1
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
В РОССИИ
2019. № 9
Журнал издается с 2007 года
Научное издание
Учредитель:
ФГБОУ ВО
«Уральский
государственный
педагогический
университет»
Зарегистрирован Федеральной службой по надзору
в сфере связи и массовых коммуникаций.
Свидетельство о регистрации
ПИ № ФС 77-35570
от 04.03.2009
Зарегистрирован Международным центром стандартной нумерации
сериальных изданий (International Standart Serial Numbering — ISSN)
с присвоением международного стандартного номера
ISSN 2079-8717
от 27.05.2010
Материалы журнала размещаются на сайте научных журналов
Уральского государственного педагогического университета:
journals.uspu.ru
Материалы журнала размещаются на платформе
Российского индекса научного цитирования
(РИНЦ) Российской универсальной научной электронной библиотеки,
id=30801
Включен в Объединенный каталог «Пресса России».
Подписку можно оформить в любом почтовом отделении России.
ИНДЕКС 81954
Включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов
и изданий, в которых должны быть опубликованы основные результаты диссертаций
на соискание ученой степени доктора и кандидата наук, Решением
Президиума Высшей аттестационной комиссии Министерства науки и высшего
образования РФ.
ISSN 2079-8717
Стр.1
2
доктор педагогических наук, профессор
А. П. УСОЛЬЦЕВ
РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ:
главный редактор
доктор психологических наук, профессор Н. Н. ВАСЯГИНА
доктор педагогических наук, профессор Л. В. ВОРОНИНА
доктор педагогических наук, профессор
А. Г. ГЕЙН
Н. Н. ДАВЫДОВА
(Екатеринбург, Россия)
(Екатеринбург, Россия)
(Екатеринбург, Россия)
доктор педагогических наук, профессор Ю. Н. ГАЛАГУЗОВА (Екатеринбург, Россия)
кандидат технических наук, доцент
доктор педагогических наук, профессор В. А. ДАЛИНГЕР
Э. Ф. ЗЕЕР
доктор психологических наук,
профессор, член-корреспондент РАО
доктор педагогических наук, профессор Б. М. ИГОШЕВ
доктор наук
доктор педагогических наук, профессор
доктор филологических наук, профессор М. Л. КУСОВА
кандидат педагогических наук
ЛИ МИНЬ
Г. Т. КЛИНКОВ
Е. В. КОРОТАЕВА
(Екатеринбург, Россия)
(Омск, Россия)
(Екатеринбург, Россия)
(Екатеринбург, Россия)
(Пловдив, Болгария)
(Екатеринбург, Россия)
(Екатеринбург, Россия)
(Чанчунь, Китай)
доктор педагогических наук, профессор И. Г. ЛИПАТНИКОВА (Екатеринбург, Россия)
доктор психологических наук, профессор С. А. МИНЮРОВА
доктор педагогических наук, профессор М. А. МОСИНА
доктор педагогических наук, профессор
(Екатеринбург, Россия)
(Пермь, Россия)
доктор педагогических наук, профессор Н. С. ПУРЫШЕВА
доктор педагогических наук, профессор Ф. Д. РАССКАЗОВ
доктор педагогических наук, профессор Н. Н. СЕРГЕЕВА
доктор педагогических наук, профессор А. А. СИМОНОВА
Е. В. ОСПЕННИКОВА (Пермь, Россия)
(Москва, Россия)
(Сургут, Россия)
(Екатеринбург, Россия)
(Екатеринбург, Россия)
доктор педагогических наук, профессор Б. Е. СТАРИЧЕНКО (Екатеринбург, Россия)
доктор психологических наук, профессор Э. Э. СЫМАНЮК
