МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВПО «Московский государственный строительный университет»
Библиотека научных разработок и проектов МГСУ
В. Л. Беляев
Основы подземного
градоустройства
М И C И
Москва 2012
Стр.1
УДК 711+624.1
ББК 85.118+38.78
Б44
СЕРИЯ ОСНОВАНА В 2008 ГОДУ
Р еценз енты:
кандидат технических наук М. Г. Крестмейн,
главный инженер ГУП НИИПИ Генплана города Москвы;
почетный академик РААСН М. Я. Вильнер,
заместитель директора ЦНИИП градостроительства РААСН по науке
Монография рекомендована к публикации
научно-техническим советом МГСУ
Б44 Основы подземного градоустройства : монография / В. Л. Беляев ;
М-во образования и науки Росс. Федерации, ФГБОУ ВПО «Моск. гос.
строит. ун-т». — Москва : МГСУ, 2012. — 255 с. (Библиотека научных
разработок и проектов МГСУ).
ISBN 978-5-7264-0588-9
Беляев, В. Л.
На примере Москвы рассмотрен широкий круг вопросов по актуальной
проблематике градостроительного освоения подземного пространства (подземному
градоустройству). Проанализированы мировой и отечественный
опыт, практика нормативно-правового регулирования. Разработаны концептуально-методические
подходы и методы развития подземной урбанистики
в столице. Намечены пути совершенствования правового, информационного
и иного обеспечения градостроительного проектирования применительно к
подземному строительству.
Для специалистов в области градоустройства и градрегулирования, студентов
вузов специальностей «Градостроительство», «Городское строительство»,
специалистов смежных отраслей (юристов, экономистов и др.), а также
для широкой аудитории читателей.
УДК 711+624.1
ББК 85.118+38.78
ISBN 978-5-7264-0588-9
© ФГБОУ ВПО «МГСУ», 2012
Стр.2
Содержание
Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
Глава 1. Нормативная правовая база и практика подземного
градоустройства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
1.1. Правовое регулирование за рубежом. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
1.2. Обзор нормативных правовых актов РФ и города Москвы. . . 29
1.3. Практика градостроительного освоения подземного
пространства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 49
1.3.1. Мировой опыт . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 49
1.3.2. Практика города Москвы и других
крупнейших городов РФ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 71
Глава 2. Методологические основы градостроительного освоения
подземного пространства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 82
2.1. Общие концептуально-методологические подходы . . . . . . . . . . 82
2.2. Методы градостроительного освоения подземного
пространства города Москвы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 98
2.2.1. Территориальное планирование. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 98
2.2.2. Градостроительное зонирование . . . . . . . . . . . . . . . . . . 115
2.2.3. Планировка территории . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 123
2.3. Инженерные изыскания и архитектурно-строительное
проектирование . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 128
2.4. Возможности повышения безопасности
планировочных решений на основе оценки
и управления рисками. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 152
Глава 3. Совершенствование системы обеспечения
и градостроительного нормирования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 155
3.1. Правовое регулирование. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 155
3.2. Информационное обеспечение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 176
3.3. Градостроительное нормирование . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 183
3.4. Техническое регулирование . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 192
3.5. Предложения по оценке социально-экономической
эффективности подземной урбанистики. . . . . . . . . . . . . . . . . . 204
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 212
Библиографический список . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 218
Приложения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 221
Стр.3
Введение
Руководящие принципы устойчивого развития мировых городов
требуют их оптимального пространственного развития и усиления
компактности. Для этого города многих стран эффективно используют
свои подземные пространства (Канада, США, Япония, Германия,
страны Скандинавии, Франция, Великобритания, Австралия,
Китай, Италия, Испания и др.).
Реализуются комплексные подходы — на базе развития сети метрополитена
сегодня появляются целые «подземные города». Растут
плановость и научно-исследовательская обеспеченность развития
подземных территорий (Хельсинки, Сингапур и др.). Наряду с этим
успешно используются модели частно-государственного партнерства.
Несмотря
на удорожание, подземное строительство окупается
в силу стратегических преимуществ (скрытие под землей объектов,
которые жизненно необходимы, но нежелательны при расположении
на поверхности, экономия эксплуатационных затрат, снижение
негативного экологического воздействия и др.).
Москва, где данный вопрос наиболее актуален, пока значительно
отстает от крупнейших городов мира как по масштабам, так и
по комплексности подземного строительства. Это говорит о пробелах
в политике территориального развития и малой эффективности
системы государственного управления в данной области. В то же
время даже при «прирезке» новых территорий подземный вектор
пространственного развития для Москвы остается актуальным. Такой
путь предоставляет редкую возможность решения амбициозной
задачи по созданию уникальной среды жизнедеятельности москвичей
и будет отвечать принципу устойчивого развития территории,
Стр.4
ВВЕДЕНИЕ
5
установленному Градостроительным кодексом РФ. Необходимо реализовать
предпосылки к более масштабному, а главное комплексному
развитию подземного строительства существующих территорий,
прежде всего в центральной зоне Москвы.
Первые шаги в данном направлении сделаны в конце 2010-х гг.
(Концепция освоения подземного пространства и основные направления
развития подземной урбанизации города Москвы, Международная
конференция по освоению подземного пространства города
Москвы, создание городского Координационного совета, принятие
трехлетней Городской программы по данной теме). Однако новые
политические и экономические реалии требуют системного взгляда
на проблему и ее решение с совершенствованием концептуальных
подходов в рамках представления подземного пространства как неотъемлемой
части развиваемой территории. В этой связи необходимы
существенное реформирование системы государственного
управления в данной области и увязка подземного градоустройства
со смежными областями хозяйственной деятельности. Такая
перестройка должна сочетаться с адекватным развитием системы
правового, информационного и иного обеспечения, градостроительного
нормирования и инженерных изысканий, и прежде всего
на федеральном уровне. Для привлечения инвестиций необходимо,
в частности, создать современный механизм оценки социальноэкономической
эффективности освоения городского подземного
пространства в системе градоустройства.
Именно этим вопросам посвящена монография.
Стр.5