НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ
СПЕЦИАЛИСТОВ И РУКОВОДИТЕЛЕЙ
В ОБЛАСТИ АНАЛИЗА РИСКА1
Харченко С.Г., Прохожев А.А. <...> 2
Проблемы подготовки специалистов и руководителей в области анализа риска стали
обсуждаться в нашей стране сравнительно недавно - последние 3-5 года. <...> И хотя ни в одном
вузе страны ни такая специальность, ни даже такой учебный предмет пока не существует, но
некоторые профессора в целом ряде вузов уже ввели такие темы лекций в своих курсах. <...> Однако, в ведущих университетах мира, таких как Гарвардский, Стендфорский,
Калифорнийский и другие университеты США уже целый ряд лет готовят специалистов в
области анализа риска. <...> Для этого в первую очередь необходимо
выделить три направления подготовки специалистов в области анализа риска: <...> 1) подготовка специалистов, непосредственно не занимающихся анализом риска, но чья
работа требует умения понимать результаты анализа риска и использовать их в своей работе
(применима для многих вузов как технической, так и гуманитарной специализации); <...> 2) подготовка специалистов, непосредственно занимающихся анализом риска, которые в
частности, должны уметь идентифицировать, оценивать риски, анализировать результаты
оценки риска, моделировать развитие ситуации и прогнозировать будущие риски, на основе
чего давать рекомендации по управлению риском для лиц, принимающих решения
(применима главным образом для вузов, готовящих специалистов по анализу риска );
1
Данная работа выполнялась в рамках Государственной научно-технической программы “Безопасность
населения и народно-хозяйственных объектов с учетом риска возникновения природных и техногенных
катастроф” проект № 4.2.1. <...> “Разработка единой количественной методологии принятия решений в
технической, социальной, экономической и экологической сферах на основе многомерного анализа опасностей
и риска” (руководитель - доктор физ.-мат. наук, профессор Харченко С.Г.)
2
Харченко С.Г. - д.ф.-м.н., проф., директор <...>
НЕКОТОРЫЕ_АСПЕКТЫ_ПОДГОТОВКИ_СПЕЦИАЛИСТОВ_И_РУКОВОДИТЕЛЕЙ_В_ОБЛАСТИ_АНАЛИЗА_РИСКА.pdf
Журнал “Управление риском”, № 4, 1997, с.42-47.
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ
СПЕЦИАЛИСТОВ И РУКОВОДИТЕЛЕЙ
В ОБЛАСТИ АНАЛИЗА РИСКА1
Харченко С.Г., Прохожев А.А. 2
Проблемы подготовки специалистов и руководителей в области анализа риска стали
обсуждаться в нашей стране сравнительно недавно - последние 3-5 года. И хотя ни в одном
вузе страны ни такая специальность, ни даже такой учебный предмет пока не существует, но
некоторые профессора в целом ряде вузов уже ввели такие темы лекций в своих курсах.
Однако, в ведущих университетах мира, таких как Гарвардский, Стендфорский,
Калифорнийский и другие университеты США уже целый ряд лет готовят специалистов в
области анализа риска. С большим энтузиазмом участники конференции по анализу риска на
Гавайах (США, 1995) узнали о первых докторских диссертациях по анализу риску. Вполне
естественно, что на многих конференциях, семинарах, различного уровня международных
встречах часто в процессе обсуждения возникают вопросы о том, что должно входить в
подготовку и в сферу компетенции специалиста в области анализа риска, какой суммой
знаний должен обладать такой специалист. Для этого в первую очередь необходимо
выделить три направления подготовки специалистов в области анализа риска:
1) подготовка специалистов, непосредственно не занимающихся анализом риска, но чья
работа требует умения понимать результаты анализа риска и использовать их в своей работе
(применима для многих вузов как технической, так и гуманитарной специализации);
2) подготовка специалистов, непосредственно занимающихся анализом риска, которые в
частности, должны уметь идентифицировать, оценивать риски, анализировать результаты
оценки риска, моделировать развитие ситуации и прогнозировать будущие риски, на основе
чего давать рекомендации по управлению риском для лиц, принимающих решения
(применима главным образом для вузов, готовящих специалистов по анализу риска );
1 Данная работа выполнялась в рамках Государственной научно-технической программы “Безопасность
населения и народно-хозяйственных объектов с учетом риска возникновения природных и техногенных
катастроф” проект № 4.2.1. “Разработка единой количественной методологии принятия решений в
технической, социальной, экономической и экологической сферах на основе многомерного анализа опасностей
и риска” (руководитель - доктор физ.-мат. наук, профессор Харченко С.Г.)
2 Харченко С.Г. - д.ф.-м.н., проф., директор Института проблем устойчивого развития и профессор РАГС;
Прохожев А.А. - д.э.н., проф., заведующий кафедрой национальной безопасности Российской Академии
Государственной Службы при Президенте РФ (РАГС).
1
Стр.1