(Екатеринбург, Россия)
доктор педагогических наук, профессор Н. Г. ТАГИЛЬЦЕВА (Екатеринбург, Россия)
доктор педагогических наук
Л. ЦВЕТАНОВАЧУРУКОВА
доктор
наук, профессор
доктор педагогических наук, профессор
доктор педагогических наук, профессор
ЦИНЬ ХЭ
Т. Н. ШАМАЛО
Е. А. ЮГОВА
(Чанчунь, Китай)
(Екатеринбург, Россия)
(Екатеринбург, Россия)
(Благоевград, Болгария)
Стр.2
3
Ural State Pedagogical University
PEDAGOGICAL EDUCATION
I N RUSSIA
2019. № 9
EDITORIAL BOARD:
Doctor of Pedagogy, Professor
A. P. USOLTSEV
Editor-in-Chief
Doctor of Psychology, Professor
Doctor of Pedagogy, Professor
Doctor of Pedagogy, Professor
Doctor of Pedagogy, Professor
Candidate of Technical Sciences,
Associate Professor
Doctor of Pedagogy, Professor
Doctor of Psychology, Professor,
Corresponding Member of the Russian
Academy of Education
Doctor of Pedagogy, Professor
PhD
Doctor of Pedagogy, Professor
Doctor of Philology, Professor
Candidate of Pedagogy
Doctor of Pedagogy, Professor
Doctor of Psychology, Professor
Doctor of Pedagogy, Professor
Doctor of Pedagogy, Professor
Doctor of Pedagogy, Professor
Doctor of Pedagogy, Professor
Doctor of Pedagogy, Professor
Doctor of Pedagogy, Professor
Doctor of Pedagogy, Professor
Doctor of Psychology, Professor
Doctor of Pedagogy, Professor
Doctor of Pedagogy
PhD, Professor
Doctor of Pedagogy, Professor
Doctor of Pedagogy, Professor
N. N. VASYAGINA
L. V. VORONINA
N. N. DAVYDOVA
V. A. DALINGER
E. F. ZEER
B. М. IGOSHEV
G. T. KLINKOV
E. V. KOROTAEVA
М. L. KUSOVA
LI MIHN
I. G. LIPATNIKOVA
S. A. MINIUROVA
M. A. MOSINA
(Ekaterinburg, Russia)
(Ekaterinburg, Russia)
YU. N. GALAGUZOVA (Ekaterinburg, Russia)
A. G. GEIN
(Ekaterinburg, Russia)
(Ekaterinburg, Russia)
(Omsk, Russia)
(Ekaterinburg, Russia)
(Ekaterinburg, Russia)
(Plovdiv, Bulgaria)
(Ekaterinburg, Russia)
(Ekaterinburg, Russia)
(Changchun, China)
(Ekaterinburg, Russia)
(Ekaterinburg, Russia)
(Perm, Russia)
E. V. OSPENNIKOVA (Perm, Russia)
N. S. PURYSHEVA
F. D. RASSKAZOV
N. N. SERGEEVA
A. A. SIMONOVA
(Moscow, Russia)
(Surgut, Russia)
(Ekaterinburg, Russia)
(Ekaterinburg, Russia)
B. E. STARICHENKO (Ekaterinburg, Russia)
E. E. SYMANIUK
N. G. TAGILTSEVA
L. TSVETANOVACHURUKOVA
QIN
HE
T. N. SHAMALO
E. A. YUGOVA
(Changchun, China)
(Ekaterinburg, Russia)
(Ekaterinburg, Russia)
(Ekaterinburg, Russia)
(Ekaterinburg, Russia)
(Blagoevgrad, Bulgaria)
Стр.3
4
СОДЕРЖАНИЕ
ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Николаева А. В.
Генезис идей свободной педагогики в дошкольном образовании России
в конце XIX – первой трети XX века.................................................................................... 7
СТРАТЕГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Багичева Н. В., Старкова Д. А.
Межкультурные проекты как средство формирования
универсальных компетенций студентов............................................................................. 13
Кружкова О. В., Воробьева И. В., Кривощекова М. С.
