период применения окклюзии на этапе плеоптического лечения. В период первичной окклюзии зрение работающего глаза ребёнка, как правило, не превышает 0,1 (10%) - 0,2 (20%), на последующих этапах лечебно-восстановительной работы до 0,5 (50%) [153]. Под амблиопией понимают различные по происхождению формы понижения остроты зрения, причиной которых являются функциональные расстройства зрительного аппарата. Термин «косоглазие» объединяет различные по происхождению и локализации поражения зрительной и глазодвигательной систем, вызывающие периодическое или постоянное отклонение глазного яблока. Амблиопия и косоглазие, обусловливая снижения остроты зрения и зрительных функций, неизбежно становятся причиной возникновения зрительной депривации (недостаточного удовлетворения зрительной потребности) [45, 84]. III . Дети с пониженным зрением или с пограничным зрением между слабовидением и нормой. Острота зрения в этой группе варьируется от 0,5 (50%) до 0,8 (80%) с коррекцией на лучше видящем глазу. Для детей второй и третьей групп зрение является основным средством восприятия. Зрительный анализатор остаётся ведущим в учебном процессе. Известно, что врачами-офтальмологами у детей с нормальным и нарушенным зрением оценивается острота зрения, свето- и цветоощущение, поля зрения и бинокулярность зрения, состояние глазного дна, применяются электрофизиологические методы исследования (электроретинография, электроокулография, регистрация
Стр.5
вызванных потенциалов зрительной коры и др.), но оценка сформированное™ зрительного восприятия детей с нарушением зрения проводится редко. Поэтому изучение психофизиологических структурных компонентов и свойств зрительного восприятия, а также их взаимосвязь с психическими познавательными процессами у детей с нарушением зрения предшкольного и младшего школьного возраста является весьма актуальным как с теоретических, так и с практических позиций. б
Стр.6
ГЛАВА 1. Развитие зрительного восприятия у детей с нормальным и нарушенным зрением 1.1 Теоретические аспекты развития зрительного восприятия в онтогенезе Восприятие — процесс отражения предметов и явлений действительности, непосредственно воздействующих на органы чувств. Физиологическую основу этого процесса составляет взаимодействие различных анализаторных систем. Восприятие представляет собой совокупность ощущений и прошлого опыта, который выражается в виде представлений и знаний; оно тесно связано с мышлением [81, 83]. И.П.Павловым было показано, что в основе восприятия лежат условные рефлексы, временные нервные связи, образующиеся в коре больших полушарий при воздействии на рецепторы предметов или явлений окружающего мира [122]. Восприятия можно классифицировать по самым различным основаниям. В основе одной из классификаций рассматриваются различия в анализаторах, участвующих в восприятии. В соответствии с тем, какой анализатор (или какая модальность) играет преобладающую роль, различают зрительное, слуховое, осязательное, кинестетическое, обонятельное и вкусовое восприятие. Восприятие характеризуется целым рядом свойств. Избирательность восприятия - выделение среди многообразия объектов и явлений только определенных, на которые направлено наше внимание. Свойство избирательности связано с вниманием, мотивацией, установками, интересами, эмоционально-волевой сферой индивида.
Стр.7

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически