1
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
В РОССИИ
ISSN 2079-8717
2019. № 7
Журнал издается с 2007 года
Научное издание
Учредитель:
ФГБОУ ВО
«Уральский
государственный
педагогический
университет»
Зарегистрирован Федеральной службой по надзору
в сфере связи и массовых коммуникаций.
Свидетельство о регистрации
ПИ № ФС 77-35570
от 04.03.2009
Зарегистрирован Международным центром стандартной нумерации
сериальных изданий (International Standart Serial Numbering — ISSN)
с присвоением международного стандартного номера
ISSN 2079-8717
от 27.05.2010
Материалы журнала размещаются на сайте научных журналов
Уральского государственного педагогического университета:
journals.uspu.ru
Материалы журнала размещаются на платформе
Российского индекса научного цитирования
(РИНЦ) Российской универсальной научной электронной библиотеки,
id=30801
Журнал включен в базу данных European Reference Index for the Humanities
(ERIH PLUS), id 486677.
Включен в Объединенный каталог «Пресса России».
Подписку можно оформить в любом почтовом отделении России.
ИНДЕКС 81954
Включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов
и изданий, в которых должны быть опубликованы основные результаты диссертаций
на соискание ученой степени доктора и кандидата наук, Решением
Президиума Высшей аттестационной комиссии Министерства науки и высшего
образования РФ.
Стр.1
2
доктор педагогических наук, профессор
А. П. УСОЛЬЦЕВ
РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ:
главный редактор
доктор психологических наук, профессор Н. Н. ВАСЯГИНА
доктор педагогических наук, профессор Л. В. ВОРОНИНА
доктор педагогических наук, профессор
А. Г. ГЕЙН
Н. Н. ДАВЫДОВА
(Екатеринбург, Россия)
(Екатеринбург, Россия)
(Екатеринбург, Россия)
доктор педагогических наук, профессор Ю. Н. ГАЛАГУЗОВА (Екатеринбург, Россия)
кандидат технических наук, доцент
доктор педагогических наук, профессор В. А. ДАЛИНГЕР
Э. Ф. ЗЕЕР
доктор психологических наук,
профессор, член-корреспондент РАО
доктор педагогических наук, профессор Б. М. ИГОШЕВ
доктор наук
доктор педагогических наук, профессор
доктор филологических наук, профессор М. Л. КУСОВА
кандидат педагогических наук
ЛИ МИНЬ
Г. Т. КЛИНКОВ
Е. В. КОРОТАЕВА
(Екатеринбург, Россия)
(Омск, Россия)
(Екатеринбург, Россия)
(Екатеринбург, Россия)
(Пловдив, Болгария)
(Екатеринбург, Россия)
(Екатеринбург, Россия)
(Чанчунь, Китай)
доктор педагогических наук, профессор И. Г. ЛИПАТНИКОВА (Екатеринбург, Россия)
доктор психологических наук, профессор С. А. МИНЮРОВА
доктор педагогических наук, профессор М. А. МОСИНА
доктор педагогических наук, профессор
(Екатеринбург, Россия)
(Пермь, Россия)
доктор педагогических наук, профессор Н. С. ПУРЫШЕВА
доктор педагогических наук, профессор Ф. Д. РАССКАЗОВ
доктор педагогических наук, профессор Н. Н. СЕРГЕЕВА
доктор педагогических наук, профессор А. А. СИМОНОВА
Е. В. ОСПЕННИКОВА (Пермь, Россия)
(Москва, Россия)
(Сургут, Россия)
(Екатеринбург, Россия)