Политическая активность современной российской молодежи
и маргинальные политические практики......................................................................... 22
Тодорова Т. Н., Куликова Е. В., Чвякин В. А.
Возможности применения арт-терапевтических методов в педагогической практике
обучения иностранному языку……………............................................................................ 32
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СТАТИСТИКА
Бодрякова А. Н., Бодряков В. Ю.
Изучение структуры интеллекта педагогов сельского детского сада
как инструмент поиска путей повышения эффективности
дошкольной образовательной программы....................................................................... 38
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Забоева М. А.
Теоретико-методологическое обоснование условий развития детской одаренности. 46
Копылова Е. В.
Региональный аспект мотивационной составляющей природосообразного обучения
иностранному языку детей старшего дошкольного возраста......................................... 52
Крежевских О. В., Михайлова А. И.
Цифровые технологии в дошкольном образовании: на пути к демократизации........ 60
ШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Барковская Н. В.
Преодоление страха: идея внутренней свободы
в повести Аси Петровой «Крокодил»…………………………………………………........................ 71
Зайцева Е. А.
Дидактические условия организации учебного диалога
в процессе обучения младших школьников..................................................................... 78
Матвеева Л. В.
Приобщение подростков к классической музыке
в школьном образовательном процессе............................................................................ 84
Пирожкова И. С., Тенихина А. С.
Образ России в британских учебниках английского языка
для русскоязычных обучающихся...................................................................................... 92
Сергеева Н. Н., Потапова Н. В.
Психолого-педагогическое обоснование применения
элементов нейролингвистического программирования
на уроках английского языка.............................................................................................99
Стр.4
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ. 2019. № 9
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
5
Гайнеев Э. Р., Галагузова М. А.
Технологии дуально-творческой подготовки рабочих высокой квалификации........ 107
Зеленина Л. Е., Митрофанова К. А., Пенькова Е. А.
Методическая компетенция преподавателей иностранного языка
в системе медицинского образования.............................................................................. 117
Семенова И. Н., Слепухин А. В., Эрентраут Е. Н.
Наполнение матрицы «современной» парадигмы для выделения значимых методов
обучения при подготовке педагогических кадров.......................................................... 122
Чжан Шаньчжи
Объективация универсальных семантических категорий в языковом сознании
инофона с целью обучения русскому языку как иностранному................................... 129
Чжоу Шуцзюань, Кирилова И. В., Суетина А. И.
Подготовка русистов-универсалов в торгово-экономической области в контексте
международного проекта «Один пояс, один путь» на примере практики
в Цзилиньском институте иностранных языков «Хуацяо»........................................... 135
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Миронова Л. И., Игошев Б. М., Шамало Т. Н.
Готовность будущего учителя к профессиональной деятельности
и способ ее оценки.............................................................................................................. 142
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Жукова Н. В., Рыбакова Л. А.
Формы внутреннего кросс-культурного контекста и психологические защиты
в процессе адаптации первоклассников........................................................................... 150
Курочкина И. А., Пузырев В. В.
Гендерная идентичность личности в контексте семейной системы............................. 157
Печеркина А. А., Ершова И. А., Новикова О. В.
Исследование установок супругов с разной степенью удовлетворенности браком... 163
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Руднова И. В., Филютина Т. Н.
Использование метода проектов как средства технологического образования
в коррекционной школе для детей с нарушением слуха............................................... 169
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Бызова М. А.
Неуспешность музыкально одаренных детей и пути ее преодоления
(по материалам зарубежной литературы)....................................................................... 176
Мелехов А. В., Хасбатов Р. С.
«Контемп. Дети»: проблема развития детского современного танца
в Уральском регионе........................................................................................................... 182
Потапова О. В., Клечин Ю. И.
Индивидуальная образовательная траектория при обучении взрослых
иностранному языку по программам дополнительного образования......................... 186
Информация для авторов ............................................................................................................ 194
Стр.5