-
1
Н
Виталий Дымарский,
главный редактор
ехитрый план двухдневного
пребывания в Мюнхене был
сломан полученной уже на месте
информацией. Оказывается, три
с половиной года назад музейно-туристическая
карта города пополнилась ещё
одним объектом — Центром документации истории
национал-социализма. Сооружён он на историческом
месте, где стоял так называемый Коричневый
дом, служивший с 1930 по 1945 год штаб-квартирой
НСДАП.
Сам дом был построен в 1828 году, а в 1930-м
куплен партийцами Гитлера за 805 864 золотые
марки. Средства на покупку НСДАП получила
от промышленника Фрица Тиссена. За что тот был
вознаграждён почётом и всякого рода титулами.
Правда, стоило ему только пожаловаться фюреру
на несправедливость или вступиться за брошенного
в концлагерь чиновника, как он сам оказался
в опале. А уж критику еврейских погромов Тиссену
вовсе не простили, и он вынужден
был эмигрировать… Так закончился
(и так всегда заканчивается) роман
олигарха с властью.
Вернёмся, однако, в Центр документации.
Он очень сдержанно
пересказывает историю германского
национал-социализма,
выбравшего Мюнхен своей
столицей. А может, Мюнхен,
Бавария, всегда чуть более
националистическая, чем
Учредитель и издатель: ООО «Образование — 21 век»
Россия, 117292, г. Москва, ул. Дм. Ульянова, д. 16, корп. 1, эт. 2, пом. 1, комн. 2
Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций.
Свидетельство ПИ №ФС7762618 от 31.07.15
Главный редактор: Виталий Дымарский | Заместитель главного редактора: Вероника Куцылло
Научный консультант: Татьяна Филиппова | Ведущий редактор главной темы: Максим Кузахметов
Выпускающий редактор: Константин Куцылло | Редактор: Наталья Морозова | Генеральный
директор: Екатерина Годлина | Заместители генерального директора: Глеб Дунаевский, Любовь
Комарова | Директор по развитию: Станислав Трофимов (diletant.distrib@gmail.com) |
Дизайн рубрик «У нас в Эрмитаже», «Мода и политика»: Павел Чиркин
Рукописи не рецензируются и не возвращаются. Ссылка при перепечатке обязательна.
Материалы в рамке носят рекламный характер.
Адрес редакции: Россия, 117292, Москва, ул. Дм. Ульянова, д. 16, корп. 1, эт. 2, пом. 1, комн. 2
Тел.: +7 (985) 986-39-07, сайт: diletant.media
Тираж: 50 000 экземпляров | Цена свободная
Телефон для размещения рекламы в журнале и на сайте: +7 (903) 960-61-30
Программа «Дилетанты»
каждый четверг в 21:00
на «Эхе Москвы»
Читайте
«Дилетант»
в формате iPad
другие земли, выбрали Гитлера со товарищи своими
поводырями в походе за возрождение Германии,
разбитой в Первой мировой войне.
В поход этот собрались по известному сценарию.
Бронзовый портал над главным входом
в Коричневый дом украсили орнаментом со свастикой
и лозунгом «Германия пробуждается» (встаёт
с колен). Затем возложили на «пятую колонну», куда
записали всех политически, расово и этнически
«нечистых», вину за проблемы, с которыми сталкивалась
тогда Германия. Закрыли все неугодные
художественные направления, обозвав их «дегенеративным
искусством»…
В общем, действовали по схеме, которая не
могла не привести на третий этаж центра, где собраны
документы военного времени (1939–1945)
и неизбежного краха мракобесной идеологии
и практики. При этом, повторюсь, сам рассказ
о национал-социа лизме весьма сдержан. И если
у кого-то и возникают сомнения по поводу
допустимости музеификации национал-социализма,
то они развеиваются
на следующем, втором, этаже (в центре
экспозиция идёт сверху вниз),
посвящённом послевоенным
годам и современности.
И это, может быть, самое
главное: продолжать выводить
уроки из трагического
прошлого, чтобы никто
не смог ничего повторить.
Никто, никогда, нигде.