(Екатеринбург, Россия)
доктор педагогических наук, профессор Б. Е. СТАРИЧЕНКО (Екатеринбург, Россия)
доктор психологических наук, профессор Э. Э. СЫМАНЮК
(Екатеринбург, Россия)
доктор педагогических наук, профессор Н. Г. ТАГИЛЬЦЕВА (Екатеринбург, Россия)
доктор педагогических наук
Л. ЦВЕТАНОВАЧУРУКОВА
доктор
наук, профессор
доктор педагогических наук, профессор
доктор педагогических наук, профессор
ЦИНЬ ХЭ
Т. Н. ШАМАЛО
Е. А. ЮГОВА
(Чанчунь, Китай)
(Екатеринбург, Россия)
(Екатеринбург, Россия)
(Благоевград, Болгария)
Стр.2
3
Ural State Pedagogical University
PEDAGOGICAL EDUCATION
I N RUSSIA
2019. № 7
EDITORIAL BOARD:
Doctor of Pedagogy, Professor
A. P. USOLTSEV
Editor-in-Chief
Doctor of Psychology, Professor
Doctor of Pedagogy, Professor
Doctor of Pedagogy, Professor
Doctor of Pedagogy, Professor
Candidate of Technical Sciences,
Associate Professor
Doctor of Pedagogy, Professor
Doctor of Psychology, Professor,
Corresponding Member of the Russian
Academy of Education
Doctor of Pedagogy, Professor
PhD
Doctor of Pedagogy, Professor
Doctor of Philology, Professor
Candidate of Pedagogy
Doctor of Pedagogy, Professor
Doctor of Psychology, Professor
Doctor of Pedagogy, Professor
Doctor of Pedagogy, Professor
Doctor of Pedagogy, Professor
Doctor of Pedagogy, Professor
Doctor of Pedagogy, Professor
Doctor of Pedagogy, Professor
Doctor of Pedagogy, Professor
Doctor of Psychology, Professor
Doctor of Pedagogy, Professor
Doctor of Pedagogy
PhD, Professor
Doctor of Pedagogy, Professor
Doctor of Pedagogy, Professor
N. N. VASYAGINA
L. V. VORONINA
N. N. DAVYDOVA
V. A. DALINGER
E. F. ZEER
B. М. IGOSHEV
G. T. KLINKOV
E. V. KOROTAEVA
М. L. KUSOVA
LI MIHN
I. G. LIPATNIKOVA
S. A. MINIUROVA
M. A. MOSINA
(Ekaterinburg, Russia)
(Ekaterinburg, Russia)
YU. N. GALAGUZOVA (Ekaterinburg, Russia)
A. G. GEIN
(Ekaterinburg, Russia)
(Ekaterinburg, Russia)
(Omsk, Russia)
(Ekaterinburg, Russia)
(Ekaterinburg, Russia)
(Plovdiv, Bulgaria)
(Ekaterinburg, Russia)
(Ekaterinburg, Russia)
(Changchun, China)
(Ekaterinburg, Russia)
(Ekaterinburg, Russia)
(Perm, Russia)
E. V. OSPENNIKOVA (Perm, Russia)
N. S. PURYSHEVA
F. D. RASSKAZOV
N. N. SERGEEVA
A. A. SIMONOVA
(Moscow, Russia)
(Surgut, Russia)
(Ekaterinburg, Russia)
(Ekaterinburg, Russia)
B. E. STARICHENKO (Ekaterinburg, Russia)
E. E. SYMANIUK
N. G. TAGILTSEVA
L. TSVETANOVACHURUKOVA
QIN
HE
T. N. SHAMALO
E. A. YUGOVA
(Changchun, China)
(Ekaterinburg, Russia)
(Ekaterinburg, Russia)
(Ekaterinburg, Russia)
(Ekaterinburg, Russia)
(Blagoevgrad, Bulgaria)
Стр.3
4
СОДЕРЖАНИЕ
ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Попов М. В., Островкин Д. Л.
Сплошная коллективизация и государственная политика по созданию
сети детских яслей и дошкольных учреждений на селе в конце 1929 — первой
половине 1930-х гг. (на материалах Урала) ........................................................................ 6
СТРАТЕГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Горб В. Г.
