УКАЗАН IE ПУТИ
въ
ЦАРСТВІЕ НЕБЕСНОЕ.
БЕ С ДА
ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕІНАГО ИЛНОКЕЯТІЯ,
ІИТРОПОЛИТА МОСКОВСКОГО И КОЛОНЕНСКАГа
^ "*-•
Издаяіе два^ікть девятое.
МОСКВА.
ахохальжьд Тяпоігр а»і ж.
1900: ^J..'
Стр.1
Печатано съ разр шенія Свят йшаго Праввтельствующаго Синода.
Цитра г«
Гіігда/.^||
им. 8.
РОССИЙСКАЯ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ
БИБЛИОТЕКА
г "•»* »»
Стр.2
УЕАЗАНІЕ ПУТИ
в ъ
ЦАРСТВІЕ НЕБЕСНОЕ.
ВСТУПЛЕНІЕ .
Люди не для того сотворены, чтобы жпть только зд сь, на
земл , подобно жпвотнымъ, который по смерти своей псчезаютъ;
но для того единственно, чтобы жить съ Богомъ и въ Бог ,
и жпть не сто или тысячу л тъ, но жить в чно. А жпть съ
Богомъ могутъ одни только хрпстіане, т. е- т , которые право
в руютъ во Іисуса Христа.
Всякій челов къ, кто бы онъ ни былъ, желаетъ и ищетъ
себ благополучія и счастія. Желать себ добра п искать благополуяія
или блаженства есть врожденное чувство челов ка,
и потому это не есть гр хъ пли порокъ. Но надобно знать,
что зд сь собственно, на земл , не находилось не находится
и никоща не найдется истиннаго п совершеннаго счастія и
благополучія, ибо все наше благополучіе и блаженство находится
только въ Бог : никто и никогда безъ Бога пли вн
Бога не найдетъ истиннаго счастія п совершеннаго благополучія.
Въ семъ св т ничто,, кром Бога, не можетъ наполнпть
нашего сердца, или впоян удовлетворить нашихъ желаній.
Не потушить пожара хворостомъ и масломъ, потому что одна
только вода можетъ потушить его: точно такъ не насытить
желаній сердца челов ческаго благами міра сего, потому что одна
только благодать Божія можетъ утолить жажду желаній нашпхъ.
Стр.3
— 4 —
Всякая желаемая нами вещь только до т хъ поръ намъ нравятся,
пока мы еще ею не влад емъ; когда получпмъ ее, то
она скоро наскучпваетъ намъ. Или: намъ кажется хорошо
н заманчиво лишь только то, чего мы еще не им емъ; а все,
что мы пм емъ изъ вещей, хотя бы и самое лучшее, или намъ
недостаточно, или насъ не занимаетъ. Лучшій прим ръ этому
есть царь Соломот^ который, какъ изв стно, быль столько
богатъ, что вся домашняя утварь во дворцахъ его была изъ
чистаго золота; былъ столько премудръ, что цари приходили
послушать его, и былъ столько славенъ, что враги трепетали
его. Онъ, будучи просв щенъ и могущественъ бол е вс хъ
своихъ современниковъ, могъ удовлетворять вс мъ своимъ
желаніямъ и прихотямъ, такъ что почти не было вещи на
св т , которой бы онъ не им лъ, или не могъ получить. Но
при всемъ томъ, и онъ не могъ насытить своего сердца, и
желанія сердца его томили и мучили его гораздо бол е, нежели
обыкновеннаго челов ка, и онъ, наконецъ, испытавъ все на
св т , сказалъ въ сжшхъ писаніяхъ: все на семь св ш суета,
и ничто не можешь насытить нашихъ желангй.
Точно, ни одно земное благо не можетъ насытить сердца
нашего: мы на земл странники, пришельцы и путешественники;
домъ и отечество наше—тамъ, на небесахъ, въ Царствіи
небесномъ, и н тъ на св т такихъ вещей, которыя бы могли
совершенно удовлетворить желаніямъ нашимъ. Пусть челов къ
завлад етъ ц лымъ міромъ и вс мъ, что есть въ мір ; но и
все это займетъ его, можно сказать, только на минуту, но отнюдь
не насытитъ его сердца: ибо сердце челов ка можетъ
быть вполн удовлетворено и насыщено только любовію Божіею;
и потому одинъ только Богъ можетъ наполнить душу и сердце
челов ка и утолить жажду желаній его.
И такъ, братіе, хотите ли вы жить съ Богомъ тамъ, въ Царствіи
небесномъ,—будьте христанами православными. Хотите
ли вы себ благополучія и счастія,— ищите его въ Бог . И
желаете ли, чтобы сердце ваше было вполн удовлетворено,—
Стр.4
— 5 —
обратите его къ Богу, отъ Котораго вы отдалились своими
гр хами.
Но знайте, что никто самъ собою, безъ Іисуса Христа, не
можетъ возвратиться и прпближиться къ Богу: потому что
гр хп наши, какъ высокая ст на, не допускаютъ насъ къ
Нему. И еслибы Іпсусъ Христосъ, по милосердію Своему къ
намъ, не сошелъ на землю, и еслибы Онъ не прпнялъ на
-Себя челов ческой плоти и смертію Своею не разрушплъ
€т ны, не допускающей насъ къ Богу: то вс люди погибли
<5ы невозвратно, и ни одинъ челов къ не могъ бы приблпяшться
къ Богу, и не могъ бы жить съ Нимъ. Потому что всякій
челов къ есть гр шникъ, во гр х родится изъ чрева матери
своей, и въ самомъ младенц , хотя онъ ничего житейскаго и
яе знаетъ и не д лаетъ, гр хъ уже есть, какъ с мя.
И потому Інсусъ Христосъ есть нашъ Искупитель, Спаситель,
Избавитель и Благод тель. И теперь всякій челов къ, кто
только захочетъ, можетъ возвратиться къ Богу и войти въ
Царствіе небесное.
Но знайте, что путь въ Царствіе небесное есть только одинъ;
я путь этотъ есть тотъ самый, которымъ прошелъ Іпсусъ
Христосъ, живя на земл . Другаго пути н тъ, и никогда не
было, и не будетъ; ибо Іисусъ Христосъ сказалъ: Я есмь путь,
и если кто хочетъ за Мною идти, отвертись себя, возьми
кресшъ свой и иди за Мною,
И потому для всякаго христіанина, и даже для всякаго
челов ка, весьма необходимо знать: кати этотъ путь, какъ
тиши его и какъ идти по нему?—И вотъ зд сь я хочу по^бес
довать съ вами объ этомъ пути; и хотя я знаю самъ, что
не могу показать вамъ его такъ, какъ сл дуетъ, но сколько
-силъ МОЙХЪ есть, постар-аюсь,—въ надежд на Інсуса Христа,
Который и самую грязь можетъ употребить на исц леніе и
«рачевство.
И такъ, кому попадется сія моя книжка и кто захочетъ прочесть
ее, тотъ найдетъ въ ней не бол е, какъ слабое и скудное
Стр.5