12
Дизайн и вёрстка
111116, Москва, ул. Энергетическая, дом 16, корпус 2, этаж 1, пом. 67, комн. 1
ask@vashagazeta.com | www.vashagazeta.com
Генеральный директор: Владимир Змеющенко
Старший дизайнер: Александра Гутлянская
Дизайнеры: Наталья Тихонкова, Гульнара Аглямутдинова
Бильд-редактор: Евгений Краснов | Цветокорректор: Александр Киселёв
Директор по производству: Олег Мерочкин | Корректура: Елена Голяшевич
Фото: ТАСС, РИА Новости, Alamy, AKG, AP, East news, AFP, Fine art images, Getty, TopFoto,
Лори, Shutterstock, Эрмитаж, Исторический музей, Третьяковская галерея, Русский музей,
ГМИИ им. А. С. Пушкина, Bridgeman images/Fotodom.ru
Отпечатано в полиграфическом комплексе ООО «Первый полиграфический комбинат»
Россия, 143405, Московская область, Красногорский район, п/о Красногорск-5,
Ильинское шоссе, 4-й км
На обложке: Александр II. Гравюра XIX века
Подписано в печать 14.12.2018 в 16:00. Заказ №182494
Подписка онлайн
«Почта России»
Подписывайся
за рубежом
Книжный
интернет-магазин
«Лабиринт»
Стр.3
2019
--
3
На миллионах
мозгов можно
найти отпечатки
пальцев
Станислав Ежи Лец
и IV Чрезвычайным съездом Советов,
после чего 22 апреля 1918 года
вышел декрет ВЦИК «Об обязательном
обучении военному искусству».
Неудивительно, что бойцы Всевобуча
прошли по площади с оружием,
а часть из них совместно с физкультурниками
впервые показали массовые
гимнастические упражнения
в движении.
Этот исторический праздник,
получивший высокую оценку советских
властей, положил начало
физкультурным парадам — самой
массовой форме спортивных зрелищ.
С 1924 года и до 80-х годов физкультурные
парады проводились
ежегодно, и главной ареной для них
всегда была Красная площадь.
Особой популярностью физВ
первую
годовщину
создания Всевобуча,
25 мая 1919 года, на
Красной площади был
впервые проведён военно-физкультурный
праздник.
Всевобуч (всеобщее военное обучение)
— это система обязательной
военной подготовки граждан. Решение
о его создании было принято
в марте 1918 года VII съездом РКП(б)
культурные парады пользовались
в 30-е годы. Это было вызвано бурным
развитием физической культуры
и спорта, которые рассматривались
как действенное средство
военной подготовки населения.
К режиссуре парадов привлекались
знаменитые балетмейстеры Касьян
Голейзовский и Игорь Моисеев, основатель
и художественный руководитель
Ансамбля народного танца,
который носит сегодня его имя. Постановки
«Граница на замке» (парад
1937 года) и «Если завтра война»
(1938 год) считаются классикой
советских массовых спортивных
зрелищ. Режиссёру парадов тех лет
приходилось учитывать то обстоятельство,
что они проводились только
в движении, поскольку остановки
на площади не допускались.
Физкультурный парад 1935 года
вошёл в историю как парад-рекордсмен
по количеству участников: как
и годом позднее, на Красной площади
было задействовано 120 тысяч
человек. Тогда же Сталин был
назван «лучшим другом пионеров»,
а в 1936 году на параде физкультурников
в Москве впервые появился
лозунг «Спасибо товарищу Сталину
за наше счастливое детство!».
Первый послевоенный парад физкультурников
состоялся 12 августа
1945 года. Он был посвящён Победе.
А последний самостоятельный парад
прошёл в 1954 году. В дальнейшем
физкультурные парады стали открывать
демонстрации трудящихся
1 Мая и 7 Ноября.
Автор снимка Марк Марков-Гринберг
(1907–2006) — один из классиков
советской фотографии. В 1938 году
был приглашён на работу в агентство
ТАСС. В 1941 году ушёл на фронт
рядовым. С 1943 года фотокорреспондент
армейской газеты «Слово бойца».
После войны работал в нескольких
советских изданиях. Участвовал
во многих советских и зарубежных
фотовыставках. Почётный член Союза
фотохудожников России.
Журнал продолжает публикацию
материалов из альбома «Лец. ХХ век» (проект
Виктора Шендеровича на planeta.ru).
Фотография из архива Натальи
Марковны Гринберг
Стр.5