Повышение уровня гражданственности как цель образовательного процесса
в вузе ...................................................................................................................................... 13
Матвеева Е. П., Кощеева Е. С.
К вопросу о подготовке бакалавров к цифровизации образования .............................. 22
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Братчикова Ю. В., Волошина Н. С.
Развитие эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста в совместной
игровой деятельности с родителями ................................................................................. 30
ШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Бородина Е. Н., Тагильцева Н. Г., Новоселов С. А.
Организация процесса коллективного рисования на уроках изобразительного
искусства в начальной школе ............................................................................................. 38
Малахова О. А., Тагильцева Н. Г.
Музыкальная игра как средство развития эмоционально-волевой саморегуляции
младших школьников в хоровой деятельности ............................................................... 44
Тихонова Е. В.
Развитие музыкального мышления у младших школьников в процессе обучения
в детских школах искусств .................................................................................................. 51
Храмко В. В.
Подготовка школьников к осуществлению социальной коммуникации
в процессе проектной деятельности .................................................................................. 58
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Баранова Е. М., Кущенко Е. А.
Электронный учебно-методический комплекс как компонент цифровой
образовательной среды колледжа ..................................................................................... 67
Ковалева А. Г., Анчугова О. В., Дымова Е. Е., Курманова Д. И., Ткачева М. В.
Методика междисциплинарных проектов на иностранном языке в вузе .................... 76
Ковалева А. Г., Анчугова О. В., Курманова Д. И., Морозова Н. Н., Ткачева М. В.
Методика обучения чтению научных текстов для реализации
междисциплинарных проектов на иностранном языке ................................................. 84
Корнеева Л. И., Турышева А. И.
Методические аспекты формирования самообразовательной компетенции
в области межкультурной коммуникации у студентов-лингвистов .............................. 92
Никоряк В. В., Днепров С. А.
Методология и методика формирования антикоррупционных ценностей
у будущих правоведов .......................................................................................................... 97
Попов С. Е., Терегулов Д. Ф.
Методика формирования готовности будущих учителей физики к проведению
натурно-вычислительных экспериментов ...................................................................... 105
Стр.4
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ. 2019. № 7
5
Руженцева Н. Б., Суетина А. И., Цзюй Хайна
Концептуальные основы учебного пособия «Практический курс русского языка
для китайских студентов» .................................................................................................. 111
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Краева А. А., Привалова С. Е.
Проблема овладения обучающимися педагогических вузов коммуникативной
компетентностью ................................................................................................................ 117
Липатникова И. Г., Мечик С. В.
Подготовка студентов технических вузов к анализу и оценке химикотехнологического
процесса на основе междисциплинарной интеграции
математики и дисциплин профессионального цикла ................................................... 125
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Водяха С. А., Водяха Ю. Е., Минюрова С. А.
Особенности структуры интеллекта младших школьников,
обучаемых посредством гаджетов .................................................................................... 133
Зеер Э. Ф., Сыманюк Э. Э., Сыманюк Н. В., Сущенко А. Д., Степанова А. А.
Прогнозирование профессионального будущего молодежи как фактор развития
городской среды .................................................................................................................. 141
Мокроусов С. И., Кашина Н. И., Лапенок М. В., Валеева Э. М.
Диагностика одаренности студентов вуза в области художественно-творческой
деятельности с помощью интернет-ресурса ................................................................... 148
Оконечникова Л. В., Вильгельм А. М., Вильгельм А. В.
Исследование связи социально-психологической адаптации с эмоциональным
интеллектом студентов первого курса ............................................................................. 154
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Ахьямова И. А.
Переподготовка и повышение квалификации специалистов в области
дополнительного художественного образования ........................................................... 161
Ахьямова И. А., Стаина О. А.
Культурная инклюзия в художественном образовании г. Екатеринбурга .................. 167
Информация для авторов ............................................................................................................. 173
Стр.5